Узел относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использован в качестве опор быстровращающихся валов.
Цель изобретения - повышение срока службы.
На фиг.1 дана конструктивная схема подшипникового узла; на фиг.2,3,4 - сечения А-А, Б-Б, В-В на фиг.1; на фиг.5, 6 - виды Г, Д на фиг.1; на фиг.7 - конструктивная схема подшипникового узла с торцовым расположением форсунки.
Подшипниковый узел содержит корпус 1, цапфу вала 2 и смонтированный невращающимся кольцом 3 в корпусе 1, а вращающимся кольцом 4 на цапфе вала 2 подшипник качения, а также по меньшей мере одну размещенную в корпусе 1 форсунку 5 для подачи смазки. Подшипниковый узел снабжен расположенным на цапфе вала 2 со стороны одного из торцов подшипника распределителем смазки в виде двух последовательно размещенных на валу 2 дисков б, 7, жестко соединенных по наружному и внутреннему диаметрам посредством распорных шайб 8, 9 с образованием между дисками 6, 7 коллектора с прорезями 10 для смазки. В диске 7 со стороны подшипника выполнены по меньшей мере три концентричных ряда равномерно расположенных по окружности отверстий 11, 12, 13, оси которых расположены в тангенциальных плоскостях под углом к торцовой поверхности диска 7, при этом оси периферийного и внутреннего рядов отверстий 11, 13 размещены на одном и том же радиусе, наклонены в направлении тел 14 качения на желоба колец 3, 4. оси среднего ряда отверстий 12, расположенных на этом же радиусе, - в направлении вращения сепаратора 15. Диаметры окружностей распо- ложения центров отверстий 11, 13 периферийного и внутреннего рядов соответственно равны полусумме диаметров сопрягаемых цилиндрических поверхностей наружного 3 или внутреннего 4 кольца и сепаратора 15.
Форсунка 5 расположена со стороны торца распределителя смазки на окружности с диаметром, равным расстоянию между центрами диаметрально расположенных тел 14 качения, а каналы для ввода смазки в коллектор выполнены в диске 6 со стороны форсунки 5 в виде тангенциальных прорезей 16с продольными осями, совпадающими с окружностью расположения форсунки 5.
В первом случае форсунка 5 расположена со стороны наружного диаметра распределителя смазки в зоне его коллектора, а
каналы для ввода смазки в коллектор выполнены в наружной распорной шайбе 8 в виде радиально направленных и равномерно расположенных на окружности тангенциальных прорезей 10, плоскость центров которых совпадает с осью форсунки 5.
Подшипниковый узел работает следующим образом.
При вращении вала 2 через форсунку 5
подают под давлением Р масло, которое через прорези 10 попадает в полость между дисками 6, 7. Затем масло под давлением через отверстия 11, 13 поступает в зазор между кольцами 3, 4 и сепаратором 15, осуществляя смазку зоны качения между желобами колец 3,4 и телами 14 качения. Отверстия 11, 13 выполняют функции форсунок, исключающих ударное давление на сепаратор 15. Одновременно поворот осей
отверстий 11, 13 в направлении накатывания тел 14 качения исключает гидродинамический удар, возникающий при обычной поперечной подаче масла. Отверстия 12 выполняют функции привода сепаратора 15,
уменьшая давление тел 14 качения на перемычки между гнездами сепаратора.
Подшипниковый узел позволяет использовать большое количество форсунок, что дает возможность получить более равномерное распределение масла в зоне качения, повышая срок службы механизмов с подшипниковыми узлами.
