Изобретение относится к уплотнитель- ной технике, в частности.к уплотнениям судовых гребных валов. .
Цель изобретения - повышение надежности аварийного уплотнительного устройства. . / . ; .
На фиг. 1 изображен вариант аварийного уплотнительного устройства торцового типа в положении Открыто и смонтированного в машинном отделении судна вместе с обычным уплотнением гребного вала; на фиг.2 - кольцо, герметично устанавливаемое на гребном валу; на фиг.З - сечение А-А на фиг. 1; на фиг.4 - сечение Б-Б на фиг.1; на фиг.5 - сечение В-В на фиг.З; на фиг,$ - аварийное уплотнительное устройство торцового типа в положении Закрыто ; на фиг.7 - аварийное уплотнительное устройство радиального типа в положении Открыто ; на фиг.8 - то же, в положении Закрыто ; на фиг.9 - верхняя часть другого варианта аварийного уплотнительного устройства торцевого типа в положении Закрыто, снабженного клапаном и расположенного в машинном отделении судна; на фиг. 10 - аварийное уплотнительное устройство торцового типа (вариант) в положении Открыто ; на фиг.11 - то же. в положении Закрыто, где кинематическая связь между перемещаемым кольцом и приводом выполнена с использованием эксцентричных пальцев; на фиг.12 - аварийное
00
Ч
со
GO
СА
уплотнительное устройство торцового типа (вариант) в положении Открыто ; на фиг.13 - то же, в положении Закрыто, где кинематическая связь между перемещаемым кольцом и приводом выполнена с использованием перемещаемых вдоль устройства пальцев; на фиг. 14 - вариант аварийного уплотнительного устройства торцового типа, установленного за бортом судна и смон- тированного вместе с обычным уплотнением гребного вала, причем кинематическая связь между перемещаемым кольцом и приводом выполнена в виде зубчатого зацепления; на фиг.15 - сечение Г-Г на фиг. 14; на фиг. 16 - вариант устройства в положении Закрыто ; на фиг. 17 - вариант аварийного уплотнительного устройства торцового типа в положении Открыто, установленного также за бортом судна; на фиг.18 - сечение Д-Д на фиг:17; на фиг.19 - вариант находящегося в машинном отделении устройства с приводом перемещения винтового типа; на фиг.20 - вид Е на фиг.19; на фиг.21 - вид Ж на .фиг.19; на фиг.22 - вариант находящегося в машинном отделении устройства с ручным приводом перемещения штурвального типа; на фиг.23 - сечение И-И на фиг.22.
Первый вариант аварийного уплотнительного устройства (фиг. 1) состоит из кольца 1, установленного во внутренней полости корпуса 2 с возможностью реверсивного перемещения вдоль оси полости (в данном варианте это движение винтовое). Кольцо 1 снабжено вторичными кольцевыми уплот- нительными элементами 3, расположенными в канавках на наружной поверхности этого кольца и герметизирующих сопряжение контактирующих поверхностей кольца 1 и полости корпуса 2. Возможна установка элементов 3 в канавках, выполненных на внутренней поверхности полости корпуса 2 (не показано).
На гребном валу 4 закреплено другое кольцо 5 (фиг.1,2), снабженное торцовым уп- лотнительным кольцом 6, установленным в .канавке на торце кольца 5, обращенном в сторону кольца 1.
Герметичность монтажа кольца 5 на валу 4 обеспечивается радиальным уплотни- тельным кольцом 7, расположенным в канавке отверстия кольца 5. Это кольцо 5 оснащено услоёно изображенными на чертежах торцовыми лопастями 8, обращенными в сторону кольца 1 и образующими лопастной венец. Наружный диаметр венца из лопастей 8 имеет меньший размер, чем диаметр отверстия кольца 1, что обеспечивает кольцевой зазор между лопастями 8 и
отверстием кольца 1 в положениях устройства Закрыто и Открыто.
