Узел осевой фиксации детали на шлицевом участке вала Советский патент 1992 года по МПК F16D1/00 F16B21/00 

Описание патента на изобретение SU1732047A1

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных средств с цепной передачей.

Известен узел осевой фиксации детали на шлицевом участке вала в коробке передач, содержащий звездочку задней переда- чи, которая шлицевым соединением связана с шестерней основной в сборе и закреплена на ней гайкой звездочки задней передачи. Стопорение деталей осуществлено через шайбу звездочки задней передачи, расположенную на шлицах шестерни между звездочкой и гайкой путем отгиба краев шайбы на грани гайки.

Недостатками известной конструкции являются нарушение стопорения при длительных знакопеременных вращательных движениях, звездочки вследствие разгиба краев шайбы звездочки, большие осевые габариты, а также ограниченное число стопо- рений, связанных с живучестью шайбы в местах перегиба.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является узел осевой фиксации детали на шлицевом участке вала в коробке передач, содержащий шлицевый вал, расположенную в нем звездочку, кольцевую канавку, выполненную на валу глубиной, равной глубине шлицевых канавок вала, и фиксируемую шайбу с шлицевым посадочным отверстием, которая вставлена через шлицы вала в кольцевую канавку, повернута в ней на половину шага шлиц и прикреплена в этом положении вместе со стопорной от- гибной шайбой, находящейся на наружном диаметре вала, к звездочке двумя болтами. Стопорение деталей осуществлено путем отгиба краев стопорной шайбы на грани головок болтов.

Недостатками известной конструкции являются увеличение времени на срочную замену звездочки вследствие большого числа застопоренных крепежных деталей, а также необходимость замены стопорной от- гибной шайбы при каждом монтаже новой звездочки, так как отгибные шайбы в основном - стопоры разового применения.

Указанные недостатки особенно видны в мотоциклетных соревнованиях, где общие передаточные числа трансмиссии приходится подбирать в зависимости от трассы путем постановки звездочек с разным числом зубьев.

Цель изобретения - повышение удобства монтажа-демонтажа, долговечности и снижения осевых габаритов соединения.

Указанная цель достигается тем, что в узел осевой фиксации детали на шлицевом

участке вала, содержащем фиксирующую шайбу с шлицевым посадочным отверстием, стопорную шайбу и элемент соединения шайб, при этом на валу выполнена кольцевая канавка глубиной, равной глубине шлицевых канавок вала, обе шайбы установлены в контакте друг с другом и размещены с одного торца фиксируемой детали, а фиксирующая шайба установлена в

0 кольцевой канавке вала со смещением шлиц посадочного отверстия на половину шага шлиц вала и связана со стопорной шайбой элементов соединения, на торце фиксируемой детали со стороны размещения шайб

5 выполнена кольцевая выемка, стопорная шайба выполнена с шлицевым посадочным отверстием, а элемент соединения шайб выполнен в виде разрезного пружинного кольца, на образующей каждой шайбы

0 выполнены радиальные равномерно размещенные по окружности пазы, расположенные между пазами радиальные выступы выполнены с наклонными у основания и прямолинейными на конце участками, при

5 этом радиальные выступы одной шайбы расположены в противолежащем пазу другой шайбы, причем наклонные участки двух соседних радиальных выступов шайб встречно направлены и образуют канал, в котором

0 установлено указанное пружинное кольцо, а прямолинейные участки радиальных выступов стопорной шайбы размещены в кольцевой выемке фиксируемой детали.

На фиг.1 изображена коробка передач с

5 узлом осевой фиксации детали на шлицевом участке вала, разрез; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1: на фиг.З и 4 - запорная и фиксируемая шайбы.

