Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при тренировке для проф сионального отбора операторов.
Известно устройство для тренировки оператора, содержащее пульт обучаемого, блок анализа ответов, блок управления, блок программ, регистры,-электроакустический преобразователь и генератор.
Однако это устройство имеет ограниченные дидактические возможности ввиду невозможности непрерывно наращивать объем учебной информации.
Наиболее близким к предлагаемому является тренажер оператора, содержащий последовательно включенные блоки комму.тации, входы группы которого соединены с выходами соответствующих пультов оператора, входы которых подключены к выходу зеукового генератарз, элемент дифференцирования, формирователь коротких иМ пул(сов, первый элемент задержки, блок
управления и блок регистрации, последовательно включенные первь1й счетчик, вход которого связан с вторыми входами блока регистрации и первого элемента ЗАПРЕТ и подключены к первому выходу формирователя коротких импульсов, а выход - к второму входу блока коммутации и через второй элемент задержки - к третьему входу блока регистрации, второй счетчик, выход которого подключен к первому входу Т-триггера, и блок анализа передаваемых знаков (сигналов), второй и третий входы которого связаны с первым и вторым входами блока индикации соответственно и подключены к соответствующим выходам Т-триггера, четвертый вход соединен с выходом блока коммутации, а первый и второй выходы с первыми (информационными) входами первого и второго элементов ЗАПРЕТ соответетвенне, которых подключены к второму и третьему входам блоцэ управяе ния соответственно, четвертый вход которого через третий элемент задержки соединен с выходом первого элемента задержки, при этом второй (управляющий) вход второго элемента ЗАПРЕТ через элемент НЕ подключен к второму выходу формирователя коротких импульсов, а выход формирователя одиночных импульсов - к первому входу блока коммутации.
Данный тренажер не дает возможности взять на контроль, работу того оператора, который по результатам передачи больше всего интересует преподавателя, пока не будет произведена проверка всех (двадца-. ти) операторов. Это приводит к снижению эффективности эксплуатации тренажера ввиду ограничения возможности своевременно и объективно выявить недостатки обучаемых.
Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства путем обеспечения возможности взятия на контроль в процессе тренировки любого оператора сразу же по окончании цикла. Это ускоряет приобретение навыка ритмичности за счет своевременного и объективного выявления преподавателем недостатков в передаче обучаемого и немедленного их устранения.
Поставленная цель достигается тем, что в устройство ДЛЯ: тренировки операторов, содержащее блок коммутации,.информационные входы которого соединены с выходами соответствующих пультов оператора, входы которых подключены к выходу звукового генератора, первый формирователь импульсов, выход которого соединен с первым управляющим входом блока коммутации, триггер, вход .которого подключен к первому входу первого распределителя импульсов и первому входу блока сравнения, а первый и второй выходы - к соответствующим входам индикатора и к второму, и третьему входам блока сравнения соответственно, первый и второй элементы запрета, выходы которых соединены с соответствующими входами второго распределителя импульсов, информационные входы - с соответствующими выходами блока сравнения, а управляющие входы - с первым выходом третьего распределителя импульсов, второй выход которого подключен к синхровходу блока регистрации, третий выход- к входу первого распределителя импульсов, а четвертый и пятый выходы соответственно к третьему и четвертому входам второго распределителя импульсов, выходы которого соединены с соответствующими информационными входами блока регистрации, второй выход первого распределителя импульсов подключен к соответствующему управляющему входу блока коммутации, а третий выход - к установочному входу блока регистрации, введены второй формирователь импульсов, информационные входы которого соединены с соответствующими выходами блока коммутации, а синхровход - с соответствующим первым выходом блока коммутации, третий элемент запрета, информационный вход которого подключен к второму синхровходу блока коммутации, управляющий вход - к выходу второго формирователя импульсов, а выход - к четвертому входу блока сравнения и входу TpeTf ero распределителя импульсов, и генератор, вход которого соединен с выходом второго формирователя импульсов, а выход - с третьим управляющим входом блока коммутации.
Нафиг.1 представленафункциональная схема предлагаемого устройства; на фиг.2 временные диаграммы, поясняющие его работу.
Устройство содержит пульты 1 i-l20 оператора, блок 2 коммутации, формирователь 3 импульсов (для управления коммутацией), генератор 4, блок 5 сравнения, первый 6, второй 7 и третий 8 элементы ЗАПРЕТ, распределитель 9 импульсов, блок 10 регистрации, элемент 11 дифференцирования, формирователь 12 коротких импульсов, элемент НЕ 13, первьи. 14, второй 15 и третий 16 элементы задержки, счетчик 17 (цикла), счетчик 18, Т-триггер 19, индикатор 20, звуковой генератор 21 и формирователь 22 импульсов.
