Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытых горных работах.
Наиболее близким к предлагаемому является способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых, заключающийся в проведении капитальной и выездной траншеи с дальнейшим развитием горных работ.
Для компенсации потерь отвальной емкости и последующей засыпки траншей требуется переэкскавация пород, из-за чего удлиняются сроки сдачи нарушенных земель в эксплуатацию. Кроме того, из-за оставления траншей на весь срок
эксплуатации карьера, его борта выполняются пологими, что еще более сокращает емкость отвалов с отвальной стороны траншеи и увеличивает объем вынимаемых вскрышных пород со стороны целика.
Цель изобретения -увеличение емкости отвала и снижение затрат на переэкскавацию пород при уменьшении срока возвращения нарушенных земель в эксплуатацию и обеспечении непрерывности процесса транспортирования.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу открытой разработки месторождений полезных ископаемых, заключающемуся в проведении капитальной и
vi ю о VI
VI
о
выездной траншеи с дальнейшим развитием горных работ, основание капитальной и выездной траншеи выполняют не менее двойной ширины, причем траншеи делят на две части, попеременно по каждой из кото- рых осуществляют выдачу горной массы с одновременным наращиванием оставшейся части траншеи в сторону подвигания фронта работ,
На фиг. 1-4 представлена схема осуще- ствления способа, вид в плане; на фиг,5 -то же, сечение.
Способ осуществляется следующим образом.
, Месторождение вскрывают капиталь- ной траншеей 1 и проходят выездную траншею 2. Отрабатывают вскрышные породы и полезное ископаемое. Полезное ископаемое транспортируют по выездной и капитальной траншеям. Вскрышные породы перемещают в выработанное пространство карьера по направлению перемещения фронта горных работ. В указанных траншеях формируют трассу для передвижения транспорта. По мере отсыпки внутреннего отвала перемещают капитальную и выездную траншеи в направлении фронта горных работ путем отсыпки в них вскрышных пород и формированием в них капитальной 1 и выездной 2 траншей. Основание капиталь- ной и выездной траншей формируют по ширине не менее двойной ширины обычной траншеи (части 3 и 4).
В одной половине, например 4, разме- щают транспортные коммуникации 5, по которым производят выдачу горной массы по мере отработки заходки б. Одновременно производят отсыпку и наращивание соседней половины (части) 3 пустыми породами в сторону подвигания фронта работ. После отработки заходки 6 (фиг.1) и наращивания части 3 транспортные коммуникации 5 из этой половины (части) 4 переносят на наро- щенную половину (часть) 3 траншеи (фиг.2), Ширина траншеи в основании для этого
подбирается таким образом, чтобы каждая из ее частей обеспечивала размещение транспортных коммуникаций.
По мере отработки последующей заходки 7 производят выдачу горной массы уже по части 3 и одновременно наращивают часть 4 (фиг.2). После выемки заходки 7 процесс опять повторяют (фиг.З). По мере погашения траншей поверхность рекультивируют,
На момент доработки карьера капитальную 1 и большую часть выездной 2 траншеи засыпают и рекультивируют (фиг,4), Процесс их засыпки приведен на фиг,5,
Поскольку борта траншеи остаются незасыпанными на сравнительно короткий срок, их устойчивость обеспечивается заот- коской на более крутой, чем обычно, угол,
Формула изобретения
Способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых, включающий проведение капитальной и выездной траншей с формированием нз ширину основания трассы для передвижения транспорта, отработку и отсечку вскрышных пород в выработанное пространство в направлении перемещения фронта горных работ, отработку и транспортирование полезного ископаемого, отличающийся тем, что, с целью увеличения емкости отвала и снижения затрат на переэкскавацию пород при уменьшении срока возвращения нарушенных земель в эксплуатацию и обеспечения непрерывности процесса транспортирования, основание траншеи формируют не менее двойной ширины, породу отсыпают в капитальную и выездную траншеи и перемещают указанные траншеи в направлении перемещения фронта горных работ путем формирования в этих породах указанных траншей, причем сначала породу отсыпают на половину ширины основания, а после сформирования на них трассы передвижения отсыпают породу на оставшуюся часть основания траншей, после чего операции повторяют в аналогичном порядке.
фигЛ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ открытой разработки горизонтальных и пологих месторождений полезных ископаемых | 1988 |
|
SU1716140A1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КРУТОНАКЛОННОГО ТРАНСПОРТНОГО СЪЕЗДА | 2010 |
|
RU2425220C1 |
СПОСОБ БЕСТРАНСПОРТНОЙ ПРОХОДКИ РАЗРЕЗНОЙ ТРАНШЕИ | 2015 |
|
RU2602246C1 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ ПЛАСТОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ | 2012 |
|
RU2490464C1 |
СПОСОБ БЕСТРАНСПОРТНОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 2013 |
|
RU2537309C1 |
Способ открытой разработки пластовых месторождений полезных ископаемых | 1988 |
|
SU1689624A1 |
СПОСОБ ОТВАЛООБРАЗОВАНИЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ НАГОРНЫХ КАРЬЕРОВ | 2017 |
|
RU2658420C1 |
СПОСОБ БЕСТРАНСПОРТНОЙ ПРОХОДКИ РАЗРЕЗНОЙ ТРАНШЕИ | 2012 |
|
RU2520234C1 |
Способ отсыпки вскрышных пород во внешний отвал при бестранспортной проходке разрезной траншеи | 2018 |
|
RU2672294C1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 2002 |
|
RU2213224C1 |
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытых горных работах. Цель изобретения - увеличение емкости отвала и снижение затрат на переэкскавацию пород при уменьшении срока возвращения нарушенных земель в эксплуатацию и обеспечении непрерывности процесса транспортирования. Вскрывают месторождение капитальной траншеей и проходят выездную траншею. Ширину основания траншей формируют не менее двойной ширины. Формируют в них трассу передвижения транспорта. В вы работное пространство отсекают вскрышные породы в направлении развития фронта горных работ. Капитальную и выездную траншеи перемещают в направлении фронта горных работ путем отсыпки в них породы и формированием в этих породах указанных траншей. При этом сначала породу отсыпают на половину ширины основания, а после сформирования на них трассы передвижения отсыпают породу на оставшуюся часть основания траншеи. После этого операции повторяют в аналогичном порядке. 5 ил. (Л С
Асинхронная машина | 1979 |
|
SU951580A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Применение бестранспортной системы разработки на угольных разрезах | |||
- М.: ЦНИЭИуголь, 1971, с.31-33, рис.9. |
Авторы
Даты
1992-04-15—Публикация
1989-11-14—Подача