Изобретение относится к авиационной технике, а именно к средствам наземного обслуживания летательных аппаратов, и касается устройства по- жарной машины для тушения пожаров на летательных аппаратах на аэродроме.
Известна пожарная машина, содержащая установленные на высокоманевренном шасси кабину управления, емкости со сжатым газом и с порошковым соста- вом, ствол-пробойник для подачи огне- тушащего вещества в очаг пожара.
Недостатком известной машины является низкая эффективность ее оборудо- вания для тушения загоревшихся на аэродроме летательных аппаратов, особенно при проливах топлива.
Целью изобретения является повышение эффективности пожаротушения путем обеспечения возможности аэродинамического воздействия на пламя при тушении .
Эта цель достигается тем, что на ыасси пожарной машины с кабиной управления, содержащей емкости со сжатым газом и с порошковым составом, а также ствол-пробойник, с помощью шарнир- ной опоры с двумя степенями свободы установлен газотурбинный авиадвигатель с автономной топливной системой, при этом система управления работой авиадвигателя размещена в кабине шасси, а баллоны со сжатым газом через обратный клапан сообщены с компрессором авиадвигателя.
На чертеже представлено устройство для тушения пожара, вид сбоку.
Устройство содержит высокоманевренное и высокоскоростное шасси 1 с кабиной 2 управления, например шасси автомобиля ГАЗ-66, емкости (баллоны) для сжатого воздуха 3 и для порошково
го состава 4, ствол-пробойник 5 для подачи образующегося при смешении газа с порошком огнетуиащего вещества в очаг пожара, а также установленный на шарнирной опоре 6 газотурбинный авиадвигатель 7, система управления работой которого размещена в кабине 2 Авиадвигатель 7 имеет автономную топливную систему, подсоединенную к топливному баку 8. Шарнирная опора 6 допускает возможность поворота, авиа двигателя в горизонтальной плоскости на угол до 70°, а в вертикальной - до 30а. Компрессор авиадвигателя 7
1
,
10
1520
35
30
40
45
50
55
через обратный клапан 9 сообщен с емкостями 3.
Устройство работает следующим образом..
При пожаре на месте стоянки самолета пожарная машина направляется с места базирования на место вызова. В процессе движения водитель включает авиадвигатель 7 на малые обороты и при подъезде к очагу пожара, например разлившегося на поверхности аэродрома под самолетом авиатоплива, снижает скорость движения автомобиля, маневрируя им и авиадвигателем 7, направляет струю авиадвигателя на кромку площади горения и приступает к тушению, увеличивая обороты авиадвигателя до максимума. Высокоскоростная струя сбивает пламя и одновременно уносит топливо, осушивая поверхность, а также охлаждает зону горения и час- - тично разбавляет ее негорючими компонентами входящими в газовый поток авиадвигателя.
. Непосредственный процесс тушения длится, как правило, 10-20 с в зависимости от площади очага. Высокая скорость передвижения автомобиля и маневренность в сочетании с возможностью приводить пожарное оборудование в работу в процессе движения автомобиля позволяют прибыть пожарному расчету в составе 2-3 человек к аварийному самолету, приступить к тушению и ликвидировать пожар за нормативное время (1-1,5 мин), отведенное на эту операцию международной организацией по безопасности полетов (ИКАО), что повышает вероятность выживания застигнутого пожаром экипажа и пассажиров. Быстрота ликвидации пожара (в 2-3 раза быстрее, чем известные средства пожаротушения) способствует сохранению самолета и повышает живучесть авиационной техники, как показали исследования, в 2-6 раз.
При загорании внутри самолета или горении на небольших площадях розлива горючих и легковоспламеняющихся жидкостей (до 20-30 м2) автомобиль устанавливается на расстоянии 10-15 м от очага горения, оператор-пожарный открывает вентиль подачи газа из емкости 3 и с помощью газа, истекающего из баллонного отсека со скоростью порядка 80-100 м/с и температурой на выходе из ствола-пробойника 5 -20 С, ,
ь17
ликвидирует горение путем маневра стволом-пробойником 5 слева направо (при тушении розлива топлива) или по конфигурации выхлопного сопла (при догорании там топлива), или же держа его неподвижно при местном загорании внутри самолета.
С целью повышения огнетупащей эффективности в газовую струю авиа- двигателя 7 может подаваться с помощью ствола-пробойника 5 из емкости 4 порошок, флегматизирующий процесс горения, при этом давление для вытеснения порошка обеспечивается ком- прессором авиадвигателя 7.
