Поршень объемной гидромашины Советский патент 1992 года по МПК F04B21/04 F16J1/00 

Описание патента на изобретение SU1724929A1

Изобретение относится к деталям устройств для нагнетания жидкостей и объемных гидроприводов, а именно к деталям цилиндропоршневых групп таких устройств.

Цель изобретения - увеличение КПД гидромашины путем повышения плотности сопряжения поршня с ее цилиндром.

Указанная цель достигается за счет применения специальной конструкции поршня. Такой поршень состоит из полого, напоминающего перевернутый днищем вверх стакан, корпуса и запрессованного ступенчатым хвостовиком внутрь этого корпуса центрального стержня с шаровой головкой на противоположном от хвостовика торце и сквозным осевым каналом внутри. Ступенчатый хвостовик центрального стержня выполнен убывающим по диаметру и переходящим в усеченный конус в торце. Днище полого корпуса поршня, равно как и его стенки, выполнены из упругого материала. В целом корпус поршня представляет собой цилиндрический стакан с выступающим наружу днищем, с выпуклой расточкой внутри у самого днища и конусной, обращенной наружу внутренней поверхностью .днища. Собранные вместе путем напрессовки друг на друга корпус поршня и его центральный стержень представляют собой целостный узел - поршень. Геометрические параметры ступенчатого хвостовика центрального стержня и стаканообразного корпуса подобраны так, что глубина проникновения ступенчатого хвостовика внутрь корпуса меньше, чем глубина полости находящегося в свободном состоянии корпуса, а угол у основания конуса торца хвостовика меньше, чем угол у основания конуса внутренней поверхности днища корпуса поршня.

В днище корпуса поршня также имеется сквозной осевой канал, но его диаметр меньше осевого канала в теле центрального стержня. В собранном виде корпус поршня вместе с центральным стержнем образует кольцевую полость, которая в верхней части смыкается, образуя в целом фигуру в виде диска с торообразной загнутой вниз периферией. Поскольку осевые каналы в теле центрального стержня и днища корпуса поршня сквозные, то образовавшаяся кольцевая полость в центральной части смыкается с осевым каналом,

В процессе рабочего хода, когда сверху на поршень воздействует давление рабочей жидкости, внутренние полости поршня и его осевой канал заполнены этой же жидкостью. Меньший по диаметру осевой канал в днище корпуса поршня дросселирует поток рабочей жидкости, поэтому давление ее внутри полости в поршне меньше, чем в

надпоршневом пространстве. Наличие такой разницы в давлениях приводит к тому, что пружинное днище корпуса поршня прогибается, укладываясь на конический торец ступенчатого хвостовика центрального

стержня поршня. Полость в теле поршня при этом замыкается, т.е. изолируется от надпоршневого пространства, и давление внутри нее уже не может увеличиваться ни при каких обстоятельствах. Последний момент очень важен, поскольку гарантирует удержание днища корпуса поршня в прогнутом состоянии.

Прогибу днища корпуса поршня способствует ослабление выпуклой кольцевой расточкой стенок его. В процессе прогиба днища оно становится более плоским, чем было в исходном состоянии, а следовательно, увеличивается по диаметру. Увеличение диаметра верхней части поршня (днища его

корпуса) приводит к увеличению плотности соприкосновения цилиндропоршневой пары, а следовательно, к уменьшению непроизводительного просачивания рабочей жидкости между стенками поршня и гильзы

цилиндра с надпоршневого пространства в подпоршневое. В конце рабочего хода поршня и в процессе подготовительных ходов его давление рабочей жидкости в надпоршневом пространстве незначительное, а поэтому поршень возвращается в свое исходное состояние, уменьшаясь в диаметре. Последнее обстоятельство позволяет снизить потери на трение. В процессе работы циклы повторяются. В прогнутом состоянии днище корпуса поршня, благодаря геометрии конусного торца хвостовика центрального стержня, не достигает равновесного состояния, а следовательно, более легко возвращается в свое исходное состояние после снятия давления жидкости. Угол у основания конуса внутренней поверхности днища корпуса поршня в процессе прогиба уменьшается до величины соответствующего угла для торца хвостовика центрального стержня, а поэтому в исходном состоянии первый угол является большим по отношению к второму.

На фиг. 1 изображен поршень объемной гидромашины, состояние поршня нерабочее, местные сечения; на фиг. 2 - верхняя часть поршня в состоянии рабочего хода, местные сечения.

