Бесшпоночное соединение Советский патент 1992 года по МПК F16D1/06 

Описание патента на изобретение SU1732050A1

С

Похожие патенты SU1732050A1

название год авторы номер документа
Бесшпоночное соединение 1990
  • Здоровенко Дмитрий Тимофеевич
SU1739110A1
Бесшпоночное соединение 1988
  • Здоровенко Дмитрий Тимофеевич
SU1612142A1
Бесшпоночное соединение 1990
  • Здоровенко Дмитрий Тимофеевич
SU1730486A1
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ПЕРВОЙ СТУПЕНИ РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) 2015
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Манапов Ирик Усманович
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Узбеков Андрей Валерьевич
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
RU2603382C1
Бесшпоночное соединение 1989
  • Николаев Юрий Николаевич
SU1751511A1
КРАН 1996
  • Мишунин Александр Петрович
  • Бухаров Петр Николаевич
RU2127390C1
Упругая муфта и способ ее сборки 1991
  • Здоровенко Дмитрий Тимофеевич
SU1796787A1
ПРЕВЕНТОР 1991
  • Пшеничный Павел Леонтьевич
RU2008434C1
ВЫСОКОГЕРМЕТИЧНОЕ РЕЗЬБОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ НЕФТЕПРОМЫСЛОВЫХ ТРУБ (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РЕЗЬБОВОГО СОЕДИНЕНИЯ ЭТИХ ТРУБ (ВАРИАНТЫ) 2004
  • Емельянов А.В.
  • Жаров В.Н.
  • Марченко Л.Г.
  • Поярков В.Г.
  • Пумпянский Д.А.
  • Семериков К.А.
  • Семин В.И.
  • Уразов Н.В.
  • Фартушный Н.И.
RU2256767C1
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА 2007
  • Салдаев Александр Макарович
RU2331803C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 732 050 A1

Реферат патента 1992 года Бесшпоночное соединение

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в других отраслях народного хозяйства для бесшпоночной передачи крутящего момента в соединениях вала с охватывающей деталью, для соединения тонкостенных деталей. Цель изобретения - упрощение конструкции, облегчение монтажа-демонтажа соединения, Охватывающая деталь и ступица выполнены как одно целое. На цилиндрическом участке меньшего диаметра выполнена кольцевая канавка, где размещен запорный элемент в виде упругого упорного кольца. Направление резьбы участка большего диаметра вала соответствует направлению вращения ведущей ступицы и обратно направлению вращения ведущего вала. Коническая и цилиндрическая поверхности отверстия ступицы сопряжены ступенчато. 2 з.п.ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения SU 1 732 050 A1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для бесшпоночной передачи крутящего момента в соединениях вала с охватывающей деталью, для соединения тонкостенных деталей.

Известно бесшпоночное соединение, содержащее ступенчатый вал круглого сечения с двумя резьбовыми участками, один из которых выполнен на цилиндрическом концевом участке вала меньшего диаметра, втулку, навинченную на этот участок, ступицу, охватывающую конический участок вала, расположенный между цилиндрическими участками вала большего и меньшего диаметра, причем втулка жестко соединена со ступицей от углового перемещения резьбовым элементом, ввинченным в резьбовое отверстие ступицы, а второй резьбовой участок выполнен на цилиндрическом участке вала большего диаметра и имеет направле- резьбы, противоположное первому

резьбовому участку, устройство снабжено дополнительной резьбовой втулкой, установленной на резьбовом цилиндрическом участке вала большего диаметра с конической фаской, а в ступице выполнена заход- ная фаска, ответная упомянутой конической фаске. Во втулках выполнены безрезьбовые сквозные отверстия, соосные отверстию в ступице, которые также выполнены сквозными, резьбовой элемент выполнен с дополнительным гладким хвостовиком меньшего диаметра, установленным в соос- ном отверстии одной из втулок.

