Тяговые сети, в которых в качестве провода обратного тока используют рельсы, оказывают гальваническое влияние на расположенные вблизи металлические подземные коммуникации ввиду несовершенства изоляции рельсов от земли, вследствие чего происходит стекание с рельсов в землю неуравновешенной части тока. Этот процесс сопровождается повышением потенциала рельсов и околорельсового пространства земли по отношению к нулевому потенциалу удаленной земли. Разность потенциалов между рельсами и землей, а также между отдельными точками земли вблизи рельсов характеризует интенсивность гальванического влияния стекающего тока.
Известный метод измерения потенциалов рельсов с помощью прибора, жестко подключенного К определенной точке рельсавой цепи, позволяет измерять потенциал рельсов лишь в одной определенной точке.
В практике эксплуатации электрифицированных участков переменного тока необходимо решить две важные задачи - отыскать зоны максимальных потенциалов рельсов и зоны минимальных переходных сопротивлений рельсы-земля.
Первую задачу необходимо решить для выявления зон повышенных потенциалов и обеспечения безопасности работ, связанных с постоянным прикосновением к рельсам, а вторую - д.ля выявления зон минимального экранирующего действия рельсов с целью установления зон наибольших электромагнитных влияний.
Решение этих задач существующими способами Измерения потенциалов рельсов и переходных сопротивлений рельсы-земля при значительной длине участков, электрифицированных на переменном токе, требует огромной
затраты времени и участия большого количества квалицифированного персонала, так как одновременно нужно измерять потенциалы рельсов в Нескольких точках перегона. Даже при измерениях через каждые 500 м наиболее высокий темп не превышает 0,5 км/час. При этом переходное сопротивление определяется весьма приближенно вследствие отсутствия достоверных данных о токах, потребляемых Проходящими поездами.
Предлагаемый Способ заключается в том, что вольтметр установлен на движущемся поезде и включен между крайними колесными парами. Это значительно ускоряет измерение и повышает надеЖНость результатов измерения.
На чертеже для пояснения предлагаемого способа показана схема подключения измерительного вольтметра, где / - рельсы, 2 - контактная сеть, 3 - электровоз, 4 - хвостовой вичная обмотка электровозного трансформатора, 7 - вольтметр, 8 - амперметр. Один зажим вольтметра подключен к тележке электровоза ил-и вагона, следующего за электровозом, в котором установлены приборы, дрзгой - к тележке хвостового вагона 4. Для исключения магнитного влияния токов тяговой сети на показания вольтметра 7 присоединения прибора выполняются экранированным проводом 5, экран которого связывается с металлическими элементами вагонов. Для получения непрерывной записи потенциалов и тока на электровозе или в вагоне целесообразно установить регистрирующие приборы, предусмотрев возможность отметки пикетажа на лентах приборов. В рассматриваемом случае измеряемые разность потенциалов ДУ и ток / связаны системой уравнений 1 /. г Р( я2 максимальный потенциал рельсов иод колесами электровоза; коэффициент, определяющий долю потенциала, измеряемую движущимся поездом; ток электровоза; расстояние, соответствующее разности потенциалов ДУ, км. Из системы уравнений (1) получим выражение для коэффициента а V/ УГ„ YZp()l С (4) Решение трансцендентного уравнения (2) относительно г„ наиболее просто получить графически. Порядок рещения при этом следующий. Вычисляется параметр С, величина которого однозначно определяется сопротивлением рельсов ZP (для однопутного и двухпутного участка) и длиной поезда /. После этого строится функция а(г„) 1 - - , соответствующая вычисленному параметру С. По кривой а(г„) строится функция А / а. Далее для каждой пары измеренных величин Д1/ и (1) вычисляется по формуле (3) коэффициент А. По кривой Л(г„) определяется искомая величина переходного сопротивления г„. Потенциал рельсов под колесами электровоза, как это следует из уравнений (2) и (3), однозначно определяется величиной измеренной разности потенциалов F« Эксплуатационная проверка нового способа измерения потенциалов рельсов с движущимся поездом показала его эффективность по сравнению с методами непосредственного измерения в одной точке. Скорость измерения потенциала рельсов и переходного сопротивления новым способом однозначно определяется скоростью движения поезда. При средней скорости движения поезда 50 км/час производительность труда при измерении потенциалов рельсов и переходных сопротивлений рельсы-земля можно повысить не менее, чем в 100 раз. Предлагаемый способ позволяет производить непрерывные измерения потенциалов рельсов на участке и выявлять характерные места повыщенных потенциалов, а также определять соответствующие им величины переходных сопротивлений рельсы-земля. Предмет изобретения Способ измерения переходного сопротивления в цепи тяговые рельсы-земля на участках электрифицированных железных дорог переменного тока с помощью вольтметра, фиксирующего потенциал рельса относительно земли, и амперметра, регистрирующего ток, потребляемый электровозом, отличающийся тем, что, с целью упрощения процесса измерения и повыщения точности замеров, вольтметр устанавливают непосредственно на двйл ;ущемся поезде, подключают его между крайними колесными парами и непрерывно измеряют разность потенциалов на участке, равном длине поезда.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для определения переходного сопротивления рельсовой цепи электрифицированной железной дороги постоянного тока | 1973 |
|
SU546508A1 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ЦЕПИ ЗАЗЕМЛЕНИЯ ОПОР КОНТАКТНОЙ СЕТИ | 2004 |
|
RU2260810C1 |
Способ измерения электрических сопротивлений в неоднородных рельсовых нитях на электрифицированных участках железных дорог | 2018 |
|
RU2695438C1 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ ТРОСА ГРУППОВОГО ЗАЗЕМЛЕНИЯ ОПОР КОНТАКТНОЙ СЕТИ | 1997 |
|
RU2124212C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ КОРРОЗИОННОГО СОСТОЯНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ АРМАТУРЫ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ОПОР КОНТАКТНОЙ СЕТИ | 2007 |
|
RU2348048C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УДАЛЕННОСТИ КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ В КОНТАКТНОЙ СЕТИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА МНОГОПУТНОГО УЧАСТКА (ВАРИАНТЫ) | 2020 |
|
RU2747112C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ КОНТАКТНОЙ И РЕЛЬСОВОЙ СЕТЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА | 2014 |
|
RU2576359C2 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ИСКРОВОГО ПРОМЕЖУТКА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2021 |
|
RU2769631C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ НАЧАЛА ПРОЦЕССА БУКСОВАНИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР ЛОКОМОТИВА | 2011 |
|
RU2489286C2 |
Устройство для определения и расчета распределения падения напряжения в рельсовых путях электрических железных дорог | 1937 |
|
SU56149A1 |
Даты
1965-01-01—Публикация