Наглядное учебное пособие по географии Я.П.Шебалина Советский патент 1992 года по МПК G09B25/06 

Описание патента на изобретение SU1735895A1

Изобретение относится к физике, а именно к средствам обучения: к моделям и макетам, не отнесенным к группе научных, медицинских и математических моделей, к географическим моделям для топографии, например, к рельефной модели местности, может быть изготовлено на предприятиях, производящих оборудование для учебных заведений - общеобразовательных школ и др., и может применяться на уроках гео- гоасЬии. географических факультативах, занятиях по обучению вычерчивания горизонталей.

Известно наглядное учебное пособие по географии, включающее основание, стержень, перпендикулярный основанию, набор плоскостей-горизонталей, отверстие для стержня, выполненное в плоскостях-горизонталях.

Недостаток известного пособия - возможность установки на одной оси горизонтальных плоскостей в произвольной ориентации, что снижает наглядность пособия, т.е. не дает достаточных удобств.

Известно наглядное учебное пособие по географии, включающее два стержня, перпендикулярных основанию и закрепленных на нем, набор плоскостей-горизонталей, отверстия для стержней, выполненные в плоскостях-горизонталях. В качестве стержней использованы гвозди, выступающие из вершины собранной горки.

Недостатком известного пособия является возможность пораниться об острия гвоздей - т.е. неудобство в эксплуатации.

Известно наглядное учебное пособие по географии (стеклянная горка Ф.Угарова), включающее набор не менее пяти плоскостей-горизонталей, выполненных из прозрачного материала с контуром соответствующего сечения рельефа, фиксированного относительно сторон плоскостей-горизонталей.

Недостатком известного пособия является его хрупкость и возможность пораниться осколками стекла, т.е. неудобства в эксплуатации.

Известно наглядное учебное пособие по географии, включающее основание, насл

С

vi

GJ СЛ 00 О СЛ

бор плоскостей-горизонталей с отверстиями, перпендикулярные основанию стержня для установки на них плоскостей - горизонталей и съемную крышку, выполненную из прозрачного материала. На крышке выполнена топографическая карта, а на задней стенке - профиль собранной горки.

Недостатком известного пособия является неудобство в эксплуатации, обусловленное сложностью конструкции.

Цель изобретения -увеличение удобства в эксплуатации.

Эта цель достигается тем, что в наглядном учебном пособии по географии, включающем основание, набор плоскостей-горизонталей с отверстиями, перпендикулярные основанию стержни для установки на них плоскостей - горизонталей и съемную крышку, выполненную из прозрачного материала, дополнительно выполнено следующее: крышка выполнена в виде коробки, не менее чем на двух открытых концах стенок образованы внутренние углубления, а на основании - ответные выступы, причем глубина углублений превышает толщину основания, но меньше высоты плоскости-горизонтали, а стержни закреплены внутри крышки, при этом их длина не превышает высоту крышки, а основание выполнено с отверстиями для стержней.

На фиг,1 показано наглядное учебное пособие по географии Я.П.Шебалина в собранном для транспортировки и хранения виде, общий вид; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.З - наглядное учебное пособие по географии, вид спереди; на фиг.4 - наглядное учебное пособие, подготовленное к демонстрации; крышка перевернута; основание перевернуто и поставлено сверху крышки; плоскости-горизонтали расположены снаружи пособия, вид спереди; на фиг.5 - вид Б на фиг.4; на фиг.6 - разрез В-В на фиг.5 (на основание наложена самая нижняя плоскость-горизонталь); на фиг.7 - то же, на основание положена самая верхняя плоскость-горизонталь; на фиг.З - рельефная карта, нарисованная учеником.

Наглядное учебное пособие по географии Я.П.Шебалина (фиг.1) включает основание 1, набор 2 (обведен пунктиром на фиг.2) плоскостей-горизонталей 3-7 с отверстиями 8, перпендикулярные основанию 1 стержни 9 для установки на них плоскостей-горизонталей 3-7 и съемную крышку 10, выполненную из прозрачного материала.

Крышка 10 выполнена в виде коробки со стенками 11-14, причем на открытых концах стенок (не менее чем на двух) образованы внутренние углубления 15, а на основании 1

-ответные выступы 16, причем глубина углублений 15 (расстояние между точками 17 и 18) превышает толщину основания 1 (расстояние между точками 19 и 20), но меньше

высоты плоскости с горизонтали (расстояние, например, между точками 21 и 22), а стержни 9 закреплены внутри крышки 10, при этом их длина (расстояние между точками 23 и 24) не превышает высоты крышки

0 (расстояние между точками 25 и 26), а основание 1 выполнено с отверстиями 27 для стержней 9.