Пульт 1 содержит-телеграс1)ный ключ 23, аналоговый ключ 24 и электпоакустический преобразователь 25 (головные телефоны).
Блок 2 содержит кольцевой сдвиговый регистр 26, элементы И 27i-2720. триггеры 281-2820, первый 29 и второй 30 элементы ИЛИ, элемент 31 задержки и элементы 32i3220 индикации.
Формирователь 3 содержит кнопки 33i3320 Контроль, элементы И 34i-342o, первый 35 и второй 36 элементы ИЛИ, элемент ЗАПРЕТ 37, триггер 38 и элемент 39 задержки.
Блок 5 содержит элементы И 40,41 и 42, делитель43 натри, генератор44 временных меток, элемент ЗАПРЕТ 45 и элемент ИЛИ 45.
Распределитель 9 содержит реверсивный кольцевой регистр 47 сдвига, переключатель 48 и элементы ИЛИ 49,50 и 51.
Блок 10 содержит элементы И 52,53 и 54 и счетчики 55,56 и 57.
Счетчики 17 и 18 и элемент 16 являются распределителем 58 импульсов, а формирователь 12 и элементы 11,13,14 и 15-распределителем 59 импульсов.
Устройство работает следующим образом.
Предварительно испытуемым показывают, как правильно пользоваться ключом 23 при передаче точек (тире), и после пятиминутной тренировки предлагают при загорании транспаранта Режим 1 работать на телеграфном ключе 23 так, чтобы длительности нажатия ключа 23 (посылка точки) и отпускания (паузы между точками) были равны, а при загорании транспаранта Режим 2 так, чтобы длительность нажатия ключа 23(посылка тире) была в три раза больше длительности отпускания (паузы между тире).
Затем руководитель нажимает кнопку формирователя 22 Пуск. Триггер 19 устанавливается в первое положение, соответствующее появлению 1 на первом выходе, триггеры 28 - в исходное (нулевое) срстояние, а в регистр 26 записывается 1, подготавливая цепи для контроля за работой обучаемого, сидящего за пультом 1i.
Обучаемые, увидев загорание транспаранта Режим , начинают передавать точки. При нажатии ключа 23 сигнал с его выхода поступает на управляющий вход ключа 24, обеспечивая прохождение тональной частоты с выхода генератора 21 к головным телефонам преобразователя 25. Это дает возможность обучаемым контролировать на слух длительность передаваемых сигналов и пауз между ними.
Одновременно сигналы с выхода телеграфных ключей 23 подаются на входы группы блока 2. Так как на первом выходе регистра 26 имеется единичный потенциал, то сигнал, поступивший с выхода ключа 23 пульта 1i, проходит через элемент И 27i на первый вход триггера 28i, обеспечивая его срабатывание и загорание индикатора 32i, сигнализирующего о взятии на контроль работы оператора, сидящего за пультом 1i, и через элемент ИЛИ 29 и элемент ЗАПРЕТ В, на управляющий вход которого подан нулевой потенциал с выхода триггера 38, поступает на вход включения генератора 44, запуская последний, на первый вход элемента И 40, обеспечивая прохождение временных меток с выхода генератора 44 на первые входы элементов 41 и 42, и на управляющий вход элемента 45, предотвращая поступление временных меток на первый, вход регистра 47.
Сигнал с выхода элемента 8 также поступает на з/темент 11, импульсы с выхода которого пьдаются на формирователь 12. Короткий импульс прямоугольной формь с
первого выхода формирователя 12 длительностью меньше суммы времени задержки элементов 14 и 15 подается на вторые входы элементов И 52, 53 и 54, но считывания не
5 производит, так как на выходах регистра 47 единичный потенциал отсутствует, а счетчик 17, фиксируя прохождение первой точки, на вход элемента 14, импульсе выхода которого, поступая на третий вход регистра 47,
0 подтверждает нахождение последнего в исходном состоянии, а пройдя элемент 15, поступает на вход регистра 47. Так как на первом выходе триггера 19 имеется единичный потенциал, то временные метки с выхода генератора 44 проходят через элементы 40, 41 и 46 на информационный вход элемента 6. По окончании короткого импульса, подаваемого на управляющий вход элемента 6, временные метки поступают на вход
0 регистра 47 и производят сдвиг 1 влево.
По окончании нажатия (точки) на вход элемента 40 и управляющий вход элемента 45 подается нулевой потенциал, который прекращает поступление временных меток
5 на вход регистра 47 и обеспечивает их появление на выходе элемента 45. Временные метки с выхода элемента 45 подаются на информационный вход элемента 7. на управляющий вход которого поступает короткий импульс с выхода элемента 13, соединенного входом с выходом формирователя 12. По окончании поступления короткого импульса с выхода элемента 13 временные метки с выхода элемента 7 поступают на вход регистра 47 и производят сдвиг Г вправо.