Недостатком известного соединения является то, что при его применении в механизмах машин с односторонней передачей крутящего момента оно имеет сложную конструкцию, так как часть его элементов воспринимает на себя нагрузку при вращении вала в одну сторону, а часть элементов воспринимает нагрузку при его вращении в

И ю о ел о

противоположную сторону, Кроме того, сложно производить монтаж и демонтаж соединения.

Целью изобретения является упрощение конструкции при односторонней передаче момента и облегчение монтажа-демонтажа соединения,

Предлагаемое соединение позволяет упростить конструкцию ступицы и соединения в целом. Монолитная ступица работает лучше, чем в известном соединении. Уменьшается длина соединения, упрощается монтаж и демонтаж соединения.

Цель достигается тем, что ступица выполнена за одно целое с охватывающей деталью, направление резьбы участка большего диаметра вала соответствует направлению вращения ведущей ступицы и обратно направлению вращения ведущего вала, цилиндрический участок меньшего диаметра выполнен с кольцевой канавкой, в которой размещен запорный элемент, выполненный в виде упругого упорного кольца. Последнее установлено с зазором относительно торца ступицы, а коническая фаска ступицы образована кольцевой канавкой, выполненной на сопряжении поверхностей ее отверстия. Кроме того, вал выполнен с дополнительным цилиндрическим участком между конической фаской и конической его поверхностью. Коническая и цилиндрическая поверхности отверстия ступицы сопряжены между собой ступенчато.

На фиг.1 изображено бесшпоночное соединение, продольный разрез; на фиг.2 - вид А на фиг.1: на фиг.З и 4 - бесшпоночное соединение, варианты исполнения.

Бесшпоночное соединение содержит ступенчатый вал 1 круглого сечения с резьбовым участком 2, выполненным на цилиндрическом участке 3 большего диаметра. Ступица 4 охватывает конический участок 5 вала 1, расположенный между его цилиндрическим участком 3 большего диаметра и цилиндрическим участком 6 меньшего диаметра, В зоне перехода от конического участка 5 к цилиндрическому участку 3 вал 1 снабжен конической фаской 7. а ступица 4 выполнена с фаской 8, ответной конической фаске 7 вала 1. Резьбовой участок 2 вала 1 выполнен с правой резьбой 9 в соединении, в котором ведущий вал 1 вращается против часовой стрелки (левостороннее вращение) или в соединении, где ведущая ступица 4 вращается по часовой стрелке (правостороннее вращениеХ на фиг.2 показано сплошными стрелками). Резьбовой участок 2 вала 1 выполнен с левой резьбой 10 (фиг.З) в соединении, в котором ведущий вал 1 вращается по часовой стрелке или в соединении, где ведущая ступица 4 вращается против часовой стрелки (на фиг.2 показано пунктирными стрелками). Цилиндрический участок 6 меньшего

диаметра вала 1 снабжен канавкой 11, в которой установлено упорное кольцо 12. Кольцо 12 установлено с гарантированным зазором 13 относительно торца ступицы 4,

0 которая плотно установлена на валу, т.е. без зазора между коническим участком 5 вала 1 и коническим участком 14 ступицы 4. Ступица 4 снабжена дополнительным цилиндрическим резьбовым участком 15, охваты5 вающим резьбовой участок 2 вала 1, причем ответная фаска 8 ступицы 4 является конструктивным элементом канавки 16, изготовленной на переходе от цилиндрического резьбового участка 15 втулки к ее кониче0 скому участку 14.

На фиг.З изображено соединение, в котором вал 1 снабжен дополнительным цилиндрическим участком 17, расположенным между его коническим участком 5 и кониче5 ской фаской 7, а конический 14 и цилиндрический резьбовой 15 участки ступицы 4 непосредственно сопряжены между собой по линии 18.

