СИСТЕМА СПАРЕННОГО НОЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТА Советский патент 1994 года по МПК B64C13/26 

Описание патента на изобретение SU1725530A1

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано в системах управления преимущественно учебно-тренировочных самолетов.

Известна система спаренного ножного управления самолета первоначального обучения, в котором посты управления установлены тандем - один за другим и включены в систему последовательно. Ножное управление выполнено в виде рычажно-параллелограммного механизма, включающего двуплечий рычаг-коромысло на вертикальной оси [1] .

Недостатком известного технического решения является то, что размещение ученика и пилота-инструктора один за спиной другого неудобно с точки зрения демонстрации приемов управления при обучении. Кроме того, горизонтальное расположение рычага требует для получения достаточного плеча довольно широкой расстановки ног, в том числе и для того, чтобы ноги не мешали ручке управления отклоняться в стороны, что неудобно и неодинаково сказывается на пилотах с различным ростом.

Наиболее близким техническим решением, выбранным за прототип, является система спаренного ножного управления учебно-тренировочного самолета, содержащая педали правого и левого пилотов, установленные на горизонтальных валах. Одноименные педали обоих пилотов установлены каждые на своем валу. От каждого вала через их рычаги отведена проводка системы управления к рулю направления [2] .

Недостатком этой системы является наличие двух валов, на которых установлены педали. Валы расположены со смещением относительно друг друга. Это смещение даже при самом оптимальном конструкторском решении дает разные ощущения хода правой и левой педалей для правого и левого пилотов, т. е. не сохраняется мнемоника управления для них. За счет смещения валов кронштейны педалей имеют разные установочные углы, а если точнее - разное отклонение от вертикали осей педалей, что приводит к тому, что ход левой педали правого пилота равен ходу правой педали левого пилота, и наоборот, но ход педалей одного пилота неодинаков. Это малозаметно, однако имеет место. Кроме того, можно отметить, что в данном прототипе непредусмотрена регулировка педалей под рост пилотов.

Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик системы за счет сохранения мнемоники управления для левого и правого пилотов и повышение удобства эксплуатации путем обеспечения регулировки педалей под рост пилота.

Поставленная цель достигается тем, что в системе спаренного ножного управления самолета, преимущественно учебно-тренировочного, содержащей педали правого и левого пилотов, установленные на горизонтальных валах, имеющих рычаги, связанные с проводкой управления к рулю направления, согласно изобретению, все педали установлены на одном главном валу шарнирно через вертикальные приводные рычаги по одному на каждую педаль с регуляторами положения педалей, жестко связанными с последними, два из которых, связанные с одноименными педалями правого и левого пилотов, жестко соединены с главным валом, а два других, связанные с другой парой одноименных педалей, установлены на нем шарнирно, система снабжена проводкой управления к носовому колесу, горизонтальным транзисторным валом с рычагами и серьгами, шарнирно соединенными с рычагами транзитного вала и с нижними плечами шарнирно установленных на главном валу приводных рычагов, при этом проводка управления к рулю управления выполнена от верхних плеч приводных рычагов разноименных педалей левого и правого пилотов, а проводка управления к носовому колесу выполнена от нижних плеч этих же приводных рычагов.

На фиг. 1 изображена схема системы спаренного ножного управления самолета в изометрии; на фиг. 2 - система, вид сбоку; на фиг. 3 - то же, вид спереди; на фиг. 4 - регулирование установки педалей на приводном рычаге; на фиг. 5 - вид А на фиг. 4.

Система спаренного ножного управления самолета содержит педали 1 правого пилота и педали 2 левого пилота. Педали 1 и 2 установлены на одном главном валу 3 шарнирно через вертикальные приводные рычаги 4 по одному на каждую из педалей 1 и 2. Приводные рычаги 4 имеют регуляторы положения 5 педалей 1 и 2, жестко с ними связанные. Два из приводных рычагов 4, связанные с одноименными педалями 1 правого и педалями 2 левого пилотов жестко соединены с главным валом 3. Другая пара приводных рычагов 4, связанных с другой парой одноименных педалей 1 правого и педалей 2 левого пилотов установлены на главном валу 3 шарнирно. Система имеет проводку управления 6 к рулю направления 7 и проводку управления 8 к носовому колесу 9, горизонтальный транзитный вал 10 с рычагами 11. Серьги 12 шарнирно соединены с pычагами 11 транзитного вала 10 и с нижними плечами шарнирно установленных на главном валу 3 приводных рычагов 4. Проводка управления 6 к рулю направления 7 выполнена от верхних плеч приводных рычагов 4 разноименных педалей 1 правого и педалей 2 левого пилотов, а проводка управления 8 к носовому колесу 9 выполнена от нижних плеч этих же приводных рычагов 4.

