Изобретение относится к машиностроению и приборостроению и может быть использовано для преобразования угловых скоростей и крутящих моментов в станкостроении, автомобильной промышленности, сельскохозяйственном машиностроении, нефтехимической промышленности, радиотехнике, вычислительной технике и т.д.
Известна зубчатая ременная передача с торцовыми буртами, консольно расположенными относительно шкивов.
Недостатками данной передачи являются ненадежность, сложность конструкции ремня и его повышенный вес, так как его ширина больше ширины шкивов. При работе передачи в местах изгиба торцовых буртов по причине повышенной изгибной жесткости имеют место внутреннее трение материала, его нагревание и потеря энергии, снижающая КПД передачи.
Известна зубчатая ременная передача с круговыми зубьями на ремне. Недостаток указанной передачи заключается в том, что при реверсивной работе ее нагрузка при вращении в противоположные стороны неодинакова. Если нагрузка на зубья ремня направлена со стороны выпуклости зубьев, то они подвержены напряжениям среза и сжатия, направленным вдоль зубьев. Если же нагрузка на зубья ремня приложена со стороны вогнутости их, то они подвержены напряжениям среза и растяжения. В первом случае допустимая нагрузка на зубья больше, чем во втором.
Известна также зубчатая ременная передача с центрирующими индивидуальными буртиками прямоугольного профиля на торцах зубьев.
Однако при непараллельности геометрических осей шкивов и при крутильных колебаниях веток ремня в такой передаче возможно набегание внутренней стороны центрирующего буртика на кромку шкива.
Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности является зубчатая ременная передача с клиновыми буртиками между зубьями ремня. Так как при работе отсутствует упругое скольжение этих буртиков, они не передают крутящего момента и выполняют одну функцию - центрирование ремня. Центрирующие буртики повышают изгибную жесткость ремня, снижая КПД передачи. Тяговое усилие передается одним кордовым канатиком, встроенным в ремень посередине. Отсутствие кордовых канатиков по всей ширине ремня способствует его короблению и появлению крутильных колебаний веток ремня.
Целью изобретения является повышение КПД передачи за счет уменьшения изгибной жесткости ремня и крутильных колебаний его веток.
Поставленная цель достигается тем, что
между зубьями ремня содержатся полусферические выступы, центрирующие ремень. Чтобы центрирующие элементы не воспринимали тяговое усилие, приложенное к ре0 мню, диаметр соответствующих сферических лунок на шкивах выполняется несколько большим, чем диаметр выпуклых элементов. Центры сферических лунок смещаются к торцам шкива таким образом, что
5 лунки взаимодействуют с выпуклыми элементами боковыми сторонами. Отсутствие буртиков между зубьями ремня снижает его изгибную жесткость и повышает КПД передачи.
0 На фиг. 1 изображена ременная зубчатая передача, общий вид; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 и 5 - варианты схем взаимодействия центрирующих элементов с впадинами
5 шкива.
Передача содержит ведущий 1 и ведомый 2 шкивы, бесконечный ремень 3 с прямыми зубьями 4, взаимодействующими с цилиндрическими впадинами 5 на шкивах,
0 центрирующие полусферические элементы 6, взаимодействующие со сферическими впадинами 7 на шкивах. Для обеспечения постоянства шага зубьев ремня он по всей ширине армируется высокопрочными сталь5 ными канатиками. Ремень с одним рядом центрирующих элементов предназначен для крупногабаритных передач большой мощности с большим межцентровым расстоянием и горизонтальным расположени0 ем плоскости вращения шкивов.
Передача работает следующим образом,
При вращении ведомого и ведущего шкивов цилиндрические зубья 4 заходят в зацепление с впадинами 5 на шкивах и ре5 мень передает крутящий момент от ведущего шкива к ведомому, Центрирующие элементы 6 предотвращают сползание ремня со шкивов.
