Подшипниковый узел Советский патент 1992 года по МПК F16C33/66 

Описание патента на изобретение SU1739107A1

Узел относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использован в качестве опор быстровращающихся валов.

Цель изобретения - повышение срока службы.

На фиг.1 дана конструктивная схема подшипникового узла; на фиг.2,3,4 - сечения А-А, Б-Б, В-В на фиг.1; на фиг.5, 6 - виды Г, Д на фиг.1; на фиг.7 - конструктивная схема подшипникового узла с торцовым расположением форсунки.

Подшипниковый узел содержит корпус 1, цапфу вала 2 и смонтированный невращающимся кольцом 3 в корпусе 1, а вращающимся кольцом 4 на цапфе вала 2 подшипник качения, а также по меньшей мере одну размещенную в корпусе 1 форсунку 5 для подачи смазки. Подшипниковый узел снабжен расположенным на цапфе вала 2 со стороны одного из торцов подшипника распределителем смазки в виде двух последовательно размещенных на валу 2 дисков б, 7, жестко соединенных по наружному и внутреннему диаметрам посредством распорных шайб 8, 9 с образованием между дисками 6, 7 коллектора с прорезями 10 для смазки. В диске 7 со стороны подшипника выполнены по меньшей мере три концентричных ряда равномерно расположенных по окружности отверстий 11, 12, 13, оси которых расположены в тангенциальных плоскостях под углом к торцовой поверхности диска 7, при этом оси периферийного и внутреннего рядов отверстий 11, 13 размещены на одном и том же радиусе, наклонены в направлении тел 14 качения на желоба колец 3, 4. оси среднего ряда отверстий 12, расположенных на этом же радиусе, - в направлении вращения сепаратора 15. Диаметры окружностей распо- ложения центров отверстий 11, 13 периферийного и внутреннего рядов соответственно равны полусумме диаметров сопрягаемых цилиндрических поверхностей наружного 3 или внутреннего 4 кольца и сепаратора 15.

Форсунка 5 расположена со стороны торца распределителя смазки на окружности с диаметром, равным расстоянию между центрами диаметрально расположенных тел 14 качения, а каналы для ввода смазки в коллектор выполнены в диске 6 со стороны форсунки 5 в виде тангенциальных прорезей 16с продольными осями, совпадающими с окружностью расположения форсунки 5.

В первом случае форсунка 5 расположена со стороны наружного диаметра распределителя смазки в зоне его коллектора, а

каналы для ввода смазки в коллектор выполнены в наружной распорной шайбе 8 в виде радиально направленных и равномерно расположенных на окружности тангенциальных прорезей 10, плоскость центров которых совпадает с осью форсунки 5.

Подшипниковый узел работает следующим образом.

При вращении вала 2 через форсунку 5

подают под давлением Р масло, которое через прорези 10 попадает в полость между дисками 6, 7. Затем масло под давлением через отверстия 11, 13 поступает в зазор между кольцами 3, 4 и сепаратором 15, осуществляя смазку зоны качения между желобами колец 3,4 и телами 14 качения. Отверстия 11, 13 выполняют функции форсунок, исключающих ударное давление на сепаратор 15. Одновременно поворот осей

отверстий 11, 13 в направлении накатывания тел 14 качения исключает гидродинамический удар, возникающий при обычной поперечной подаче масла. Отверстия 12 выполняют функции привода сепаратора 15,

уменьшая давление тел 14 качения на перемычки между гнездами сепаратора.

Подшипниковый узел позволяет использовать большое количество форсунок, что дает возможность получить более равномерное распределение масла в зоне качения, повышая срок службы механизмов с подшипниковыми узлами.

Формула изобретения

1. Подшипниковый узел, содержащий корпус, цапфу вала и смонтированный невращающимся кольцом в корпусе, а вращающимся на цапфе вала подшипник качения, а также по меньшей мере одну размещенную в корпусе форсунку для подачи смазки, отличающийся тем, что, с целью повышения срока службы, он снабжен расположенным на цапфе вала со стороны одного из торцов подшипника

распределителем смазки в виде двух последовательно размещенных на валу дисков, жестко соединенных по наружному и внутреннему диаметрам посредством распорных шайб с образованием между дисками

коллектора для смазки, в диске со стороны подшипника выполнены по меньшей мере три концентричных ряда равномерно расположенных по окружности отверстий, оси которых расположены в тангенциальных

плоскостях под углом к торцовой поверхности диска, при этом оси периферийного и внутреннего рядов отверстий, размещенных на одном и том же радиусе, наклонены в направлении накатывания тел качения на желоба колец, оси среднего ряда отверстий,

расположенных на этом же радиусе,-в направлении вращения сепаратора, диаметры окружностей расположения центров отверстий периферийного и внутреннего рядов соответственно равны полусумме диаметров сопрягаемых цилиндрических поверхностей наружного или внутреннего колец и сепаратора.