Наглядное учебное пособие по географии (фиг.1) включает основание 1, два стер5 жня 9, перпендикулярные основанию, отверстия 27 в основании 1 для стержней 9, съемную крышку 10, в которую входят левая 11, передняя 12, правая 13 и задняя 14 боковые стенки. Значения внешних габарит0 ных размеров крышки 10 больше значений габаритных размеров основания 1.

Наглядное учебное пособие по географии (фиг.2) включает основание 1, два стержня 9, перпендикулярные основанию 1,

5 набор 2 (обведен пунктиром) плоскостей-горизонталей 3-7. Набор условно составлен из пяти плоскостей-горизонталей: 3 - самой низкой, установленной на основании 1, 4-6

-промежуточных, 7 - самой высокой, в каж- 0 дои из которых выполнены отверстия 8 для

стержней 9 (позициями условно обозначены отверстия только в пластине-горизонтали 7), поверхность 23 для рельефной карты (обведено пунктиром) расположена на внутрен5 ней поверхности 25 основания 1, пособие включает также съемную крышку 10 (показаны ее новая стенка 11, задняя стенка 14 и правая стенка 13), выполненную из прозрачного материала, например оргстекла. Осно0 вание 1 содержит отверстия 27 для стержней 9, Крышка 10 включает внутренние углубления 15 на открытых концах стенок 11 и 13. Основание 1 имеет ответные выступы 11, выполненные на стенах основа5 ния 1, причем эти ступенчатые элементы 15-16 могут быть выполнены не менее чем на двух противоположных сторонах 11 и 13 крышки 10 и основания 1, При этом величина глубины углублений (расстояние между

0 точками 17 и 18 условно показано с одной стороны основания) превышает величину толщины основания (расстояние между точками 19 и 20), но меньше величины высоты плоскости-горизонтали (они все одинаковы

5 по высоте) (расстояния между точками 21 и 22). Приспособление также включает закрепление (обведено пунктиром) стержней 9 (условно показано закрепление только одного стержня), причем значение длины стержней (величина расстояния между точками

23 и 24) не превышает значения высоты боковых стенок крышки (величины расстояния между точками 25 и 26), при этом набор 2 плоскостей-горизонталей размещен внутри крышки 10, надетой на основание 1.

На основание 1 надета прозрачная съемная крышка 10, через переднюю стенку 12 которой виден набор 2 плоскостей-горизонталей (обведен пунктиром), нанизанных на стержни 9 и установленных в основании 1 перпендикулярно ему (фиг.З).

Из наглядного учебного пособия по географии вынут набор 2 плоскостей-горизонталей (обведен пунктиром), отдельные плоскости-горизонтали показаны условно приспособленными к боковой стенке 13 крышки 10, последняя перевернута вверх ногами, основание 1 перевернуто и вставлено в крышку (фиг.4). Одновременное переворачивание крышки 10 с вставленным основанием 1 не дает требуемого результата - основание 1 должно быть перевернуто дополнительно.

Через левую сторону 11 крышки 10 виден стержень 9 (другой стержень скрыт за ним). Основание 1 вставлено в крышку 10. Набор плоскостей-горизонталей позади крышки 10 условно не показан (фиг.5).

Перевернутое основание 1, установленное в крышке 10, позволяет стержням 9, пропущенным через отверстия 27 в основания 1, выступать над внутренней поверхностью 24. На выступающие части стержней 9 наколот лист 26 бумаги, на котором учащийся рисует на рельефной карте контур горизонтали, и надета одна плоскость-горизонталь, например самая нижняя горизонталь 3, причем выступающие части стержней 9 входят в отверстия 8 плоскости- горизонтали 3 (фиг.6).

На лист 26 бумаги наложена самая верхняя плоскость-горизонталь 7, обведя контур которой учащийся получит контур другой горизонтали (фиг.7).

На листе 26 бумаги изображена руками учащегося контурная карта, в частности горизонтали, соответствующие самой низкой 3 и самой высокой 7 пластине-горизонтали (фиг.8).

Наглядным учебным пособием пользуются следующим образом.

Сначала показывают учащимся макет рельефа, заключенный в прозрачную крышку 10 и рассеченный горизонталями. Затем снимают крышку 10 и ссыпают с основания 1 набор 2 пластин-горизонталей. Ставят перевернутую крышку 10 на стол, устанавливают на крышке 10 перевернутое основание

1 так, чтобы пропущенные через отверстия 27 концы стержней 9 выступали над внутренней поверхностью основания, не выступая за габарит высоты крышки 10.