В соединении, изображенным на фиг.4,

0 конический участок 14 и цилиндрический резьбовой участок 15 сопряжены между собой ступенчато при помощи кольцевой поверхности 19, которая изготовлена перпендикулярно к цилиндрической резьбовой по5 верхности 15. Кроме того, на торце конического участка 5 вала 1 установлена упорная шайба 20 с гарантированным зазором 21 относительно торца ступицы 4, беззазорно установленной на коническом участке 5 вала 1.

0 Соединение работает следующим образом,

При вращении ведущего вала 1 против часовой стрелки или при вращении ведущей ступицы по часовой стрелке (по стрелке А на

5 фиг,1) правая резьба 9 вала 1 взаимодействует с ответной резьбой резьбового участка 15 ступицы, в результате чего ступица 4 перемещается в осевом направлении от торца вала 1 и напрессовывается своим кониче0 ским участком 14 на конический участок 5 вала 1, Чем больше передаваемый момент, тем плотнее напрессовывается втулка на конический участок вала 1. При вращении ведущего вала 1 по часовой стрелке или при

5 вращении ведущей ступицы против часовой стрелки (по стрелке А на фиг.1) левая резьба 10 вала 1 взаимодействует с ответной резьбой резьбового участка 15 ступицы 4, в результате чего ступица 4 перемещается в осевом направлении от торца вала 1 и напрессовывается своим коническим участком 14 на конический участок 5 вала 1. Таким образом, данное соединение способно передавать односторонний крутящий момент в одном из выбранных направлений при ведущем вале или ведущей ступице, что требуется во множестве машин и механизмов.

От самопроизвольного сворачивания ступицы с вала предохраняет упорное коль- цо 12 (фиг.1 и 3) или упорная шайба 20 (фиг.1). Гарантированный зазор между упорным кольцом и упорной шайбой позволяет ступице 4 свободно совершать в допустимых пределах проворот относительно вала 1 при изменении величины крутящего момента и остановках, что позволяет уменьшить динамические нагрузки на соединение.

Формула изобретения

1. Бесшпоночное соединение, содержащее вал с двумя цилиндрическими участками большего резьбового и меньшего диаметров, сопряженных между собой участком с конической поверхностью, охваты- вающую деталь со ступицей, имеющей ступенчатое отверстие, соответствующее участкам вала большего резьбового диаметра и коническую, установленную на коническом участке вала с натягом, и запорный

элемент, причем конический участок вала сопряжен с участком большего диаметра конической фаской, а отверстие ступицы имеет ответную коническую фаску, отличающееся тем, что с целью упрощения конструкции при односторонней передаче момента и облегчения монтажа-демонтажа соединения, ступица выполнена за одно целое с охватывающей деталью, направление резьбы участка большего диаметра вала соответствует направлению вращения ведущей ступицы и обратно направлению вращения ведущего вала, цилиндрический участок меньшего диаметра выполнен с кольцевой канавкой, в которой размещен запорный элемент, выполненный в виде упругого упорного кольца, при этом последнее установлено с зазором относительно торца ступицы, а коническая фаска ступицы образована кольцевой канавкой, выполненной на сопряжении поверхностей ее отверстия.

2.Соединение по п.1, от л и ч а ю ще е- с я тем, что вал выполнен с дополнительным цилиндрическим участком между конической фаской и конической его поверхностью.3.Соединение по п.1, от л и ч а ю щ е е- с я тем, что коническая и цилиндрическая поверхности отверстия ступицы сопряжены между собой ступенчато,

13

8

16 Риг. 1

ю

Фиг.З

(риг. 2

21

23

Риг.Ц

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1732050A1

Бесшпоночное соединение 1988
  • Здоровенко Дмитрий Тимофеевич
SU1612142A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1
Механическая топочная решетка с наклонными частью подвижными, частью неподвижными колосниковыми элементами 1917
  • Р.К. Каблиц
SU1988A1

SU 1 732 050 A1

Авторы

Здоровенко Дмитрий Тимофеевич

Даты

1992-05-07Публикация

1990-04-17Подача