Индуктор электрической машины Советский патент 1992 года по МПК H02K3/46 H02K9/20 H02K55/02 

Описание патента на изобретение SU1713021A1

Изобретение относится к электрическим машинам, в частности к Лндукторам криогенной электрической машины с гиперпроводниковой обмоткой возбуждения.

Известен индуктор электрической машины, в котором с целью уменьшения массогабаритных показателей используется охлаждение активных частей водородом, а обмотка выполнена из чистого алюминия.

Полюсные катушки обмотки имеют плоскую форму и намотаны ленточным проводником в один ряд. Между витками проводников в катушке проложены изоляционные прокладки, которые своими промежутками образуют каналы для прохода жидкого водорода, охлаждающего обмотку.

В известном индукторе на верхние витки обмотки при вращении действует нагрузка от центробежных сил от всех витков обмотки. Вследствие низких механических свойств материала проводника обмотки это ограничивает радиальный размер катушек. Это сдерживает увеличение частоты вращения индуктора и диаметра его активной части.

Известен индуктор электрической машины, принятый за прототип.

Индуктор снабжен установленными на валу, в зоне лобовых и пазовых частей обмотки, опорными гребенками, между которыми уложены витки обмотки с образованием каналов для прохода хладагента, а в ферромагнитных сердечниках выполнены в шахматном порядке по длине и высоте сердечника поперечные канавки для размещения кольцевых бандажей, охватывающих слои обмотки.

Известный индуктор имеет эффективную систему охлаждения обмотки возбуждения. Гиперпроводниковая обмотка по ее высоте механически разгружена от собственных центробежных сил путем ее послойного бандажирования.

Наряду с этим указанный индуктор имеет следующий недостаток. Эффективная система охлаждения о§1иотки возбуждения достигается за счет значительного уменьшения сечения силовой части зубцовой зоны элементов размещения обмотки, необходимой для передами крутящего момента и удержания катушек обмотки при их взаимодействии в магнитном поле, что приводит к снижению надежности.

Целью изобретения является повышение надежности индуктора электрической машины путем увеличения прочности элементов размещения обмотки.

На фиг. 1 изображен индуктор электрической машины, общий вид; на фиг.2, 3 изображены соответственно лобовая и активная части обмотки возбуждения с элементами ее размещения; на фиг.4, 5 изображены в аксонометрии элементы каркаса для активной и лобовой частей обмотки возбуждения; на фиг.6, 7 изображена полюсная часть каркаса с обмоткой, в двух проекциях.

Индукто0 электрической машины содержит обмотку 1, выполненную.из гиперпроводника, например из сверхчистого алюминия, еал 2 с ферромагнитными сердечниками 3, наружную обечайку-криостат 4, каркас 5 для размещения активной части обмотки, состоящий из цилиндрического основания 6 с радиальными каналами У для циркуляции хладагента и продольных волнообразных ребер 8, каркас 9 для размещения лобовой части обмотки, состоящий из цилиндрического основания 10с радиальными каналами 11 для циркуляции хладагента и кольцевых волнообразных ребер 12. Волнообразные ребра и боковые поверхности витков обмотки образуют радиальный канал 13. являющийся продолжением канала 7 или 11 и обеспечивающий циркуляцию хладагента по всем слоям каркаса, Вал ротора содержит канал 14 подачи хладагента

в жндуктор, коллектор 15 и каналы 16 раздачи хладагента, каналы 17 сбора и каналы 18 выхода хладагента.

Из фиг.7 видно размещение каналов в

шахматном порядке, образованных волнообразными ребрами и торцевыми поверхностями обмотки.

Высота ребер каркасов вылолнена равной величине уложенных, между ними слоев

обмотки, чтобы проводники не были пережаты при монтаже наружной обечайкой и не имели зазора в пазах по их высоте, что может влиять на виброактивность индуктора. При вращении индуктора внутренние

каркасы в поле центробежных сил действуют собственной силой на внешние обечайки и все вместе на наружную обечайку, при этом каждый слой обмотки, уложенный в пазы и ограниченный по высоте поверхностьЮ смежного с ним каркаса или наружной обечайкой, подвержен только собственным центробежным силам и не имеет первоначального напряженного состояния при изготовлении индуктора как, например, при

послойном бандажировании в прототипе.

В рабочем состоянии при вращающемся индукторе в канал 14, расположенный в центре вала 2, подается жидкий хладагент, который за счет центробежных сил попадает в коллектор 15, затем в каналы 16 раздачи хладагента. Обмотка возбуждения 1. по каналамТЗ прохода хладагента под действием центробежных сил заполняется хладагентом по всей высоте и этот уровень поддерживается на всем протяжении работы индуктора. Хладагент, соприкасаясь в каналах 13 с большей частью открытой боковой поверхности обмотки 1, отводит тепло, выделяемое обмоткой, обеспечивая равномернее температурное состояние обмотки {поддерживая постоянным удельное сопротивление при данной температуре). Образующиеся при этом пары хладагента подаются в каналы 17 сбора хладагента и

отводятся из индуктора по каналу 18 выхода хладагента.

Предлагаемое техническое решение позволяет по сравнению с прототипом повысить надежность индуктора за счет

увеличения прочности элементов размещения обмотки возбуждения путем выполнения их каркасами, а силовой части этого каркаса - непрерывными по длине волнообразными ребрами, что позволяет увеличить

сечение силовой части (ребер).

