Изобретение относится к материаловедению, в частности к получению металлических сплавов на основе алюминия, и может быть использовано в различных областях машиностроения.
Известно применение алюминиевых сплавов для поршней двигателей внутреннего сгорания. В настоящее время из изготовление производят наряду с другими сплавами из сплава АК 4-1 (ГОСТ 21488-76).
Основными недостатками этого сплава в эксплуатации являются низкая износостойкость и прочность, что вызывает образование задиров из-за повышенной пластичности алюминия как основы сплава.
Поэтому задача состоит в необходимости получения материала с повышенной износостойкостью и прочностью наряду с минимальной массой.
Известно, что повышенной прочностью обладают композиционные материалы.
Известен способ получения композиционных материалов, включающий приготовление рабочей смеси, заполнение ею формы, причем укладку производят послойно с тканями, после чего наливают форму эпоксидными смолами при 120 - 160°С.
Однако данный способ не может быть использован для получения материала на основе силумина или другого алюминиевого сплава.
Наиболее близким к предлагаемому является способ, предусматривающий укладку в литейную форму предварительно обожженного волокнистого армирующего наполнителя в виде неорганического рыхлого волокна, заливку формы жидким легким сплавом, например алюминием, и пропитку под небольшим избыточным давлением и кристаллизацию.
(Л
С
N|
N -N
OJ
ел
Цель изобретения - упрощение способа получения композиционного материала при сохранении прочности и износостойкости.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу получения композицией- ного материала, включающему нагрев компонента, который является основой материала, смешивание его с наполнителем и выдержку при температуре нагрева, в качестве наполнителя используют предвари- тельно обезжиренную стальную или чугунную стружку, а в качестве основы - силумин и выдержку ведут в технологическом интервале температур 750 - 800°С.
Общими признаками предлагаемого способа получения композиционного материала и известного являются смешивание алюминия с наполнителем, заливка в форму и выдержка при повышенной температуре с последующим охлаждением.
Новым по сравнению с известным способом является то, что к наполнителю добавляют волокнистый наполнитель - стальную стружку, промытую в водном растворе тринатрийфосфата и соляной кисло- ты, стружку дробят, а нагрев силумина осуществляются до 750 - 800°С с выдержкой 15 - 20 мин.
Преимуществом предлагаемого способа перед известным является его упроще- ние и утилизация стружки (вместо специального изготовления волокнистого наполнителя) при сохранении высокого уровня механических свойств полученного материала. Существенными являются при- знаки, характеризующие наличие предварительной обработки наполнителя, перемешивание после введения стружки в матрицу, проведение выдержки в течение 15-20 мин.
Предлагаемый способ отличается от известного тем, что матричный сплав перед пропиткой нагревают до 750 - 800°С, пропитку осуществляют путем введения наполнителя в расплав при перемешивании с выдержкой 15-20 мин, при этом в качестве
матричного сплава используют силумин, а в качестве наполнителя - стальную стружку.
Предлагаемый способ осуществляют следующим образом.
Стальная стружка из стали Ст 3 дробится, обезжиривается химическим путем от следов СОЖ и коррозии в водном растворе тринатрийфосфата и соляной кислоты в соответствии с ГОСТ 9.047-75. Затем очищенную стружку просушивают при комнатной температуре, после чего укладывают в расплав силумина, перемешивают и выдерживают при 750 - 800°С в печи в течение 15 - 0 мин, после чего производят заливку формы и охлаждение на воздухе.
В результате получают композиционный сплав, отличающийся от базового объекта - силумина следующими свойствами (см. таблицу).
Таким образом, предлагаемым способом получения композиционного материала удалось получить новый по свойствам материал, износостойкость и прочность которого в 1,5 раза выше исходного материала. Это дает основание применять этот композиционный материал для изготовления поршней двигателей внутреннего сгорания.
Формула изобретения
Способ получения композиционного материала, содержащего матрицу из сплава на основе алюминия и металлический волокнистый наполнитель, включающий предварительную обработку наполнителя, нагрев матричного сплава выше температуры плавления, введение наполнителя в расплав и охлаждение, отличающийся тем, что, с целью упрощения способа за счет утилизации отходов при сохранении прочности и износостойкости материала, нагрев матрицы проводят до 750 - 800°С, введение наполнителя в расплав матрицы осуществляют при перемешивании с выдержкой в течение 15 - 20 мин, при этом в качестве сплава на основе алюминия используют силумин, а в качестве волокнистого наполнителя - стальную стружку.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОДИФИЦИРОВАННЫХ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ | 2014 |
|
RU2567779C1 |
Нейтронно-поглощающий алюмоматричный композитный материал, содержащий гадолиний, и способ его получения | 2017 |
|
RU2679020C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЛИТЕЙНОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ И ЕГО СПЛАВОВ | 2013 |
|
RU2538246C1 |
ЛИГАТУРА ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ ИЛИ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ И СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЛИГАТУРЫ (ВАРИАНТЫ) | 2019 |
|
RU2734316C1 |
СПОСОБ МОДИФИЦИРОВАНИЯ АЛЮМИНИЕВО-КРЕМНИЕВЫХ СПЛАВОВ | 2021 |
|
RU2757879C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 2007 |
|
RU2357835C1 |
ЛИТОЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЕВОГО СПЛАВА И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ | 2013 |
|
RU2547988C1 |
ЛИТЕЙНЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ И ЕГО СПЛАВОВ | 2013 |
|
RU2538247C1 |
Способ изготовления литьем под давлением композиционных отливок | 1989 |
|
SU1675041A1 |
Композиционный материал на основе алюминиевого сплава, армированный карбидом бора, и способ его получения | 2016 |
|
RU2639088C1 |
Использование: машиностроение, например для изготовления поршней двигателей внутреннего сгорания. Сущность изобретения: способ получения композиционного материала, содержащего в качестве металлической матрицы силумин, а в качестве волокнистого наполнителя - стальную стружку, включает нагрев матрицы до 750 - 800°С и введение наполнителя в расплав матрицы при перемешивании с последующей выдержкой 15-20 мин и последующим охлаждением. При этом перед введением наполнителя в расплав его подвергают предварительной обработке. Композиционный материал имеет следующие характеристики: предел прочности 475 МПа, момент трения 19 Дж/см2. 1 табл.
Патент ФРГ N° 3504118, кл | |||
Машина для добывания торфа и т.п. | 1922 |
|
SU22A1 |
Авторы
Даты
1992-06-30—Публикация
1989-08-16—Подача