Физ. 1
Изобретение относится к приборостроению, а более «конкретно - к подшипникам скольжения, работающим в чистых технологических средах, например в устройствах вакуумных напылительных установок,
Известна опора скольжения, содержащая цапфу вала и охватывающую ее втулку, установленную о корпусе, Недостатком данной опоры скольжения является то, что образовавшиеся продукты износа не задерживаются в зоне трения, а удаляются из нее и попадают на технологические объекты - подложки, на которые производится напыление. Это снижает выход годных изделий, повышает их стоимость.
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату является опора скольжения, содержащая цапфу вала, vохватывающую ее вгулку, внутренняя поверхность которой выполнена с концентрич- но расположенными концевыми канавками.
Недостатком известной опоры является сложность конструкции опоры скольжения со средством улавливания продуктов износа.
Цель изобретения - упрощение конструкции опоры.
Поставленная цель достигается тем, что втулка выполнена из пьезоэлектрического материала .
Введение в конструкцию опоры скольжения втулки из пьезоэлектрического материала обеспечивает улавливание продучтов износа бе $ применения трибозлектриче- ских колец, что и позволяет упростить конструкцию опоры.
На фиг 1 представлена .опора скольжения, общий вид; на фиг. 2 - конструкция втулки с концентрично расположенными кольцевыми канавками.
Опора скольжения содержит цапфу 1 вала 2, охватывающую ее втулку 3, внутренняя поверхность которой выполнена с концентрично расположенными кольцевыми канавками 4. Средство улавливания продуктов износа (фиг.2) выполнено в виде втулки 3 из пьезоэлектрического материала.
В качестве пьезоэлектрического материала используются, например, цирконат свинца (PbZrOa), титанат бария (BaTiC X обладающие низким коэффициентом трения в
паре со стальной цапфой Д.
Опора скольжения работает следующим образом.
При вращении цапфы 1, например, при использовании опоры скольжения в передаточном механизме, при передаче крутящего момента на втулку 3 действует радиальная нагрузка. Под действием этой нагрузки на пьезоэлектрической втулке возникает соответственно электрический заряд. В результате этого частицы износа скапливаются в концентрично расположенных кольцевых канавках 4 под действием электрических сил.
Средство улавливания продуктов износа также может быть выполнено в виде втулки из магнитострикционного материала, в котором поддейс вием нагрузки возникает магнитный заряд. В результате этого частицы износа скапливаются в концентрично
расположенных кольцевых канавках под действием магнитных сил.
В качестве магнитострикционного материала могут использоваться, например, никель, ряд ферритов, некоторые редкоземельные элементы, обладающие низким коэффициентом трения в паре со стальной цапфой.
Применение предлагаемой опоры скольжения позволяет упростить ее конструкцию и использовать опору в конструкциях механических систем, работающих в чистых технологических средах;
Формула изобретения Опора скольжения, содержащая цапфу вала, охватывающую ее втулку, внутренняя поверхность которой выполнена с концентрично расположенными кольцевыми канавками, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции опоры, втулка выполнена из пьезоэлектрического материала.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Опора скольжения | 1987 |
|
SU1434157A1 |
Опора скольжения | 1990 |
|
SU1772442A1 |
Приводной узел с опорой скольжения | 1989 |
|
SU1762004A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ВАЛА | 2004 |
|
RU2380589C2 |
Опора скольжения | 1990 |
|
SU1716210A1 |
Подшипниковый узел с порошковой смазкой | 2023 |
|
RU2800514C1 |
Подшипниковая опора жидкостного трения валка прокатного стана | 1990 |
|
SU1784312A1 |
Опора вала | 1989 |
|
SU1670212A1 |
ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2010 |
|
RU2437004C1 |
Опора скольжения | 1979 |
|
SU964287A1 |
Использование: узлы трения скольжения. Сущность изобретения: внутренняя поверхность охватывающей вал 2 втулки 3 выполнена с концентрично расположенными кольцевыми канавками4. Втулка 3 выполнена из пьезоэлектрического материала. Под действием нагрузки на втулке 3 возникает электрический разряд. Под действием электрических сил частицы износа скапливаются в канавках 4.2 ил.
Фаг. 2
Опора скольжения | 1987 |
|
SU1434157A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-05-07—Публикация
1989-10-25—Подача