Узел осевой фиксации детали на шлице0 вом участке вала содержит установленный в подшипник 1 картера 2 шлицевый вал 3, звездочку 4, расположенную на шлицах вала, кольцевую канавку 5, выполненную t э валу у торца звездочки глубиной равной

5 глубине шлицевых канавок вала, расположенную в кольцевой канавке фиксирующую шайбу 6. установленную на шлицах вала в контакте с шайбой б стопорную шайбу 7 и элемент соединения этих шайб, выполнен0 ный в виде разрезного пружинного кольца 8. Посадочные отверстия шайб выполнены шлицевыми, а на образующей каждой шайбы относительно шлиц выполнены радиальные равномерно размещенные по

5 окружности пазы и расположенные между пазами радиальные выступы 9 и 10, которые выполнены с наклонными у основания и прямолинейными на концах участками. Различие шайб между собой состоит в том, что посадочное шлицевое отверстие одной из

них имеет угловое смещение относительно другой, равное половине шага шлиц. Прямолинейные участки радиальных выступов стопорной шайбы размещаются в кольцевой выемке 11, выполненной на торце звездочки 4.

Узел осевой работает следующим образом.

На шлицы вала 3 до упора в подшипник 1 надевается звездочка 4. Затем одна из шайб, к примеру 6, через шлицы вала вставляется в кольцевую канавку 5, причем радиальные выступы 9 фиксируемой шайбы 6 должны быть наклонными участками сориентированы в направлении от звездочки. В кольцевой канавке 5 фиксируемая шайба 6 поворачивается наполовину шага шлиц, вследствие чего зубья шлицевого отверстия шайбы заходят за зубья шлицев вала и фиксируют звездочку в осевом направлении. Для сохранения этого положения фиксируемой шайбы 6 на шлицы вала надевается стопорная шайба 7 с радиальными выступами 10, наклонные участки которых сориентированы в направлении к звездочке, при этом радиальные выступы одной шайбы располагаются в противолежащем пазу другой шайбы, а наклонные участки двух соседних радиальных выступов шайб, встречно направленные друг у другу, образуют канал, в которых устанавливается разрезное пружинное кольцо 8. Прямолинейныеучаст- ки радиальных выступов 10 стопорной шайбы 7 размещаются в кольцевой выемке 11. Таким образом, фиксируемая шайба 6 оказывается связана через радиальные выступы 9 и 10 и стопорную шайбу 7 со шлицами вала Зине имеет возможности повернуться в кольцевой канавке 5, а разрезное пружинное кольцо 8 предотвращает разъединение этих шайб.

Технико-экономическое преимущество предлагаемого устройства заключается в повышении удобства монтажа-демонтажа звездочки на валу, долговечности фиксируемых и стопорных деталей за счет исключения крепежных болтов и отгибной шайбы, а также снижение осевых габаритов соединения за счет размещения прямолинейных

участков радиальных выступов стопорной шайбы в кольцевой выемке звездочки. Формула изобретения Узел осевой фиксации детали на шлице- вом участке вала, содержащий фиксирующую шайбу со шлицевым посадочным отверстием, стопорную шайбу и элемент соединения шайб, при этом на валу выполнена кольцевая канавка глубиной, равной глубине шлицевых канавок вала, обе шайбы установлены в контакте друг с другом и размещены с одного торца фиксируемой детали, а фиксирующая шайба установлена в кольцевой канавке вала со смещением шлиц посадочного отверстия на половину шага

шлиц вала и связана со стопорной шайбой элементом соединения, отличающий- с я тем, что, с целью повышения удобства монтажа-демонтажа, долговечности и снижения осевых габаритов соединения, на

торце фиксируемой детали со стороны размещения шайб выполнена кольцевая выемка, стопорная шайба выполнена со шлицевым посадочным отверстием, а элемент соединения шайб выполнен в виде

разрезного пружинного кольца, на образующей каждой шайбы выполнены радиальные равномерно расположенные по окружности пазы, расположенные между пазами радиальные выступы выполнены с

наклонными у основания и прямолинейными на конце участками, при этом радиальные выступы одной шайбы расположены в противолежащем пазу другой шайбы, причем наклонные участки двух соседних радиальных выступов шайб встречно направлены и образуют канал, в котором установлено указанное пружинное кольцо, а прямолинейные участки радиальных выступов стопорной шайбы размещены в торцовой

кольцевой выемке фиксируемой детали.

