Устройство для тушения пожара на летательном аппарате на аэродроме Советский патент 1992 года по МПК A62C3/08 

Описание патента на изобретение SU1724275A1

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к средствам наземного обслуживания летательных аппаратов, и касается устройства по- жарной машины для тушения пожаров на летательных аппаратах на аэродроме.

Известна пожарная машина, содержащая установленные на высокоманевренном шасси кабину управления, емкости со сжатым газом и с порошковым соста- вом, ствол-пробойник для подачи огне- тушащего вещества в очаг пожара.

Недостатком известной машины является низкая эффективность ее оборудо- вания для тушения загоревшихся на аэродроме летательных аппаратов, особенно при проливах топлива.

Целью изобретения является повышение эффективности пожаротушения путем обеспечения возможности аэродинамического воздействия на пламя при тушении .

Эта цель достигается тем, что на ыасси пожарной машины с кабиной управления, содержащей емкости со сжатым газом и с порошковым составом, а также ствол-пробойник, с помощью шарнир- ной опоры с двумя степенями свободы установлен газотурбинный авиадвигатель с автономной топливной системой, при этом система управления работой авиадвигателя размещена в кабине шасси, а баллоны со сжатым газом через обратный клапан сообщены с компрессором авиадвигателя.

На чертеже представлено устройство для тушения пожара, вид сбоку.

Устройство содержит высокоманевренное и высокоскоростное шасси 1 с кабиной 2 управления, например шасси автомобиля ГАЗ-66, емкости (баллоны) для сжатого воздуха 3 и для порошково

го состава 4, ствол-пробойник 5 для подачи образующегося при смешении газа с порошком огнетуиащего вещества в очаг пожара, а также установленный на шарнирной опоре 6 газотурбинный авиадвигатель 7, система управления работой которого размещена в кабине 2 Авиадвигатель 7 имеет автономную топливную систему, подсоединенную к топливному баку 8. Шарнирная опора 6 допускает возможность поворота, авиа двигателя в горизонтальной плоскости на угол до 70°, а в вертикальной - до 30а. Компрессор авиадвигателя 7

1

,

10

1520

35

30

40

45

50

55

через обратный клапан 9 сообщен с емкостями 3.

Устройство работает следующим образом..

При пожаре на месте стоянки самолета пожарная машина направляется с места базирования на место вызова. В процессе движения водитель включает авиадвигатель 7 на малые обороты и при подъезде к очагу пожара, например разлившегося на поверхности аэродрома под самолетом авиатоплива, снижает скорость движения автомобиля, маневрируя им и авиадвигателем 7, направляет струю авиадвигателя на кромку площади горения и приступает к тушению, увеличивая обороты авиадвигателя до максимума. Высокоскоростная струя сбивает пламя и одновременно уносит топливо, осушивая поверхность, а также охлаждает зону горения и час- - тично разбавляет ее негорючими компонентами входящими в газовый поток авиадвигателя.

. Непосредственный процесс тушения длится, как правило, 10-20 с в зависимости от площади очага. Высокая скорость передвижения автомобиля и маневренность в сочетании с возможностью приводить пожарное оборудование в работу в процессе движения автомобиля позволяют прибыть пожарному расчету в составе 2-3 человек к аварийному самолету, приступить к тушению и ликвидировать пожар за нормативное время (1-1,5 мин), отведенное на эту операцию международной организацией по безопасности полетов (ИКАО), что повышает вероятность выживания застигнутого пожаром экипажа и пассажиров. Быстрота ликвидации пожара (в 2-3 раза быстрее, чем известные средства пожаротушения) способствует сохранению самолета и повышает живучесть авиационной техники, как показали исследования, в 2-6 раз.

При загорании внутри самолета или горении на небольших площадях розлива горючих и легковоспламеняющихся жидкостей (до 20-30 м2) автомобиль устанавливается на расстоянии 10-15 м от очага горения, оператор-пожарный открывает вентиль подачи газа из емкости 3 и с помощью газа, истекающего из баллонного отсека со скоростью порядка 80-100 м/с и температурой на выходе из ствола-пробойника 5 -20 С, ,

ь17

ликвидирует горение путем маневра стволом-пробойником 5 слева направо (при тушении розлива топлива) или по конфигурации выхлопного сопла (при догорании там топлива), или же держа его неподвижно при местном загорании внутри самолета.

С целью повышения огнетупащей эффективности в газовую струю авиа- двигателя 7 может подаваться с помощью ствола-пробойника 5 из емкости 4 порошок, флегматизирующий процесс горения, при этом давление для вытеснения порошка обеспечивается ком- прессором авиадвигателя 7.

Преимуществами предлагаемого устройства являются: способность тушить пожары с ходу, не останавливаясь у объекта; возможность тушения одновременно горящих веществ и материалов: топлива, магниевых и алюминиевы сплавов, установок, находящихся под напряжением (такой вид пожара наиболее характерный для самолетов); более высокая скорость тушения пожара розливов горючих и легковоспламеняющихся жидкостей (до 30 м2/с и более), а также способность отклонения факела пожара практически на всей площади тушения за счет распространения газовой струи по поверхности аэродрома способность не только ликвидировать пожары, но и предотвращать предпосылки их возникновения (удалять разлившиеся жидкости - ГСМ с поверхности аэродрома или с самолета, охлаждать , магниевые диски шасси при аварийной посадке самолетов):

g f

5

0

0

5

0

756

тушение пожаров истекающих струй горючего; создание коридоров безопасности для эвакуации людей, что обеспечивает вывод людей под прикрытием газовой струи авиационного двигателя; высокая оперативность введения огнету- шащих веществ (в 2-3 раза превышающая существующую), так как такая операция, как боевое развертывание пожарного расчета у очага пожара (в процентном отношении оно составляет 30- 50% от всего времени, отпускаемого для ликвидации пожара на самолете) у предлагаемой машины практически отсутствует (огнетушащее вещество подается с ходу).