Формула изобретения Индуктор электрической машины, содержащий вал с ферромагнитными сердечниками полюсов, гиперпроводниковую

многослойную обмотку врзбуждения с элементами размещения этой обмотки, расположенную концентрично относительно ферромагнитных сердечников, каналы для прохода хладагента и наружную обечайку, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем увеличения прочности элементов размещения обмотки, каждый ряд многослойной обмотки расположен в каркасе, выполненном из изоляционного материала и состоящем из цилиндрического основания и продольных волнообразных ребер в активной части ротора и кольцевых волнообразных ребер в лобовой части, причем основание каждого Последующего в радиальном направлении каркаса расположено на вершинах ребер предыдущего каркаса, высота ребра каркаса выбрана не меньше высоты слоя обмотки, уложенной в этот каркас, а волнообразные ребра образуют с обмоткой каналы, расположенные в шахматном порядке вокруг каж0дого ребра, и в основании каркаса выполнены радиальные отверстия, образующиеся с каналами в ребрах радиальные каналы циркуляции хладагента.

Похожие патенты SU1713021A1

название год авторы номер документа
ИНДУКТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1988
  • Барбашев Э.В.
  • Васюков С.А.
  • Душков Н.С.
  • Круглин В.А.
  • Рубинраут А.М.
  • Самойлов С.Ф.
SU1575893A1
Закрытая обдуваемая электрическая машина 1990
  • Коцюбенко Валерий Павлович
  • Бондарев Виктор Николаевич
SU1725328A1
ИНДУКЦИОННО-ДИНАМИЧЕСКИЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ЦИКЛИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ 2011
  • Болюх Владимир Федорович
  • Лучук Владимир Феодосьевич
  • Щукин Игорь Сергеевич
RU2467455C2
Сердечник цилиндрического линейного индукционного насоса и цилиндрический линейный индукционный насос 2020
  • Петрунин Владимир Павлович
  • Богомолов Александр Сергеевич
  • Балашов Владимир Александрович
RU2765977C2
Электрическая машина 1983
  • Куцын Николай Андреевич
  • Поршнев Юрий Васильевич
  • Збарский Леонид Александрович
  • Матушевский Вацлав Цезаревич
  • Ширнин Иван Григорьевич
SU1159113A1
Двухмашинный агрегат транспортного средства 1990
  • Осичев Василий Петрович
  • Сысоев Валентин Сергеевич
  • Вовк Владимир Иванович
  • Осичев Александр Васильевич
SU1823081A1
СИНХРОННАЯ ПОПЕРЕМЕННО-ПОЛЮСНАЯ МАШИНА 2003
  • Гогин А.В.
RU2233532C1
РОТОР СИНХРОННОЙ ЯВНОПОЛЮСНОЙ МАШИНЫ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 1990
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2046499C1
ИНДУКТОРНЫЙ ГЕНЕРАТОР С ВОЗДУШНОЙ СИСТЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯ 2021
  • Андреев Александр Самуилович
  • Сугробов Анатолий Михайлович
  • Русаков Анатолий Михайлович
RU2770909C1
Магнитопровод индуктора цилиндрического линейного индукционного насоса и цилиндрический линейный индукционный насос 2020
  • Петрунин Владимир Павлович
  • Богомолов Александр Сергеевич
  • Балашов Владимир Александрович
RU2765978C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 713 021 A1

Реферат патента 1992 года Индуктор электрической машины

Изобретение относится к электрическим машинам, в частности к индукторам криогенной электрической машины с гиперпроводниковой обмоткой возбуждения. Целью изобретения является повышение надежности индуктора путем увеличенияпрочности элементов размещения обмотки. Индуктор электрической машины содержит обмотку, вал ферромагнитный, сердечник, обечайку-каркас, каркас из изоляционного материала для размещения активной части обмотки, состоящий из цилиндрического основания с радиальными каналами для цир- куляц-ии хладагента и продольных волнообразных ребер, каркас из изоляционного материала для размещения лобовых частей обмотки, состоящий из цилиндрического основания с радиальными каналами для циркуляции х_ладагента и кольцевых волнообразных ребер. Волнообразные ребра и боковые поверхности витков обмотки образуют радиальный канал, являющийся продолжением канала или обеспечивающий циркуляцию хладагента ко всем слоям каркаса. Данное техническое решение позволяет повысить надежность индуктора за счет увеличения прочности элементов размещения обмотки возбуждения. 7 ил.слс

Формула изобретения SU 1 713 021 A1

15 1 -2 1 vi™ J 44 4 i.-/ / фиг,:з Вануум

8

rJ.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1713021A1

Патент СШАN? 4739200, Н 02 К 9/00
Механическая топочная решетка с наклонными частью подвижными, частью неподвижными колосниковыми элементами 1917
  • Р.К. Каблиц
SU1988A1
кл
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Механическая топочная решетка с наклонными частью подвижными, частью неподвижными колосниковыми элементами 1917
  • Р.К. Каблиц
SU1988A1

SU 1 713 021 A1

Авторы

Барбашев Эдуард Валентинович

Васюков Сергей Афанасьевич

Душков Николай Сергеевич

Круглин Вадим Алексеевич

Рубинраут Александр Моисеевич

Самойлов Савосьян Федорович

Косяков Константин Юрьевич

Даты

1992-02-15Публикация

1989-12-08Подача