Изобретение относится к средствам специального назначения, а более конкретно к транспортным средствам, имеющим оборудование для пожаротушения и размещения личного состава.
Известны различные технические средства для перевозки грузов, в том числе оборудования и личного состава для пожаротушения. Это прежде всего автомобили (см. , например, Агейкин Я.С. и др. Боевые колесные машины. М., Воениздат МО СССР, 1974, с. 3-12), являющиеся одним из самых массовых видов техники, используемые как в народном хозяйстве страны, так и в Вооруженных Силах (особенно в Сухопутных войсках). Автомобиль ЗИЛ-131 (см. там же, с. 11) содержит ходовую часть (шасси), установленные на ней кабину, кузов и силовую установку. Такое средство имеет недостатки: открытое размещение оборудования и личного состава в кузове (если нет дополнительных средств), сложность и неудобство крепления в кузове элементов пожарного оборудования, повышенная опасность для автомобиля и личного состава (пожарного расчета) при пожаротушении в особо опасных условиях (при тушении пожаров в лесу, на атомных электростанциях и т.д.), ограниченная проходимость и др.
Известны специальные автомобили, кузова которых оснащены дополнительными креплениями для размещения в них оборудования для тушения пожаров (см., например, В.Э. Шефер и др. Организация внутреннего порядка и службы в парке воинской части. Учебное пособие. М., ВАБТВ, 1989 г., с. 24-26; 50-58; 177-181). В кузове автомобиля, как правило, размещаются ручные огнетушители, навесной инструмент (ломы, лопаты, топоры), элементы для крепления и др. В ряде случаев предусматривается установка емкости с водой, ведер, мотопомпы и другого оборудования. В этом автомобиле по сравнению с предыдущим улучшены условия установки и транспортировки элементов оборудования для тушения пожаров, в том числе и самого автомобиля, однако другие недостатки не устранены. Вместе с тем такие виды пожаров, как пожары в парках боевых машин, складах, лесных массивах, на торфяниках, на атомных электростанциях, в зонах военных конфликтов и др. требуют особой защиты и самого транспортного средства, и пожарного оборудования и, особенно, личного состава (пожарного расчета), поскольку эти пожары в ряде случаев отличаются наличием горящих завалов, труднопреодолимых участков местности (для колесной техники), повышенного уровня радиации и др. Для тушения подобных пожаров известные средства на открытой колесной базе подходят мало, прежде всего из-за низких проходимости и защищенности (см., например, Водоцистерна пожарного автомобиля, авторское свидетельство N 1602552 A1, опубл. 30.10.90, бюлл. N 40; Пожарный автомобиль, а.с. N 910165, опубл. 07.03.82, бюлл. N 9). Для этих целей более подходят транспортные средства на гусеничной базе с броневым корпусом.
Известна также бронированная гусеничная машина (см., например, Боевая машина пехоты БМП-1. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М., Воениздат МО СССР, 1979, с. 5-32, 34-48, 509-518). Эта машина содержит установленный на гусеничную ходовую часть броневой корпус с отделением управления и силовой установкой, размещенными в его передней части и соединенными между собой посредством приводов управления, отделением для личного состава, системой противопожарного оборудования и ручными огнетушителями.
Машина на базе боевой машины пехоты (БМП) выгодно отличается от предшествующих. Наличие броневого корпуса значительно повышает степень защищенности пожарного расчета от горящих обломков, веток, высокой температуры (при движении в горящем лесу), радиации (на зараженных участках), от стрелкового оружия (в зонах военных действий) и др. Гусеничная ходовая часть обеспечивает ее собственную защиту от горящей местности (степь, лес) и высокую проходимость в местах завалов, на заболоченной местности и др. Установка в корпусе помимо ручных огнетушителей еще и системы противопожарного оборудования существенно повышает собственную защищенность машины от пожаров (особенно при преодолении горящих лесных завалов). Однако несмотря на явные преимущества машины на базе БМП, она также имеет недостатки. Поскольку основным назначением боевых машин пехоты является не только транспортировка личного состава в условиях пожаров, огня противника, но и ведение боевых действий, то значительное место в их составе занимают комплекс вооружения и боекомплект. Так, например, в составе БМП-1 (см., например, Боевая машина пехоты БМП-1. ТО и ИЭ. М., Воениздат МО СССР, 1979, с. 63-168) имеется комплекс управляемого ракетного вооружения, комплексы пушечного и пулеметного вооружения, боекомплект и др. вооружение. Поэтому размещение дополнительно к штатному пожарного оборудования (емкости с огнегасящей жидкостью, насоса и др. ) становится затруднительным. Размещение же больших запасов огнегасящей жидкости из-за вращающегося боевого отделения становится практически невозможным. Однако в настоящее время, учитывая сокращение и конверсию военной техники, а также ее обновление, устранение этих недостатков становится не только возможным, но и экономически эффективным, поскольку позволяет дать вторую жизнь военной технике как в войсках, так и в народном хозяйстве при ее сокращении и снятии с вооружения.
