Изобретение относится к судостроению, в частности к системам пресной воды.
Цель изобретения - повышение надежности и расширение функциональных возможностей системы.
На фиг.1 представлена электрическая схема судовой системы пресной воды; на фиг.2 - гидравлическая схема системы, в которой использованы сокращенные обозначения:
А, Н - автомат, нейтраль (переключателя управления);
П, С - пуск, стоп (магнитного пускателя);
О, 3 - открыть, закрыть (приемных клапанов).
Система содержит насос 1, гидравлически связанный с приемными клапанами 2-4, снабженными сигнализаторами, сигнализа- торы нижнего уровня 5-7, сигнализаторы давления 8 и 9, магнитный пускатель 10,
электрически связанный с насосом 1, переключатель управления 11, выход положения Автомат которого подключен через замыкающий контакт сигнализатора давления 8 к первому входу элемента ИЛИ 12, а через последовательно соединенные размыкающиеся контакты сигнализатора давления 8 и сигнализаторов нижнего уровня 5-7 - к второму входу элемента ИЛИ 12, через размыкающийся контакт сигнализатора давления 9 элемент ЗАДЕРЖКА 13, подключенный к третьему входу элемента ИЛИ 12, выход которого подключен к первому входу магнитного пускателя 10, второй вход которого подключен через размыкающийся контакт сигнализатора давления 8 к выходу Автомат переключателя управления 11. Система содержит также электропневмораспределители (ЭПР) 14-16 приемных клапанов, при этом вход каждого электропневмораспределитеVI
ГО 00
о
00
я 14-16 подключен к первому выводу замыкающегося контакта соответствующего сигнализатора нижнего уровня 5-7 и первому выводу замыкающего контакта сигнализаора своего приемного клапана 2-4, а каждый в.1#вод этих контактов подключён через второй замыкающийся контакт сигнализаторов нижнего уровня 5- 1собщей шине, которая подключена через заМыка щийся фтакт магнитного пуска- Ця, 10. выходу Автомат переключателя прМблешя СРИ этом насос 1 гидравлиески связан через приемные клапаны 2-4 с цистернами пресной воды (ЦПВ) 17-19 соответственно, в которых размещены сигнализаторы нижнего уровня 5-7, а напорный трубопровод указанного насоса 1 соединен с пневмоцистерной 20, содержащей сигнализатор давления 9. Пневмоци- стерна 20 гидравлически связана с потребителями через распределительные клапаны 21. Сигнализаторы давления 8 и 9 нижнего уровня 5-7 приемных клапанов 2-4 снабжены контактами, при этом в каждом сигнализаторе нижнего уровня 5-7 одни выводы первого замыкающего и размыкающего контактов соединены между собой.
В системе для упрощения схемы показан однополюсный принцип управления, т.е. подача сигнала производится, например, положительной полярностью по цепям, указанным на фиг.1. Второй полюс (отрицательной полярности) может быть подключен непосредственно к вторым выводам обмоток ЭПР 14-16 и импульсных реле магнитного пускателя 10 (пуск-стоп).
В системе для обеспечения остойчивости судна может быть предусмотрена программа опорожнения ЦПВ 17-19, причем эта программа закладывается один раз посредством связей между сигнализаторами нижнего уровня 5-7 ЦПВ 17-19.
Пневмоцистерна 20 предусмотрена для поддержания давления в трубопроводе к потребителям, что обеспечивает сохранение ресурса насоса за счет сокращения времени его работы и частоты включения. Распределительные клапаны 21 могут открываться по определенной программе, например по расписанию умывания команды судна.
Предлагаемая система обеспечивает цеевое и экономное использование пресной воды, что очень важно для современных суов дальнего автономного плавания.
В системе используются двухпозицион- ные однокатушечные ЭПР для управления подпружиненными клапанами 2-4, которые открываются при наличии питания на ЭПР 14-16. При снятии питания (сигнала) приемные клапаны 2-4 закрываются под воздействием пружины.
Учитывая, что дистанционное управление и представление информации о состоянии приемных клапанов 2-4, насоса 1, сигнализаторов нижнего уровня 5-7 и сигнализаторов давления 8 и 9 построены по известным принципам, в предлагаемой системе они не рассматриваются.
0 Перед началом работы системы необходимо заполнить ЦПВ 17-19 пресной водой (заполнение ЦПВ 17-19 производится другими техническими средствами, не указанными на фиг.1). При этом сигнализаторы
5 нижнего уровня 5-7 примут состояние, противоположное указанному на фиг.1. Насос 1 не работает, расходные клапаны 2-4 закрыты. Состояние контактов сигнализаторов давления 8 и 9, сигнализаторов приемных
0 клапанов соответствует указанному на фиг.1.
