Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при сооружении автомобильных дорог в районах с сухим климатом, имеющих мелкозернистые песчаные грунты.
Целью изобретения является повышение эксплуатационной надежности за счет увеличения прочности песчано го грунта при увлажнении.
В дорожной конструкции, включающей земляное полотно с обочинами и откосами, выполненное из минерального грунта с поперечным уклоном, а также размещенные на нем гибкую прослойку и основание из крупнозернистого материала, земляное полотно устроено с поперечным уклоном к оси дороги, а прослойка выполнена из пористого водопроницаемого материала, высота капиллярного поднятия которого больше толщины прослойки, но меньше разницы уровней самой высокой и самой низкой точек прослойки. Концы гибкой прослойки могут быть выведены на откос, заведены вверх или вниз по откосу и должны быть расположены выше самой низкой точки прослойки. Возможно также выполнение земляного полотна в виде корытного профиля, при этом прослойка огибает корыто и заведена под слой укрепления обочины, а конец ее выведен на бровку насыпи и размещен на откосе.
На фиг.1 показана дорожная конструкция с прослойкой на ширину дорожной одежды: на фиг.2 - конструкция с прослойкой на всю ширину насыпи бескорытного (а) и корытного (б) профиля.
VJ
ю
ON О ГО
сл
Земляное полотно 1 с внутренним поперечным уклоном поверхности 2, обочинами 3 и откосом 4 выполнено из песка. На него последовательно уложены гибкая прослойка 5, основание из крупнозернистого мате- риала 6 и при необходимости покрытие 7. Прослойка должна иметь ширину не меньше ширины дорожной одежды, она может быть выведена на откос. В этом случае концы прослойки 5 заводятся вниз или вверх 8 и 8 по откосу 4. При укладке в корытный профиль прослойку 5 заводят под слой укрепления обочины 9 с выводом концов на бровку откоса 8, защищая ее от размыва.
Увеличение прочности песчаного грун- та достигается за счет притока воды под дорожную одежду. При увлажнении песок переходит из сыпучего состояния в связное, при этом увеличивается его сцепление. Гибкая прослойка может быть выполнена из полотен геотекстильного материала иглопробивного типа, уложенных внахлест с напуском верхнего полотна на нижнее по уклону. Толщина и поперечный уклон гибкой прослойки могут быть постоянными или переменными по поперечнику. Их принимают в зависимости от уклона и требуемого притока воды в песок под дорожную одежду.
Толщина прослойки должна быть мень- ше высоты капиллярного поднятия материала прослойки ибо только в этом случае возможен беспрепятственный пропуск капиллярной воды в песок земляного полотна. Чтобы избежать осушения основания путем обратного перекачивания воды из-под дорожной одежды по капиллярам прослойки
требуется разрыв капиллярной системы. Для этого разница между самой высокой и самой низкой точками прослойки должна быть больше высоты капиллярного поднятия. В случае вывода прослойки на откос и заведение ее вниз по откосу во избежание проявления эффекта сифона и отсоса воды из-под дорожной одежды необходимо, чтобы край прослойки был выше самой низкой точки прослойки. При этом согласно фиг.2 величина А Н должна быть больше высоты капиллярного поднятия, a Ah больше нуля. Формула изобретения
1.Дорожная конструкция, включающая земляное полотно с обочинами, откосами из песчаного грунта и размещенные на нем последовательно прослойку и основание, отличающаяся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности за счет увеличения прочности песчаного грунта при увлажнении, земляное полотно устроено с поперечным уклоном к оси дороги, а прослойка выполнена из пористого водопроницаемого материала, высота капиллярного поднятия которого больше толщины прослойки, но меньше разницы уровней самой высокой и самой низкой точек прослойки.
2.Конструкция поп.1,отличающая- с я тем, что концы прослойки выведены на откос, заведены вверх или вниз по откосу и расположены выше самой низкой точки прослойки.
3.Конструкция поп.Ч.отличающая- с я тем, что прослойка заведена под слой укрепления обочины, а концы ее выведены на бровку насыпи и размещены на откосе.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО НА БОЛОТАХ С УСТРОЙСТВОМ ОПОРНОЙ ГРУНТОВОЙ ОБОЙМЫ УШИРЕННОГО ТИПА | 2015 |
|
RU2594379C1 |
АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА НА МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ | 2015 |
|
RU2580549C1 |
Автомобильная дорога | 1990 |
|
SU1770511A1 |
АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА НА МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ | 2014 |
|
RU2551174C1 |
КОЛЬЦЕВАЯ МАГИСТРАЛЬ МЕГАПОЛИСА И СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ КОЛЬЦЕВОЙ МАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА | 1998 |
|
RU2135672C1 |
АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА И СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ С ЕЕ РЕМОНТОМ И РЕКОНСТРУКЦИЕЙ | 1998 |
|
RU2135671C1 |
КОНСТРУКЦИЯ ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА И ДЕЯТЕЛЬНОГО СЛОЯ ЭКСПЛУАТИРУЕМОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ | 2015 |
|
RU2575952C1 |
Способ капитального ремонта пучинистых участков автомобильных дорог | 1991 |
|
SU1839689A3 |
Автомобильная дорога на многолетнемерзлых грунтах | 2019 |
|
RU2732774C1 |
СПОСОБ УШИРЕНИЯ ДОРОЖНОЙ КОНСТРУКЦИИ | 2016 |
|
RU2632834C2 |
Изобретение относится к дорожному строительству, сооружениям автомобильных дорог в районах с сухим климатом, имеющих мелкозернистые песчаные грунты. На земляное полотно расстилают прослойку из пористого водопроницаемого материала, высота капиллярного поднятия которого больше толщины прослойки, но меньше разницы уровней самой высокой и самой низкой точек прослойки. Концы гибкой прослойки могут быть выведены на откос, заведены вверх или вниз по откосу и должны быть расположены выше самой низкой точки прослойки. При выполнении земляного полотна корытного профиля прослойка огибает корыто и заводится под слой укрепления обочины, а конец ее выводится на бровку насыпи и размещается на откосе. 2 з.п. ф-лы, 2 ил. со С
Фиг, I
i Фиг. 2.
Синтетические текстильные материалы в транспортном строительстве | |||
М.: Транспорт, 1984, с.54 | |||
Спускная труба при плотине | 0 |
|
SU77A1 |
М.: Транспорт, 1975. |
Авторы
Даты
1992-04-15—Публикация
1989-01-10—Подача