Изобретение относится к технической диагностике и может быть использовано для диагностирования стартера непосредственно на объекте, например автомобиле или тракторе.
Цель изобретения - повышение достоверности контроля стартера.
На фиг.1 представлена относительная скоростная характеристика стартера v (К); на фиг.2 изображен график, поясняющий определение области допустимых значений тока полного торможения для реальных условий диагностирования стартера.
Сущность способа заключается в том, что прокручивают коленчатый вал двигателя, измеряют напряжение U на клеммах стартера,ток I потребляемый стартером, и частоту rig вращения коленчатого вала двигателя и по результатам измерения определяют диагностический параметр - ток IT полного торможения стартера. Между током полного торможения и измеренными
величинами U, I, ng существует связь, которая определяется следующим образом.
Скоростную характеристику стартера (фиг.1) можно представить в системе относительных единиц, для которой приняты следующие обозначения:
относительная частота вращения якоря П
v П Рт
(D
относительный ток (кратность потребляемого тока)
где n, I - текущие значения частоты вращения якоря и тока стартера;
npm - частота вращения якоря при максимуме электромагнитной мощности стартера;
IT - ток полного торможения.
Причем для относительной характеристики за единицы приняты ток полного торможения и частота вращения якоря при
СО
с
VJ ю GJ ел со VI
максимуме электромагнитной мощности стартера.
Если представить кривую намагничивания стартера в виде уравнения гиперболы, то уравнение относительной скоростной ха- рактеристики стартера примет вид
г.- (1-К)(А+ВК)
П9 I
UH -U I )
(8)
+ Ь
5
где i - передаточное число привода стартера.
Подставляя выражение (8) в уравнение (4), получим выражение для тока полного торможения стартера
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СТАРТЕРА | 2019 |
|
RU2708527C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СТАРТЕРА | 2018 |
|
RU2694112C1 |
ЭЛЕКТРОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОМПРЕССИИ В ЦИЛИНДРАХ БЕНЗИНОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2003 |
|
RU2245532C2 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ | 2019 |
|
RU2742525C1 |
Способ комплексного диагностирования двигателя и агрегатов трансмиссии автомобильной техники | 2021 |
|
RU2788020C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ КОНТАКТОВ МАССЫ ПРИ ПУСКЕ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ | 2007 |
|
RU2341809C1 |
Способ оценки технического состояния цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания | 2023 |
|
RU2819020C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТАВЛЯЮЩИХ СУММАРНОГО МОМЕНТА МЕХАНИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2009 |
|
RU2386941C1 |
Способ оценки технического состояния цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания | 2018 |
|
RU2690998C1 |
АНАЛИЗАТОР РАБОТЫ СИСТЕМ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2011 |
|
RU2532990C2 |
Изобретение относится к области диагностирования пусковых систем,. Цель изобретения - повышение достоверности контроля стартеров. В режиме прокручивания коленчатого вала измеряют напряжение на клеммах стартера и ток, потребляемый им, определяют ток торможения и граничное значение области его допустимых значений и сравнивают с эталонным информативным параметром. 2 ил.
где А,В - коэффициенты аппроксимации относительной скоростной характеристики стартера.
Отсюда кратность потребляемого тока стартера15
V
К
vO+A-Bf+4AB - (v + А - В ) 2 В
(4)
Для конкретного типа стартера связь между частотой вращения якоря при максимуме электромагнитной мощности стартера и суммарным эквивалентным сопротивлением аккумуляторной батареи и цепи пита- ния стартера Рб.ц выражается линейной зависимостью
npm aR6.4+b,(5)
где а,Ь - постоянные коэффициенты для
конкретного типа стартера.
Коэффициенты а,Ь определяют, используя номинальную и пусковую характеристики стартера, которые приводятся в технических условиях завода-изготовителя стартера..
Выражая суммарное эквивалентное сопротивлении батареи и цепи питания стартера через измеренные в режиме прокручивания коленчатого вала двигателя напряжение U и ток I
Вб.ц
UH -U
зависимость /5/ записывают в виде
Прт
a() +b,(7)
где UH - номинальное напряжение аккуму- ляторной батареи.
Так как частота вращения якоря стартера связана с частотой прокручивания коленчатого вала двигателя передаточным числом привода n ngi, то с учетом выражения (7) относительную частоту вращения якоря можно представить следующим образом:
15
20
25
30
35
40
45
50
5510
ГГ:
№)«
+4А8-Г- -uli+ А-Я
J1а/.
&)
Полученное по выражению (9) значение тока полного торможения сравнивают с областью допустимых значений, граничные значения которой определяются с учетом допустимого разброса падения напряжения на внутреннем сопротивлении стартера
AUc1.2 Д1)щ1,2+ I Rc1,2 ,(10)
где AUci,2, Д1)щ1,2, Rci,2 - максимально и минимально допустимые значения соответственно падения напряжения на внутреннем сопротивлении стартера, падения напряжения в щеточно-коллекторном узле и внутреннего сопротивления исправного стартера.
Так как величина тока полного торможения зависит не только от технического состояния стартера, но и от состояния аккумуляторной батареи и электрической цепи питания, то необходимо скорректировать область допустимых значений тока пол- ного торможения с учетом реального состояния батареи и цепи в условиях диагностирования.
