Изобретение относится к области гидромашиностроения и может быть использовано при производстве лопастных колес всех видов динамических передач, а также лопастных насосов.
Известно сборное лопастное колесо, содержащее соединенные между собой относительно базовой поверхности по поверхностям разъема отдельные части, выполненные в виде тел вращения с торообразными участками ведущего и ведомого дисков и расположенными между ними участками лопастей.
Недостатком этого колеса является то, что поверхности разъема выполнены ступенчатыми что повышает сложность изготовления и снижает технологичность конструкции.
Цель изобретения - снижение трудоемкости изготовления и повышение технологичности конструкции.
Поставленная цель достигается тем, что поверхности разъема выполнены в виде
плоскостей, перпендикулярных оси вращения колеса, а базовая поверхность расположена на ведущем или ведомом диске. Кроме того, при выполнении в ведущем диске шпоночного паза базовая поверхность совмещена с одной из поверхностей последнего,
На фиг. 1 изображено лопастное колесо; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1.
Сборное колесо состоит из отдельных частей 1, выполненных в виде тел вращения с торообразными участками ведущего 2 и ведомого 3 дисков с расположенными между ними участками лопастей 4. Поверхности разъема 5 выполнены в виде плоскостей, перпендикулярных оси 6 вращения колеса. В ведущем диске 2 выполнен шпоночный паз 7, одна из поверхностей которого совмещена с базовой поверхностью.
Сборное колесо изготавливают следующим образом.
На сборочных рабочих чертежах лопастного колеса, включающих теоретические чертежи меридионального сечения и профиел С
| ю Јь ю ел о
ля лопасти, наносятся линии пересечения
плоскостей I, II, III параллельных одна
другой и перпендикулярных оси 6 вращения колеса, соответствующие поверхностям 5 разъема. Количество плоскостей I, II, ..., выбирается таким, чтобы части 1 колеса, представляющие собой тела вращения, были наиболее технологичны с точки зрения их изготовления (обладали бы наименьшей материалоемкостью и себестоимостью изготовления, изготавливались бы наиболее простыми методами, допускали бы возможность унификации технологического процесса и т. д.).
При этом каждая часть 1 колеса содержит участки ведущего 2 и ведомого 3 дисков с участками лопастей 4. В зависимости от конструкции колеса и способа его изготовления (например, колесо пластмассовое или металлическое, опытное или серийное, для насосов или гидромуфт, с плоскими лопастями или пространственными и т.д.) окончательная механическая обработка может быть выполнена либо после сборки колеса из частей 1, либо путем окончательной механической обработки каждой части колеса. При этом части колеса могут быть получены с помощью любой технологии, выгодной потребителю и целесообразной с точки зрения производства и механических нагрузок, действующих на колесо при его эксплуатации в гидродинамической машине (насосе, турбине, гидромуфте и т.д.). К таким способам можно отнести штамповку, литье под давлением или по выплавляемым моделям, выжигание, выфрезерование и т.д.
При изготовлении составных частей колеса из геометрическая форма, размеры и допуски на них назначаются и изготавливаются относительно определенной единой базовой поверхности (например, относительно одной из поверхностей шпоночного паза 7, общего для всех составляющих). После изготовления и контроля всех частей осуществляется сборка колеса с помощью специального приспособления (не показано), обеспечивающего герметичность стыков по плоскостям разъемов 5, заданную ориентацию формы и размеров составляющих колеса относительно выбранной базовой поверхности шпоночного паза 7, и отсутствие ступенек при стыковке элементов торов и лопастей колеса в направлении движения потока жидкости. После сборки колесо подвергается балансировке в соответствии с действующими в различных отраслях машиностроения технологическими процессами.
Предлагаемое сборное колесо может быть выполнено с любой формой лопастей
(цилиндрические, плоские, пространственные и т.д.), так как лопасти и межлопастной канал, образованный ведущим и ведомым дисками и участками лопастей, разбиваются на составляющие, в которых каждый элемент, в том числе и лопасть имеет наиболее простую и технологическую форму, что снижает трудоемкость изготовления и повышает технологичность конструкции.
25
Формула изобретения
1.Сборное лопастное колесо, содержащее соединенные между собой относительно базовой поверхности по поверхностям
0 разъема отдельные части, выполненные в виде тел вращения с горообразными участками ведущего и ведомого дисков и расположенными между ними участками лопастей, отличающееся тем, что, с
5 целью снижения трудоемкости изготовления и повышения технологичности конструкции, поверхности разъема выполнены в виде плоскостей, перпендикулярных оси вращения колеса, а базовая поверхность
0 расположена на ведущем или ведомом диске.
2.Колесо по п. 1,отличающееся тем, что при выполнении в ведущем диске шпоночного паза базовая поверхность совмещена с одной из поверхностей последнего.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТЕПЛОВОЗ С РОТОРНО-ЛОПАСТНЫМ ДИЗЕЛЬНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ | 2002 |
|
RU2231460C1 |
Пусковая гидродинамическая муфта вертикального исполнения с частичным заполнением | 1984 |
|
SU1193321A1 |
Гидромуфта преимущественно для приводов промышленных центрифуг | 1983 |
|
SU1180580A1 |
СПОСОБ ПОДАЧИ И ИЗМЕРЕНИЯ РАСХОДА СРЕДЫ (ВАРИАНТЫ) | 2004 |
|
RU2287781C2 |
ДВУХДИСКОВОЕ РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЛОПАСТНОЙ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2003 |
|
RU2266434C2 |
ЗУБЧАТАЯ МУФТА | 2007 |
|
RU2335669C1 |
Роторная машина | 1987 |
|
SU1521914A1 |
ОТКРЫТОЕ РАБОЧЕЕ КОЛЕСО СТУПЕНИ ЭЛЕКТРОЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА | 2016 |
|
RU2626266C1 |
РОТОРНАЯ РОЛИКОЛОПАСТНАЯ ГИДРОМАШИНА | 1991 |
|
RU2030597C1 |
ТЕПЛОВОЗ С ГОРИЗОНТАЛЬНЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ | 1999 |
|
RU2162039C1 |
Использование: гидромашиностроение. Сущность изобретения: колесо состоит из от дельных частей 1. Отдельные части выполнены в виде тел вращения с торообразными участками ведущего 2 и ведомого 3 дисков. Поверхности разъема 5 выполнены в виде плоскостей, перпендикулярных оси вращения колеса. Базовая поверхность расположена на ведущем 2 или ведомом 3 дисках. При выполнении в ведущем диске 2 шпоночного паза базовая поверхность совмещена с одной из поверхностей паза. 1 з. п. ф-лы, 2 ил.
Кабаков М | |||
Г | |||
и Стесин С | |||
П | |||
Технология производства гидроприводов | |||
- М.: Машиностроение, 1974, с | |||
Транспортер для перевозки товарных вагонов по трамвайным путям | 1919 |
|
SU102A1 |
Способ сужения чугунных изделий | 1922 |
|
SU38A1 |
Авторы
Даты
1992-04-07—Публикация
1990-04-17—Подача