Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в погружных маслозаполненных электродвигателях, предназначенных для привода центробежных, винтовых и других насосов для добычи жидкости из скважин, межпласто- вой закачки, а также в забойных двигателях для бурения скважин.
Известна конструкция узла токоввода погружного электродвигателя, включающего кабельную часть с запрессованными в ее эластичную колодку хилами кабеля и колодку из жесткого изоляционного материала,
установленную в отверстии корпуса электродвигателя,
Герметичность полости электродвигателя со стороны узла токоввода обеспечивается после соединения контактных элементов колодки и кабельной части при помощи кольцевого эластичного элемента, поджимаемого корпусом кабельной части узла.
Однако известные конструкции характеризуются недостаточной надежностью и нетехнологичностью. Это обусловлено использованием в кабельной части неразъемного уплотнения жил кабеля при их
V|
4Ь
i44 0
Ю
запрессовке в эластичную колодку кабельной части, например, в процессе вулканизации, а для герметизации узла токоввода в корпусе электродвигателя - кольцевых элементов. При эксплуатации электродвигате- ля кабельная часть и контактные элементы испытывают осевые и радиальные нагрузки, вызывающие деформации, разрушающие неразъемное соединение жил кабеля с эластичной колодкой и нарушающие гермети- зацию.
Известна конструкция узла токоввода погружного электродвигателя, в котором жилы кабеля заключены в составную эластичную изоляционную колодку конусной формы, где для них выполнены каналы. Колодка обжимается наружным металлическим кожухом, прикрепляемым к боковой стенке углубления в верхней части электродвигателя.
Герметичность полости электродвигателя со стороны узла токоввода обеспечивается путем уплотнения жил кабеля эластичной колодкой, а самого узла токоввода - с помощью колец, расположенных в отверстии корпуса электродвигателя в торце углубления. Соединение контактов жил кабеля с выводами обмотки производится в полости электродвигателя. Для изолирования оголенных проводников жил кабеля в месте их соединения с обмоткой используются трубки и изоляционные ленты.
Однако известная конструкция также характеризуется недостаточной надежностью и нетехнологичностью вследствие ис- пользования составной колодки и необходимости изолирования жил кабеля и мест их соединения с обмоткой специальными материалами вручную, а также необходимостью уплотнения всего узла относительно корпуса двигателя с помощью уплотнительных колец, расположенных на составной колодке.
Обязательное выполнение электрического контактного соединения жил кабеля и выводов обмотки до сборки узла токоввода также усложняет технологию сборки.
Наиболее близкой к предлагаемой является конструкция узла токоввода погружного электродвигателя, выполненная из кабельной части, в полом фланце которой размещается эластичная колодка, взаимодействующая с упорными шайбами, установленными со стороны внешнего и внутреннего торцов колодки. Эластичная колодка уплотняет жилы кабеля, которые пропущены через отверстия в ней и заканчиваются стержневыми контактными элементами. Выводы обмотки соединены с ответными в виде гильз контактными элементами, размещенными на концевом участке в колодке из жесткого изоляционного материала. Указанная колодка упирается в упор, образованный в отверстии корпуса электродвигателя. Участок соединения контактных элементов между собой герметизируется специальными средствами, включающими эластичный элемент, охватывающий каждый контактный элемент кабельной части и взаимодействующий с упорной шайбой, размещенной со стороны внешнего торца эластичной колодки кабельной части, а также кольцевой уплотнитель- ный элемент на полом корпусе.
Недостатками известной конструкции являются низкая надежность и сложность сборки. Это обусловлено тем, что средства герметизации участка соединения контактных элементов и колодка из жесткого изоляционного материала не обеспечивают герметизацию соединений контактных элементов со стороны полости электродвигателя. Кроме того, необходимость осевого крепления контактных элементов в виде гильз, выводов обмотки в колодке из изоляционного материала с определенной ориентацией относительно кабельной части требует предварительной сборки колодки, усложняет ее конструкцию и увеличивает ее габариты.
Необходимость обеспечения сжатия средств герметизации в кабельной части предопределяет увеличение длины изоляционной колодки и наличие кольцевых проточек на ее наружном торце.
Целью изобретения является повышение надежности при одновременном упрощении технологии сборки.