Как видно на фиг.2, область допустимых значений тока полного торможения определяется пересечением вольт-амперной характеристики батареи U(l), приведенной к стартеру с учетом падения напряжения в цепи питания, с зависимостями падения напряжения на внутреннем сопротивлении стартера AUci,2(l), построенными с учетом допустимого разброса параметров исправного стартера. Вольт-амперная характеристика U(l) может быть построена по двум точкам (ин, 0) и (U, I), координаты второй точки являются результатами измерения напряжения на клеммах стартера и тока, потребляемого стартером, в режиме прокручивания коленчатого вала двигателя.
Аналитически граничные значения области допустимых значений тока полного торможения могут быть определены с учетом выражения (10) и (6)
. UH -AUmi 2
ТДОП1.
UH U , D . 1 +Rd,2
Стартер считают технически исправным, если определяемый по результатам измерения величин U, I и ng в режиме прокручивания вала двигателя с помощью выражения /9/ ток полного торможения лежит в области допустимых значений.
Предлагаемый способ реализуется следующим образом.
Предварительно для данного типа стартера устанавливают максимально и минимально допустимые значения падения напряжения в щеточно-коллекторном узле и внутреннего сопротивления стартера. Для этого снимают две функциональные зависимости между падением напряжения на внутреннем сопротивлении стартера и током для стартера с максимально допустимым износом щеток и новыми (неизношенными) щетками, и по этим зависимостям при токе, равном нулю, определяют максимально и минимально допустимые значения падения напряжения в щеточно-коллекторном узле исправного стартера.
Максимально и минимально допустимые значения внутреннего сопротивления стартера определяют с учетом заводских допусков на размеры обмоток стартера и удельное сопротивление материала обмоток.
Также предварительно определяют значения коэффициентов А,В аппроксимации относительной скоростной характеристики стартера. По данным ТУ завода-изготовителя, используя номинальную и пусковую характеристики конкретного типа стартера, устанавливают числовые значения постоянных а,Ь, которые являются коэффициентами аппроксимации функциональной зависимости между частотой вращения якоря при максимуме электромагнитной мощности стартера и суммарным эквивалентным сопротивлением батареи и цепи. До диагностирования известными параметрами являются также номинальное напряжение батареи и передаточное число привода стартера.
Диагностирование конкретного типа стартера проводят следующим образом.
Прокручивают коленчатый вал двигателя стартером и в процессе прокручивания измеряют напряжение на клеммах стартера, ток, потребляемый стартером, и частоту вращения коленчатого вала двигателя. По результатам измерения определяют диагностический параметр - ток полного торможения, используя выражение /9/.
Полученное по (9) значение тока полного торможения сравнивают с областью его допустимых значений, граничные значения которой определяют по формуле (11), и по
результату сравнения судят о техническом состоянии стартера.
Формула изобретения Способ диагностирования стартера, заключаюицийся в том, что прокручивают коленчатый вал двигателя, измеряют напряжение на клеммах стартера, ток, потребляемый стартером, и частоту вращения коленчатого вала двигателя, определяют диагностический параметр и сравнивают его значение с областью допустимых значений, по результату сравнения судят о техническом состоянии стартера, отличающий- с я тем, что, с целью повышения достоверности контроля, предварительно для данного типа стартера устанавливают максимально и минимально допустимые значения падения напряжения в щеточно-коллекторном узле и внутреннего сопротивления стартера, в качестве диагностического параметра принимают ток полного торможения, определяемый по формуле
гв-1
f Гпг гг+л-в1г -МАВ1- А - в 1
|L. J1.,J
№)
где IT - ток полного торможения; U, I, ng - измеренные в режиме прокручивания коленчатого вала двигателя соответственно напряжение на клеммах стартера, ток, потребляемый стартером, и частота вращения коленчатого вала двигателя; UH - номинальное напряжение аккумуляторной батареи; i передаточное число привода стартера; А,В - коэффициенты аппроксимации относительной скоростной характеристики стартера; а,Ь - коэффициенты аппроксимации функциональной зависимости между частотой
вращения якоря при максимуме электромагнитной мощности стартера и суммарным эквивалентным сопротивлением батареи и цепи питания, которые определяют по данным, приводимых в технических условиях
завода-изготовителя конкретного типа стартера;
а граничные значения области допустимых значений определяют по формуле:
ин-дищ1,2
1тдоп1,2
UH -U
+ Rci,2
где 1т.доп1.2 - нижнее и верхнее граничные значения области допустимых значений тока полного торможения; Д 11щ1.2, RC1,2 - мак- симально и минимально допустимые значения соответственно падения напряжения в щеточно-коллекторном узле и внутреннего сопротивления исправного стартера.
Техническая эксплуатация электрооборудования автомобилей в автотранспортных предприятиях | |||
М.: Транспорт, 1976, с | |||
Способ подготовки рафинадного сахара к высушиванию | 0 |
|
SU73A1 |
Держатель образца для СКВИД-магнитометра типа MPMS | 2019 |
|
RU2735000C1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1992-03-30—Публикация
1990-02-13—Подача