Способ направленного бурения скважин шарнирной компоновкой и устройство для его осуществления Советский патент 1992 года по МПК E21B7/08 

Описание патента на изобретение SU1735563A1

vj Ы СЛ

сл сь со

ствола скважины путем изменения геометрических параметров компоновки. Управление осуществляют путем изменения в скважине наружного диаметра упругого опорно-центрирующего элемента или путем изменения положения верхней части направляющей штанги за счет ее центрирования или смещения относительно оси скважины в направлении, противоположном заданному на- правлению бурения, под действием нормальной составляющей силы тяжести компоновки и сил трения ее о стенки скважины при вращении корпуса забойного двигателя влево его реактивным моментом или вправо - ротором буровой установки. Устройство для осуществления способа содержит направляющую штангу 1 (НШ) с долотом 2 и опорно-центрирующим элементом 3, забойный двигатель 4 (Д) и шарнирную муфту 5 соединяющую НШ 1 с валом Д 4. Центратор 8, установлен на корпусе забойного Д 4 с возможностью ограниченного перемещения

по нему и закрепления на нижней части Д 4. Элемент 3 выполнен с приспособлением для изменения его диаметра. На нижней части корпуса забойного Д 4 могут быть выполнены выступы 10 для взаимодействия со стенками скважины и резьба для закрепления центратора 8. Направление витков резьбы противоположно направлению вращения вала забойного Д 4. У нижнего торца центратора 8 выполнена ответная резьба. Диаметр компоновки по выступам 10 превышает диаметр НШ 1, но меньше наружного диаметра центратора 8. Приспособление для изменения диаметра элемента 3 может быть выполнено в виде забойного механизма подачи долота, включенного в состав НШ 1, Элемент 3 выполнен в виде упругого каркаса из продольных дугообразных планок и соединяющих их концы двух колец. Одно из колец связано с корпусом, а другое - со штоком забойного механизма подачи доло- та. 2 с. и 2 з. п. ф-лы, 3 ил.

Похожие патенты SU1735563A1

название год авторы номер документа
Шарнирная компоновка для бурения наклонно-направленных скважин 1987
  • Поташников Владимир Данилович
SU1735566A1
Шарнирная компоновка для турбинного бурения наклонно-направленных скважин 1987
  • Поташников Владимир Данилович
  • Фрыз Иван Михайлович
  • Иванив Мирон Иванович
  • Дейнека Иван Васильевич
  • Гайовый Мирослав Степанович
  • Лищук Василий Юрьевич
  • Старков Алексей Анатольевич
SU1735565A1
Шарнирная компоновка для направленного бурения пологих скважин 1987
  • Поташников Владимир Данилович
  • Лисов Сергей Иванович
SU1735564A1
Забойная компоновка для бурения наклонно-направленных скважин 1987
  • Поташников Владимир Данилович
  • Кульчицкий Валерий Владимирович
  • Недовесов Николай Викторович
  • Родак Евгений Васильевич
SU1599514A1
УПРАВЛЯЕМЫЙ ОТКЛОНИТЕЛЬ ДЛЯ НАПРАВЛЕННОГО БУРЕНИЯ СКВАЖИН 1990
  • Поташников В.Д.
  • Лисов С.И.
  • Шенгур Н.В.
  • Силкин П.В.
RU2017924C1
Управляемый отклонитель 1989
  • Васильев Юрий Сергеевич
  • Глебов Вячеслав Александрович
  • Поташников Владимир Данилович
  • Скобло Валерий Залманович
SU1745853A1
СПОСОБ ИСКРИВЛЕНИЯ СТВОЛА СКВАЖИНЫ ШАРНИРНЫМ ОТКЛОНИТЕЛЕМ 1997
  • Поташников В.Д.
  • Шенгур Н.В.
RU2133323C1
ВИНТОВОЙ ЗАБОЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ НАКЛОННО-НАПРАВЛЕННОГО И ГОРИЗОНТАЛЬНОГО БУРЕНИЯ 2007
  • Голдобин Владимир Борисович
  • Трапезников Сергей Германович
RU2324803C1
Забойная компоновка для бурения скважин 1989
  • Поташников Владимир Данилович
  • Шенгур Николай Владимирович
SU1799980A1
Способ искривления скважины шарнирным отклонителем 1984
  • Поташников Владимир Данилович
  • Васильев Юрий Сергеевич
SU1590536A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 735 563 A1

Реферат патента 1992 года Способ направленного бурения скважин шарнирной компоновкой и устройство для его осуществления

Изобретение относится к буровой технике и может быть использовано, в частности, для направленного бурения скважин забойными двигателями. Цель изобретения - расширение технологических возможностей по управлению искривлением скважин без подъема компоновки на поверхность. Способ направленного бурения скважин шарнирной компоновкой, включающей направляющую штангу, долото и упругий опорно-центрирующий элемент, шарнирную муфту и забойный двигатель, предусматривает управление искривлением сл С

Формула изобретения SU 1 735 563 A1

Изобретение относится к буровой технике и может быть использовано, в частности, для направленного бурения скважин забойными двигателями.