На выступы стержней 9 накалывают чистый лист 26 бумаги, соответствующий размерам поверхности. На выступы стержней 9 накладывают отверстиями 8 плоскость-горизонталь - сначала самую низкую 3, затем промежуточные 4-6 и, наконец, самую верхнюю 7. Каждую плоскость-горизонталь обводят карандашом. В итоге на листе 26 бумаги получается рельефная карта, нарисованная рукой учащегося. После этого пособие собирается, и учащийся может

сопоставить рельефную карту с макетом рельефа, видимого через прозрачные стенки крышки. Крышка 10 может быть выполнена непрозрачной.

Формула изобретения

Наглядное учебное пособие по географии, включающее основание, набор плоскостей-горизонталей с отверстиями, перпендикулярные основанию стержни для

установки на них плоскостей-горизонталей, и съемную крышку, выполненную из прозрачного материала, отличающееся тем, что, с целью повышения удобства и безопасности в эксплуатации, крышка выполнена в виде коробки, не менее чем на двух открытых концах ее стенок образованы внутренние углубления, а на основании - ответные выступы, причем величина углублений превышает толщину основания, но

меньше высоты плоскости-горизонтали, стержни закреплены внутри крышки и имеют длину не больше высоты крышки, при этом основание выполнено с отверстиями для стержней.

r н

И,

Ш хда

Nl/K ч уКл i

No

Q

4JX К / |J

k ч. Г - L /I N4I

ГЧ

i

:

j со en со to

СП

Фиг.З

Похожие патенты SU1735895A1

название год авторы номер документа
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ГЕОГРАФИИ Я.П.ШЕБАЛИНА 1991
  • Шебалин Ярослав Петрович
RU2017229C1
НАГЛЯДНОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ГЕОГРАФИИ Я.П.ШЕБАЛИНА 1991
  • Шебалин Ярослав Петрович
RU2012067C1
УЧЕБНОЕ НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ ПО ГЕОГРАФИИ И АСТРОНОМИИ ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ ПРИЛИВОВ И ОТЛИВОВ 1992
  • Шебалин Ярослав Петрович
RU2047221C1
Учебное пособие по географии для изучения пассатов Я.П.Шебалина 1991
  • Шебалин Ярослав Петрович
SU1803930A1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ СОПОСТАВЛЕНИЮ КАРТЫ С МЕСТНОСТЬЮ И УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1994
  • Сергеев Валерий Викторович
RU2097837C1
Учебное пособие Я.П.Шебалина по географии для изучения пассатов 1991
  • Шебалин Ярослав Петрович
SU1818632A1
Учебное пособие по географии 1981
  • Бериашвили Мирон Дмитриевич
  • Бериашвили Леван Миронович
SU1043727A1
Учебное пособие для демонстрирования горизонтальной проекции участка местности и перспективного его изображения 1924
  • Святский Е.Н.
SU6701A1
УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ ВОЛНОВОЙ ОПТИКИ 2002
  • Поваляев О.А.
  • Хоменко С.В.
  • Сергеев С.К.
RU2226005C1
УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКТ ПО ОПТИЧЕСКИМ И КВАНТОВЫМ ЯВЛЕНИЯМ 2013
  • Поваляев Олег Александрович
  • Цуцких Альберт Юрьевич
RU2507592C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 735 895 A1

Реферат патента 1992 года Наглядное учебное пособие по географии Я.П.Шебалина

Использование: рельефные модели местности. Сущность изобретения: пособие имеет основание и набор плоскостей-горизонталей с отверстиями. Съемная крышка выполнена из прозрачного материала в виде коробки. Внутри крышки закреплены стержни для установки на них плоскостей- горизонталей. Не менее чем на двух открытых концах стенок крышки выполнены углубления, а на основании - ответные выступы. Глубина углублений превышает толщину основания, но меньше высоты плоскости-горизонтали. 8 ил.

Формула изобретения SU 1 735 895 A1

ю

Б

В

В Фие.5

Фиг.Ь

8

9

ж

/

Ґ

IT

ni /V7 x

22

K

I

ж

Ю

X/

7/

г5

7

B-B

1 .4. .

оиг 7

7

Фаг 8

3

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1735895A1

Еремин Г.Г
Универсальная топографическая горка
- География в школе, 1978, № 1,с.55 и 56.

SU 1 735 895 A1

Авторы

Шебалин Ярослав Петрович

Даты

1992-05-23Публикация

1990-09-14Подача