Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках скоростей и подач металлорежущих станков, имеющих ступенчатое изменение скоростей вращения валов.
Известны многоступенчатые зубчатые ..передачи коробок скоростей и подач станков со сменными колесами.
Недостатками известных конструкций являются сравнительно длительная их перенастройка, а также высокая виброактивность, низкая нагрузочная способность и надежность.
Наиболее близкой к предлагаемой является зубчатая передача, содержащая валы, установленные на них зацепляющиеся цилиндрические зубчатые колеса, по крайней мере одно из которых выполнено в виде закрепленного на валу конического упорно- то диска и установленного с возможностью осевого перемещения опертого выполненной на нем соответствующей внутренней конической поверхностью на диск венца.
Недостатком конструкции является низкая надежность.
Цель изобретения - повышение надежности.
Поставленная цель достигается тем, что в зубчатой передаче, содержащей валы, установленные на них зацепляющиеся цилиндрические зубчатые колеса, по крайней мере одно из которых выполнено в виде закрепленного на валу конического упорного диска и установленного с возможностью осевого перемещения опертого выполненной на нем соответствующей внутренней конической поверхностью на диск венца, в передачах с косозубыми колесами, угол конусности соответствующих контактирующих поверхностей диска и венца и диаметр большего основания образованного этими поверхностями конуса выбраны в диапазонах
2(arctgI r-|)
( х (arctg-t 7Ј
+ Ј),(d -6i5m)dk
(),
гдео -угол зацепления; / -угол наклона зубьев; | - угол самоторможения; d - диаметр делительной окружности; m - модуль
зубьев; В - ширина зубчатого венца (расстояние от торца с кольцевой конической проточкой до прот-иволежащего торца зубчатого венца), причем направления наклонов зубьев на шестернях скользящего.
0 блока выполнены противоположными друг другу и выбраны из условия поджима шестерни к соответствующему базирующему элементу при передаче нагрузки.
Для уменьшения усилия переключения
5 передач за счет снижения сил трения в сопряжении конических поверхностей базирующих элементов и зубчатых колес на одной из взаимодействующих конических поверхностей пары базирующий элемент0 шестерня выполнены прорези для уменьше- ния площади контакта упомянутых поверхностей.
На фиг. 1 показана зубчатая передача; на фиг. 2 - схема взаимодействия блока
5 шестерен с базирующим элементом; на фиг. 3 - вариант выбора направления наклона зубьев в зависимости от направления вращения (ведущий элемент - зубчатое колесо 2 блока 1).
0 Зубчатая передача содержит скользящий блок шестерен 1 с двумя зубчатыми венцами 2 и 3, неподвижный в осевом направлении блока шестерен 4 с венцами 5 и 6, зубчатое колесо 7 .постоянно зацепляю5 щееся с венцом 6, установленные на валах 8, 9 и 10 с возможностью вращения.
На валу 8 со скользящим блоком шестерен 1 установлены базирующие элементы 11,12 для ограничения радиальных и осевых
0 перемещений скользящего блока шестерен 1 после ввода шестерен 2 или 3 в зацепление на полную рабочую ширину с венцами 5,6. Зубчатые венцы 2,3,5,6 и 7 выполнены с косыми зубьями. При этом на венцах 2 и 3 направления наклона зубьев (в зависимости от направления вращения вала 8) выбираются таким образом, чтобы при передаче нагрузки парами 2-5 или 3-6, венцы 2 или 3 поджимались к базирующим элемейтам 11, 5 12 под действием силы R (результирующая осевой Рос и радиальной Ррад составляющих нагрузки) (фиг. 2 и 3).
Базирующие элементы 11, 12 выполнены в виде усеченных конусов, обращенных 10 меньшими основаниями к торцовым поверхностям шестерен 2. и 3 скользящего блока 1. На торцовых поверхностях скользящего блока шестерен 1, обращенных к базирующим элементам 11,12, выполнены ответные базирующим элементам 11 и 12 проточки.
Угол конусности базирующих элементов 11, 12.выбирается из условия действия результирующей осевой и радиальной сил R по нормали к базирующей поверхности 13 15 или 14.
P tgg 97 Ppug P-tgawcos где Р - окружная сила;
/5-угол наклона зубьев;
угол зацепления.
Тогда у arctg Ј ПРИ этом в03
ожно отклонение от нормали к базирующей поверхности в пределах угла самоторможе- . нияЈ для исключения перекоса скользящего блока шестерен 1 под действием появляющейся в этом случае направленной вдоль конусной поверхности составляющей результирующей силы R.
С учетом этого.
20
30
2 ( arct9 -®-Y-2(arclgWEf
Диаметр большего основания усеченного конуса образованного конической поверхностью 15 или 16 на торце зубчатого венца 2 или 3 die выбирается из условия
dK d - (6,5 . m - В . tgy)
так как если - В . tgjVo результирующая сила выходит за габариты опорной конической поверхности 13, 14 на базирующем элементе 11 или 12, что приводит к возникновению перекосов скользящего блока 1 на валу 8.