2. Узел по п. 1,отличающийся тем, что форсунка расположена со стороны торца распределителя смазки на окружности с диаметром, равным расстоянию между центрами диаметрально расположенных тел качения, а каналы для ввода смазки в

0

5

коллектор выполнены в диске со стороны форсунки в виде тангенциальных прорезей с продольными осями, совпадающими с окружностью расположения форсунки.

3. Узел по п.1, отл и ч а ю щи и с я тем, что форсунка расположена со стороны наружного диаметра распределителя смазки в зоне его коллектора, а каналы для ввода смазки в коллектор выполнены в наружной распорной шайбе в виде радиально направленных и равномерно расположенных на окружности тангенциальных прорезей, плоскость центров которых совпадает с осью форсунки.

Похожие патенты SU1739107A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОДАЧИ МАСЛА В МЕЖРОТОРНЫЙ ПОДШИПНИК ОПОРЫ РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2015
  • Назаренко Юрий Борисович
  • Никитин Александр Сергеевич
  • Добриневский Анатолий Антонович
  • Шмунк Андрей Александрович
RU2613964C1
МЕЖВАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ 2004
  • Косинов Г.М.
  • Петров Н.И.
RU2261378C1
ПОЛУОСЕВАЯ ПОВОРОТНАЯ ТРАНСМИССИЯ 1992
  • Чикин Герман Алексеевич
RU2037435C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗКИ И ОХЛАЖДЕНИЯ ПОДШИПНИКА ОПОРЫ РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1983
  • Ефименко А.В.
  • Колотиленко М.Г.
RU1106206C
УЗЕЛ ОПОРЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2005
  • Имаев Тахир Фатехович
  • Родин Евгений Валерьевич
RU2293193C1
ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА СМАЗКИ ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛОВ ВАЛКОВЫХ ОПОР ПРОКАТНОЙ КЛЕТИ МАСЛЯНОВОЗДУШНОЙ ПЛЕНКОЙ И СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СМАЗКИ 2002
  • Юрченко Николай Алексеевич
RU2290562C2
Подшипниковый узел 1987
  • Гаврилюк Анатолий Митрофанович
  • Никитин Юрий Михайлович
  • Шоломко Николай Филиппович
  • Коросташевский Рафаил Владимирович
  • Михайлов Юрий Борисович
  • Огарков Александр Васильевич
SU1449726A1
ДИСКОВАЯ ШАРОШКА 2002
  • Элер Александер
  • Кунце Гюнтер
  • Шрадер Фолькмар
RU2239059C2
ОДНОПОТОЧНЫЙ ЧЕТЫРЕХСТУПЕНЧАТЫЙ ТУРБОМОЛЕКУЛЯРНЫЙ НАСОС 2014
  • Воронин Александр Геннадьевич
  • Сергеев Владимир Павлович
RU2560133C1
АКСИАЛЬНО-ПЛУНЖЕРНЫЙ НАСОС 2000
  • Дзарданов Ю.А.
  • Зазулов В.И.
  • Пресняков С.И.
RU2190125C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 739 107 A1

Реферат патента 1992 года Подшипниковый узел

Использование: преимущественно в качестве опор быстровращающихся валов. Сущность изобретения: подшипниковый узел состоит из корпуса 1, цапфы вала 2, подшипника качения и форсунки 5 для подачи смазки. Узел снабжен распределителем 1 5 б 8 смазки в виде двух дисков 6, 7, соединенных посредством распорных шайб 8, 9 с образованием коллектора. В диске 7 выполнены отверстия 11, 12, 13. В первом случае форсунка 5 расположена со стороны торца распределителя смазки. Каналы для ввода смазки в коллектор выполнены в диске 6 со стороны форсунки 5 в виде тангенциальных прорезей 10. Во втором случае форсунка 5 расположена со стороны наружного диаметра распределителя смазки. Каналы для ввода смазки в коллектор выполнены в шайбе 8 в виде тангенциальных прорезей. Подшипниковый узел позволяет использовать большое количество форсунок, что дает возможность получить более равномерное распределение масла в зоне качения. 1 з.п. ф-лы, 7 ил. 11W // сл 15 VJ со ю о Риг.1

Формула изобретения SU 1 739 107 A1

Фиг.2 Фиг.З риг.4

ВидД

13

Вид Г

РиЪ.5

Риг.6

Фиг. 7

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1739107A1

Авторское свидетельство СССР № 1431433, кл
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 739 107 A1

Авторы

Лукьянов Валентин Семенович

Баранов Павел Игоревич

Гликсон Игорь Леонидович

Даты

1992-06-07Публикация

1989-07-03Подача