Известен способ направленного бурения скважин, заключающийся в том, что производят определенную ориентацию накладок на шпиндельной секции турбобура. Устройство для осуществления этого способа содержит шарнирный узел и турбобур с различными по высоте накладками, установленными на его шпиндельной секции.

Недостатком этого технического решения является отсутствие возможности управления интенсивностью азимутального искривления скважин.

Известен также способ направленного бурения скважин шарнирной компоновкой, заключающийся в управлении искривлением ствола скважины путем изменения геометрических параметров компоновки. Устройство для осуществления известного способа содержит направляющую штангу с долотом и опорно-центрирующим элементом, забойный двигатель и шарнирную муфту, соединяющую направляющую штангу с валом забойного двигателя.

Недостатком известного решения является невозможность осуществления управления искривлением скважины без подъема компоновки на поверхность.

Целью изобретения является расширение технологических возможностей по управлению искривлением скважин без подъема компоновки на поверхность.

Это достигается тем, что, согласно способу, управление осуществляют путем изменения в скважине наружного диаметра опорно-центрирующего элемента или изменения положения верхней части направляющей штанги за счет ее центрирования или смещения относительно оси скважины в направлении, противоположном заданному направлению бурения, под действием нор- | а/;ьной составляющей силы тяжести компоновки и сил трения ее о стенки скважины при вращении корпуса забойного двигателя

влево его реактивным моментом или вправо - ротором буровой установки.

Устройство для осуществления способа снабжено центратором, установленным на корпусе забойного двигателя с возможностью ограниченного перемещения по нему и закрепления на нижней части упомянутого двигателя, а опорно-центрирующий элемент выполнен с приспособлением для изменения его диаметра. На нижней части

корпуса забойного двигателя выполнены выступы для взаимодействия со стенками скважены и резьба для закрепления передвижного центратора с направлением витков, обратным направлению вращения вала

забойного двигателя, а у нижнего торца цен- трагора выполнена ответная резьба, при этом диаметр компоновки по выступам превышает диаметр направляющей штанги, но

меньше наружного диаметра центратора.

Приспособление для изменения диаметра спорно-центрирующего элемента выполнено в виде забойного механизма подачи долота, включенного в состав направляющей штанги, а опорно-центрирующий элемент выполнен в виде упругого каркаса из продольных дугообразных планок и соединяющих их концы двух колец, одно из которых связано с корпусом, а другое - со штоком забойного механизма подачи долота.

На фиг. 1 изображено устройство для осуществления способа (шарнирная компоновка), общий вид; на фиг. 2 - узел крепления центратора на нижней части корпуса забойного двигателя; на фиг. 3 - узел крепления упругого каркаса опорно-центрирую- щего элемента с забойным механизмом подачи долота.

Устройство для осуществления предлагаемого способа содержит направляющую штангу 1 с долотом 2 и опорно-центрирую- щим элементом 3, забойный двигатель 4 и шарнирную муфту 5, соединяющую направляющую штангу 1 с валом 6 забойного двигателя 4. В состав направляющей штанги включен забойный механизм 7 подачи долота (приспособление для изменения диаметра опорно-центрирующего элемента), на корпусе забойного двигателя 4 установлен с возможностью ограниченного перемещения центратор 8, а у верхнего конца забойного двигателя 4 закреплен ограничитель 9 перемещения центратора 8. На нижней части забойного двигателя 4 выполнены выступы 10 и нарезана левая резьба 11.

В случае применения обычного забойного двигателя с правосторонним вращением вала с помощью левой резьбы на нижней части корпуса забойного двигателя 4 закрепляется центратор 8.

Опорно-центрирующий элемент 3 выполнен в виде каркаса с упругими дугообразными опорными планками 12, концы которых связаны с помощью колец 13 и 14, одно из которых закреплено на корпусе забойного механизма 7 подачи, а другое - на штоке 15 этого механизма. В свободном состоянии диаметр опорно-центрирующего элемента 3 больше диаметра долота 2.

Диаметр компоновки по выступам 10 превышает диаметр направляющей штанги 1, но меньше наружного диаметра центратора 8.

Способ осуществляют следующим образом.

Для стабилизации направления бурения центратор 8 закрепляют на нижней части забойного двигателя 4 с помощью левой резьбы и бурение ведут при давлении промывочной жидкости и осевой нагрузке, исключающих возможность выдвижения штока 15 забойного механизма 7 подачи, периодически проворачивая инструмент ротором буровой установки вправо.

Для уменьшения зенитного угла скважины увеличивают давление промывочной жидкости и, при необходимости, дополнительно уменьшают величину осевой нагрузки до значений, обеспечивающих выдвижение штока 15 забойного механизма 7 подачи, что приводит к

0 уменьшению диаметра опорно-центрирующего элемента 3 до вел/чины, меньшей диаметра центратора 8, удерживающегося на нижнем конце корпуса забойного двигателя 4.