Система функционирует следующим образом.

Перед полетом каждый из пилотов регулирует педали 1 или 2 под свой рост посредством регуляторов положения 5, имеющихся на приводных рычагах 4. Этим самым достигается оптимальное исходное угловое положение педалей 1 и 2 для каждого пилота. В полете, например на учебно-тренировочном самолете, когда пилот-инструктор и ученик располагаются рядом, последний имеет возможность отслеживать приемы управления пилота-инструктора, воспроизводящиеся точно на посту ножного управления ученика. При "передаче" управления от пилота-инструктора ученику последнему достаточно легко будет воспроизводить приемы управления пилота-инструктора. При смене места с правого на левое и наоборот мнемоника управления для обоих пилотов сохраняется. При рулении по земле педалями 1 и 2 управляют как рулем направления 7 так и носовым колесом 9. Например, при даче пилотом-инструктором (левый пилот) правой педали 2 от себя командное усилие через регулятор положения 5 и приводной рычаг 4 передается на жестко связанный с ним главный вал 3, который, вращаясь, отклоняет вперед через жестко связанный приводной рычаг 4 правую педаль 1 левого пилота, подавая ее также вперед. При этом, при подаче правой педали 2 левого пилота вперед через проводку управления 8 носовое колесо 9 поворачивается влево, а через проводку управления 6 руль направления 7 также перекладывается влево. В силу замкнутости системы левые педали 2 правого пилота и левые педали 1 левого пилота отклоняются назад.

При даче пилотом-инструктором (левый пилот) левой педали 2 "от себя" командное усилие от нее передается через шарнирно установленный на главном валу 3 приводной рычаг 4 на серьгу 12, а через нее и рычаг 11 на транзитный вал 10. Транзитный вал 10, вращаясь, через второй свой рычаг 11 и серьгу 12 отклоняет вперед шарнирно установленный на главном валу 3 приводной рычаг 4 левой педали 1 правого пилота и, соответственно, отклоняет вперед саму эту педаль. При этом, проводка управления 8 к носовому колесу 9, связанная с нижним плечом шарнирно установленного на главном валу 3 приводного рычага 4 левой педали 1 правого пилота, отклонит носовое колесо 9 вправо, а проводка управления 6 к рулю направления 7, связанная с верхним плечом того же самого приводного рычага 4, отклонит руль направления 7 вправо. Механическая замкнутость системы одновременно с этим обеспечит отклонение правых педалей 1 и 2 обоих пилотов назад.

Основным преимуществом предлагаемой системы является то, что ход всех педалей обоих пилотов и их установочные углы одинаковы, то в отличие от прототипа сохраняет мнемонику управления для обоих пилотов. Реализация этого свойства важна в учебно-тренировочном процессе на этапе начального обучения самолетовождению. (56) 1. Шульженко М. Н. , Мостовой А. С. Курс конструкций самолетов, М. : Машиностроение, 1965, с. 413, 416, рис. 247.

2. Шульженко М. Н. Конструкция самолетов, М. : Машиностроение, 1971, с. 240, 242, рис. 5. 16 а).