Риг.2

Похожие патенты SU1732047A1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫКОПКИ ЛАКРИЧНОГО КОРНЯ 1998
  • Салдаев А.М.
  • Колганов А.В.
  • Бородычев В.В.
RU2129356C1
Узел ступенчатой коробки передач с жестко связанными одно с другим блокирующим кольцом синхронизатора и зубчатым кольцом и способ его сборки 1984
  • Зеленов Валериан Васильевич
  • Иванин Владимир Яковлевич
  • Индейкин Борис Федорович
SU1157288A1
Опора вала ротора компрессора низкого давления турбореактивного двигателя (варианты), цилиндрическая составляющая вала ротора, внешний стяжной элемент вала ротора 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Кулагин Владимир Николаевич
  • Сахибгареев Альфред Галеевич
  • Тарвердян Феликс Леникович
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2614018C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСЕВОЙ ФИКСАЦИИ 1991
  • Леменков В.Я.
RU2021549C1
СКВАЖИННЫЙ ПРИБОР ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 2007
  • Галкин Николай Николаевич
  • Сафонов Дмитрий Игоревич
  • Варламов Сергей Евгеньевич
RU2347903C2
ДИСК ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ВАЛА РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) 2015
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Любопытова Наталья Ивановна
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Узбеков Андрей Валерьевич
  • Скарякина Регина Юрьевна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2603217C1
Устройство фиксации от относительных осевых перемещений 1983
  • Ганцевич Арон Самуилович
  • Сегальчик Соломон Генрихович
SU1161729A1
ДИСК ВТОРОЙ СТУПЕНИ ВАЛА РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) 2015
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Любопытова Наталья Ивановна
  • Узбеков Андрей Валерьевич
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
RU2603215C1
Упор шестерни стартера 1978
  • Щербаков Александр Григорьевич
  • Румянцев Геннадий Александрович
SU821729A1
Опора вала ротора компрессора низкого давления газотурбинного двигателя (варианты), корпус задней опоры вала ротора, элемент вала ротора, полифункциональный внешний стяжной элемент вала ротора, соединительный элемент вала ротора, корпус подшипника задней опоры вала ротора 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Кулагин Владимир Николаевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Сахибгареев Альфред Галеевич
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2614029C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 732 047 A1

Реферат патента 1992 года Узел осевой фиксации детали на шлицевом участке вала

Использование: в общем машиностроении, в частности для фиксации деталей на валу, в коробках передач транспортных средств с цепной передачей Осевая фиксация детали 4 на шлицевом участке вала 3 осуществляется двумя шайбами1 фиксирующей 6 и стопорной 7, выполненными со шли- цевыми посадочными отверстиями 10 8 Фиксирующая шайба 6 установлена в кольцевой канавке вала со смещением шлиц посадочного отверстия на половину шага шлиц вала. Обе шайбы размещены с одного торца детали 4 и связаны между собой разрезным пружинным кольцом 8. Для этого на образующей каждой шайбы выполнены радиальные равномерно размещенные по окружности пазы с образованием радиальных выступов 9 и 10. Радиальные выступы 9 и 1C шайб имеют наклонные у основания и прямолинейные на конце участки и расположены каждый в противолежащем пазу другой шайбы. При этом наклонные участки двух соседних выступов шайб встречно направлены и образуют канал под указанное пружинное кольцо. Прямолинейные участки выступов стопорной шайбы размещены в торцовой кольцевой выемке фиксируемой детали.4 ил. fe VI СО ND о fcb VI

Формула изобретения SU 1 732 047 A1

Риг.З

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1732047A1

Катодное реле 1921
  • Коваленков В.И.
SU250A1

SU 1 732 047 A1

Авторы

Канчук Александр Васильевич

Даты

1992-05-07Публикация

1989-11-10Подача