В корпусе 2 имеется сквозное отверстие
9в форме наклонного паза 10 (фиг.3,4), ко- торый постоянно находится между вторичными кольцевыми элементами 3 независимо от того, в каком крайнем осевом положении расположено кольцо 1. На кольце 1 закреплен палец 11, который пропущен
сквозь паз 10 наружу корпуса 2 и образует с этим пазом пару трения скольжения. Длина и наклон паза 10 (фиг.4) выполнены такими, чтобы при перемещении в этом пазу пальца 11 кольцо 1 имело бы осевое перемещение вдоль оси полости корпуса 2 в сторону кольца 5 на величину в. Указанная величина в должна быть гарантированно больше расстояния а между уплотнитель- ным кольцом 6 и ближайшим к нему торцом
кольца Т. Возможно использование сухаря, надетого на палец своим отверстием и контактирующего со стенками паза своими гранями (сухарь не показан).
Палец 11 может управляться снаружи
корпуса 2 операт.ором непосредственно вручную, как в случае варианта, представленного на фиг.1, Помимо ручного привода возможно использование электрического, гидравлического, пневматического или какого-либо другого периода, устанавливаемого снаружи корпуса 2 и перемещающего палец 11 в пазу 10 для обеспечения движения кольца 1 вдоль оси полости корпуса 2 (перечисленные приводы не показаны).
Кольцо 1 может иметь два наклонных
паза 12 (фиг.3,5), выполненных на его наружной поверхности между.элементами 3. В эти пазы 12 со стороны корпуса 2 введены жестко зафиксированные з этом корпусе
пальцы 13, образующие с пазами пары трения скольжения и размещенные в пазах с возможностью относительного перемещения при винтовом движении кольца 1 вдоль оси полости корпуса 2. Длина и наклон пазов 12 выбраны такими, чтобы эти параметры обеспечили при повороте кольца 1 его перемещение на указанную величину в вдоль оси полости корпуса 2. Назначение пазов 12 и пальцев 13 - исключить вероятность перекоса копьца 1 в полости корпуса 2 при перемещении кольца 1 посредством пальца 11, имеющего движение вдоль паза
10от связанного с ним привода (не показан).
Пальцы 13, также как и палец 11, могут быть снабжены сухарями, одетыми своими отверстиями на эти пальцы 13 и контактирующими со стенками пазов 12 своими гранями (сухари не показаны).
Выполнение пазов 10 и 12с достаточно малым углом наклона обеспечивает самоторможение в них пальцев 11 и 13 при по- пытке самопроизвольного осевого поступательного смещения кольца 1, что пег ключит случайное непредвиденное открытие или закрытие устройства.
Все детали 1-13 в совокупности образу ют аварийное уплотнительное устройство, которое своим корпусом 2 герметично крё пится к торцу дейдвуд ной трубы 14, герметично закрепленной в корпусной конструкции 15 судна (фиг.1).
К корпусу 2 аварийного уплотнительно- го устройства герметично крепится обычное уплотнение гребного вала своим кольцевым элементом 16. К торцу этого элемента поджат кольцевой элемент 17, который может быть выполнен, например, из пластмассы. Он расположен на гребном валу 4 с возмо - ностью осевого перемещения. Сопряжение поверхностей элемента 17 и вала 4 уплотнено кольцом, установленным в канавке элемента 17. Поджатие. тррца элемента 17 к торцу элемента 16 осуществляется пружи нами 18, установленными в гнездах опорного элемента 19, который жестко закреплен на валу4. В отверстии элемента 19 расположен поводок 20, зафиксированный в эле- менте 17. Поджатые друг к другу торцы элементов 16 и 17 образуют уплотнитеяь- ный стык 21, который со стороны вала 4 сообщается с внутренней полостью 22, относящейся как к уплотнению гребного вала 4, так и к аварийному уплотнительному уст- ройству.
