Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки Советский патент 1992 года по МПК H02H7/08 H02H3/52 H02H5/04 

Описание патента на изобретение SU1728919A1

ю со ю

ю

Похожие патенты SU1728919A1

название год авторы номер документа
Устройство для защиты установки поперечной емкостной компенсации 1980
  • Комлев Вячеслав Петрович
  • Малафеев Сергей Иванович
  • Мамай Виктор Степанович
  • Гриднев Александр Иванович
SU930489A1
Устройство для защиты от перегрузки батареи конденсаторов фильтрокомпенсирующего блока 1977
  • Новаш Владимир Иванович
  • Бохан Александр Николаевич
SU640392A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМПЕНСАЦИИ РЕАКТИВНОЙ МОЩНОСТИ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2017
  • Кулинич Юрий Михайлович
  • Шухарев Сергей Анатольевич
RU2668346C1
Способ защиты трехфазного электродвигателя от аварийных режимов 1991
  • Собор Иван Васильевич
  • Тодос Петр Иванович
  • Левко Александр Николаевич
SU1816333A3
Устройство для защиты конденсаторной установки 1979
  • Малафеев Сергей Иванович
  • Комлев Вячеслав Петрович
SU855844A1
Устройство для защиты от перегрузки силового трансформатора 1987
  • Трофимов Герман Геннадьевич
  • Громова Светлана Викторовна
  • Болтянская Ада Давидовна
SU1483543A1
Устройство для защиты от повреждения конденсаторной установки 1981
  • Шестеренко Лилия Александровна
  • Шестеренко Владимир Евгеньевич
SU1130941A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМПЕНСАЦИИ РЕАКТИВНОЙ МОЩНОСТИ 2012
  • Кулинич Юрий Михайлович
RU2506677C1
Устройство для защиты электрических сетей от перегрузок 1987
  • Трофимов Герман Геннадьевич
  • Болтянская Ада Давидовна
  • Громова Светлана Викторовна
SU1464237A1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ МЕХАНИЧЕСКИХ ПОВРЕЖДЕНИЙ ТРЕХФАЗНЫХ АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ 2007
  • Кужеков Станислав Лукьянович
  • Сербиновский Борис Борисович
  • Рогачев Вячеслав Анатольевич
RU2356061C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 728 919 A1

Реферат патента 1992 года Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки

Изобретение относится к-электротехни- ке, а именно к защите электродвигателей от Т перегрузки как при синусоидальном, так и несинусоидальном напряжении питания. Целью изобретения является повышение надежности защиты электродвигателяЧза счет учета влияния дополнительных потерь активной мощности, обусловленных несинусоидальностью напряжения питающей сети. Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки состоит из трансформатора датчика тока 1, фильтров основной 2 и высших 3,4 гармоник, квадратирующих блоков 5-7, умножителей 8, 9, суммирующего блока 10, блока 11 сравнения,блока 12 выдержки времени, исполнительного органа 13. Оценка перегрузки электродвигателя осуществляется по суммарным потерям активной мощности от высших гармоник, протекающих в обмотке электродвигателя 2 ил. (Л

Формула изобретения SU 1 728 919 A1

Фие.1

Изобретение относится к электротехнике, а именно к защите электродвигателей от перегрузки как при синусоидальном, так и несинусоидальном напряжении питания.

Целью изобретения является повышение надежности защиты электродвигателя путем учета влияния дополнительных потерь активной мощности, обусловленных несинусоидальностыо напряжения питающей сети.

На фиг. 1 приведена функциональная схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 - частотная характеристика активного сопротивления электродвигателя.

Устройство содержит трансформатор (датчик) 1 тока, к вторичной обмотке которого подключены фильтр 2 основной гармоники и фильтры 3, 4 высших гармоник. К фильтрам 2-4 присоединены квадратирую- щие блоки 5 - 7. К выходам квадратирующих блоков 6, 7 подключены умножители 8, 9. Выходы умножителей 8, 9 подключены к суммирующему блоку 10, к одному из входов которого подключен выход квадратиру- ющего блока 5, К выходу суммирующего блока 10 последовательно подключены блок 11 сравнения, блок 12 выдержки времени и исполнительный орган 13, связанный с коммутационным аппаратом 14.

Устройство работает следующим образом. При синусоидальном напряжении питания в фильтрах 3,. 4 высших гармоник ток отсутствует. Защита двигателя от перегрузки обеспечивается при помощи фильтра 2 основной гармоники, квадратирующего блока 5, суммирующего блока 10, блока 11 сравнения, блок 12 выдержки времени, исполнительного органа 13.

При наличии несинусоидальности в токе двигателя появляются дополнительные потери активной мощности в его обмотках, что приводит к повышению температуры сверх предельного значения, преждевременному старению изоляции, и, как следствие, к сокращению срока службы.

В качестве критерия оценки перегрузки используется величина суммарных потерь активной мощности от высших гармоник, протекающих в обмотке электродвигателя. Наличие в сети несинусоидального напряжения обусловливает протекание спектра тока высших гармоник по обмоткам электродвигателя. Следовательно, суммарные потери , определяемые всеми гармониками тока, должны рассчитываться по формуле

Д% J APv-Jj Iv -Rv Ri5 lv-kRv.

где п - количество гармоник;

v- номер гармоники;

RI - активное сопротивление двигателя на частоте 50 Гц;

IV-TOK гармоники в цепи двигателя;

RV- активное сопротивление двигателя на v-й гармонике;

, -R

KRV -

0

5

0

5

Ri

коэффициент увеличения

активного сопротивления двигателя на частоте v-й гармоники по отношению к сопротивлению тока двигателя на частоте первой гармоники.