Поставленная цель достигается тем, что в узле токоввода погружного электродвигателя, содержащем кабельную часть, включающую полый корпус с фланцем, в котором размещена эластичная колодка, взаимодействующая с упорными шайбами, установленными со стороны внешнего и внутреннего торцов колодки, через отверстия которой пропущены жилы кабеля, соединенные с контактными элементами, взаимодействующими с ответными контактны viH элементами, соединенными с выводами обмотки и размещенными на концевом участке в колодке из жесткого изоляционного материала, установленной в отверстии корпуса электродвигателя, имеющем упор, средства герметизации участка соединения контактных элементов между собой, включающие эластичный элемент, охватывающий каждый контактный элемент кабельной части и взаимодействующий с упорной j-уайбой, размещенной со стороны внешнего торца эластичной колодки кабельной части, контактные элементы, соединенные с жилами кабеля, выполнены в виде разрезных гильз, контактные элементы, соединенные с выводами обмотки, - в виде стержней, установленных в колодке из жесткого изоляционного материала с выступанием за ее пределы, в зоне, примыкающей к указанной колодке, на каждом стержневом контакте закреплен кольцевой уплотнительный элемент, при этом эластичный элемент средств герметизации выполнен с возможностью охвата по длине гильзы и кольцевых уплот- нительных элементов.
Выполнение разрезных гильз в кабельной части внутри эластичного элемента средств герметизации позволяет образовать герметичную полость для каждой контактной пары в процессе сборки и получить гарантированное обжатие стержневого контакта.
Выполнение стержневых контактных элементов на выводах обмотки и наличие на них кольцевых уплотнительных элементов упрощает изоляционную колодку до вида упорной шайбы. Помимо герметизации контактных пар со стороны полости двигателя кольцевые уплотнительные элементы на стержневых контактах фиксируют их в осевом направлении. Отпадает необходимость предварительной сборки изоляционной колодки и средств герметизации в корпусе двигателя.
Предлагаемая конструкция сокращает глубину отверстия под узел токоввода в корпусе двигателя.
На фиг.1 представлен узел токоввода с разъемным уплотнением жил кабеля, продольный разрез; на фиг. 2 - то же, с неразъемным уплотнением жил кабеля; на фиг, 3 - сечение А-А на фиг. 1.
Узел токоввода для погружного электродвигателя содержит эластичную колодку 1 для уплотнения жил 2 кабеля 3, электрические контактные пары, образованные разрезными гильзами 4 и стержневыми контактами 5, соединенными соответственно с жилами 2 кабеля и выводами 6 обмотки электродвигателя, а также составную упорную колодку 7 из жесткого изоляционного материала. Стержни 5 установлены в упорной колодке 7 с выступами за ее пределы. Для герметизации участка соединения контактных элементов между собой используется эластичный элемент 9, охватывающий каждую гильзу 4 кабельной части узла токоввода.
Эластичный элемент 9 может быть выполнен как одно целое с эластичной колодкой 1. Эластичный элемент 9 помимо
упорной колодки 7 ограничен промежуточной шайбой 10, а по длине выполнен с возможностью одновременного охвата гильз 4 и кольцевых уплотнительных элементов 11,
закрепленных на каждом стержневом контакте.
Кольцевые уплотнительные элементы 11 могут быть выполнены прессованием или образованы элементами - жила и втулки,
0 которые устанавливаются в канавках на стержневых контактах (не показаны). В верхней части корпуса 12 погружного электродвигателя выполнено отверстие 13, в котором узел токоввода может дополни5 тельно уплотняться с помощью кольцевого уплотнительного элемента 14.
Кольцевой элемент 14 располагается в канавке, выполненной на фланце 15. Последний закрепляется на корпусе 12 по0 гружного электродвигателя с помощью болтов 16 Замкнутый объем, ограниченный в собранном узле токоввода шайбой 10 и колодкой 7, а также стенками отверстия 13, выбран меньшим чем объем эластичного
5 элемента 9 средств герметизации, ограниченный шайбой 10 и охватывающий по длине гильзы 4 на величину, определяющую усилие обжатия элементом 9 гильз 4, которые выбираются расчетным путем. Колодка
0 7 со стержневыми контактами 5 устанавливается в отверстии 13 до упора в корпус 12 электродвигателя.
Отверстие 13 может быть выполнено в
5 торце углубления 17 верхней части корпуса электродвигателя (фиг.1) или непосредственно на торце электродвигателя, например, при использовании в забойных электродвигателях (фиг.2). Уплотнение жил
0 2 кабеля 3 производится в кабельной части токоввода
Кабельная часть токоввода (фиг.1), в которой осуществляется разъемное уплотнение жил 2 кабеля 3, включает полый корпус
5 18, в котором располагается изоляционная эластичная колодка 1, выполненная в виде цилиндра и ограниченная упорной шайбой 19, контактирующей с упорным буртом 20 в отверстии корпуса 18, и армированная шай0 бой 10, упор 21 для которой образован в отверстии фланца 15 крепления. В эластичной колодке 1, выполненной совместно с элементом 9, имеются продольные ступенчатые отверстия по числу жил, в которые
5 устанавливаются жилы 2, скрепленные с гильзами 4. В отверстиях с большим диаметром располагаются жилы 2, а с меньшим диаметром - гильзы 4.