На фиг.7 и 8 представлено аварийное уплотнительное устройство-с радиальным принципом уплотнения за счет установки снаружи на зафиксированном на валу А кольце 23 радиального уплотнительного кольца 24, с которым может контактировать своею внутренней поверхностью кольцо 25, имеющее возможность перемещения вдоль оси полости корпуса 2. Когда аварийное уп- лотнительное устройство находится в поло- жении Открыто (фиг.7), имеет место кольцевой зазор 26 между деталями 23 и 25. Перемещение кольца 25 из положения Открыто в положение Закрыто (фиг.8) мо- жет осуществляться при помощи тех же средств, что и в варианте по фиг. 1-6, поэтому на фиг.7 и 8 указанные средства не показаны.
В варианте изобретения, изображен- ном на фиг.9 в положении Закрыто, также не показаны кинематика и привод, обеспечивающие перемещение кольца 1 вдоль оси полости корпуса 2. Кинематика и привод
также могут быть выполнены аналогично варианту, представленному на фиг. 1-6.
В корпусе устройства (фиг.9) предусмотрены отверстия 27,28, первое из которых сообщает трубопровод 29 с внутренней полостью 30, находящейся слева от кольца 1, т.е. слева от вторичных уплотнительных кольцевых элементов 3. Второе отверстие 28 сообщает трубопровод 31 с внутренней полостью 22, находящейся справа от кольца 1 и от элементов 3. Трубопроводы 29 и 31 соединены через клапан 32, расположенный и управляемый снаружи корпуса 2 и находящийся обычно в закрытом положении.
На фиг. 10 и 11 изображен вариант изобретения с иным решением кинематики, обеспечивающей поступательное перемещение кольца 33 вдоль оси полости корпуса 2. Здесь на радиальной поверхности кольца 3.3 выполнен сплошной кольцевой паз 34, в котором размещены эксцентричные пальцы
35осей 36. Последние установлены в отверстиях 37 корпуса 38. при этом отверстия 37 постоянно находятся между вторичными уп- лотнительными кольцевыми элементами 3 независимо от осевого положения перемещаемого кольца 33. Возможно использование подшипников скольжения, установленных в отверстиях 37, причем оси
36в этом случае располагаются в указанных подшипниках (не показаны).
Оси 36 имеют возможность вращения и зафиксированы от соевого перемещения при помощи буртиков 39 и подпятников 40, закрепленных на корпусе 38. Синхронное вращение осей осуществляется от самостоятельного привода (приводов), или это вращение осуществляется оператором вручную.
В данном варианте вместо одного кольцевого паза 34 могут быть выполнены два коротких паза, лежащие в одной радиальной плоскости и сопряженные с эксцентричными пальцами 35. Возможно использование сухарей, которые располагаются в пазу 34 ив отверстиях которых размещены эксцентричные пальцы 35 (сухари не показаны).
На фиг.12 и 13 корпусе 41 выполнены два продольных паза 42, постоянно находящиеся между вторичными кольцевыми уп- лотнительными элементами. 3, установленными на кольце 43 независимо от его осевого положения. Сквозь эти пазы пропущены снаружи корпуса 41 пальцы 44, жестко закрепленные на кольце 43. Указанные пальцы снаружи корпуса 41 связаны с приводом (приводами), который обеспечивает их синхронное реверсивное перемещение вдоль пазов 42 (привод (приводы) не
показан). Возможно ручное управление оператором указанными пальцами. Возможно использование сухарей, одетых на пальцы 44 и расположенных в пазах 42 (сухари не показаны).
Корпус 45 (фиг. 14) герметично закреплен на кормовом торце дейдвудной трубы 14. Кольцо 46 снабжено зубчатым сектором 47, зафиксированным в пазу на периферии кольца 46. Сектор 47 находится в зацепле- нии с зубчатым колесом 48, которое закреплено на конце вала 49. Вал установлен с возможностью вращения и герметично в со- осных отверстиях корпуса 45, дейдвудной трубы 14 и судовой корпусной конструкции 50, Второй конец вала 49 находится внутри корпуса судна (не показан), например в машинном отделении. Там упомянутый конец вала кинематически связан с соответствующим механическим или ручным приводом вращения этого вала 49. Зубчатое колесо 48 имеет возможность вращения вместе с валом 49, на котором оно ограничено в осевом направлении втулками 51, также находящимися на этом валу. .
