Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться в качестве энергетической установки для машин, работающих с частыми торможениями.
Известна комбинированная энергетическая установка (КЭУ), содержащая двигатель, через муфту сцепления связанный с входным валом ступенчатой трансмиссии, И маховик с приводом.
Недостатком данной установки является то, что маховик связан с входным валом трансмиссии и двигателем приводом с постоянным передаточным числом, что не позволяет применять КЭУ с обычными ступенчатыми трансмиссиями. Другим недостатком является кинематическая.связь маховика с двигателем, что не позволяет стабилизировать работу последнего и повысить степень его загрузки.
Известна КЭУ, выбранная в качестве прототипа, содержащая двигатель, ступенчатую трансмиссию, маховик с приводом, включающим планетарный механизм, солнечная шестерня которого через сцепную муфту связана с маховиком/регулируемую гидрообъемную передачу с двумя гидромашинами, причем первая гидромашина через зубчатую передачу постоянного зацепления связана с эпициклом планетарного механизма, а вторая - с водилом, а также сцепную муфту между приводом маховика и валом коробки передач.
Недостатком данной схемы является то, что при передаче энергии от ведущих колес автомобиля к маховику КПД привода маховика при ведущем эпицикле и ведомой солнечной шестерне резко снижается вследствие свойств двухпоточных передач с гидрообъемной ветвью. Другим недостатVJ
W Ю 00 СА С
ом КЭУ является буксование сцепной муфы, связывающей привод маховика с валом коробки передач при трогании машины с места, так как кинематически в данной КЭУ невозможно обеспечить передаточное отношение равное 0.
Целью изобретения является повышение экономичности работы КЭУ за счет увеичения КПД привода маховика.
Это достигается тем, что в КЭУ, содеращей двигатель, ступенчатую трансмиссию, вал которой связан кинематически с ведомым элементом первой сцепной муфты, маховик с приводом, включающем планетарный механизм в составе водила, эпицикла, сателлитов и солнечной шестерни, которая связана с ведомым элементом второй сцепной муфты, ведущий элемент которой кинематически связан маховиком, две гидрообъемные машины, первая из которых кинематически связана с эпициклом, дополнительно введены третья и четвертая сцепные муфты, при этом ведущий элемент первой сцепной муфты связан с водилом, ведущий элемент третьей муфты - с солнечной шестерней, а ведомый элемент этих муфт является общим, ведомый элемент третьей сцепной муфты связан с водилом, а ведущий элемент второй и третьей муфт является общим, и обе гидромашины выпол- нены регулируемыми, а вторая гидромашина кинематически связана с солнечной шестерней.
На фиг. 1 приведена кинематическая схема предлагаемой КЭУ; на фиг. 2 - график изменения передаточного отношения двух- поточной передачи в составе КЭУ в функций от изменения передаточного отношения гидрообъемной передачи.
Предлагаемая КЭУ состоит из двигателя внутреннего сгорания, ступенчатой трансмиссии 2, выходной вал 3 которой связан с ведущими колесами 4 автомобиля, а также маховика 5 с приводом 6, который установлен между выходным валом .3 трансмиссии и маховиком 5.
Привод 6 маховика является двухпоточ- ной объемной гидромеханической передачей с бесступенчатым регулированием передаточного отношения. Он состоит из планетарного механизма, включающего водило 7, эпицикл 8, солнечную шестерню 9, сателлиты 10, двух регулируемых гидромашин - первой 11 и второй 12 и управляемых сцепных муфт первой 13, второй 14, третьей 15, четвертой 16, а также зубчатых передач 17.18,19,20,21.
В первой муфте 13 и третьей муфте 15 ведомый элемент 22 является общим, причем с ним кинематически через зубчатые
передачи 17, 18 связан выходной вал 3 ступенчатой трансмиссии 2. Ведущий элемент 23 первой муфты 13 связан с водилом 7, а ведущий элемент 24 третьей муфты 15 - с
солнечной шестерней 9. Во второй муфте 14 и четвертой муфте 16 ведущий элемент 25 является общим, причем он кинематически через зубчатую передачу 19 связан с маховиком 5. Ведомый элемент 26 второй муфты
14 связан с солнечной шестерней 9, а ведомый элемент 27 четвертой муфты 16 связан сводилом 7.
Первая гидромашина 11 связана с эпициклом 8 через зубчатую передачу 21, а вторая гидромашина 12 - с солнечной шестерней 9 через зубчатую передачу 20.
Установка работает следующим образом. Движение автомобиля может проводиться за счет энергии двигателя 1, когда
муфты 13, 14,15,16 разомкнуты. При торможении автомобиля замыкаются муфты 15 и 16 и солнечная шестерня 9 через зубчатые передачи 17, 18, связывается с выходным валом 3 трансмиссии, т.е. с колесами 4 автомобиля, а водило 7 - с маховиком 5 через зубчатую передачу 19.