В качестве наиболее близкого аналога принята бронированная машина по патенту России N 2055614, кл. А 62 С 27/00, опубл. 10.03.1996.
Указанная машина содержит установленный на гусеничную ходовую часть броневой корпус с отделением управления и силовой установкой, размещенными в его передней части и соединенными между собой посредством приводов управления, отделением для личного состава, системой противопожарного оборудования и ручными огнетушителями, а также бак для огнегасящей жидкости с заливным и сливным патрубками.
Для дальнейшей экономии средств при конверсии боевых машин пехоты, расширения функциональных возможностей машины и повышения эффективности при тушении пожаров с ее использованием. Бак для огнегасящей жидкости укреплен на крышке корпуса, машина снабжена насосной станцией, укрепленной на днище корпуса со смонтированными на общем основании механизмом ее включения, соединенным через карданный привод с силовой установкой, пожарным насосом с механизмом его включения, масляным насосом и раздаточным редуктором, вход которого соединен с механизмом включения насосной станции, первый выход - с масляным насосом, а второй - с механизмом включения пожарного насоса, пожарный ствол, установленный в передней части корпуса на его крышке и соединенный трубопроводом с напорным патрубком пожарного насоса, гидросистема с соединенными маслопроводами последовательно масляным баком, совмещенным с левой кормовой дверью корпуса, масляным насосом, гидрораспределителем, масляным фильтром и гидрофицированной навеской, укрепленной посредством кронштейнов на корме корпуса, при этом заливной и сливной патрубки бака для огнегасящей жидкости соединены посредством переключающих кранов соответственно с напорным и заборным патрубками пожарного насоса. Кроме того, гидрофицированная навеска снабжена крепежным комплектом для установки нижнего оборудования, например плугов, скреперов, лопат.
Существенным является введение дополнительных средств, позволяющих значительно расширить возможность по тушению пожаров вне машины за счет установки дополнительного оборудования для тушения пожаров и повышения запасов огнегасящей жидкости путем размещения бака на крышке корпуса, а также за счет установки гидрофицированного оборудования, позволяющего расчищать горящие завалы и сооружать огнезащитные полосы. Новые качества делают предлагаемую машину труднозаменимой при тушении особенно лесных пожаров.
Таким образом, в предлагаемом техническом решении обеспечивается получение существенного положительного эффекта, не предусмотренного ни в прототипе, ни в аналогичных технических решениях. Авторам не известны и другие технические решения, в которых решалась бы поставленная задача.
Сущность предлагаемого технического решения поясняется чертежами. На фиг. 1 показан внешний вид предлагаемой бронированной машины. На фиг. 2 и 3 представлены ее соответственно боковой и поперечный разрезы, а на фиг. 4 показаны состав и размещение насосной установки.
На фигурах приняты следующие обозначения:
1 - корпус бронированной машины,
2 - бак для огнегасящей жидкости,
3 - гидрофицированная навеска,
4 - гусеничная ходовая часть,
5 - плуг,
6 - водопроводы,
7 - насосная станция,
8 - бак с вещевым ящиком,
9 - маслопроводы гидросистемы,
10 - левая кормовая дверь,
11 - пожарный ствол,
12 - сливной патрубок бака,
13 - заливной патрубок бака,
14 - заборный пожарный патрубок,
15 - напорный пожарный патрубок,
16 - масляный фильтр гидросистемы навески,
17 - гидрораспределитель,
18 - сливные отверстия водопроводов,
19 - место механика-водителя машины,
20 - раздаточный редуктор,
21 - пожарный насос,
22 - масляный насос,
23 - механизм включения насосной станции,
24 - механизм включения пожарного насоса,
25 - карданный привод (карданная передача),
26, 27 - рукоятки включения,
28 - основание (рама).