Выполненное в корпусе 45 отверстие 52. в котором размещены детали 48,49 и 51, сверху герметично закрыто крышкой 53, исключающей проникновение в это отверстие забортной воды. Снизу отверстие 52 сооб- щается с внутренней полостью корпуса 45 через паз 54, который служит для размещения в нем кинематической связи между кольцом 46 и приводом его осевого перемещения (привод не показан). В данном вари- анте кинематическая связь выполнена в виде зубчатого зацепления между сектором 47 и колесом 48.
На наружной поверхности кольца 46 выполнены три одинаковых наклонных паза
55,расположенных равномерно по окружности кольца 46. Конфигурация этих пазов аналогична конфигурации пазов 12 на фиг.З и 5. В каждом из пазов 55 размещен палец
56,закрепленный в корпусе 45. Герметич- ность установки пальцев 56 в корпусе 45 обеспечена уплотнительными кольцами 57, исключающими проникновение забортной воды внутрь корпуса. Каждый паз 55 образует с помещенным в нем пальцем 56 пару скольжения. Возможно использование сухарей, располагаемых в пазах 55 и одетых
на пальцы 56 (сухари не показаны).
Длина зубчатого сектора 47, габариты паза 54, угол наклона и длина пазов 55 вы- браны такими, чтобы при вращении кольца 46 оно могло перемещаться вдоль оси полости корпуса 45. на величину, обеспечивающую герметичный уплотнительный контакт между торцом кольца 46 и уплотнительным
кольцом 6 (фиг. 16). При этом пазы 55 и пальцы 56 необходимы для преобразования вращательного движения кольца 46 в винтовое движение, а также для направления кольца
46вдоль оси полости корпуса 45, т.е. для исключения перекоса на всем протяжении его движения.
Возможно иное расположение пазов и пальцев: пазы могут быть выполнены в корпусе, а располагаемые в них пальцы в этом случае должны быть закоеплены на кольце 46.
Размеры паза 54 обеспечивают свободное перемещение в нем зубчатого сектора
47при перемещении кольца 46 из положения Открыто в положение Закрыто, и наоборот.
Слева от рассматриваемого варианта аварийного уплотнительного устройства смонтировано обычное уплотнение гребного вала в составе элементов 16-20 (фиг. 14. 16)
Следующий вариант устройства изображен на фиг. 17 и 18. Данное аварийное уп- лотнительное устройство также установлено за бортом судна и во многом схоже с вариантом по фиг. 14-16. Особенно- стьюявляется резьба, выполненная на кольце 58 и полости корпуса 59 взамен пар наклонный паз-палец. Зубчатый сектор 60, находящийся в зацеплении с зубчатым колесом 48, выполнен непосредственно на наружной поверхности кольца 58, где предусмотрена резьба.
Вариант аварийного уплотнительного устройства с винтовым приводом показан на фиг. 19-21. В нем на кольце 1 (фиг.19), установленном в полости корпуса 2 с возможностью винтового .перемещения вдоль оси полости, закреплен пропущенный сквозь наклонный паз 10 палец 11, образующий с пазом пару трения скольжения. В устройстве могут быть предусмотрены еще несколько наклонных пазов и пальцев (не показаны), например таких, как на фиг.З или 15. Возможно использование сухарей, одетых на пальцы и размещенных в пазах, На конце пальца 11 закреплена вилка 61, имеющая фронтальный и боковые проемы. Во фронтальном проеме расположена гайка 62, имеющая по бокам две оси 63 (фиг.20,21), выполненные за одно целое с гайкой. Каждая из осей 6 помещена в отверстие сухаря
64,который образует пару трения скольжения как с соответствующей осью 63, так и со стенками соответствующего бокового проема вилки 61. При этом сухари 64 установлены в проемах вилки 61 только с возможностью движения вдоль них.