Формула изобретения

Устройство для тушения пожара на летательном аппарате на аэродроме, содержащее установленные на высокоманевренном шасси кабину управления, емкости со сжатым газом и порошковым составом, ствол-прббойник для подачи огнетушащего вещества в очаг пожара, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности пожаротушения путем обеспечения возможности аэродинамического воздействия на пламя при тушении, на шасси с помощью шарнирной опоры с двумя степенями свободы установлен газотурбинный авиадвигатель с автономной топливной системой, при этом система управления работой авиадвигателя размещена в кабине управления шасси, а баллоны со сжатым газом сообщены через обратный клапан с компрессором авиадвигателя.

Похожие патенты SU1724275A1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 2001
  • Понимасов Е.Н.
RU2205117C2
КОРАБЕЛЬНАЯ ПАЛУБНАЯ ПОЖАРНАЯ МАШИНА 1992
  • Мазур А.И.
  • Шайкин И.Г.
  • Толстых А.С.
  • Кемурджиан В.А.
  • Баранов Ю.И.
  • Гусев А.В.
  • Шабаев Ю.Ю.
RU2050871C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТУШЕНИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ ФОНТАНОВ 2020
  • Селивёрстов Владимир Иванович
  • Саенкова Александра Борисовна
  • Бахарев Валерий Леонидович
  • Попов Владимир Анатольевич
RU2752455C1
ПОЖАРНЫЙ АВТОМОБИЛЬ И ПЕНОГЕНЕРАТОР 2019
  • Абдурагимов Иосиф Микаэлевич
  • Абдурагимов Александр Иосифович
  • Абдурагимова Татьяна Иосифовна
  • Чащина Елена Павловна
  • Баев Сергей Николаевич
RU2721193C1
Пожарный автомобиль 2022
  • Усманов Эдуард Фаридович
  • Речицкая Елена Фаридовна
  • Железчиков Кирилл Валериевич
RU2780040C1
БРОНИРОВАННАЯ МАШИНА 1999
  • Белоконь С.П.
  • Василевич О.В.
  • Волков Я.В.
  • Златоустов Н.Н.
  • Старостин М.М.
  • Ткаченко Н.В.
  • Ткаченко В.И.
  • Шульга С.В.
RU2163496C1
Насадок для автомеханической пожарной лестницы с поворачивающимися генераторами пены средней кратности 2020
  • Куприн Геннадий Николаевич
  • Колыхалов Дмитрий Геннадьевич
  • Отрокуша Александр Фёдорович
  • Морозов Дмитрий Николаевич
  • Оленин Петр Валерьевич
RU2751296C1
Насадок с генераторами пены для автомеханической пожарной лестницы 2020
  • Куприн Геннадий Николаевич
  • Колыхалов Дмитрий Геннадьевич
  • Отрокуша Александр Фёдорович
  • Морозов Дмитрий Николаевич
  • Оленин Петр Валерьевич
RU2751894C1
АВТОМОБИЛЬ ПОРОШКОВОГО ТУШЕНИЯ ПОЖАРНЫЙ 1999
  • Чепурной Г.А.
  • Степанов Е.Н.
RU2158154C1
Насадок для автомеханической пожарной лестницы с генераторами пены средней кратности и дистанционным управлением 2020
  • Куприн Геннадий Николаевич
  • Колыхалов Дмитрий Геннадьевич
  • Отрокуша Александр Фёдорович
  • Морозов Дмитрий Николаевич
  • Оленин Петр Валерьевич
RU2751892C1

Реферат патента 1992 года Устройство для тушения пожара на летательном аппарате на аэродроме

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к средствам наземного обслуживания летательных аппаратов, и касается устройства пожарной машины для тушения пожаров на летательных аппаратах на аэродроме. Целью изобретения является повышение эффективности пожаротушения путем обеспечения возможности аэродинамического воздействия на пламя при тушении. На шасси 1 пожарной маиины с кабиной 2 управления, содержащей емкости 3 и 4 со сжатым газом и порошковым составом, а также ствол-пробойник 5, с помощью шарнирной опоры 6 с двумя степенями свободы установлен газотурбинный авиадвигатель 7, система управления работой которого размещена в кабине 2, а баллоны со сжатым газом через обратный клапан 9 сообщены с компрессором авиадвигателя так, что в случае пожара на объектах аэродрома машина выезжает с места базирования, в процессе движения запускается авиадвигатель 7 на-малых оборотах, а при подъезде к месту пожара - на полную мощность, и струя газов направляется на очаг пожара, в результате чего пламя сбивается и пожар устраняется. 1 ил. i (Я

Формула изобретения SU 1 724 275 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1724275A1

Пожарный автомобиль порошкового тушения 1978
  • Макаров Владимир Евгеньевич
  • Куприн Геннадий Николаевич
SU735264A1
Способ крашения тканей 1922
  • Костин И.Д.
SU62A1

SU 1 724 275 A1

Авторы

Понимасов Евгений Николаевич

Овчаренко Яков Семенович

Богданов Александр Александрович

Даты

1992-04-07Публикация

1990-04-05Подача