Предлагаемая бронированная машина и новые элементы выполнены и смонтированы на базе боевой машины пехоты БМП-1 (см., например, Боевая машина пехоты БМП-1. ТО и ИЭ. М., Воениздат МО СССР, 1979, с. 5-32), которая является быстроходной (скорость до 65 км/ч), высокоманевренной бронированной машиной. Шасси представляет собой броневой корпус (см. фиг. 1) со штатной силовой установкой, трансмиссией, отделением управления, отделением для расчета (десанта), кормовыми дверями. В носовой части корпуса машины расположены: слева - отделение управления, справа - силовое отделение; в средней части корпуса вместо боевого отделения установлена насосная станция, масло- и водопроводы, а также другие, обеспечивающие работу этих систем, элементы, в средней части крыши корпуса выполнен люк для монтажа вышеперечисленного оборудования. Сзади, в кормовой части корпуса, вместо десантного отделения расположено отделение для пожарного расчета с сиденьями и другим специфическим оборудованием, например огнетушителями, водопроводными шлангами, лопатами, ведрами и др. На кормовой части крыши корпуса расположено два люка для пожарного расчета. В отделении управления размещены рабочее место водителя с центральным щитком, сиденьем, органами управления силовой передачей, силовой установкой и другими агрегатами, сигнальные лампы, выключатели, щитки, краны, кнопки включения и вспомогательные приборы. В передней части отделения управления имеется отсек, где размещаются рулевая колонка с поводковой коробкой. В силовом отделении размещаются агрегаты силовой установки и силовой передачи с обслуживающими их системами. В передней части силового отделения расположены агрегаты силовой передачи тяги и рычаги, водооткачивающий насос и трубопроводы. Двигатель и его системы расположены в задней части силового отделения. Кроме того, здесь установлены компрессор, второй водооткачивающий насос и вентилятор компрессора. Двигатель, главный фрикцион, коробка передач и планетарные механизмы поворота скомпонованы в одном блоке. Также в одном блоке выполнены элементы системы охлаждения двигателя и воздухоочиститель.
На крыше корпуса 1 установлен бак 2 для огнегасящей жидкости (воды), а на корме корпуса установлены кронштейны и на них установлена гидрофицированная навеска 3, связанная механически с плугом 5 (фиг. 1) или лопатой бульдозера (не показано), а гидравлически - с гидросистемой через гибкие шланги высокого давления 9. Гидросистема состоит из трубопроводов и маслобака, в качестве которого используется левая кормовая дверь 10 (фиг. 2), масляного фильтра "МАФ" 16 (фиг. 3), гидрораспределителя 17. На днище корпуса на общем основании (раме) 28 размещены элементы насосной станции (фиг. 4), состоящей из раздаточного редуктора 20, пожарного насоса 21, масляного насоса 22, карданного привода (передачи) 25, связывающего насосную станцию через моторную перегородку с двигателем силовой установки. Управление насосной станцией осуществляется с помощью двух рукояток механизмов включения 26, 27. Пожарные патрубки 14, 15 для подсоединения заборного и напорного рукавов выведены от пожарного насоса 21 соответственно на правый и левый борты и через краны и тройники с ними связаны сливной и заливной патрубки бака 12, 13.
Для проведения технического обслуживания и мелкого ремонта на машине имеется возимый комплект запасных частей инструмента и принадлежностей (ЗИП), для чего в отделении для пожарного расчета и на баке для огнегасящей жидкости предусмотрены специальные емкости, например с основным баком 2 совмещен бак с вещевым ящиком 8.
Штатное противопожарное оборудование БМП-1 предназначено для тушения пожаров в машине и состоит из системы противопожарного оборудования и ручных огнетушителей. Система противопожарного оборудования (не показана) состоит из баллонов, магистрального трубопровода с распылителями, обратных клапанов, термодатчиков, реле и крепежа. Все элементы устанавливаются на штатных местах как и в БМП-1, но при необходимости могут быть и смещены друг относительно друга. Ручные огнетушители могут быть использованы для тушения пожара как внутри машины, так и снаружи.
