Сборное лопастное колесо Советский патент 1992 года по МПК F04D29/22 F16H41/26 

Описание патента на изобретение SU1724950A1

Изобретение относится к области гидромашиностроения и может быть использовано при производстве лопастных колес всех видов динамических передач, а также лопастных насосов.

Известно сборное лопастное колесо, содержащее соединенные между собой относительно базовой поверхности по поверхностям разъема отдельные части, выполненные в виде тел вращения с торообразными участками ведущего и ведомого дисков и расположенными между ними участками лопастей.

Недостатком этого колеса является то, что поверхности разъема выполнены ступенчатыми что повышает сложность изготовления и снижает технологичность конструкции.

Цель изобретения - снижение трудоемкости изготовления и повышение технологичности конструкции.

Поставленная цель достигается тем, что поверхности разъема выполнены в виде

плоскостей, перпендикулярных оси вращения колеса, а базовая поверхность расположена на ведущем или ведомом диске. Кроме того, при выполнении в ведущем диске шпоночного паза базовая поверхность совмещена с одной из поверхностей последнего,

На фиг. 1 изображено лопастное колесо; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1.

Сборное колесо состоит из отдельных частей 1, выполненных в виде тел вращения с торообразными участками ведущего 2 и ведомого 3 дисков с расположенными между ними участками лопастей 4. Поверхности разъема 5 выполнены в виде плоскостей, перпендикулярных оси 6 вращения колеса. В ведущем диске 2 выполнен шпоночный паз 7, одна из поверхностей которого совмещена с базовой поверхностью.

Сборное колесо изготавливают следующим образом.

На сборочных рабочих чертежах лопастного колеса, включающих теоретические чертежи меридионального сечения и профиел С

| ю Јь ю ел о

ля лопасти, наносятся линии пересечения

плоскостей I, II, III параллельных одна

другой и перпендикулярных оси 6 вращения колеса, соответствующие поверхностям 5 разъема. Количество плоскостей I, II, ..., выбирается таким, чтобы части 1 колеса, представляющие собой тела вращения, были наиболее технологичны с точки зрения их изготовления (обладали бы наименьшей материалоемкостью и себестоимостью изготовления, изготавливались бы наиболее простыми методами, допускали бы возможность унификации технологического процесса и т. д.).

При этом каждая часть 1 колеса содержит участки ведущего 2 и ведомого 3 дисков с участками лопастей 4. В зависимости от конструкции колеса и способа его изготовления (например, колесо пластмассовое или металлическое, опытное или серийное, для насосов или гидромуфт, с плоскими лопастями или пространственными и т.д.) окончательная механическая обработка может быть выполнена либо после сборки колеса из частей 1, либо путем окончательной механической обработки каждой части колеса. При этом части колеса могут быть получены с помощью любой технологии, выгодной потребителю и целесообразной с точки зрения производства и механических нагрузок, действующих на колесо при его эксплуатации в гидродинамической машине (насосе, турбине, гидромуфте и т.д.). К таким способам можно отнести штамповку, литье под давлением или по выплавляемым моделям, выжигание, выфрезерование и т.д.

При изготовлении составных частей колеса из геометрическая форма, размеры и допуски на них назначаются и изготавливаются относительно определенной единой базовой поверхности (например, относительно одной из поверхностей шпоночного паза 7, общего для всех составляющих). После изготовления и контроля всех частей осуществляется сборка колеса с помощью специального приспособления (не показано), обеспечивающего герметичность стыков по плоскостям разъемов 5, заданную ориентацию формы и размеров составляющих колеса относительно выбранной базовой поверхности шпоночного паза 7, и отсутствие ступенек при стыковке элементов торов и лопастей колеса в направлении движения потока жидкости. После сборки колесо подвергается балансировке в соответствии с действующими в различных отраслях машиностроения технологическими процессами.