Если переданная точка по длительности больше паузы, то 1 в регистре 47 останавливается на выходе разряда, соединенного
0 с элементом 49, выход которого подключен к первому входу элемента 52.
Если переданная точка меньше паузы, то Г в регистре 47 останавливается на вы5 хоДе разряда, соединенного с элементом 51, выход которого подключен к входу элемента 54.
При равенстве переданных точки и паузы 1 останавливается на выходе разряда, соединенного с элементом 50, выход которого подключен к входу элемента 53.
При повторном нажатии ключа 23 пульта 1i импульс с выхода формирователя 12 5 поступает на входы элементов 52-54 и проходит через тот элемент И, на входе которого имеется единичный потенциал. Соответствующий из счетчиков 55-57 фиксирует нарушение соразмерности или ее отсутствие.
При поступлении следующей точки блоки и элементы устройства работают аналогично.
При поступлении на контроль шестой точки, на выходе счетчика 17 появляется импульс переполнения, фиксирующий окончание цикла, который поступает через элемент 30 на входы триггеров 28, выключая элемент 321, на вход регистра 26, перемещая 1 на второй, разряд (выход), т.е. подключая обучаемого, сидящего за пультом 12, на входы кнопок 33, но дальше не проходит (кнопки отжаты), на вход счетчика 18, фиксируя произведенный контроль оператора, и на вход элемента 16 задержки, импульс с выхода которого пос17пает на вход блока 10, возвращая в исходное состояние счетчики 55-57.
Результаты контроля обучаемого руководитель записывает в тетрадь.
После первого контроля последнего обучаемого (20-го) устройство переходит к второму, а затем к третьему контролю, по окончании которого на выходе счетчика 18 появляется импульс (переполнения). Этот импульс включает генератор 44 и перебрасывает триггер 19 во второе положение, обеспечивая загорание транспаранта Режим-2 в индикаторе 20 и .подготавливая цепь для прохождения временных меток от генератора 44 через элемент 42 в делитель 43 на три.
Обучаемые приступают к передаче тире.
Сигнал тире, переданный обучаемым с пульта11,1 включает генератор 44 м обеспечивает прохождение временных меток через элементы 40 и 42 на вход делителя 43, с выхода последнего временные метки поступают через элемент 46 на вход распределителя 9. Остальные блоки и элементы устройства работают, как и при передаче точки.
После трехкратного контроля передачи тире-устройство снова переходит на контроль точек.
Если в процессе автоматического (поочередного) контроля возникает необходимость выборочной проверки того или иного обучаемого, то преподаватель нажимает кнопку 33 Контроль оператора, которого надо проконтролировать, например, сидящего за пультом 1 is.
При появлении на выходе счетчика 17 импульса (фиг. 2а), например, после первого цикла последний поступает на вход счетчика 18, фиксируя произведенный контроль, например, первого оператора, на вход элемента 16, задержанный импульс с выхода
которого (фиг.2б), поданный на вход блока 10, возвращает счетчики 55-57 в исходное состояние, и через элемент 30 на вход регистра 26, перемещая 1 на следующий (второй) разряд (фиг.2в), и на вторые входы триггеров 28, возвращая их в исходное состояние.
Одновременно импульс с выхода элемента 30 подается в формирователь 3 и через нажатую кнопку 33 поступает набход элемента 35. С выхода элемента 35 импульс через элемент 39, время задержки которого равно сумме времени срабатывания элемента 34 и перемещения единичного потенциала в регистре 26 -на следующий выход, поступает на информационный вход элемента 37 ЗАПРЕТ.
Так как на вход элемента 34i5 единичный потенциал с выхода регистра 26 еще не подан, то на управляющем входе элемента 37 имеется нулевой потенциал. Импульс с выхода элемента 37поступает на вход триггера 38, обеспечивая появление на его выходе единичного потенциала (фиг.2 г). Этот. потенциал прикладывается к управляющему входу элемента 8, предотвращая подачу информации с выхода блока 2 на входы блока 5 и элемента 11 (исключая ложные срабатывания в последующей схеме) и к входу генератора 4, обеспечивая подачу с его выхода задержанного импульса (последовательности импу71ьсов, фиг.2д) для продвижения 1 в регистре 26 блока 2.