Работает предлагаемая машина следующим образом. Ее основные штатные системы (силовые установка и передача, ходовая часть, штатное противопожарное оборудование и др.) работают также, как и в прототипе (см. Боевая машина пехоты БМП-1. ТО и ИЭ. М. , Воениздат МО СССР, 1979, с. 246-323, 342-378, 381-389, 399-463, 509-518, 565-573). Для тушения пожара, в зависимости от его вида, может быть использовано как штатное оборудование БМП-1, так и вновь установленное. Если очаг пожара возник внутри машины, то используются система противопожарного оборудования и/или огнетушители. После ликвидации пожара необходимо проветрить машину, включив нагнетатель и вентиляторы (штатные и БМП-1) на 3-5 мин при работающем двигателе. Если пожар снаружи машины и его размеры невелики, то могут быть использованы огнетушители, лопаты, ведра и др. При более мощных пожарах (лесных пожарах и др.) используются введенные элементы пожарного оборудования. Заполнение бака 2 огнегасящей жидкостью производится насосом 21 через заборный патрубок 14 и заливной патрубок 13. При этом на заборный пожарный патрубок надевается всасывающий рукав, второй конец которого связан с водоемом, а сливной патрубок бака 12 и напорный пожарный патрубок 15 соответствующими кранами должны быть закрыты. Заполнение бака от насоса 21 происходит за 6-10 мин.
При тушении пожара, если огнегасящая жидкость берется из водоема, а не из бака, то заливной патрубок 13 закрывается, а к напорному пожарному патрубку присоединяется выкидной (напорный) рукав со стволом, посредством которых один из членов расчета направляет струю огнегасящей жидкости (воды) на горящие предметы. Если же забор огнегасящей жидкости производится непосредственно из бака 2, то всасывающий рукав снимается с заборного пожарного патрубка 14 и к нему посредством переключателя соответствующего крана подключается бак 2 через сливной патрубок бака 12. В последнем случае тушение пожара может производиться как с неподвижной машины, так и с движущейся, причем на самой машине может располагаться и выкидной рукав, и ствол 11. Наиболее эффективным средством тушения пожара с учетом заправки и эксплуатации машины с помощью вышеописанного оборудования является вода. Попадая на горящие вещества, вода отнимает тепло на парообразование, понижая тем самым температуру горящего предмета или вещества. Образующийся водяной пар снижает содержание кислорода в воздухе и способствует прекращению горения. В то же время пар препятствует проникновению в зону горения воздуха. Увлажняя горючее вещество, вода затрудняет его дальнейшее горение, так как пока вода испаряется, температура вещества не поднимается выше 100 градусов и, следовательно, это вещество гореть не будет. Кроме того, вода в виде струи действует и как механическая сила, сбивая пламя. Однако не всегда можно использовать воду. В частности нельзя тушить водой вещества, вступающие с ней в химическую реакцию. Нельзя тушить водой и электроустановки, находящиеся под напряжением. Как в этих, так и в других случаях производят изоляцию зоны горения огнегасительными порошками, пеной, окапыванием, прокладкой заградительных полос из огнегасящих жидкостей (см., например, Организация внутреннего порядка и службы в парке воинской части. М., ВАБТВ, 1989, с. 50-55). В предлагаемой машине наиболее просто осуществляется окапывание, прокладка заградительных полос, расчистка горящих завалов. Для этого на гидрофицированной навеске 3 устанавливают либо лопату бульдозера, либо скрепер, либо плуг 5 (фиг. 1), управление которыми производится с помощью гидрораспределителя 17 гидросистемы машины.
Предлагаемая машина позволяет в комплексе решать сложные задачи по тушению пожаров в самых разнообразных условиях (в военных городках, парках боевых машин, при сопровождении колонн и др.) с высокой эффективностью, что подтверждается испытаниями опытных образцов (фиг. 1). В результате испытаний установлено, что ее использование наиболее целесообразно для тушения лесных пожаров. Так и названы опытные образцы: Лесопожарная машина - 01. (ЛПМ-01), один из которых изображен на фиг. 1. Броневой корпус и гусеничная ходовая часть, возможность тушения на ходу, позволяют не только действовать в непосредственной близости от огня, в условиях угрозы поражения горящими ветками, обломками деревьев и др., но и, благодаря высокой проходимости и маневренности, преодолевать зоны сплошного огня и занимать наиболее выгодные позиции для тушения пожара, обеспечивая одновременно надежную защиту и пожарного расчета, и оборудования. При возникновении же пожара на самой машине его тушение производится штатным оборудованием БМП-1 без использования новых средств пожаротушения. Наличие на машине гидросистемы с гидрофицированной навеской, обеспечивающих возможность создания защитных противопожарных полос, ограждения территорий пожаров, устранение горящих завалов и др., расширяют ее возможности в пожаротушении, а также позволяют ее использовать в других спасательных работах (при землетрясениях, сходах лавин, оползней и др. ), повышая безопасность не только машины и личного состава, но и территорий военных городков, парков боевых машин, населенных пунктов.