Единичная производительность гидромашины 12, связанной с солнечной шестерней, близка к нулю в начале торможения и
максимальна в конце торможения, а гидромашины 11 в начале торможения - максимальна, в конце - близка в нулю. Плавным изменением производительности гидромашин обеспечивается бесступенчатое изменение передаточного отношения привода маховика. После завершения торможения машины сцепные муфты размыкаются и маховик свободно вращается в ожидании разгона. При разгоне машины замыкается
муфта 13, связывая водило 7 через зубчатые передачи 17, 18 с выходным валом трансмиссии 3 и ведущими колесами 4 автомобиля, а при замыкании муфты 14 солнечная шестерня 9 через зубчатую передачу 19 соединяется с маховиком 5.
Плавным изменением производительности гидромашин обеспечивается бесступенчатое изменение передаточного отношения привода маховика. При этом
единичная производительность гидромашины 12 изменяется от нуля до максимума, а гидромашины 11 - от максимума до нуля. При данной схеме работы гидромашин можно обеспечить трогание автомобиля с места
без пробуксовки сцепных муфт в случае изменения направления вращения гидромашины 12 при изменении ее производительности в процессе разгона, как показано на фиг. 2. Однако, при этом в
гидравлической ветви будет наблюдаться циркуляция мощности.
Предлагаемая схема КЭУ обеспечивает работу двухпоточной передачи в приводе маховика только при ведущей солнечной шестерне и ведомом водиле, что соответствует максимальному КПД передачи и экономичности работы.
Формула изобретения Комбинированная энергетическая установка транспортной машины, содержащая двигатель, ступенчатую трансмиссию с валом, движители, а также маховик, связанный приводом с валом трансмиссии, при этом привод содержит трехзвенный планетарный механизм, две фрикционные муфты, первая из которых установлена для связи планетарного механизма через передачу с валом трансмиссии, а вторая соединена с
солнечной шестерней планетарного механизма для связи его с маховиком, а также две гидрообъемные машины, первая из которых регулируемая и кинематически связана с эпициклической шестерней планетарного механизма, отличающая- с я тем, что, с целью повышения экономичности работы путем увеличения КПД привода маховика, привод содержит две
дополнительные муфты, причем первая и третья муфты выполнены с общим ведомым элементом, их ведущие элементы связаны соответственно с водилом и с солнечной шестерней планетарного механизма, а вторая и четвертая муфты выполнены с общим ведущим элементом, ведомый элемент четвертой муфты связан с водилом, причем вторая гидромашина также выполнена регулируемой и кинематически связана с
солнечной шестерней.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ ПРИВОДА КОЛЕС ИЛИ МОСТОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2012 |
|
RU2520224C1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ | 2000 |
|
RU2191303C2 |
Трансмиссия гусеничного транспортного средства | 1990 |
|
SU1766759A1 |
Межосевой дифференциальный механизм распределения мощности | 2022 |
|
RU2785499C1 |
ГИБРИДНЫЙ СИЛОВОЙ АГРЕГАТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2008 |
|
RU2357876C1 |
Трансмиссия гусеничного транспортного средства | 1989 |
|
SU1691207A1 |
ШИРОКОДИАПАЗОННАЯ РЕВЕРСИВНАЯ ТРАНСМИССИЯ | 2020 |
|
RU2729847C1 |
Комбинированная приводная установка транспортной машины | 1989 |
|
SU1676842A1 |
ВЫСОКОМОМЕНТНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ВАРИАТОР | 2007 |
|
RU2347966C1 |
Комбинированная энергетическая установка для транспортной машины | 1981 |
|
SU1025536A1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться в качестве энергетической установки для машин, работающих с частыми торможениями. Целью изобретения является повышение экономичности в работе путем увеличения КПД привода маховика. Привод содержит двигатель, ступенчатую трансмиссию, движители и маховик с приводом, выполненным их трехзвенного планетарного механизма, двух фрикционных муфт и двух гидромашин. В установку введены две дополнительные третья 15 и четвертая 16 сцепные муфты, при этом ведущий элемент первой 11 связан с водилом, ведущий элемент 15 - с солнечной шестерней, а ведомый элемент является общим, ведомый элемент 16 связан с водилом, ведущий элемент второй 12 и 16 является общим.. Обе гидромашины выполнены регулируемыми, а вторая гидромашина кинематически связана с солнечной шестерней. 2 ил. . ъ Ё
1ТТ Фиг.1
fur 2.
X
Комбинированная энергетическая установка для транспортной машины | 1981 |
|
SU1025536A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1992-04-30—Публикация
1990-04-17—Подача