Гайка 62 сопряжена с ходовым винтом
65,установленным над наклонным пазом 10 корпуса 2 с возможностью вращения в подшинниках 66, которые закреплены на корпусе 2. Винт снабжен маховиком 67. .
Вариант устройства с приводом штурвального типа представлен на фиг.22 и 23. В этой конструкции на кольце 1, установлен- ном в полости корпуса 2 с возможностью винтового движения вдоль оси полости, закреплены пропущенные сквозь три наклон ных паза 10 корпуса 2 три пальца 11. Пазы 10 и пальцы 11 образуют между собой пары трения скольжения и расположены равномерно по окружности корпуса 2 и кольца 1. Внешние концы пальцев 11 связаны со штурвалом 68.
Возможно использование сухарей, оде тых на пальцы 11 и помещенных в пазах 10.
Работают предлагаемые варианты аварийного уплотнительного устройства следующим образом.
Когда устройство находится в положе- нии Открыто,-кольцо 1 расположено на расстоянии а от торцового уплотнител ьного кольца 6, установленного на кольце 5. Палец 11 находится в правой части паза 10 (фиг.З), пальцы 13 также находятся в правых частях пазов 12.
Зафиксированное на гребном валу 4 кольцо 5 вращается вместе с ним. Вследствие этого торцовые лопасти 8 (фиг. 1,2), работают как лопастной венец, перегоняя уплотняемую жидкость из полости 22 через кольцевой зазор 9 в сторону дейдвудной трубы 14. В результате в полости 22 пониженное давление этой жидкости и уплотни- тельный стык 21 обычного уплотнения гребного вала работает в более благоприятных условиях и с повышенной надежностью, Кроме того, улучшится прокачка уплотняемой жидкости через дейдвудную трубу, что улучшит смазку и охлаждение дейдвудных подшипников.
При необходимости осмотра поверхностей уплотнительного стыка 21, ремонта или замены элементов 16-20. входящих в состав обычного уплотнения гребного вала, оста- навливают вращение этого вала 4 и приводят аварийное уплотнительное устройство в положение Закрыто. Для этого палец 11 вручную перемещают вдоль паза 10 (фиг.1,3,4) в противоположную часть паза 10. Так как палец 11 образует со стенками паза 10 пару скольжения, то перемещение пальца, закрепленного на кольце 1, вдоль наклонного паза 10 вызовет винтовое движение кольца 1 вдоль оси полости корпуса. 2 в направлении кольца 5 на расстояние в, которое определено углом наклона и дли- ной пазов 10 и 12 (фиг.4.5). Так как расстояние в задано больше расстояния а (фиг. произойдет гарантированный ушютнительный контакт правой торцовой поверхности кольца 1 и уплотнительного кольца б (фиг.6). В результате полость 22 со стороны обычного уплотнения гребного вала изолирована от уплотняемой жидкости, находящейся в дейдвудной трубе и.в сообщающейся с ней внутренней полости аварийного уплотнительного устройства. Это позволит демонтировать частично или полностью обычное уплотнение гребного вала, состоящее из элементов 16-20.
После окончания осмотра, ремонта или замены обычного уплотнения его устанавливают в исходное положение (фиг.6). Палец 11 вручную перемещают в пазу 10 также в исходное положение (фиг.4), что вызовет винтовое перемещение кольца 1 вдоль оси корпуса 2 в направлении от кольца 5. Контакт между кольцами 1 и 6 разомкнется и полость 22 заполнится уплотняемой жидкостью (фиг.1). Обычное уплотнение гребного вала вновь готово к работе.
Принцип работы варианта устройства, изображенного на фиг.7 и 8, во многом схож с описанным. Когда устройство находится в положении Открыто (фиг.7). вращение кольца 23 вместе с гребным валом обеспечит насосный эффект благодаря лопастям 8. Уплотняемая жидкость перекачивается от обычного уплотнения гребного вала(на чертеже показана только часть элемента 16 обычного уплотнения) в сторону дейдвудной трубы. Это повысит надежность работы обычного уплотнениг, и улучшит смазку и охлаждение дейдвудных подшипников.