Похожие патенты SU1725530A1

название год авторы номер документа
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ТРЁХКООРДИНАТНЫЙ ПОСТ РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ 2021
  • Яковлев Владимир Васильевич
RU2794218C2
АВТОЖИР, СПОСОБ ЕГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СТОЯНОЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕГО ЦЕНТРОВКИ 1992
  • Жидовецкий К.М.
RU2005657C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НОЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ 1999
  • Беликов И.И.
  • Васильченко П.Н.
RU2177896C2
СПОРТИВНО-ПИЛОТАЖНЫЙ САМОЛЕТ 1992
  • Жидовецкий К.М.
RU2005662C1
НАПОЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗАМИ И РУЛЕМ НАПРАВЛЕНИЯ 2013
  • Карнер Фред
  • Саламат Биян
RU2592967C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ СУДНОМ ВО ВРЕМЯ ЕГО ПРОБЕГА ПО ЗЕМЛЕ 2006
  • Беллуар Реми
  • Мюллер Жан
RU2361778C1
СПОСОБ ЗАГРУЗКИ ПЕДАЛИ НОЖНОГО ПОСТА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗАМИ САМОЛЕТА И ПЕДАЛЬНЫЙ УЗЕЛ НОЖНОГО ПОСТА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2012
  • Дубовский Эдуард Александрович
  • Терен Георгий Андреевич
RU2524808C1
СВЕРХЛЕГКИЙ САМОЛЕТ 2005
  • Клюйкин Станислав Анатольевич
  • Бехтер Юрий Анатольевич
  • Бессмертный Владимир Александрович
  • Зинченко Григорий Иванович
RU2336200C2
УСТРОЙСТВО ТОРМОЖЕНИЯ КОЛЕС ШАССИ ВЕРТОЛЕТА 2019
  • Петров Иван Сергеевич
  • Тремаскин Владимир Викторович
  • Ситников Павел Игоревич
  • Бутова Анна Андреевна
RU2710993C1
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ АВТОЖИР 2013
  • Ершова Нина Александровна
  • Знаенко Галина Викторовна
  • Касьянов Александр Афанасьевич
  • Попов Пётр Михайлович
  • Рыжаков Станислав Геннадиевич
  • Титов Александр Константинович
RU2543471C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 725 530 A1

Реферат патента 1994 года СИСТЕМА СПАРЕННОГО НОЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТА

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано в системах управления преимущественно учебно-тренировочных самолетов. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик системы за счет сохранения мнемоники управления для левого и правого пилотов и повышение удобства эксплуатации путем обеспечения регулировки педалей под рост пилота. Система спаренного ножного управления самолета имеет педали 1 и 2 пилотов, установленные на одном главном валу 3 шарнирно через вертикальные приводные рычаги 4. Приводные рычаги 4 имеют регуляторы положения 5 педалей 1 и 2. Система имеет проводку управления 6 к рулю направления 7 и проводку управления 8 к носовому колесу 9. Горизонтальный транзитный вал 10 имеет рычаги 11. Серьги 12 шарнирно соединены с рычагами 11 и с нижними плечами шарнирно установленных на главном валу 3 приводных рычагов 4. Проводка управления 6 к рулю направления 7 выполнена от верхних плеч приводных рычагов 4 разноименных педалей 1 и 2 обоих пилотов, а проводка управления 8 к носовому колесу 9 выполнена от нижних плеч этих же рычагов 4. 5 ил.

Формула изобретения SU 1 725 530 A1

СИСТЕМА СПАРЕННОГО НОЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТА, преимущественно учебно-тренировочного, содержащая педали правого и левого пилотов, установленные на горизонтальных валах, имеющие рычаги, связанные проводкой управления с рулем направления, отличающаяся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик системы за счет сохранения мнемоники управления для левого и правого пилотов и повышения удобства эксплуатации путем обеспечения регулировки педалей под рост пилота, все педали установлены на одном главном валу шарнирно через вертикальные приводные рычаги по одному на каждую педаль с регуляторами положения педалей, жестко связанными с последними, два из которых, связанные с одноименными педалями правого и левого пилотов, жестко соединены с главным валом, а два других, связанные с другой парой одноименных педалей, установлены на нем шарнирно, система снабжена проводкой управления к носовому колесу, горизонтальным транзитным валом с рычагами и серьгами, шарнирно соединенными с рычагами транзитного вала и с нижними плечами шарнирно установленных на главном валу приводных рычагов, при этом проводка управления к рулю направления выполнена от верхних плеч приводных рычагов разноименных педалей правого и левого пилотов, а проводка управления к носовому колесу выполнена от нижних плеч этих же приводных рычагов.

SU 1 725 530 A1

Авторы

Козин Ю.В.

Жидовецкий К.М.

Даты

1994-02-28Публикация

1990-07-12Подача