Центральный стержень 1 поршня (фиг. 1), а также его корпус 2, равно как и весь поршень, установлены внутри гильзы 3 цилиндpa. Хвостовик 4 центрального стержня 1 выполнен ступенчатым по диаметру, а сам торец 5 его оформлен в виде конуса, ориентированного вершиной наружу. Внутри центрального стержня 1 поршня имеется сквозной осевой канал 6. С противоположной от ступенчатого хвостовика 4 стороны центральный стержень 1 поршня имеет шаровую головку 7 традиционной конструкции и предназначенную для шарнирного сопряжения поршня с другими деталями гидромашины. Корпус 2 поршня выполнен в виде самостоятельной детали, представляющей собой цилиндрический стакан с выпуклой, расположенной у самого днища 8 расточкой и с выпирающим наружу днищем 8. Материал корпуса 2 - пружинная сталь. Днище 8 стаканообразного корпуса 2 поршня с внутренней стороны, равно как и с наружной, имеет конусные поверхности, ориентированные вершинами наружу. В центре днища 8 имеется также осевое отверстие 9, по диаметру меньшее, чем сверление 6 в теле центрального стержня 1 поршня. Установлен корпус 2 поршня на центральном стержне 1 со стороны ступенчатого хвостовика

4методом напрессовки. Для этой цели корпус 2 поршня имеет боковые стенки 10 с цилиндрической внутренней поверхностью. Угол ау основания конуса торца 5 ступенчатого хвостовика 4 центрального стержня 1 поршня выполнен меньшим, чем соответствующий угол /3 для внутренней конусной поверхности днища 8 стаканообразного корпуса 2 поршня. Поскольку ступенчатый хвостовик 4 центрального стержня 1 поршня, находящийся внутри стаканообразного корпуса 2 поршня, не достает днища 8 последнего, то находящаяся внутри поршня кольцевая торообразная полость 11 имеет непосредственное сообщение с осевым каналом 6 и отверстием 9, а следовательно, замкнутой не является.

В начале рабочего хода поршня (фиг. 2), когда в надпоршневом пространстве начинает нарастать давление рабочей жидкости, давление нарастает и в поршневой полости 11. Интенсивность нарастания давления в надпоршневом пространстве выше, чем внутри поршневой полости 11, поскольку поток рабочей жидкости дросселируется осевым отверстием 9. Под воздействием разности давлений по обе стороны днища 8 последнее прогибается, разобщая поршневую полость 11с надпоршневым пространством. При этом днище 8 прилегает к торцу

5хвостовика 4 центрального стержня 1 поршня по всей поверхности торца 5 и надежно перекрывает поршневую полость 11. В этом

случае пружинное днище 8 по отношению к поршневой полости 11 выполняет роль гидравлического клапана. Полное прилегание днища 8 к торцу 5 стержня 1 поршня важно,

так как, прилегая к Торцу 5 стержня 1 по всей его поверхности, днище 8 предохраняется от разрушения и, таким образом, достигается надежная изоляция поршневой полости 11 от надпоршневого пространства и, следовательно, надежно сохраняется необходимая для деформации днища 8 разность давлений жидкости Снизу и сверху последнего. Форма конусных поверхностей торца 5 центрального стержня. 1 поршня и днища

8 стаканообразного корпуса 1 подбираются, исходя из этих условий.

Надежное прилегание днища 8 к торцу 5 возможно в том случае, если в исходном состоянии угол а у основания конуса торца

5 центрального стержня 1 меньше, чем соответствующий угол / внутренней конусной поверхности днища 8. В процессе деформации днища 8 оно частично выравнивается, а следовательно, увеличивается в

диаметре. Этому обстоятельству способствуют ослабленные выпуклой расточкой стенки 10 корпуса 2 поршня. Увеличение диаметра верхней части поршня (днища 8) используется в предлагаемой конструкции

для увеличения плотности соприкосновения деталей цилиндропоршневрй группы друг с другом в момент рабочего хода поршня. Когда рабочее давление снято, днище 8 корпуса 2 поршня возвращается в исходное состояние и готово для повторения цикла; Возвращению днища в исходное состояние, кроме всего прочего, способствует то обстоятельство, что днище 8 в процессе деформации выравнивается не полностью. Полному выравниванию днища 8 препятствует геометрия ступенчатого хвостовика 4 центрального стержня 1 поршня и самого днища 8.

Такая конструкция поршня эффективна

в системах высокого давления, где в качестве рабочих жидкостей используются маслянистые текучие среды. Преимуществом конструкции является то, что уплотнение пары поршень - гильза цилиндра усиливается

в процессе рабочего хода поршня при повышенном рабочем давлении, а в процессе холостых ходов (например, всасывания) - ослабляется. Это благоприятно сказывается на КПД гидромашины, а следовательно, на

экономичности ее применения.