Предлагаемая зубчатая ременная пере0 дача характеризуется высокой надежностью за счет самоцентрирования ремня. Формула изобретения 1. Ременная зубчатая передача для преобразования угловых скоростей и крутящих
5 моментов, содержащая ведущий и ведомый шкивы, охватывающий их бесконечный зубчатый ремень, на внутренней поверхности которого между соседними зубьями расположены центрирующие элементы, а на наружной поверхности шкивов выполнены углубления для размещения центрирующих элементов, отличающаяся тем, что, с целью повышения КПД за счет уменьшения изгибной жесткости ремня и крутильных колебаний, каждый центрирующий элемент выполнен в виде по крайней мере одного выступа, имеющего наружную сферическую поверхность, углубления выполнены сферической формы, радиус сферы которых выбран больше радиуса сферы выстыпа для взаимодействия с последними одной боковой стороной в плоскости, перпендикулярной плоскости симметрии передачи.
2. Передача по п. 1,отличающаяся тем, что выступы расположены на ремне в плоскости симметрии передачи, а углубления смещены относительно нее в противоположные стороны с чередованием.
3. Передача по п. 1,отличающаяся
тем, что каждый центрирующий элемент выполнен в виде двух выступов, расположенных по обе стороны от плоскости симметрии передачи на одном расстоянии и взаимодействующих с углублениями боковыми сторонами, направленными друг к другу.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Ременная зубчатая передача | 1990 |
|
SU1762053A1 |
ЗУБЧАТОРЕМЕННАЯ ПЕРЕДАЧА | 1991 |
|
RU2051301C1 |
Ременная зубчатая передача | 1990 |
|
SU1803646A1 |
Зубчатая ременная передача | 1987 |
|
SU1551902A1 |
Ременная зубчатая передача | 1990 |
|
SU1778398A1 |
Вариатор для трансмиссии легкого или сверхлегкого летательного аппарата вертолетного типа (варианты) | 2023 |
|
RU2819953C1 |
Трансмиссия легкого или сверхлегкого летательного аппарата вертолетного типа (варианты) | 2023 |
|
RU2819224C1 |
ЗУБЧАТОРЕМЕННАЯ ПЕРЕДАЧА | 1991 |
|
RU2025619C1 |
Упругопредохранительная муфта | 1991 |
|
SU1795183A1 |
ТЯГОВЫЙ ПРИВОД ЛОКОМОТИВА С ЗУБЧАТЫМ РЕМНЕМ | 2012 |
|
RU2507096C1 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к передачам с гибкой связью, и может найти применение в приводах различных устройств и механизмов. 6А Цель изобретения - повышение КПД за счет уменьшения изгибной жесткости ремня и крутильных колебаний. Ременная зубчатая передача содержит ведущий 1 и ведомый 2 шкивы и охватывающий их бесконечный ремень 3 с прямыми зубьями 4. На внутренней поверхности ремня 3 между соседними зубьями расположены центрирующие элементы в виде выступов 6 со сферической поверхностью, а на наружной поверхности шкивов выполнены углубления 7 сферической формы, радиус сферы которых больше радиуса сферы выступа 6. При вращении ведомого шкива 2 зубья 4 заходят в зацепление с впадинами 5 на шкивах и ремень 3 передает крутящий момент от ведомого шкива к ведущему. Выступы 6 предотвращают сползание ремня. 2 з.п ф-лы, 5 ил. Ё |СО |CJ 4i lO ю
вид А (ловернуто)
(риг. 2
6-В
У///////////,
(риг.З
(риг Л
фиг 5
Патент США № 3878734, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Заявка ФРГ №3140157, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Зубчатая ременная передача | 1987 |
|
SU1551901A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Патент США №4026162, кл | |||
Приспособление в центрифугах для регулирования количества жидкости или газа, оставляемых в обрабатываемом в формах материале, в особенности при пробеливании рафинада | 0 |
|
SU74A1 |
Авторы
Даты
1992-05-15—Публикация
1989-07-11—Подача