Когда возникает необходимость осмотреть, отремонтировать или заменить упомянутое обычное уплотнение, останавливают вращение вала. Затем перемещают палец вдоль наклонного паза 10 (палец не показан), что вызовет осевое движение кольца 25 вдоль полости корпуса 2 из положения фиг.7 в положение фиг.8, где кольцо 25 своей внутренней поверхностью войдет в уплотни-- тельный контакт с уплотнительным кольцом 24. Это условие обеспечит герметизацию внутренней полости дейдвудной трубы и находящейся там смазочной жидкостью от обычного уплотнения гребного вала (показан элемента 16 уплотнения), т.е. возможен осмотр, ремонт или замена обычного уплотнения.
Вариант аварийного уплотнительного устройства (фиг.9) во время работы требует манипуляции клапаном 32, но в остальном принцип его работы такой же, как у варианта по фиг.1-6.
В рассматриваемом варианте, когда он находится в положении Открыто, клапан
32 может быть в любом положении: открыт или закрыт.
Когда рассматриваемый вариант устройства приводят в положение Закрыто (фиг.9), клапан 32 необходимо закрыть.
После осмотра, ремонта или замены обычного уплотнения в полости 22 смазочная жидкость отсутствует, а в полости 30 она присутствует. Поэтому со стороны полости 30 на кольцо 1 действует давление смазочной жидкости, в то время как со стороны полости 22 аналогичное давление отсутствует. В результате кольцо 1 указанным давлением смазочной жидкости дополнительно поджиматься в сторону кольца 5. Это затрудняет приведение устройства в положение Открыто, т,е. затрудняет перемещение кольца 1 в направлении от кольца 5.
Если открыть в данной ситуаций клапан 32, то смазочная жидкость из полости 30 через отверстие 27, трубопровод 29, клапан 32, трубопровод 31 и отверстие 28 поступит в полость 22, уравновесив тем самым давление в обеих полостях. Это исключит дополнительный поджим кольца 1 в направлении кольца 5 и облегчит его перемещение в положение Открыто.
Вариант устройства (фиг.10 и 11) работает следующим образом. Для приведения его в положение Закрыто необходимо синхронно повернуть оси 36 на 180° (фиг.10). Привод (приводы) поворота осей находится снаружи корпуса 38 и на чертежах не показан. Находящиеся в пазу 34 эксцентричные пальцы 35 этих осей обеспечат осевое перемещение кольца 33 в сторону кольца 5 до контакта с уплотнительным кольцом б (фиг. 11).
Для приведения устройства в положение Открыто необходимо оси 36 повернуть синхронно еще раз на 180°. Тогда эксцентричные пальцы 35 (фиг. 11), воздействуя на стенки паза 34, сместят кольцо 33 в исходное положение (фиг.10).
Используемые в данном варианте кинематические элементы паз 34 - эксцентричные пальцы 35 не обеспечивают надежного самоторможения кольца 33 в положениях Открыто и Закрыто. Поэтому в данном варианте должен быть применен самотормозящийся привод (приводы) поворота осей 36.
На фиг. 12 и 13 осевое перемещение кольца 43 из положения Открыто (фиг. 12) в положение Закрыто (фиг. 13) и обратно осуществляется путём синхронного перемещения пальцев 44 вдоль продольных пазов 42 при помощи расположенного снаружи корпуса 41 привода (приводов).
В этом варианте также отсутствует самоторможение кольца 43, поэтому используемый привод (приводы) должен быть самотормозящимся.
Вариант устройства (фиг,14,15 и 16)
функционируете помощью привода, расположенного внутри судна (не показан), в то время как само устройство находится снаружи судна.
0 При вращении приводом вала 49 зубчатое колесо 48 передает это вращение через зубчатый сектор 47 кольцу 46. Так как последнее имеет наклонные пазы 55, в которых находятся пальцы 56, образующие с
5 ними пары скольжения, вращение кольца 46 преобразуется в винтовое движение кольца вдоль оси полости корпуса 45, Благодаря этому кольцо 46 из положения Открыто (фиг. 14) переместится в положение Закры0 то (фиг.16), что позволяет выполнить необходимые работы с обычным уплотнением гребного вала, состоящим из элементов 16- 20.