Формула изобретения 1. Поршень объемной гидромашины, содержащий полый корпус с днищем и боковой стенкой и центральный етержень с

хвостовиком, головкой и сквозным осевым каналом, сообщенным с надпоршневой полостью, причем хвостовик стержня размещен в корпусе с образованием кольцевой полости, отличающийся тем, что, с целью увеличения КПД путем повышения плотности сопряжения поршня с цилиндром, днище и боковая стенка корпуса выполнены упругими, в днище выполнено центральное отверстие, а хвостовик установлен в кольцевой полости с зазором между его торцом и днищем и с возможностью прилегания к торцу днища при прогибе последнего.

0

5

2.Поршень по п. 1, отличающийся тем, что хвостовик стержня выполнен ступенчатым с диаметрами ступеней, убывающими от головки к торцу, а последний и днище выполнены коническими и обращены своими вершинами в сторону от головки.

3.Поршень по п. 1, от л и ч а ю щи и с я тем, что торец хвостовика имеет высоту и угол у основания конуса, меньшие высоты и угла у основания конуса днища. ч

4.Поршень по п. 1, отличающийся тем, что центральное отверстие днища имеет диаметр, меньший диаметра осевого канала стержня.

Похожие патенты SU1724929A1

название год авторы номер документа
ПНЕВМОГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПОРШНЕВОЙ АККУМУЛЯТОР МОДУЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ ДЛЯ ВСТРОЕННОГО МОНТАЖА И ВЫСОКИХ ДАВЛЕНИЙ 2006
  • Редько Павел Григорьевич
  • Амбарников Анатолий Васильевич
  • Чугунов Адольф Сергеевич
  • Нахамкес Константин Викторович
  • Тихонов Александр Борисович
  • Крячков Юрий Васильевич
RU2330190C1
ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ РЫХЛИТЕЛЬ 2003
  • Ивкин В.С.
  • Щелыкалин В.С.
RU2231601C1
Поршень объемной гидромашины 1990
  • Мельник Виктор Иванович
SU1724928A1
Ползун зубошлифовального станка 1985
  • Попов Петр Евгеньевич
  • Финаев Павел Григорьевич
  • Николаева Ирина Павловна
  • Трифонов Олег Николаевич
SU1463407A1
ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ РЫХЛИТЕЛЬ 2003
  • Ивкин В.С.
  • Кузьмин Е.К.
RU2236514C1
АДАПТИВНЫЙ ПНЕВМОГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ДЕМПФЕР 2000
  • Беляев А.И.
  • Князева И.А.
  • Горячева Е.М.
RU2190133C2
Нормально-замкнутый дисковый тормоз 1980
  • Гребешков Юрий Васильевич
  • Григорьев Валерий Васильевич
  • Сергиенко Сергей Николаевич
  • Чилин Анатолий Тимофеевич
SU934070A1
ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ АГРЕГАТ ДЛЯ СОЗДАНИЯ И ПЕРЕДАЧИ СИЛ ДАВЛЕНИЯ 1991
  • Карл Хайнрих Зоннабенд[De]
RU2047010C1
Аксиально-поршневая гидромашина 1989
  • Пронько Андрей Вадимович
SU1668720A1
ДВИГАТЕЛЬ 2004
  • Стробыкин Олег Витальевич
  • Стробыкин Виталий Николаевич
RU2298677C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 724 929 A1

Реферат патента 1992 года Поршень объемной гидромашины

Изобретение относится к деталям устройств для нагнетания жидкостей. Цель изобретения - увеличение КПД гидромашины путем повышения плотности сопряжения поршня с ее цилиндром. Поршень содержит центральный стержень 1, корпус 2, ступенчатый хвостовик 4 и шаровую головку 7. В стержне 1 выполнен сквозной осевой канал 6, а в днище 8 корпуса 2 - отверстие 9. Днище 8 и боковая стенка 10 корпуса выполнены упругими. Хвостовик 4 установлен с зазором между его торцом 5 и днищем 8 и с возможностью прилегания к торцу днища 8 при прогибе последнего. Торец 5 и днище 8 выполнены коническими и обращены своими вершинами в сторону от головки 7. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения SU 1 724 929 A1

Риг.2

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1724929A1

Авторское свидетельство СССР № 1488547, F 04 В 21/04, 1989.

SU 1 724 929 A1

Авторы

Мельник Виктор Иванович

Романченко Николай Анастасьевич

Даты

1992-04-07Публикация

1990-03-29Подача