Комбинированная энергетическая установка транспортной машины Советский патент 1992 года по МПК B60K6/10 

Описание патента на изобретение SU1729836A1

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться в качестве энергетической установки для машин, работающих с частыми торможениями.

Известна комбинированная энергетическая установка (КЭУ), содержащая двигатель, через муфту сцепления связанный с входным валом ступенчатой трансмиссии, И маховик с приводом.

Недостатком данной установки является то, что маховик связан с входным валом трансмиссии и двигателем приводом с постоянным передаточным числом, что не позволяет применять КЭУ с обычными ступенчатыми трансмиссиями. Другим недостатком является кинематическая.связь маховика с двигателем, что не позволяет стабилизировать работу последнего и повысить степень его загрузки.

Известна КЭУ, выбранная в качестве прототипа, содержащая двигатель, ступенчатую трансмиссию, маховик с приводом, включающим планетарный механизм, солнечная шестерня которого через сцепную муфту связана с маховиком/регулируемую гидрообъемную передачу с двумя гидромашинами, причем первая гидромашина через зубчатую передачу постоянного зацепления связана с эпициклом планетарного механизма, а вторая - с водилом, а также сцепную муфту между приводом маховика и валом коробки передач.

Недостатком данной схемы является то, что при передаче энергии от ведущих колес автомобиля к маховику КПД привода маховика при ведущем эпицикле и ведомой солнечной шестерне резко снижается вследствие свойств двухпоточных передач с гидрообъемной ветвью. Другим недостатVJ

W Ю 00 СА С

ом КЭУ является буксование сцепной муфы, связывающей привод маховика с валом коробки передач при трогании машины с места, так как кинематически в данной КЭУ невозможно обеспечить передаточное отношение равное 0.

Целью изобретения является повышение экономичности работы КЭУ за счет увеичения КПД привода маховика.

Это достигается тем, что в КЭУ, содеращей двигатель, ступенчатую трансмиссию, вал которой связан кинематически с ведомым элементом первой сцепной муфты, маховик с приводом, включающем планетарный механизм в составе водила, эпицикла, сателлитов и солнечной шестерни, которая связана с ведомым элементом второй сцепной муфты, ведущий элемент которой кинематически связан маховиком, две гидрообъемные машины, первая из которых кинематически связана с эпициклом, дополнительно введены третья и четвертая сцепные муфты, при этом ведущий элемент первой сцепной муфты связан с водилом, ведущий элемент третьей муфты - с солнечной шестерней, а ведомый элемент этих муфт является общим, ведомый элемент третьей сцепной муфты связан с водилом, а ведущий элемент второй и третьей муфт является общим, и обе гидромашины выпол- нены регулируемыми, а вторая гидромашина кинематически связана с солнечной шестерней.

На фиг. 1 приведена кинематическая схема предлагаемой КЭУ; на фиг. 2 - график изменения передаточного отношения двух- поточной передачи в составе КЭУ в функций от изменения передаточного отношения гидрообъемной передачи.

Предлагаемая КЭУ состоит из двигателя внутреннего сгорания, ступенчатой трансмиссии 2, выходной вал 3 которой связан с ведущими колесами 4 автомобиля, а также маховика 5 с приводом 6, который установлен между выходным валом .3 трансмиссии и маховиком 5.

Привод 6 маховика является двухпоточ- ной объемной гидромеханической передачей с бесступенчатым регулированием передаточного отношения. Он состоит из планетарного механизма, включающего водило 7, эпицикл 8, солнечную шестерню 9, сателлиты 10, двух регулируемых гидромашин - первой 11 и второй 12 и управляемых сцепных муфт первой 13, второй 14, третьей 15, четвертой 16, а также зубчатых передач 17.18,19,20,21.

В первой муфте 13 и третьей муфте 15 ведомый элемент 22 является общим, причем с ним кинематически через зубчатые

передачи 17, 18 связан выходной вал 3 ступенчатой трансмиссии 2. Ведущий элемент 23 первой муфты 13 связан с водилом 7, а ведущий элемент 24 третьей муфты 15 - с

солнечной шестерней 9. Во второй муфте 14 и четвертой муфте 16 ведущий элемент 25 является общим, причем он кинематически через зубчатую передачу 19 связан с маховиком 5. Ведомый элемент 26 второй муфты

14 связан с солнечной шестерней 9, а ведомый элемент 27 четвертой муфты 16 связан сводилом 7.

Первая гидромашина 11 связана с эпициклом 8 через зубчатую передачу 21, а вторая гидромашина 12 - с солнечной шестерней 9 через зубчатую передачу 20.

Установка работает следующим образом. Движение автомобиля может проводиться за счет энергии двигателя 1, когда

муфты 13, 14,15,16 разомкнуты. При торможении автомобиля замыкаются муфты 15 и 16 и солнечная шестерня 9 через зубчатые передачи 17, 18, связывается с выходным валом 3 трансмиссии, т.е. с колесами 4 автомобиля, а водило 7 - с маховиком 5 через зубчатую передачу 19.

Единичная производительность гидромашины 12, связанной с солнечной шестерней, близка к нулю в начале торможения и

максимальна в конце торможения, а гидромашины 11 в начале торможения - максимальна, в конце - близка в нулю. Плавным изменением производительности гидромашин обеспечивается бесступенчатое изменение передаточного отношения привода маховика. После завершения торможения машины сцепные муфты размыкаются и маховик свободно вращается в ожидании разгона. При разгоне машины замыкается

муфта 13, связывая водило 7 через зубчатые передачи 17, 18 с выходным валом трансмиссии 3 и ведущими колесами 4 автомобиля, а при замыкании муфты 14 солнечная шестерня 9 через зубчатую передачу 19 соединяется с маховиком 5.

