Фиг./
Изобретение относится к промышленной трубопроводной арматуре, а именно к задвижкам, устанавливаемым на линейной части магистральных трубопроводов в качестве запорного устройства.
Цель изобретения - повышение надежности задвижки за счет устранения перекоса шибера и рабочих поверхностей седел.
На фиг.1 показана полнопроходная за- движка, продольный разрез, по оси трубопровода, в положении, при котором вставки из материала с памятью формы находятся в свободном состоянии; на фиг.2 - то же, вставки в состоянии максимальной дефор- мации; на фиг.З - то же, вставки в рабочем состоянии при контакте с шибером.
Полнопроходная задвижка имеет корпус 1 с проходными патрубками 2,3 и запор- ный орган 4 в виде установленного в корпусе 1 с возможностью возвратно-поступательного перемещения плоского шибера, взаимодействующего с проходными патрубками 2,3. Последние снабжены двумя контактирующими друг с другом полыми ци- линдрическими вставками 5, 6, выполненными из материала с памятью формы, и нагревателями 7, 8, причем контактирующие друг с другом торцовые участки вставок 5,6 установлены с возможностью возврат- но-поступательного перемещения и изменения их формы при тепловом воздействии нагревателей 7, 8. Торцовые участки вставок 5, 6 могут принимать бочкообразную или гофрированную форму при их нагрева- нии, при этом зазор между ихторцами больше толщины шибера. Проходные патрубки 2,3 корпуса 1 образованы фланцами 9, 10, фиксирующими вставким 5,6, а также нагреватели 7, 8, расположенные внутри проход- ных патрубков 2,3 и снабженные термоизоляцией 11, 12. Плоский шибер запорного органа 4, установленный в корпусе 1, соединен с приводом 13 возвратно-поступательного перемещения. В корпусе имеют- ся уплотнения 14-16, препятствующие утечке транспортируемой среды. Нагреватели 7, 8 представляют собой индукторы, электрически связанные с источником электроэнергии.
При запуске трубопровода вставки 5 и 6, выполненные из материала с памятью формы, находятся в свободном состоянии, контактируя свободными концами, и не препятствуют транспортировке пульпы. В слу-
чае возникновения нештатных ситуаций и необходимости срочно перекрыть сечение трубопровода (например, при прорыве магистрали) к нагревателям 7 и 8 подводится электроэнергия, вставки 5 и 6 подвергаются резкому термическому воздействию, в них возникают упругие мартенситные превращения и, заранее обработанные на па мять, они выгибаются с одновременным сокращением длины (см.фиг.2) таким образом, что их суммарная линейная деформация немного превышает толщину запорного органа 4. На привод 13 подается сигнал, и запорный орган начинает перемещаться в крайнее нижнее положение, раздвигая транспортируемую пульпу по патрубкам. При достижении запорным органом крайнего нижнего положения он останавливается, подается сигнал на нагреватели 7 и 8, они отключаются от источника электроэнергии и термическое воздействие на вставки 5 и 6 прекращается. В материале вставок 5 и 6 возникают обратные превращения, они стремятся принять первоначальную форму и упираются при этом свободными концами в запорный орган 4, надежно герметизируя контактные поверхности, Для возвращения запорного органа 4 в исходное положение указанные действия осуществляют в обратном порядке.
Формула изобретения
1.Полнопроходная задвижка, имеющая корпус с проходными патрубками и запорный орган в виде установленного в корпусе с возможностью возвратно-поступательного перемещения плоского ши бера, взаимодействующего с проходными патрубками, отличающаяся тем, что,.с целью повышения надежности, проходные патрубки снабжены двумя контактирующими друг с другом полыми цилиндрическими вставка- ми, выполненными из материала с памятью формы, и нагревателями, причем контактирующие друг с другом торцовые участки вставок установлены с возможностью возвратно-поступательного перемещения и изменения их формы при тепловом воздействии нагревателей.
2.Задвижка по п.1, о т л и ч а ю щ а я- с я тем, что указанные торцовые участки вставок выполнены с возможностью принятия бочкообразной или гофрированной формы при их нагревании, причем зазор между их торцами больше толщины шибера.
Фиг.2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Узел затвора шиберной задвижки | 2022 |
|
RU2787087C1 |
ЗАПОРНАЯ АРМАТУРА С ПОДВИЖНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ СЕДЕЛ | 2007 |
|
RU2355933C1 |
КРАН "СЕКТОРНЫЙ ЗАСЛОН" | 2003 |
|
RU2230962C1 |
ЗАДВИЖКА ШИБЕРНАЯ | 2010 |
|
RU2467235C2 |
ТРУБОПРОВОДНЫЙ ЗАТВОР | 2020 |
|
RU2740327C1 |
ЗАДВИЖКА | 2007 |
|
RU2338108C1 |
Полнопроходная шиберная задвижка | 2018 |
|
RU2690609C1 |
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА | 2014 |
|
RU2578548C1 |
ЗАДВИЖКА | 2002 |
|
RU2254511C2 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЗАДВИЖКОЙ | 2023 |
|
RU2803368C1 |
Изобретение относится к промышленной трубопроводной арматуре, а именно к задвижкам, устанавливаемым на линейной части магистральных трубопроводов в качестве запорного устройства. Цель изобретения - повышение надежности задвижки за счет устранения перекоса шибера и рабочих поверхностей седел. В случае возникновения нештатных ситуаций и необходимости перекрытия трубопровода к нагревателям 7 и 8 подводится электроэнергия, вставки 5 и 6 подвергаются термическому воздействию; заранее обработанные на память, они выгибаются с одновременным изгибом. Запорный орган перемещается и перекрывает проходное сечение. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
УСТРОЙСТВО для ДОСТИЖЕНИЯ соосности | 0 |
|
SU271216A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Запорное устройство | 1987 |
|
SU1590791A1 |
Авторы
Даты
1992-04-23—Публикация
1990-01-03—Подача