В продольных отверстиях шайбы 10, являющихся продолжением отверстий в эла
стичной колодке 1, образованы упоры 22 для изоляции жил кабеля.
Корпус 18 неподвижно соединен с фланцем 15. Место соединения корпуса 18 и фланца 15 уплотнено эластичным кольцом 23. Для дополнительного жесткого закрепления брони и жил кабеля 3 и исключения прямого контакта окружающей жидкости с колодкой 1 полость 24 корпуса 18 через специальное отверстие 25 заполнена гермети- ком, например специальными эпоксидными смолами.
На торце эластичного элемента 9 в продольных отверстиях под гильзы 4 выполнены расточки 26 под кольцевые уплотни- тельные 31е-12нть, 11 Элемент 9, охватывающий гильзы 4 и элементы 11, выступает по длине за фланец 15. Колодка 7, шайбы 10 и 19 могут быть выполнены прессованием из изоляционных пластмасс. В качестве материала колодки 1 и элемента 9 могут быть использованы диэлектрические эластичные материалы, например резины.
Сборку токоввода осуществляют следующим образом.
Производят разделку конца кабеля 3 и припаивают к проводникам жил 2 кабеля гильзы 4.
При сбоке кабельной части с разъемным уплотнением жил 2 кабеля (фиг.1) в отверстие корпуса 18 протаскивают жилы 2 кабеля с гильзами 4 и производят предварительную отгибку жил. Колодка 1 и элемент 9, армированные шайбой 10, в которой имеются продольные ступенчатые отверстия, изготовлены совместно заранее. В отверстие фланца 15 устанавливаются колодка 1 с элементом 9 до упора шайбы 10 в упор 21, при этом элемент 9 кабельной части выступает за торец фланца 15, и уплотнительное кольцо 23. Шайба 19 одевается на жилы 2 кабеля 3 с гильзами 4 и устанавливается в отверстие корпуса 18 до упора 20, Жилы 2 кабеля с гильзами 4 вводят в отверстия колодки 1 и подтягивают корпус 18 к фланцу 15 до соприкосновения изоляции жил 2 кабеля 3 с упором 22 в шайбе 10. Производят стягивание и закрепление корпуса 18 и фланца 15 до соприкосновения их опорных плоскостей, например, при помощи полых винтов (не показаны), в которых располагаются болты 16. При этом происходит сжатие части колодки 1 между шайбами 19 и 10, а также стенками отверстия фланца 15 и корпуса 18 и, как следствие, уплотнение жил 2 кабеля 3 и корпуса 18 кабельной части токоввода. Элемент 9, имеющий заданный объем, охватывает гильзы 4 и не сжат. На фланец 15 одевают уплотнительное кольцо 14, спрессовывают кабельную часть в сборе со стороны фланца 15, а затем производят пайку брони кабеля 3 к корпусу 18 и заполнение полостей 24 герметиком.
При расположении узла токоввода в отверстии 13 на торце электродвигателя (фиг,2) возможно выполнение неразъемного уплотнения жил кабеля в процессе прессования колодки 1 и элемента 9, армированных шайбой 10, совместно с жилами 2
0 кабеля 3, на которых закреплены гильзы 4. Колодка 1 и элемент 9 по наружному диаметру выполняются ступенчатыми, элемент 9 имеет больший диаметр чем колодка 1 для создания объема, обеспечивающего
5 при сжатии заданное усилие обжатия гильз 4,
В процессе сборки двигателя выводные концы 6 со стержневыми контактами 5 выводятся в отверстие 13, на них одевается
0 составная колодка 7, и контакты 5 в сборе с колодкой 7 устанавливаются в отверстие 13 до упора в корпус 12 электродвигателя.
При соединении кабельной части узла токоввода к двигателю она подается в осе5 вом направлении в отверстие 13, при этом стержневые контакты 5 входят в гильзы 4, а элементы 11 устанавливаются в расточках 26 продольных отверстий элемента 9 кабельной части. Фланец 15 кабельной части
0 скрепляется болтами 16 с корпусом 12 электродвигателя, происходит сжатие элемента 9 в замкнутом объеме, ограниченном колодкой 7, шайбой 10 и стенкой отверстия 13 и обжатие гильз 4 заданным усилием. В про5 цессе работы электродвигателя эластичная колодка 1 и элемент 9 воспринимают осевые и радиальные усилия, вызывающие деформации, и компенсируют их, создавая оптимальные условия для кольцевого
0 уплотнительного элемента 14. Одновременно элемент 9 кабельной части поддерживает заданное усилие обжатия гильзами 4 стержневых контактов 5 и герметизирует узел токоввода в отверстии 13 корпуса 12
5 электродвигателя.