При установке переключателя управления 11 в положение Автомат с его выхода снимается сигнал, который поступает через
5 размыкающийся контакт сигнализатора давления 9 на элемент ЗАДЕРЖКА 13 и эле-; мент ИЛИ 12, на первый вход магнитного пускателя 10 остановки насоса 1 и одновременно через размыкающий контактсигнализа0 тора давления 8 - на второй вход магнитного пускателя 10 запуска насоса 1, а через первый замыкающий контакт сигнализатора нижнего уровня 5 ЦПВ 17 - на вход ЭПР 14 открытия приемного клапана 2. Поскольку элемент ЗА5 ДЕРЖКА 13 преобразовывает непрерывный сигнал в кратковременный импульс, то воздействие его на первый вход магнитного пускателя 10 будет кратковременным, а на второй вход этого магнитного пускателя будет подаваться
0 сигнал большей длительности. Насос 1 запустится, приемный клапан 2 откроется и таким образом начнется перекачка пресной воды из ЦПВ 17 в пневмоцистерну 20. Одновременно произойдет срабатывание замы5 кающихся контактов магнитного пускателя 10 и сигнализатора приемного клапана 2. Сигнал с выхода положения Автомат переключателя управления 11 через замыкающиеся контакты магнитного пускателя
0 10, сигнализатор нижнего уровня 5, сигнализатора приемного клапана 2 поступит на вход ЭПР 14, т.е. он встал на самоблокировку.
По мере заполнения пневмоцистерны
5 20 воздух, находящийся в ней, сжимается и создает избыточное давление, что приводит к срабатыванию в начале размыкающегося контакта (минимум) сигнализатора давления 8, при этом разорвется цепь пуска магнитного пускателя 10 и цепь открытия ЭПР
14, хотя он останется подтоком благодаря самоблокировке, описанной выше.
Когда давление в пневмоцистерне 20 достигнет максимума, сработает замыкающийся контакт сигнализатора давления 8. Образуется цепь, по которой сигнал с выхода Автомат переключателя управления 11 поступит через замыкающийся контакт сигнализатора давления 8 и через первый вход элемента ИЛИ 12 на первый вход магнитного пускателя 10 остановки насоса 1. Насос 1 остановится, замыкающийся контакт магнитного пускателя 10 разорвет цепь самоблокировки ЭПР 14, который обесточится, а его приемный клапан 2 закроется. Система готова выполнять свое функциональное назначение - подавать пресную воду к потребителям.
При открытии любого распределительного клапана 21 пресная вода будет подаваться за счет избыточного давления в пневмоцистерне 20. По мере опорожнения ее сработает замыкающийся контакт сигнализатора давления 8, т.е. разорвется цепь магнитного пускателя 10 на остановку насоса 1. При достижении мин/мального давления в пневмоцистерне 20 сработает размыкающийся контакт сигнализатора давления 8, который замкнет цепь пуска системы по описанной схеме. Таким образом, производится подача пресной воды к потребителям и регулярное (периодическое) пополнение пневмоцистерны 20 из ЦПВ 17. ЦПВ 17 постепенно опорожняется до срабатывания сигнализатора нижнего уровня 5, который своими замыкающимися контактами разорвет цепь включения ЭПР 14 его блокировки и одновременно замкнет своим размыкающимся контактом цепь подключения сигнализатора нижнего уровня 6 ЦПВ 16 к цепям управления. В этом случае при минимальном давлении в пневмоцистерне 20 сигнал через размыкающийся контакт сигнализатора давления 8, через размыкающийся контакт сигнализатора нижнего уровня 5 и первый замыкающийся контакт нижнего уровня 6 поступит на вход ЭПР 15 открытия приемного клапана 3. Произойдет открытие этого клапана и пуск насоса 1 по указанной выше цепи. ЭПР 15 заблокируется через замыкающиеся контакты магнитного пускателя 10, сигнализаторов нижнего уровня 6 и приемного клапана 3. Таким образом, подача пресной воды к потребителям будет производится в ЦПВ 18 до полного ее опорожнения и подключения ЦПВ 19. Цепи управления при этом будут аналогичные цепям управления при опорожнении ЦПВ 17 и ЦПВ 18. Порядок опорожнения ЦПВ определяется на основании остойчивости судна и может быть
изменен посредством изменения монтажа цепей управления.
При опорожнении ЦПВ 19 сработает сигнализатор нижнего уровня 7 и при минимальном давлении в пневмоцистерне не появится сигнал, который от выхода Автомат переключателя управления 11 пройдет через размыкающиеся контакты сигнализаторов давления 8, нижних уровней 5-7 и
0 поступит через второй вход элемента ИЛИ 12 на первый вход магнитного пускателя 10 остановки насоса 1. Система пришла в исходное положение, с которого начато описа- ние работы системы.