Формула изобретения
1. Подшипниковый узел, содержащий корпус, цапфу вала и смонтированный невращающимся кольцом в корпусе, а вращающимся на цапфе вала подшипник качения, а также по меньшей мере одну размещенную в корпусе форсунку для подачи смазки, отличающийся тем, что, с целью повышения срока службы, он снабжен расположенным на цапфе вала со стороны одного из торцов подшипника
распределителем смазки в виде двух последовательно размещенных на валу дисков, жестко соединенных по наружному и внутреннему диаметрам посредством распорных шайб с образованием между дисками
коллектора для смазки, в диске со стороны подшипника выполнены по меньшей мере три концентричных ряда равномерно расположенных по окружности отверстий, оси которых расположены в тангенциальных
плоскостях под углом к торцовой поверхности диска, при этом оси периферийного и внутреннего рядов отверстий, размещенных на одном и том же радиусе, наклонены в направлении накатывания тел качения на желоба колец, оси среднего ряда отверстий,
расположенных на этом же радиусе,-в направлении вращения сепаратора, диаметры окружностей расположения центров отверстий периферийного и внутреннего рядов соответственно равны полусумме диаметров сопрягаемых цилиндрических поверхностей наружного или внутреннего колец и сепаратора.
2. Узел по п. 1,отличающийся тем, что форсунка расположена со стороны торца распределителя смазки на окружности с диаметром, равным расстоянию между центрами диаметрально расположенных тел качения, а каналы для ввода смазки в
0
5
коллектор выполнены в диске со стороны форсунки в виде тангенциальных прорезей с продольными осями, совпадающими с окружностью расположения форсунки.
3. Узел по п.1, отл и ч а ю щи и с я тем, что форсунка расположена со стороны наружного диаметра распределителя смазки в зоне его коллектора, а каналы для ввода смазки в коллектор выполнены в наружной распорной шайбе в виде радиально направленных и равномерно расположенных на окружности тангенциальных прорезей, плоскость центров которых совпадает с осью форсунки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОДАЧИ МАСЛА В МЕЖРОТОРНЫЙ ПОДШИПНИК ОПОРЫ РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2015 |
|
RU2613964C1 |
МЕЖВАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ | 2004 |
|
RU2261378C1 |
ПОЛУОСЕВАЯ ПОВОРОТНАЯ ТРАНСМИССИЯ | 1992 |
|
RU2037435C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗКИ И ОХЛАЖДЕНИЯ ПОДШИПНИКА ОПОРЫ РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1983 |
|
RU1106206C |
УЗЕЛ ОПОРЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2005 |
|
RU2293193C1 |
ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА СМАЗКИ ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛОВ ВАЛКОВЫХ ОПОР ПРОКАТНОЙ КЛЕТИ МАСЛЯНОВОЗДУШНОЙ ПЛЕНКОЙ И СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СМАЗКИ | 2002 |
|
RU2290562C2 |
Подшипниковый узел | 1987 |
|
SU1449726A1 |
ДИСКОВАЯ ШАРОШКА | 2002 |
|
RU2239059C2 |
ОДНОПОТОЧНЫЙ ЧЕТЫРЕХСТУПЕНЧАТЫЙ ТУРБОМОЛЕКУЛЯРНЫЙ НАСОС | 2014 |
|
RU2560133C1 |
АКСИАЛЬНО-ПЛУНЖЕРНЫЙ НАСОС | 2000 |
|
RU2190125C2 |
Использование: преимущественно в качестве опор быстровращающихся валов. Сущность изобретения: подшипниковый узел состоит из корпуса 1, цапфы вала 2, подшипника качения и форсунки 5 для подачи смазки. Узел снабжен распределителем 1 5 б 8 смазки в виде двух дисков 6, 7, соединенных посредством распорных шайб 8, 9 с образованием коллектора. В диске 7 выполнены отверстия 11, 12, 13. В первом случае форсунка 5 расположена со стороны торца распределителя смазки. Каналы для ввода смазки в коллектор выполнены в диске 6 со стороны форсунки 5 в виде тангенциальных прорезей 10. Во втором случае форсунка 5 расположена со стороны наружного диаметра распределителя смазки. Каналы для ввода смазки в коллектор выполнены в шайбе 8 в виде тангенциальных прорезей. Подшипниковый узел позволяет использовать большое количество форсунок, что дает возможность получить более равномерное распределение масла в зоне качения. 1 з.п. ф-лы, 7 ил. 11W // сл 15 VJ со ю о Риг.1
Фиг.2 Фиг.З риг.4
ВидД
13
Вид Г
РиЪ.5
Риг.6
Фиг. 7
Авторское свидетельство СССР № 1431433, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-06-07—Публикация
1989-07-03—Подача