Преимуществами предлагаемого устройства являются: способность тушить пожары с ходу, не останавливаясь у объекта; возможность тушения одновременно горящих веществ и материалов: топлива, магниевых и алюминиевы сплавов, установок, находящихся под напряжением (такой вид пожара наиболее характерный для самолетов); более высокая скорость тушения пожара розливов горючих и легковоспламеняющихся жидкостей (до 30 м2/с и более), а также способность отклонения факела пожара практически на всей площади тушения за счет распространения газовой струи по поверхности аэродрома способность не только ликвидировать пожары, но и предотвращать предпосылки их возникновения (удалять разлившиеся жидкости - ГСМ с поверхности аэродрома или с самолета, охлаждать , магниевые диски шасси при аварийной посадке самолетов):
g f
5
0
0
5
0
756
тушение пожаров истекающих струй горючего; создание коридоров безопасности для эвакуации людей, что обеспечивает вывод людей под прикрытием газовой струи авиационного двигателя; высокая оперативность введения огнету- шащих веществ (в 2-3 раза превышающая существующую), так как такая операция, как боевое развертывание пожарного расчета у очага пожара (в процентном отношении оно составляет 30- 50% от всего времени, отпускаемого для ликвидации пожара на самолете) у предлагаемой машины практически отсутствует (огнетушащее вещество подается с ходу).
Формула изобретения
Устройство для тушения пожара на летательном аппарате на аэродроме, содержащее установленные на высокоманевренном шасси кабину управления, емкости со сжатым газом и порошковым составом, ствол-прббойник для подачи огнетушащего вещества в очаг пожара, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности пожаротушения путем обеспечения возможности аэродинамического воздействия на пламя при тушении, на шасси с помощью шарнирной опоры с двумя степенями свободы установлен газотурбинный авиадвигатель с автономной топливной системой, при этом система управления работой авиадвигателя размещена в кабине управления шасси, а баллоны со сжатым газом сообщены через обратный клапан с компрессором авиадвигателя.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ | 2001 |
|
RU2205117C2 |
КОРАБЕЛЬНАЯ ПАЛУБНАЯ ПОЖАРНАЯ МАШИНА | 1992 |
|
RU2050871C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТУШЕНИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ ФОНТАНОВ | 2020 |
|
RU2752455C1 |
ПОЖАРНЫЙ АВТОМОБИЛЬ И ПЕНОГЕНЕРАТОР | 2019 |
|
RU2721193C1 |
Пожарный автомобиль | 2022 |
|
RU2780040C1 |
БРОНИРОВАННАЯ МАШИНА | 1999 |
|
RU2163496C1 |
Насадок для автомеханической пожарной лестницы с поворачивающимися генераторами пены средней кратности | 2020 |
|
RU2751296C1 |
Насадок с генераторами пены для автомеханической пожарной лестницы | 2020 |
|
RU2751894C1 |
АВТОМОБИЛЬ ПОРОШКОВОГО ТУШЕНИЯ ПОЖАРНЫЙ | 1999 |
|
RU2158154C1 |
Насадок для автомеханической пожарной лестницы с генераторами пены средней кратности и дистанционным управлением | 2020 |
|
RU2751892C1 |
Изобретение относится к авиационной технике, а именно к средствам наземного обслуживания летательных аппаратов, и касается устройства пожарной машины для тушения пожаров на летательных аппаратах на аэродроме. Целью изобретения является повышение эффективности пожаротушения путем обеспечения возможности аэродинамического воздействия на пламя при тушении. На шасси 1 пожарной маиины с кабиной 2 управления, содержащей емкости 3 и 4 со сжатым газом и порошковым составом, а также ствол-пробойник 5, с помощью шарнирной опоры 6 с двумя степенями свободы установлен газотурбинный авиадвигатель 7, система управления работой которого размещена в кабине 2, а баллоны со сжатым газом через обратный клапан 9 сообщены с компрессором авиадвигателя так, что в случае пожара на объектах аэродрома машина выезжает с места базирования, в процессе движения запускается авиадвигатель 7 на-малых оборотах, а при подъезде к месту пожара - на полную мощность, и струя газов направляется на очаг пожара, в результате чего пламя сбивается и пожар устраняется. 1 ил. i (Я
Пожарный автомобиль порошкового тушения | 1978 |
|
SU735264A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1992-04-07—Публикация
1990-04-05—Подача