Изобретение относится к технике срязи, в частности к устройствам для обучения и контроля, может быть использовано для обучения работе на клавиатурных датчиках и является дополнительным к авт.св. № 1180957.
Цель изобретения - расширение дидактичзских возможностей тренажера за счет изменения скорости предъявления текста в зависимости от успешности опознания и воспроизведения запрограммированных для тренировки знаков.
На фиг. 1 изображена структура предлагаемого тренажера; на фиг.2 функциональная схема блока изменения скорости предъявления текста; на фиг, 3 - то же, формирователя кода Морзе.
Тренажер содержит формирователь кода Морзе, блок 2 предъявления звуковой информации, блок 3 анализа передачи, первый и второй блоки 4 и 5 вьщеления пауз, клавиатурный датчик 6, блок 7 управления, блок 8 измерения скорости передачи знаков, одновибратор 9, счетчик 10 ошибок, дешифратор II, блок 12 индикации, транспарант 13, фиксирующий скорость предъявления текста, кнопку 14, обеспечивающую высвечивание скорости (в цифрах - групп в минуту), которой достиг обучаемый в приеме (передаче) в процессе тренировки, и кнопку 15 Пуск.
Блок 2 предъявления звуковой информации включает генератор 16 тональной частоты, аналоговый ключ 17 и головные телефоны 18.
Блок 3 анализа передачи содержит первый и второй регистры 19 и 20, сумматор 21 по модулю два и генератор 22 тактовых импульсов (серий из двадцати импульсов).
Блок 4 (5) выделения пауз содержит инвертор 23, одновибратор 24, элемент И 25 и формирователь 26 одиночных импульсов.
Блок 7 управления включает элемент 27 задержки, первый и второй ключи 28 и 29, триггер 30 и формирователь 31 одиночных импульсов.
Блок 8 изменения скорости передачи текста содержит регистр 32, группы элементов И 33 , - 33, и 34 (где п - число градаций изменения скорости), элементы ИЛИ 35 и 36, триггер 37, счетчик 38 (импульсов),
счетчик 39 (цикла), элемент 40 задержки, счетчик 41 (задержанных ответов) и элемент ЗАПРЕТ 42.
Формирователь 1 кода Морзе содержит распределитель 43 импульсов, элемент ИЛИ 44, переключатели 45, шифратор 46, регистр 47, генератор 48 тактовых импульсов и элементы 49 и 50 задержки.
Датчик 6 и кнопка 15 представляют собой блок ввода ответных действий оператора (не обозначен), а транспарант 13 и кнопка 14 - дополнительный блок индикации (не обозна-
чен).
Тренажер работает следующим образом.
Предварительно переключателями 45 устанавливают знаки (буквы, цифры), т.е. текст, который обучаемый должен отработать в процессе тренировки. Включают питание. Счетчики, распределитель, регистры устанавливаются в исходное состояние, включаются генераторы 16 и 48. Тренажер готов к работе.
Обучаемый нажимает кнопку 15. Импульс с ее выхода поступает на 0 вход распределителя 43, вызвав появление на первом его выходе 1, которая подается- через переключатель
45на соответствующий вход шифратора 46, обеспечивая на его выходе формирование знака кода Морзе в виде двоичного формализованного числа, в котором точка соответствует I, тире 111, а пауза между элементами знака О. Импульс с выхода кнопки 15,
Q пройдя через элемент ИЛИ 44 и элемент 50 задержки, поступает на третий вход регистра 47, осуществив перевод последнего в режим параллельной записи, а пройдя через элемент
49 задержки, поступает на второй вход регистра 47, обеспечив параллельную запись двоичного формализованного числа с выходов шифратора
46в регистр 47. Тактовые импульсы, Q .поступающие с выхода генератора 48
на первый вход регистра 47, производят выдвижение знака, записанного в нем, через первый выход в блок 2 предъявления звуковой информации, 2 в блок 3 анализа передачи и в блок 5 выделения пауз. Сигналы двоичной комбинации знака, воздействуя на управляющий вход аналогового . ключа 17, обеспечивают прохождение тональной частоты генератора 16 на головные телефорны 18, записываются в регистре 20 и инвентированные инвертором 23 поступают через одновиб ратор 24 непосредственно на входы элемента И 15, обеспечив появление на его выходе при паузе между знаками единичного потенциала, превр щаемого формирователем 26 в импульс паузы. По окончании предъявления знака на выходе блока 5 появляется импуль паузы, который поступает на первый вход счетчика 39 и на