Достаточно малый наклон пазов 55, в
5 которых находятся пальцы 56, обеспечивает условие самоторможения кольца 46 как в положении Открыто (фиг. 14), так и в положении Закрыто (фиг.16).
Работа варианта устройства, изобра0 женного на фиг. 17 и 18, аналогична работе варианта на фиг.14-16.
При помощи расположенного внутри судна привода вал 49 приводится во вращение. Зубчатое колесо 48 передает это вра5 щение через зубчатый сектор 60 кольцу 58, Последнее, вращаясь в резьбе корпуса 59, начинает совершать винтовое движение вдоль оси его полости и в зависимости от направления вращения становится в поло0 жение Открыто или Закрыто.
Наличие резьбового соединения между кольцом 58 и полостью корпуса 59 исключает самопроизвольное смещение кольца 58 из указанных положений и его перекос при
5 перемещении от привода.
Работа варианта устройства, представленного на фиг.19-21, заключается в следующем. При необходимости установить кольцо 1 в положение Закрыто приводят
0 во вращение махочик 67 (фиг.20). Это вызовет вращение зафиксированного в осевом направлении винта 65 и, как следствие, перемещение вдоль него гайки 62. Так как последняя связана с вилкой 61 пальца 11
5 через оси 63 и сухари 64, то прямолинейное , перемещение гайки 62 вызовет перемещение вилки 61 по дуге, которую вилка 61 описывает, двигаясь вместе с пальцем 11. Перемещение пальца 11 в наклонном пазу 10 обеспечивает винтовое движение кольца
1 вдоль оси полости корпуса 2 в сторону кольца 5 до уплотнительного контакта с кольцом 6.
Приведение устройства в положение Открыто осуществляется вращением ма- ховика 67 в обратном направлении, что вызовет реверсивное движение пальца 11 вдоль паза 10 и реверсивное винтовое движение кольца 1.
Вариант устройства, изображенный на фиг.22 и 23, работает следующим образом. Для осуществления положения Закрыто вращают вручную штурвал 68 для перемещения пальцев 11 вдоль наклонных пазов 10. Это вызовет винтовое перемещение кольца 1 вдоль оси полости корпуса 2 до контакта с кольцом 6, находящимся на кольце 5. . . .;;.;. -. .- . .. :... :;
Установка устройства в положение От крыто обеспечивается вращением щтурва- ла 67 в обратном направлении, что вызовет реверсивное винтовое перемещение кольца 1 в направлении от кольца 5.
Таким образом, предлагаемое аварийное уплотнительное устройство характеризуется следующими технико-экономическими характеристиками.
Оператор может осуществлять непре- редственный контроль положений Открыто и Закрыто. В вариантах. представленных на фиг. 1-9. 15-23, исключена вероятность перекоса и заклинивания перемещаемого кольца. Имеется возможность устранения противодавления жидкости, препятствующего открытию устройства, за счет использования клапана, управляемого снаружи устройства. Конструкция изображенных на фиг.15-18 вариантов устройства позволяет осуществлять дистанционное управление им изнутри суд- на, если устройство находится снаружи. Предусмотренные в конструкции лопасти, принадлежащие зафиксированному на гребном валу кольцу, обеспечивают при вращении вала снижение давления смазоч- ной жидкости в районе Обычного уплотнения гребного вала и повышенную смазку и охлаждение этой жидкостью дейдвудных подшипников.