Как видно из графика на фиг. 2, величина активного сопротивления двигателя возрастает с увеличением номера гармоники. Это возрастание KRV на повышенных частотах объясняется проявлением поверхност- 0 ного эффекта и эффекта близости, Анализ выражения (1) и графика на фиг. 2 показывает, что перегрев обмоток может возникнуть и в том случае, когда действующее значение тока не превышает номинального. В то же время, при использовании для оценки перегрузки такого критерия, как величина тока в двигателе, невозможно получить однозначной зависимости между значением величины тока и температурой нагрева, так как протекание в обмотках двигателя токов высших гармоник, одинаковых по величине, но различных по частоте, вызывает неодинаковые потери от высших гармоник, а следовательно, и разные температуры их нагрева.

Из вышеизложенного следует, что оценка- перегрузки двигателя должна осуществ- ществляться по критерию суммарных потерь активной мощности от высших гармоник, протекающих в обмотке электро- двигателя. Этот принцип реализован в предлагаемом устройстве, причем устройство реагирует как на отдельные гармоники тока возникающие в обмотках электродвигателей из-за несинусоидальной формы маг,. нитной индукции в воздушном зазоре, так и на гармоники тока, протекающие в электродвигателе за счет несинусоидальности питающего напряжения сети. Для определения количества гармоник п, подлежащих учету,

можно воспользоваться общепринятым в электротехнике 5%-ным уровнем значимости результата, согласно которому необходимо учитывать все те гармоники, неучет которых приводит к погрешности определе5 ния дополнительных потерь активной мощности в электродвигателе, равной 5%. С этой целью предлагается использовать следующее выражение:

2

v

k RV 0,0075 tf Ri

В предлагаемом устройстве фильтры 3. 4 высших гармоник, количество которых равно п, настраиваются на частоты гармоник, удовлетворяющих условию (2), Таким образом, фильтры 3, А обеспечивают анализ кривой то,ка на наличие несинусоидальности. Квадратирующие блоки б, 7 и умножи- тели 8, 9 обеспечивают преобразование зарегистрированных величин амплитудных значений токов высших гармоник в величину, пропорциональную дополнительным потерям активной мощности, обусловленных несинусоидальностью, В суммирующем блоке 10 происходит суммирование сигналов, поступающих из умножителей 8, 9 и квадратирующего блока 5. В результате этр го на выходе суммирующего блока 10 пол- учают сигнал, пропорциональный суммарным фактическим потерям активной мощности двигателя, при наличии несинусоидальности. В блоке 11 этот сигнал сравнивается с уставкой, пропорциональной номинальным потерям активной мощности в двигателе.

В случае превышения фактических потерь активной мощности над номинальным значением блок 11 сравнения срабатывает и сигнал с выдержкой времени, задаваемой блоком 12, поступает на вход исполнительного органа 13, который подает импульс на сигнал или на отключение в зависимости от условия работы двигателя и технологического процесса.

5 ю1520 25

3035 Применение предлагаемого устройство позволяет обеспечить защиту двигателя or перегрузки, обусловленную наличием несинусоидальности в питающем напряжении, что исключает преждевременный выход из строя и повышает надежность двигателя.

Формула изобретения

Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки, содержащее датчик тока, соединенный с входом фильтра основной гармоники, фильтры высших гармоник по числу выбранных для учета гармоник, входы которых объединены, блок выдержки времени, выход которого соединен с исполнительным органом, отличающееся тем, .что, с целью повышения надежности защиты электродвигателя путем учета влияния дополнительных потерь активной мощности, обусловленных несинусоидальностью напряжения питающей сети, в устройство введены суммирующий блок, блок сравнения, цепочки из последовательно соединенных квадратирующих блоков и умножителей, входы указанных цепочек соединены с выходами фильтров высших гармоник, а выходы - с соответствующими входами суммирующего блока, к одному из входов которого подсоединен выход квадратирующего блока, введенного в цепь фильтра основной гармоники, выход суммирующего блока соединен с входом блока сравнения, выход блока сравнения - с входом блока выдержки времени, а выход датчика тока соединен с объединенными входами фильтров высших гармоник.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1728919A1

Устройство для тепловой защиты электродвигателя 1981
  • Кузьмин Петр Петрович
  • Новиков Петр Иванович
  • Шошмин Владимир Александрович
SU1001295A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Гребенчатая передача 1916
  • Михайлов Г.М.
SU1983A1
Устройство для определения нагрева синхронной электрической машины 1985
  • Орел Олег Алексеевич
  • Акимов Леонид Владимирович
  • Захаров Лев Александрович
  • Баранов Владимир Иванович
  • Брагин Виктор Иванович
SU1274057A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Устройство для защиты группы электродвигателей от перегрузки по токам высших гармоник 1988
  • Коваленко Иван Иванович
  • Чернышев Виктор Иванович
  • Коваленко Олег Иванович
SU1598026A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Механическая топочная решетка с наклонными частью подвижными, частью неподвижными колосниковыми элементами 1917
  • Р.К. Каблиц
SU1988A1

SU 1 728 919 A1

Авторы

Трофимов Герман Геннадьевич

Абсадыкова Гульсун Абибуллаевна

Мазовер Виктор Владимирович

Фишер Игорь Яковлевич

Кац Александр Михайлович

Даты

1992-04-23Публикация

1988-11-03Подача