Предлагаемое сборное колесо может быть выполнено с любой формой лопастей

(цилиндрические, плоские, пространственные и т.д.), так как лопасти и межлопастной канал, образованный ведущим и ведомым дисками и участками лопастей, разбиваются на составляющие, в которых каждый элемент, в том числе и лопасть имеет наиболее простую и технологическую форму, что снижает трудоемкость изготовления и повышает технологичность конструкции.

25

Формула изобретения

1.Сборное лопастное колесо, содержащее соединенные между собой относительно базовой поверхности по поверхностям

0 разъема отдельные части, выполненные в виде тел вращения с горообразными участками ведущего и ведомого дисков и расположенными между ними участками лопастей, отличающееся тем, что, с

5 целью снижения трудоемкости изготовления и повышения технологичности конструкции, поверхности разъема выполнены в виде плоскостей, перпендикулярных оси вращения колеса, а базовая поверхность

0 расположена на ведущем или ведомом диске.

2.Колесо по п. 1,отличающееся тем, что при выполнении в ведущем диске шпоночного паза базовая поверхность совмещена с одной из поверхностей последнего.

Похожие патенты SU1724950A1

название год авторы номер документа
ТЕПЛОВОЗ С РОТОРНО-ЛОПАСТНЫМ ДИЗЕЛЬНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2002
  • Григорчук В.С.
RU2231460C1
Пусковая гидродинамическая муфта вертикального исполнения с частичным заполнением 1984
  • Агафонов Юрий Владимирович
SU1193321A1
Гидромуфта преимущественно для приводов промышленных центрифуг 1983
  • Зарх Ион Сидорович
  • Войтова Нина Витальевна
SU1180580A1
СПОСОБ ПОДАЧИ И ИЗМЕРЕНИЯ РАСХОДА СРЕДЫ (ВАРИАНТЫ) 2004
RU2287781C2
ДВУХДИСКОВОЕ РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЛОПАСТНОЙ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2003
  • Кущенко Сергей Николаевич
  • Липицкий Станислав Григорьевич
RU2266434C2
ЗУБЧАТАЯ МУФТА 2007
  • Салдаев Александр Макарович
RU2335669C1
Роторная машина 1987
  • Матюшкин Михаил Михайлович
SU1521914A1
ОТКРЫТОЕ РАБОЧЕЕ КОЛЕСО СТУПЕНИ ЭЛЕКТРОЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА 2016
  • Блинов Александр Владимирович
  • Пещеренко Марина Петровна
  • Пещеренко Сергей Николаевич
RU2626266C1
РОТОРНАЯ РОЛИКОЛОПАСТНАЯ ГИДРОМАШИНА 1991
  • Тярасов Герман Павлович
RU2030597C1
ТЕПЛОВОЗ С ГОРИЗОНТАЛЬНЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ 1999
  • Григорчук В.С.
RU2162039C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 724 950 A1

Реферат патента 1992 года Сборное лопастное колесо

Использование: гидромашиностроение. Сущность изобретения: колесо состоит из от дельных частей 1. Отдельные части выполнены в виде тел вращения с торообразными участками ведущего 2 и ведомого 3 дисков. Поверхности разъема 5 выполнены в виде плоскостей, перпендикулярных оси вращения колеса. Базовая поверхность расположена на ведущем 2 или ведомом 3 дисках. При выполнении в ведущем диске 2 шпоночного паза базовая поверхность совмещена с одной из поверхностей паза. 1 з. п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения SU 1 724 950 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1724950A1

Кабаков М
Г
и Стесин С
П
Технология производства гидроприводов
- М.: Машиностроение, 1974, с
Транспортер для перевозки товарных вагонов по трамвайным путям 1919
  • Калашников Н.А.
SU102A1
Способ сужения чугунных изделий 1922
  • Парфенов Н.Н.
SU38A1

SU 1 724 950 A1

Авторы

Стесин Савелий Павлович

Бим-Бад Борис Максович

Кабаков Михаил Григорьевич

Окунь Анатолий Андреевич

Даты

1992-04-07Публикация

1990-04-17Подача