Формула изобретения
1.Аварийное уплотнительное устройство гребного вала судна, содержащее корпус с по меньшей мере одним отверстием, выходящим в его внутреннюю полость, в которой расположено кольцо с возможностью его перемещения вдоль оси полости для введения и выведения его из уплотнительного контакта с герметично зафиксированным на валу вращающимся кольцом и два вторичных уплотнительных кольцевых элемента, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено приводом осевого перемещения расположенного в полости кольца, установленным снаружи корпуса и кинематически связанным с упомянутым кольцом через отверстие в корпусе посредством зубчатого зацепления или при помощи по меньшей мере одного пальца, причем вторичные уплотнительные кольцевые элементы установлены между смежными поверхностями полости корпуса и перемещаемого кольца по разные стороны от отверстия в корпусе.
2.Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е- с я тем, что отверстие в корпусе выполнено в виде наклонного паза.
3.Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е- с я тем, что на наружной поверхности перемещаемого кольца или на смежной поверхности полости корпуса выполнен по меньшей мере один наклонный паз, в котором размещен закрепленный на другой из указанных поверхностей палец.
4.Устройство по п.1, о т л и чаю ще е- с я тем, что в корпусе выполнены дополнительно два отверстия, выходящие в полость корпуса перед и после вторичных уплотнительных кольцевых элементов и сообщенные между собой снаружи корпуса через клапан или кран, управляемый снаружи корпуса.
А
.15 /4 2
б
М I -Тfit
-j-| Put.i п
/У 3 {6675 (7 /В 49
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УПЛОТНЕНИЕ ГРЕБНОГО ВАЛА | 2008 |
|
RU2368535C1 |
Запорное устройство | 1974 |
|
SU501227A1 |
Запорное устройство | 1982 |
|
SU1041784A2 |
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ УПЛОТНЕНИЯ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ВАЛА | 1992 |
|
RU2041133C1 |
УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА | 1997 |
|
RU2121096C1 |
УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВРАЩАЮЩИХСЯ ВАЛОВ, В ЧАСТНОСТИ ДЛЯ УПЛОТНЕНИЯ ДЕЙДВУДНЫХ ТРУБ СУДОВЫХ ГРЕБНЫХ ВАЛОВ | 1991 |
|
RU2018752C1 |
ДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО | 2009 |
|
RU2397105C1 |
УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА | 2013 |
|
RU2540209C1 |
Кран | 1980 |
|
SU922392A1 |
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА | 2022 |
|
RU2822725C2 |
Изобретение может быть использовано для судовых гребных валов, оснащенных уп- лотнительными устройствами. Цельизобре тения - повышение надёжности. Устройство устанавливается смежно с основным уплотнением гребного вала. Устройство содержит корпус, в котором размещено первое кольцо с возможностью осевого возвратно-поступательного перемещения. Сопряжение наружной поверхности кольца и внутренней поверхности корпуса уплотнено двумя радиальными резиновыми кольцами. В корпусе предусмотрено по меньшей мере одно радиальное отверстие или паз. который постоянно находится между указанными уп- лотнительными кольцами независимо от осевого положения первого кольца. Снаружи корпуса имеется привод, который кинематически связан через отверстие или паз корпуса с первым кольцом и осуществляет осевое перемещение последнего. Второе кольцо зафиксировано герметично на гребном валу. На его торце выполнены лопатки, которые при вращении гребного вала обеспечивает откачку уплотняемой среды из полости устройства со стороны основного уплотнения гребного вала. Это обеспечивает указанному уплотнению повышение надежности его работы (уменьшение протечек) благодаря снижению давления уплотняемой среды в районе основного уплотнения вала. 3 з.п. ф-лы, 23 ил. (Л
Фиг. 2
ff-Я
А
Б- Б
Риг. 4
повернута
3 Г3
fc
-V
.5
ю -{ г в s 46
2 25 Ю /6
Ф.иг.7
471849
22
Фиг. 6
.Фиг-в
./
30 Г 3. 5; 5
Ш2.9
5 -Ј
Фиг/7
Фиг. 13
N.
v
o o «о ч
из;
гг б
Фиг. /6
fe«
со j
CO CO
S5
v «л ч& о
53 -
i-v-t.Ъ.22
Заявка ФРГ № 2925244, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-03-07—Публикация
1989-11-24—Подача