В результате испытаний опытных образцов получены следующие показатели предлагаемой машины:
Полная масса, кг - 14000
Время заполнения бака, мин - 6 - 10
Удельное давление на грунт при полной нагрузке, кг/см - 0,58
без воды - 0,46
Количество посадочных мест для пожарного расчета - 5-6
Мощность двигателя, л.с. - 300
Максимальная скорость, км/ч - 65
Запас хода по топливу, км - 400 - 570
Средний расход топлива на 100 км пути, л - 92
Расход масла на 100 км пути, л - 2,8
Длина с навеской, мм - 8920
Длина без навески, мм - 6735
Высота общая, мм - 2445
Другие габаритные размеры соответствуют аналогичным размерам БМП-1 и позволяют производить ее перевозку на железнодорожном и автомобильном транспорте, экономя дорогостоящие моторесурсы.
Таким образом, предложенная машина, благодаря новому оборудованию, установленному на ней, и особенностям его размещения и связям со штатным оборудованием, приобрела уникальные свойства, позволяющие ей стать лучшим в настоящее время средством тушения пожаров, особенно лесных, повышая при этом безопасность личного состава, техники, военных городков и парков, населенных пунктов и территорий.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЖАРОТУШЕНИЯ | 2014 |
|
RU2555619C1 |
СПОСОБ ПОЖАРОТУШЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БРОНИРОВАННОЙ МАШИНЫ | 2009 |
|
RU2403932C1 |
СПОСОБ ПОЖАРОТУШЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ БРОНИРОВАННОЙ МАШИНЫ | 2009 |
|
RU2403931C1 |
СПОСОБ ПОЖАРОТУШЕНИЯ | 2013 |
|
RU2508144C1 |
СПОСОБ ПОЖАРОТУШЕНИЯ | 2013 |
|
RU2505326C1 |
СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТА | 1999 |
|
RU2171962C1 |
БРОНИРОВАННАЯ МАШИНА | 1999 |
|
RU2147114C1 |
БРОНИРОВАННАЯ МАШИНА | 2000 |
|
RU2170676C1 |
ПЛАВАЮЩАЯ МАШИНА | 2000 |
|
RU2168419C1 |
ПЛАВАЮЩАЯ МАШИНА | 2000 |
|
RU2171749C1 |
Изобретение относится к тушению пожаров. Предложена бронированная машина, которая содержит установленный на гусеничную ходовую часть броневой корпус с отделением управления и силовой установкой, размещенными в его передней части и соединенными между собой посредством приводов управления, отделением для личного состава, системой противопожарного оборудования и ручными огнетушителями. Предложенная бронированная машина отличается от известной тем, что установлены бак для огнегасящей жидкости с заливным и сливным патрубками, насосная станция со смонтированными на общем основании механизмом ее включения, соединенным через карданный привод с силовой установкой, пожарным насосом с заборным и напорным патрубками и механизмом ее включения, масляным насосом и раздаточным редуктором, вход которого соединен с механизмом включения насосной станции, первый выход - с масляным насосом, а второй - с механизмом включения пожарного насоса, пожарный ствол, установленный в передней части корпуса на его крыше и соединенный трубопроводом с напорным патрубком пожарного насоса, гидросистема с соединенными маслопроводами последовательно масляным баком, масляным насосом, гидрораспределителем, масляным фильтром и гидрофицированной навеской, укрепленной посредством кронштейнов на корме корпуса, при этом заливной и сливной патрубки бака соединены кранами с напорным и заборным патрубками пожарного насоса. Предложенная бронированная машина приобрела уникальные свойства по пожаротушению и повышению безопасности личного состава, техники, военных городков и парков, населенных пунктов и территорий. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
RU 2055614 C1, 10.03.1996 | |||
КОРАБЕЛЬНАЯ ПАЛУБНАЯ ПОЖАРНАЯ МАШИНА | 1992 |
|
RU2050871C1 |
ЛЕСОПОЖАРНЫЙ АГРЕГАТ | 1998 |
|
RU2137518C1 |
Авторы
Даты
2001-02-27—Публикация
1999-10-22—Подача