При перемещении 1 в регистре 26 на выход, взятый на контроль (15), единичный потенциал с пятнадцатого разряда регистра 26 подается на вход элемента 34i5, на который через элемент 30 и нажатую кнопку 33 is поступает импульс с выхода генератора 4. Импульс с выхода элемента 34i5 через элемент 36 поступает на вход триггера 38 (фиг.2г), перебрасывая его в нулевое положение, и на управляющий вход элемента 37 ЗАПРЕТ, предотвращая подачу импульса на вход триггера 28. Нулевой потенциал с выхода триггера 38, приложенный к управляющему входу элемента 8, обеспечивает передачу информации с первого выхода блока 2 на входы блока 5 и элемента 11, выключает генератор 4. Устройство контролирует работу оператора, сидящего за пультом 1l5.
Использование изобретения в устройствах для начальной подготовки операторов повышает эффективность тренажа и ускоряет приобретение навыков ритмичности за счет своевременного и обьективного выявления недостатков в передаче обучаемых (нарушении соразмерности) и применения соответствующих методик, позволяющих
устранить эти недостатки. При невозможности устранения обучаемым своих недостатков можно своевременно п кратить его тренировку, предотвратив излишние материальные затраты. Осуществление выборочного контроля отдельных обучаемых при постоянном контроле всех операторов повышает результативность обучения за счет более тщательного и объективного анализа передачи слабоуспевающих операторов и применения к ним индивидуальных методов обучения.
Применение устройства при профессиональном отборе операторов позволяет более объективно оценить имеющиеся у испытуемых навыки ритмичности и уменьшить случайный фактор набора специалист Формула изо бретения Устройство для тренировки операторов, содержащее блок коммутации, информационные входы которого соединены с выходами соответствующих пультов оператора, входы которых подключены к выходу звукового генератора, первый формирователь импульсов, выход которого соединен с первым управляющим входом блока коммутации, триггер, вход которого подключен к первому выходу первого распределителя импульсов и первому входу блока сравнения, а первый и второй выходы - к соответствующим входам индикатора и к второму и третьему входам блока сравнения соответственно, первый и второй элементы запрета, выходы которых соединены с соответствующими входами второго распределителя импульсов, информационные входы - с соответствующими выходами блока сравнения, а управляющие входы - с первым выходом третьего распределителя импульсов, второй выход которого подключен к синхровходу блока регистрации, третий выход- к входу первого распределителя импульсов, а четвертый и пятый выходы соответственно к третьему и четвертому входам второго распределителя импульсов, выходы которого соединены с соответствующими информационными входами блока регистрации, второй выход первого 1)аспределителя импульсов подключен к соответствующему управляющему входу блока коммутации, а третий выход - к установочному входу блока регистрации, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены второй формирователь импульсов, информационные входы которого соединены с соответствующими выходами блока коммутации, а синхровход-с соответствующим первым выходом блока коммутации, . третий элемент запрета, информационный вход которого подключен к второму синхровходу блока коммутации, управляющий вход - к выходу второго формирователя импульсов, а выход - к четвертому входу блока сравнения и входу третьего распределителя импульсов, и генератор, вход которого соединен с выходом второго формирователя импульсов, а выход - с третьим управляющим входом блока коммутации.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер оператора | 1990 |
|
SU1748167A1 |
Устройство для психофизиологических исследований оператора | 1990 |
|
SU1751794A1 |
Устройство для тренировки памяти оператора | 1990 |
|
SU1730653A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ОПЕРАТОРОВ | 1991 |
|
RU2020599C1 |
Устройство для тренировки памяти обучаемого | 1988 |
|
SU1580421A1 |
Устройство для психофизиологических исследований и оценки профессиональной пригодности операторов | 1990 |
|
SU1778769A1 |
Устройство для тренировки памяти обучаемого | 1989 |
|
SU1683053A1 |
Устройство для тренировки памяти оператора | 1989 |
|
SU1651307A1 |
Устройство для контроля профессиональной пригодности радиотелеграфистов | 1987 |
|
SU1538181A1 |
Устройство для тренировки памяти обучаемого | 1988 |
|
SU1524083A1 |
Изобретение'относится к автоматике и может быть использовано при тренировкесператоров. Для расширения дидактических возможностей в устройство, содержащее блок коммутации, звуковой генератор, пульты оператора', первый формирователь импульсов, триггер, первый распределитель импульсов, блок сравнения, индикатор, первый и второй элементы запрета, второй и третий распределители импульсов и блок регистрации, введены второй формирователь импульсов, третий элемент запрета и генератор.. Данное устройство позволяет более объективно оценить имеющиеся у испытуемых навыки ритмичности и уменьшить случайный фактор набора специалистов. 2 ил.
(fJu.Z
Тренажер радиотелеграфиста | 1983 |
|
SU1141441A1 |
кл | |||
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
кл | |||
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Приспособление для установки двигателя в топках с получающими возвратно-поступательное перемещение колосниками | 1917 |
|
SU1985A1 |
Авторы
Даты
1992-01-30—Публикация
1989-11-16—Подача