При dK d - 6,5 m - толщина обода со стороны торца с конической проточкой становится меньше двух модулей, что приводит к поломке зубьев.
Для уменьшения усилия выключения передач за счет снижения сил трения в сопряжении конических поверхностей 13-.16 базирующих элементов 11, 12 и зубчатых колес 2, 3 могут выполняться прорези (на фиг. 1,2,3 не показаны), уменьшающие площадь контакта упомянутых конических поверхностей.
5
10
15
.
20
30
25
3Q
«с
40
При работе передачи венец 2 или венец 3 вводится в зацепление соответственно с венцом 5 или венцом 6. После полного ввода в зацепление зубьев венца 2 или зубьев венца 3 скользящий блок шесгерен 1 опирается конической опорной поверхностью 15 или 16 на коническую опорную поверхность 13 или 14 базирующих элементов 11 или 12.
При передаче мощности, силы действующие в косозубом зацеплении венцов 2-5 или венцов 2-6 воздействуют на зубчатый венец 2 или 3 таким образом, что скользящий блок шестерен 1 поджимается к базирующим элементам 11 или 12, что позволяет исключить самовыключение блока 1 в процессе работы и устранить радиальные и окружные перемещения блока 1 относительно вала 8. В результате за счет снижения динамической составляющей нагрузки и повышения коэффициента перекрытия увеличивается нагрузочная способность и v снижается виброакустическая активность передачи и, таким образом, повышается надежность.
Передача проста по конструкции, технологична, обладает высокими технико-экономическими показателями.
Формула изобретения
1. Зубчатая передача, содержащая валы, установленные на них зацепляющиеся цилиндрические зубчатые колеса, по крайней мере одно из которых выполнено в виде закрепленного на валу конического упорного диска и установленного с возможностью осевого перемещения опертого выполненной на нем соответствующей внутренней конической поверхностью на диск венца, от- личающаяся тем, что, с целью повышения надежности передачи с косозубыми колесами, угол конусности соответствующих контактирующих поверхностей диска и венца и диаметр большего основания образованного этими поверхностями конуса выбраны в диапазонах
2(arag| M)2(arc,g||Ue
(d-6,5m)dk(d-B-tgy), где у - угол конусности контактирующих поверхностей диска и венца;
/ -угол наклона зубьев колес; QW-угол зацепления; Ј - угол самоторможения;
dK - диаметр большего основания конуса, образованного контактирующими поверхностями диска и венца;
d - диаметр делительной окружности венца;
m - модуль зубьев венца;
В - ширина венца.
2. Передача по п. 1, отличающая- поверхностей диска и венца выполнены па- с я тем, что на одной из контактирующих зы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
САМОЗАТЯГИВАЮЩИЙСЯ СИНХРОНИЗАТОР | 2016 |
|
RU2627911C1 |
Зубчатое колесо | 1990 |
|
SU1832168A1 |
СОСТАВНОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 1991 |
|
RU2019771C1 |
ЭЛЕКТРОМОБИЛЬНЫЙ ВАРИАТОР | 1998 |
|
RU2175415C2 |
РЕДУКТОР ПОВОРОТНОГО МЕХАНИЗМА КРАНА | 1992 |
|
RU2043551C1 |
РОТОРНАЯ ОБЪЁМНАЯ МАШИНА | 2018 |
|
RU2701306C1 |
Механизм передачи крутящего момента агрегатам турбореактивного двигателя (ТРД), центральная коническая передача (ЦКП) ТРД, главная коническая шестерённая пара ЦКП ТРД, корпус ЦКП ТРД, ведущее зубчатое коническое колесо ЦКП, ведомое зубчатое коническое колесо ЦКП, узел ЦКП ТРД | 2016 |
|
RU2636626C1 |
ПЕРЕДАЧА | 1991 |
|
RU2017033C1 |
ПРЕЦИЗИОННАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА | 2016 |
|
RU2744418C2 |
Многопоточный двухступенчатый редуктор опорно-трансмиссионного узла ветроэнергетической установки | 1989 |
|
SU1796044A3 |
Изобретение относится к машиностроению, к переключаемым косозубым зубчатым передачам. Цель изобретения - повышение надежности передачи с косозубыми колесами -достигается за счет использования дополнительных опорных элементов для передвижных колес, уменьшающих люфты и повышающих жесткость зацеплений. Осе- подвижный венец 2 .косозубого колеса в зацеплении с ответным ему колесом 5 оперт на конический диск 11. Геометрические параметры диска 11 выбраны из соото i fift ношений: 2(arctg-j- --Ј)уЈ2 х х (arct9 --t-|),(d-6.5m)dk (d-Btgy),
11
фиг.З
Свирщевский Ю.И., Макёйчик И.И | |||
Расчет и конструирование коробок скоростей и передач | |||
Минск, 1976, с | |||
Насос | 1917 |
|
SU13A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
; | |||
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ Ы- | 0 |
|
SU326176A1 |
Способ очищения сернокислого глинозема от железа | 1920 |
|
SU47A1 |
.;:,; |
Авторы
Даты
1992-02-28—Публикация
1989-12-26—Подача