Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах общепромышленных механизмов.
Известен электропривод переменного тока, содержащий однофазный асинхрон- ный двигатель, пусковая и рабочая обмотки которого соединены между собой одними выводами и через замыкающий контакт подключены к одному зажиму однофазного источника питания, однофазный мостовой выпрямитель, выводы которого по переменному току соединены с другими выводами пусковой и рабочей обмоток, параллельно соединенные между собой конденсатор и первый резистор, одни выводы которых со- единены с коллектором транзистора и с положительным выводом по постоянному току выпрямителя, а отрицательный вывод соединен с эмиттером транзистора и анодом диода, катод которого соединен с другими выводами конденсаторов и резистора и через второй резистор соединен с базой транзистора, другой вывод рабочей обмотки подключен к другому зажиму однофазного источника питания.
Наличие в данном электроприводе однофазного мостового выпрямителя усложняет устройство.
Наиболее близким к изобретению является устройство для управления однофаз- ным конденсаторным асинхронным двигателем, содержащее трехполюсный переключатель, с помощью которого подключается к питающей сети рабочая и пусковая обмотки двигателя, пусковой конденсатор и тиристорно-диодный элемент, при этом управляющий электрод тиристора подключен к питающей сети через последовательную цепочку из резистора, выпрямительного диода, электролитического конденсатора. Контакты переключателя в цепи рабочей обмотки шунтированы тиристором, управляющий электрод которого через резистор и контакты переключателя соединен с положительным выводом конденсатора, отрица- тельный вывод которого соединен с выводом рабочей обмотки и катодом тиристора через переключатель.
В исходном положении обмотки двигателя шунтированы контактами переключа- теля.
Недостатком известного устройства является его сложность, обусловленная наличием двух тиристоров и трехполюсного переключателя, состоящего из трех пере- ключающих контактов.
Цель изобретения - упрощение устройства.
Для достижения поставленной цели в электроприводе переменного тока, содержащем однофазный асинхронный двигатель с рабочей и пусковой обмотками, соединенными последовательно, контактор с замыкающим контактом для подключения среднего вывода указанных обмоток к одному зажиму однофазной сети, свободный вывод рабочей обмотки снабжен зажимом для подключения к другому зажиму однофазной сети, блок пуска и торможения, снабженный тиристором с цепью управления, составленной из последовательно соединенных резистора и диода, один вывод которой соединен с управляющим электродом упомянутого тиристора, и конденсатор, один вывод которого соединен с вторым выводом цепи управления, согласно изобретению катод тиристора соединен со свободным выводом пусковой обмотки асинхронного двигателя, анод тиристора объединен с вторым выводом конденсатора и подключен к свободному выводу рабочей обмотки асинхронного двигателя, контактор снабжен размыкающим контактом, жестко связанным с замыкающим контактом и включенным между катодом тиристора и общей точкой соединения второго и первого выводов цепи управления и конденсатора соответственно, а резистор цепи управления выполнен управляемым.
В предложенном электроприводе пуск однофазного асинхронного двигателя происходит посредством открывания тиристора, а торможение происходит по двум обмоткам за счет разряда заряженного конденсатора в процессе пуска двигателя.
Новая взаимосвязь тиристора, конденсатора и размыкающего контакта контактора двигателя позволила простым устройством осуществлять его пуск и торможение.
На чертеже изображена принципиальная схема электропривода переменного тока.
Электропривод содержит однофазный асинхронный двигатель с рабочей 1 и пусковой 2 обмотками, соединенными последовательно, контактор с замыкающим контактом 3 для подключения среднего вывода указанных обмоток к одному зажиму однофазной сети, свободный вывод рабочей обмотки 1 снабжен зажимом для подключения к другому зажиму однофазной сети, блок пуска и торможения, снабженный тиристором 4 с цепью управления, составленной из последовательно соединенных резистора 5 и диода 6, один вывод которой соединен с управляющим электродом упомянутого тиристора 4, и конденсатор 7, один вывод которого соединен с вторым выводом пусковой обмотки 2 асинхронного двигателя, анод тиристора 4 объединен с вторым выводом конденсатора 7 и подключен к свободному выводу рабочей обмотки 1 асинхронного двигателя, контактор снабжен размыкающим контактом 8, жестко связан- ным с замыкающим контактом 3 и включенным между катодом тиристора 4 и общей точкой соединения второго и первого выводов цепи управления и конденсатора 7 соответственно.
Электропривод работает следующим образом.