первый (инфор мационный) вход регистра 32. Тактовые импульсы, подаваемые на второй вход регистра 32 с выхода генератора 48, продвигают этот импульс - ед ницу по разрядам регистра 32. Обучаемый, прослушав предъявленный звуковой образ знака кода Морзе опознает его и нажимает соответств ющую ему клавишу на клавиатуре датчика 6. При нажатии клавиши кодовая комбинация знака с выхода датчика 6 поступает на вход блока 4, на вход элемента 27 блока 7, на вход регист ра 19 блока 3, записавшись в нем, и на первый (единичный вход триггера 37, вызвав появление на его вы ходе единичного потенциала. Если ответ обучаемого по времени не превышает заданной скорости пере дачи текста, то импульс - единица не выходит из регистра 32, так как единичный потенциал с одного из выходов регистра 32 (например, п-1) через элемент И 33, , и элемент ИЛИ -35поступает ка третий вход регистра 32, устанавливая его в исходное состояние, и на второй (нулевой) вход регистра, 37, переводят его в нулевое положение, т.е. в счетчик 4 импульс о задержке ответа не поступает. По окончании комбинации с выхода датчика 6 на выходе блока 4 появляется одиночный импульс, который пос тупает на первый вход триггера 30 и обеспечивает появление на его выходе единичного потенциала, прикладываемого к управляюп(ему входу ключа 28. Этот же импульс с выхода бло ка 4 включает генератор 22, обеспечив подачу серии тактовых импульсов На вторые входы регистров 19 и 20 для считывания информации с них в сумматор 21. На выходе сумматора 294 21 сигнал отсутствует, так как комбинации идентичны. Кодовая комбинация с выхода датчиков, поступившая на вход элемента 27, через время, равное двойному времени знака максимальной длительности, проходит с его выходе через ключ 28, к управляющему входу которого приложен единичный потенциал с выхода триггера 30, на вход формирователя 31. Одиночный импульс с выхода формирователя 31 поступает на первый вход формирователя I и обеспечивает подачу следующего знака аналогично описанному. Если обучаемый неправильно нажал клавишу, которая не соответствует звуковому образу знака, то на выходе сумматора- 21 появляется один или несколько импульсов, которые поступают в одновибратор 9 (длительность импульса одновибратора 9 равна длительности серии импульсов, поступающей с генератора 22). С выхоДа одновибратора 9 импульс поступает в счетчик 10 и фиксирует ошибку. Одновременно этот же импульс поступает на второй вход триггера 30 и переводит последний Б нулевое состояние, т.е. на его выходе появляется единичньм потенциал, который поступает на управляющий вход ключа 29. Коде- вая комбинация, задержанная в элементе 27, через ключ 29 поступает в дешифратор I Г. Сигнал с выхода дешифратора 1 1. высвечивает на табло блока 12 ошибочно переданный знак, а поступив на второй вход формирователя I, обеспечивает повторение звукового образа знака, который обучаемый неправильно воспроизвел. Если ответ обучаемого по времени ревышает заданную скорость передаи текста, то импульс-единица с -го ыхода регистра 32 через элемент 11ПИ 6 поступает в .счетчик 41, которьш иксирует задержанный ответ. После предъявления десяти знаков на выходе счетчика 39 появляется импульс переполнения, который поступает на вход элемента 40 задержки и информационный вход элемента ЗАПРЕТ 42. Если в счетчике 41 зафиксирован только один задержанный ответ (за цикл поступил один импульс), то на его выходе будет нулевой потенциал. мпульс с выхода элемента ЗАПРЕТ 42 ройдет на информационный вход счетчика 3S, обеспечив появление на его первом выходе единичного потенциала, который прикладывается к второму вхо ду элемента И 34-,тем самым соединив предпоследний (п-1) выход регистра 32 через элемент И 34; и элемент ИЛИ 36 с входом счетчика 41 и увеличив скорость предъявления (пере дачи) следующего цикла на одну ступень (на 0,1 группу в минуту). Импульсом с выхода элемента 40, поступившим на вторые входы счетчиков 38 и 41, последние возвращаются в исходное состояние. Если в счетчике 41 зафиксировано два и более задержанных ответов, -на его выходе появляется единичнь1й потенциал, который поступает на запрещающий- вход элемента 42 и предотвращает прохождение импульса с выхода счетчика 39 на вход счетчика 