Для увеличения зенитного угла скважины и обеспечения возможности управления

5 азимутом забойный механизм 7 подачи переводят в исходное положение путем уменьшения давления промывочной жидкости и увеличения осевой нагрузки, а центратор 8 переводят в верхнее положение. Перевод

0 центратора 8 осуществляют раскреплением колонны бурильныхтруб с ротором, что приводит к ее вращению влево от реактивного момента забойного двигателя 4, вследствие чего центратор 8 отвинчивается и раскреп5 ляется. Затем бурильную колонну приподнимают над забоем на высоту, не меньшую длины забойного двигателя 4, и снова опускают на забой. Центратор 8 при этом перемещается вверх по корпусу забойного

0 двигателя 4 до упора в ограничитель 9. Придерживая компоновку в этом состоянии, и при закрепленном столе ротора буровой установки осуществляют бурение и набор зенитного угла.

5 Для искривления скважины вправо компоновку с находящимся у ограничителя 9 центратором 8 вращают влево с помощью реактивного момента, создаваемого забойным двигателем 4, что обеспечивается при

0 раскреплении стола ротора буровой установки. Благодаря наличию выступов 10 нижняя часть забойного двигателя 4 накатывается на левую стенку скважины, смещая тем самым центр шарнира влево, а долото 2 - вправо от

5 оси скважины.

Для искривления скважины влево центр шарнира смещают вправо, что достигается путем вращения бурильной колонны ротором буровой установки вправо. В таком поло0 жении удерживают компоновку и производят бурение.

Необходимую величину изменения геометрических параметров компоновки определяют по известным математическим зависимостям,

5 выведенным для шарнирных компоновок, Формула изобретения 1. Способ направленного бурения скважин шарнирной компоновкой, включающей

направляющую штангу с долотом и упругим опорно-центрирующим элементом, шарнирную муфту и забойный двигатель, заключающийся в управлении искривлением ствола скважины путем изменения геометри- ческих параметров компоновки, отличающийся тем, что, с целью расширения технологических возможностей по управлению искривлением скважин без подъема компоновки на поверхность, управление осуществляют пу- тем изменения в скважине наружного диаметра упругого опорно-центрирующего элемента или изменения положения верхней части направляющей штанги за счет ее центрирования или смещения относительно оси скважины в направлении, противоположном заданному направлению бурения, под действием нормальной составляющей силы тяжести компоновки и сил трения ее со стенками скважины при вращении корпуса забойного двигателя влево его реактивным моментом или вправо ротором буровой установки.

2. Устройство для направленного бурения скважин шарнирной компоновкой, содержащее направляющую штангу с долотом и опорно-центрирующим элементом, забойный двигатель и шарнирную муфту, соединяющую направляющую штангу с валом забойного двигателя, отличающееся тем, что, с целью расширения технологиче- ских возможностей по управлению искривлением скважин без подъема компоновки

на поверхность, оно снабжено центратором, установленным на корпусе забойного двигателя с возможностью ограниченного перемещения по нему и закрепления на нижней части упомянутого двигателя, а опорно-центрирующий элемент выполнен с приспособлением для изменения его диаметра.

3.Устройство по п. 2, о т л и ч а ю щ е е- с я тем, что на нижней части корпуса забойного двигателя выполнены выступы для взаимодействия со стенками скважины и резьба для закрепления центратора с направлением витков, обратным направлению вращения вала забойного двигателя, а у нижнего торца центратора выполнена ответная резьба, при этом диаметр компоновки по выступам превышает диаметр направляющей штанги, но меньше наружного диаметра центратора.4.Устройство по пп. 2 и 3, о т л и ч а ю- щ е е с я тем, что приспособление для изменения диаметра опорно-центрирующего элемента выполнено в виде забойного механизма подачи долота, включенного в состав направляющей штанги, а опорно-центрирующий элемент выполнен в виде упругого каркаса из продольных дугообразных планок и соединяющих их концы двух колец, одно из которых связано с корпусом, а другое - со штоком забойного механизма подачи долота.

7J

#

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1735563A1

Устройство для наклонно-направленного бурения скважин 1976
  • Сушон Леонид Яковлевич
  • Кауфман Леонид Яковлевич
SU613073A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1
Поташников В
Д.,Васильев Ю
С
Искривление скважин с заданной интенсивностью
Труды ВНИИБТ, вып
Устройство для охлаждения водою паров жидкостей, кипящих выше воды, в применении к разделению смесей жидкостей при перегонке с дефлегматором 1915
  • Круповес М.О.
SU59A1
Транспортер для перевозки товарных вагонов по трамвайным путям 1919
  • Калашников Н.А.
SU102A1

SU 1 735 563 A1

Авторы

Поташников Владимир Данилович

Даты

1992-05-23Публикация

1987-12-11Подача