5 В предлагаемой системе сигнализатор давления 9 на напоре насоса 1 и элемент ЗАДЕРЖКА 13 выполняют частную задачу- остановку насоса 1 при неисправности системы управления.;
0 Например, при опорожнении одной из ЦПВ произойдет разрыв цепи блокировки расходного клапана опорожненной цистерны, т.е. его закрытие, а открытие расходного клапана последующей
5 ЦАП ЦПВ не произойдет, т.к. в пневмоцистерне 20 отсутствует минимальное давление и размыкающиеся контакты сигнализатора давления 8 разомкнуты. В этом случае насос 1 на всасывании будет создавать разрежение,
0 а на напоре произойдет снижение давления ниже установленного. В этом случае произойдет срабатывание сигнализатора давления 9, который своим размыкающимся контактом замкнет цепь остановки насоса (рассматрива5 лось выше). Однако, установленный в этой цепи элемент ЗАДЕРЖКА 13 пропустит кратковременный импульс, достаточный по времени для остановки насоса 1, после чего этот сигнал отключится.
0
Формула изобретения Судовая система пресной воды, содержащая цистерны, магнитный пускатель, электрически связанный с насосом, элект5 ропневмораспределители приемных клапанов, вход каждого из которых подключён к первому выводу первого замыкающегося контакта сигнализатора нижнего уровня соответствующей цистерны, а через
0 замыкающийся контакт сигнализатора приемного клапана этого электропневмо- распределителя - к первым выводам второго замыкающегося контакта указанного сигнализатора нижнего уровня, вторые вы5 воды которых соединены между собой, причем в каждом сигнализаторе нижнего уровня второй вывод первого замыкающегося контакта соединен с первым выводом размыкающегося контакта, при этом второй вывод размыкающегося контакта первого
сигнализатора нижнего уровня подключен через последовательно соединенные размыкающиеся контакты остальных сигнализаторов нижнего уровня к первому выводу размыкающегося контакта последнего сигнализатора нижнего уровня, переключатель управления, выход Автомат которого подключен через размыкающийся контакт сигнализатора давления напорного Трубопровода насоса к входу элемента задержка, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и расширения функциональных возможностей, она снабжена пневмоцистерной с сигнализатором дав- ления. имеющим размыкающийся контакт на по- вышение давления с установленного минимального и замыкающийся контакт на верхнее предельное значение, элементом ИЛИ, выход которого подключен к первому входу магнитного пускателя остановки на- coca, а первый второй и третий входы элемента ИЛИ подключены к первому выводу замыкающегося контакта сигнализатора давления пневмоцистерны. к второму выводу размыкающегося контакта сигнализатора уровня последней цистерны пресной воды и к выходу элемента ЗАДЕРЖКА соответственно, причем выход положения Автомат переключателя управления дополнительно подключен к второму выводу замыкающегося и к первому выводу размыкающегося контактов сигнализатора давления пневмоцистерны, а через замыкающийся контакт магнитного пускателя - к вторым выводам вторых замыкающихся контактов всех сигнализаторов уровня, при этом второй вход магнитного пускателя пуска насоса подключен к второму выводу замыкающегося контакта сигнализатора уровня первой цистерны пресной воды и второму выводу размыкающегося контакта сигнализатора давления пневмоцистерны.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Судовая топливная система | 1984 |
|
SU1202957A1 |
Автоматизированная судовая система осушения | 1983 |
|
SU1111930A1 |
Система для охлаждения судового оборудования | 1983 |
|
SU1154146A1 |
Автоматизированная балластная система судна | 1982 |
|
SU1031838A1 |
Автоматизированная судовая система осушения | 1983 |
|
SU1104051A1 |
Устройство для управления автономной креновой системой | 1983 |
|
SU1094805A1 |
Устройство для охлаждения судового оборудования | 1983 |
|
SU1162559A1 |
Система охлаждения судового оборудования | 1985 |
|
SU1252248A1 |
Автоматизированная судовая система осушения | 1983 |
|
SU1087407A1 |
Система автоматического управления и защиты погружного электродвигателя скважинного насоса | 1986 |
|
SU1504714A1 |
Изобретение относится к судостроению, в частности к системам пресной воды. Целью изобретения является повышение надежности и расширение функциональных возможностей системы. Это достигается введением элемента ИЛИ и пневмоцистерны для обеспечения непрерывной подачи пресной воды к потребителям. Система содержит насос 1, невозвратные клапаны 2-4 с сигнализаторами, сигнализаторы нижнего уровня 5-7, сигнализаторы давления 8 и 9, магнитный пускатель 10 и переключатель управления 11 с положениями Автомат- Нейтраль. Система также содержит элементы ИЛИ 12 и ЗАДЕРЖКА 13 и электронневмораспределители 14-16 для управления приемными клапанами 2-4 соответственно. Сигнализаторы нижнего уровня 5-7 размещены в цистернах пресной воды 17-19 соответственно, а сигнализатор давления 8 - в пневмоцистерне, которая соединена трубопроводом с распределительными клапанами. 2 ил. v ё
К потребителям
Судовая топливная система | 1984 |
|
SU1202957A1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1992-04-23—Публикация
1990-04-23—Подача