Плавным изменением производительности гидромашин обеспечивается бесступенчатое изменение передаточного отношения привода маховика. При этом

единичная производительность гидромашины 12 изменяется от нуля до максимума, а гидромашины 11 - от максимума до нуля. При данной схеме работы гидромашин можно обеспечить трогание автомобиля с места

без пробуксовки сцепных муфт в случае изменения направления вращения гидромашины 12 при изменении ее производительности в процессе разгона, как показано на фиг. 2. Однако, при этом в

гидравлической ветви будет наблюдаться циркуляция мощности.

Предлагаемая схема КЭУ обеспечивает работу двухпоточной передачи в приводе маховика только при ведущей солнечной шестерне и ведомом водиле, что соответствует максимальному КПД передачи и экономичности работы.

Формула изобретения Комбинированная энергетическая установка транспортной машины, содержащая двигатель, ступенчатую трансмиссию с валом, движители, а также маховик, связанный приводом с валом трансмиссии, при этом привод содержит трехзвенный планетарный механизм, две фрикционные муфты, первая из которых установлена для связи планетарного механизма через передачу с валом трансмиссии, а вторая соединена с

солнечной шестерней планетарного механизма для связи его с маховиком, а также две гидрообъемные машины, первая из которых регулируемая и кинематически связана с эпициклической шестерней планетарного механизма, отличающая- с я тем, что, с целью повышения экономичности работы путем увеличения КПД привода маховика, привод содержит две

дополнительные муфты, причем первая и третья муфты выполнены с общим ведомым элементом, их ведущие элементы связаны соответственно с водилом и с солнечной шестерней планетарного механизма, а вторая и четвертая муфты выполнены с общим ведущим элементом, ведомый элемент четвертой муфты связан с водилом, причем вторая гидромашина также выполнена регулируемой и кинематически связана с

солнечной шестерней.

Похожие патенты SU1729836A1

название год авторы номер документа
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ ПРИВОДА КОЛЕС ИЛИ МОСТОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2012
  • Котович Сергей Владимирович
RU2520224C1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ 2000
  • Дубровский Ф.М.
  • Жебелев К.С.
  • Кожевников В.С.
  • Печенкин В.А.
  • Розеноер М.Г.
  • Сухоруков А.К.
  • Ходаков О.М.
  • Шакиров Т.М.
  • Шелест Л.А.
  • Щельцын Н.А.
RU2191303C2
Трансмиссия гусеничного транспортного средства 1990
  • Бурцев Спартак Емельянович
  • Сафронов Владимир Сергеевич
  • Забелышинский Зиновий Эммануилович
  • Зеликовский Леонид Михайлович
  • Петухов Евгений Анатольевич
  • Рабинков Борис Иосифович
SU1766759A1
Межосевой дифференциальный механизм распределения мощности 2022
  • Добрецов Роман Юрьевич
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2785499C1
ГИБРИДНЫЙ СИЛОВОЙ АГРЕГАТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Гулиа Нурбей Владимирович
RU2357876C1
Трансмиссия гусеничного транспортного средства 1989
  • Бурцев Спартак Емельянович
  • Сафронов Владимир Сергеевич
  • Забельшинский Зиновий Эммануилович
  • Зеликовский Леонид Михайлович
SU1691207A1
ШИРОКОДИАПАЗОННАЯ РЕВЕРСИВНАЯ ТРАНСМИССИЯ 2020
  • Хатагов Александр Черменович
  • Хатагов Заурбек Александрович
  • Аджиманбетов Султанхан Багатович
RU2729847C1
Комбинированная приводная установка транспортной машины 1989
  • Селифонов Валерий Викторович
  • Фиронов Анатолий Михайлович
  • Тимонин Андрей Иванович
SU1676842A1
ВЫСОКОМОМЕНТНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ВАРИАТОР 2007
  • Волошко Владимир Владимирович
  • Мавлеев Ильдус Рифович
RU2347966C1
Комбинированная энергетическая установка для транспортной машины 1981
  • Забавников Николай Александрович
  • Корсунский Владимир Александрович
  • Герасимов Андрей Николаевич
  • Иванов Сергей Юрьевич
SU1025536A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 729 836 A1

Реферат патента 1992 года Комбинированная энергетическая установка транспортной машины

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться в качестве энергетической установки для машин, работающих с частыми торможениями. Целью изобретения является повышение экономичности в работе путем увеличения КПД привода маховика. Привод содержит двигатель, ступенчатую трансмиссию, движители и маховик с приводом, выполненным их трехзвенного планетарного механизма, двух фрикционных муфт и двух гидромашин. В установку введены две дополнительные третья 15 и четвертая 16 сцепные муфты, при этом ведущий элемент первой 11 связан с водилом, ведущий элемент 15 - с солнечной шестерней, а ведомый элемент является общим, ведомый элемент 16 связан с водилом, ведущий элемент второй 12 и 16 является общим.. Обе гидромашины выполнены регулируемыми, а вторая гидромашина кинематически связана с солнечной шестерней. 2 ил. . ъ Ё

Формула изобретения SU 1 729 836 A1

1ТТ Фиг.1

fur 2.

X

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1729836A1

Комбинированная энергетическая установка для транспортной машины 1981
  • Забавников Николай Александрович
  • Корсунский Владимир Александрович
  • Герасимов Андрей Николаевич
  • Иванов Сергей Юрьевич
SU1025536A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 729 836 A1

Авторы

Дубровин Владлен Юрьевич

Даты

1992-04-30Публикация

1990-04-17Подача