38. Обучаемому следующий цикл текста предъявляется с прежней скоростью. По окончании тренировки обучаемый нажимает кнопку 14. На транспаранте 13 высвечивается число, указьгеающее скорость передачи (приема) текста, которой достиг обучаемый в процессе тренажа. Счетчик 10 показывает число ошибок, допущенных обучаемым в ходе тренировки. По показаниям счетчика 10 и транспаранта 13 судят об успешности тренировки. Формула изобретени 1. Тренажер радиооператоров по авт. св. № И80957, отличающийся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей тре нажера, в него введены одновибратор дополнительный блок индикации и последовательно соединенные дополнительный блок вьщеления паузы и блок измерения скорости передачи знаков. второй вход которого соединен с вторым выходом формирователя кодов Морзе, третий вход соединен с первым выходом блока ввода ответных действий операторов, а выходы соединены с , входами дополнительного блока индикации, вход блока вьщеления паузысоединен с первым выходом формирователя кодов Морзе, выход блока анализа передачи через одновибратор соединен с входом счетчика ошибок и третьим входом блока управления. 2. Тренажер по п.1, о т л и ч аю щ и и с я тем, что в нем блок измерения скорости передачи знаков содержит.две группы элементов И, три счетчика, два элемента ИЛИ, элемент задержки, элемент ЗАПРЕТ, триггер и регистр, выходы которого соединены с первыми входами элементов И первой группы, вторые входы которых соединены с выходом триггера, а выходы через первый элемент ИЛИ соединены с первыми входами регистра и триггера, вторые входы которых являются соответственно первым и вторым входами блока, один из выходов регистра соединен с входом второго элемента ИЛИ, а другие выходы соединены с первыми входами элементов И второй группы, выходы которых через второй элемент ИЛИ соединены с первым входом первого , а вторые входы соединены с выходами второго счетчика, являющимися выходами блока, третий вход регистра и первьй . вход третьего счетчика являются третьим входом блока, выход третьего счетчика соединен с входом элемента задержки и первым входом элемента ЗАПРЕТ, второй вход которого соединен с выходом первого счетчика, а выход соединен с входом второго счетчика, вторые входы:первого и : третьего счетчиков соединены с выходом элемента задержки.
.1
Фиг.З
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер радиотелеграфиста | 1988 |
|
SU1552218A1 |
Тренажер радиооператоров | 1984 |
|
SU1180957A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1223270A1 |
Тренажер телеграфиста | 1990 |
|
SU1753486A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РАДИОТЕЛЕГРАФИСТОВ | 1991 |
|
RU2020538C1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1988 |
|
SU1532963A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1985 |
|
SU1287217A1 |
Устройство для тренировки и контроля профессиональных навыков оператора | 1990 |
|
SU1714650A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1986 |
|
SU1336086A1 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1989 |
|
SU1601622A1 |
Изобретение относится к технике связи, в частности к устройствам для обучения и контроля, может быть использовано для обучения работе на клавиатурных датчиках и является усовершенствованием изобретения по авт,св, № 1180957, Целью изобретения является расширение дидактических возможностей тренажера. Тренажер содержит формирователь кода Морзе, блок предъявления звуковой информации, блок анализа передачи, первый и второй блоки выделения пауз, клавиатурный датчик, блок управления,, блок измерения скорости передачи знаков, одновибратор, счетчик ошибок, дешифратор и блок индикации. При этом блок измерения скорости :ередачи знаков содержит две группы элементов И, три счетчика, два элемента ИЛИ, элемент задержки, элемент ЗАПРЕТ, триггер и регистр. Устс (О ройство позволяет изменять скорость предъявления текста в зависимости от успешности опознания и воспроизrfBB ведения запрограммированных для треW T нировки знаков. 1 з.п, ф-лы, 3 ил.
Тренажер операторов | 1980 |
|
SU907571A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1980 |
|
SU947904A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1986-12-30—Публикация
1984-12-05—Подача