При замыкании контакта 3 контактора ток проходит по рабочей обмотке 1 двигателя. Между анодом и катодом тиристора 4 появляется напряжение, обеспечивающее подачу тока по цепи управления, составленной из последовательно соединенных резистора 5, диода 6 и кондесатора 7 на управляющий электрод тиристора 4, Кон- денсатор 7 заряжается однополупериод- ным выпрямленным током. Тиристор 4 открывается и через пусковую обмотку 2 протекает однополупериодный выпрямленный ток. Конденсатор 7 обеспечивает фазо- вый сдвиг между токами пусковой 2 и рабочей 1 обмотками, в результате чего двигатель запускается.
Когда конденсатор 7 зарядится, ток в цепи управляющего электрода тиристора 4 прекращается, тиристор 4 закрывается и протекание тока через пусковую обмотку 2 прекращается. Пуск двигателя окончен.
Время запуска двигателя регулируется резистором 5.
При отключении двигателя от сети конденсатор 7 разряжается по цепи: рабочая обмотка 1 - пусковая обмотка 2 - размыкающий контакт 8 контактора. Обмотки двигателя обтекаются постоянным током. Происходит торможение двигателя.
По сравнению с известным изобретением, в котором для пуска и торможения двигателя применяются отдельные тиристоры, при торможении двигателя используется однополупериодный выпрямительный ток, что приводит к пульсации тормозного момента. В электроприводе пуск производится одним тиристором, а торможение производится за счет того, что накопленный заряд конденсатора разряжается через последовательно соединенную рабочую и пусковую обмотки двигателя, что упрощает устройство и одновременно исключает пульсации тормозного момента. Формула изобретения Электропривод переменного тока, содержащий однофазный асинхронный двигатель с рабочей и пусковой обмотками, соединенными последовательно, контактор с замыкающим контактом для подключения среднего вывода указанных обмоток к одному зажиму однофазной сети, свободный вывод рабочей обмотки снабжен зажимом для подключения к другому зажиму однофазной сети, блок пуска и торможения, снабженный тиристором с цепью управления, составленной из последовательно соединенных резистора и диода, один вывод которой соединен с управляющим электродом упомянутого тиристора и конденсатор, один вывод которого соединен с вторым выводом цепи управления, отличающийся тем, что, с целью упрощения, катод тиристора соединен со свободным выводом пусковой обмотки асинхронного двигателя, анод тиристора объединен с вторым выводом конденсатора и подключен к свободному выводу рабочей обмотки асинхронного двигателя, контактор снабжен размыкающим контактом, жестко связанным с замыкающим контактом и включенным между катодом тиристора и общей точкой соединения второго и первого выводов цепи управления и конденсатора соответственно, а резистор цепи управления выполнен управляемым.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для торможения трехфазного асинхронного электродвигателя | 1983 |
|
SU1156228A1 |
Устройство для торможения трехфазного асинхронного электродвигателя | 1986 |
|
SU1422348A1 |
РЕГУЛЯТОР ВОЗБУЖДЕНИЯ СИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1995 |
|
RU2084075C1 |
Устройство для управления асинхронным электродвигателем | 1990 |
|
SU1758818A1 |
Электропривод переменного тока | 1985 |
|
SU1330721A1 |
ЭЛЕКТРОПРИВОД | 2005 |
|
RU2277747C1 |
Устройство для пуска мощного асин-ХРОННОгО КОРОТКОзАМКНуТОгО дВигАТЕля | 1979 |
|
SU817948A1 |
ЭЛЕКТРОПРИВОД | 2001 |
|
RU2210853C2 |
Двухдвигательный электропривод | 1985 |
|
SU1310986A2 |
Устройство для торможения трехфазного асинхронного электродвигателя | 1989 |
|
SU1624645A1 |
Изобретение используется в электроприводах общепромышленных механизмов. Сущность изобретения: в электроприводе пуск производится одним тиристором 4, а торможение производится за счет того, что накопленный заряд конденсатора 7 разряжается через последовательно соединенные рабочую и пусковую обмотки 1 и 2 двигателя, что позволяет упростить устройство с одновременным исключением пульсации тормозного момента. 1 ил.
Электропривод переменного тока | 1986 |
|
SU1385214A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Устройство для управления однофазнымКОНдЕНСАТОРНыМ АСиНХРОННыМ элЕКТРО-дВигАТЕлЕМ | 1979 |
|
SU851711A2 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1992-04-07—Публикация
1990-02-07—Подача