Предлагаемая конструкция узла токоввода обеспечивает уплотнение жил кабеля и токоввода в отверстии корпуса электродвигателя на большой длине с помощью
0 сж1 .маемых колодки и эластичного элемента средств герметизации, при этом создаются дополнительно оптимальные условия работы кольцевого уплотнительного элемента во фланце крепления токоввода, который дуб5 лирует уплотнение эластичного элемента средств герметизации. Одновременно с этим, эластичный элемент средств герметизации, охватывая гильзы, обеспечивает заданное усилие обжатия стержней гильзами не только за счет конструктивного выполнения контактной пары, а и благодаря взаимосвязи гильзы с элементом узла токоввода, сжимаемым в заданном объеме, меньшем, чем объем указанного элемента. В то же время в процессе создания заданного объема для сжатия элемента, охватывающего гильзы, обеспечивается изолирование полостей узла токоввода, где установлены контактные пары, от полости электродвигателя. Все это повышает надежность и обеспечивает поддержание постоянства переходного сопротивления контактных пар.
Формула изобретения Узел токоввода погружного электродвигателя, содержащий кабельную часть, включающую полый корпус с фланцем, в котором размещена эластичная колодка, взаимодействующая с упорными шайбами, установленными со стороны внешнего и внутреннего торцов колодки, через отверстия которой пропущены жилы кабеля, соединенные с контактными элементами, взаимодействующими с ответными контактными элементами, соединенными с выводами обмотки и размещенными на
концевом участке в колодке из жесткого изоляционного материала,установленной в отверстии корпуса электродвигателя, имеющем упор, средства герметизации участка соединения контактных элементов между собой, включающие эластичный элемент, охватывающий каждый контактный элемент кабельной части и взаимодействующий с упорной шайбой, размещенной со
стороны внешнего торца эластичной колодки кабельной части, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности при одновременном упрощении технологии сборки, контактные элементы, соединенные
с жилами кабеля, выполнены в виде разрезных гильз, контактные элементы, соединенные с выводами обмотки, - в виде стержней, установленных в колодке из жесткого изоляционного материала с выступанием за ее
пределы, в зоне, примыкающей к указанной колодке, на каждом стержневом контакте закреплен кольцевой уплотнительный элемент, при этом эластичный элемент средств герметизации выполнен с возможностью
охвата по длине гильзы и кольцевых уплот- нительных элементов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Токоввод погружного электродвигателя | 1989 |
|
SU1777202A1 |
ГРУЗОНЕСУЩАЯ МУФТА ДЛЯ ПОГРУЖНОЙ УСТАНОВКИ | 2015 |
|
RU2610965C1 |
Способ подключения силового кабеля к погружному электродвигателю и устройство для его осуществления | 2018 |
|
RU2675589C1 |
ДВУСТВОЛЬНЫЙ ПАКЕР С ПРОХОДОМ КАБЕЛЯ | 2015 |
|
RU2592925C1 |
Герметичная грузонесущая муфта | 2023 |
|
RU2802734C1 |
Муфта кабельного ввода для подключения погружных электродвигателей | 2022 |
|
RU2790612C1 |
ПОГРУЖНОЙ МАСЛОЗАПОЛНЕННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 1999 |
|
RU2162272C1 |
МУФТА КАБЕЛЬНОГО УДЛИНИТЕЛЯ КАБЕЛЬНОЙ ЛИНИИ ПОГРУЖНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ | 2003 |
|
RU2264681C2 |
МУФТА КАБЕЛЬНОГО ВВОДА ДЛЯ УСТАНОВКИ ПОГРУЖНОГО ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА | 2001 |
|
RU2215351C2 |
Зондовая головка | 1986 |
|
SU1396112A1 |
Область использования: электромаши2 - - -- -v-te построение, подсоединение кабеля питания к погружному маслозаполненному электродвигателю для привода центробежных, винтовых и других насосов. Сущность изобретения: средства герметизации узла токо- ввода в отверстии корпуса электродв.игате- ля содержат эластичный элемент, охватывающий гильзы контактных пар в кабельной части, а также кольцевые уплотни- тельные элементы, закрепленные на стержневых контактах, упирающихся в шайбу, в упор установленную в отверстии корпуса электродвигателя. В процессе сборки эластичным элементом средств герметизации на большой длине уплотняется узел то- коввода в отверстии корпуса двигателя, совместно с кольцевыми элементами на стержневых контактах каждая контактная пара изолируется от окружающей среды и полости двигателя, усилие обжатия каждой контактной пары постоянно из-за замкнутости объема, ограничивающего эластичный элемент средств герметизации. 3 ил. f fe
П 25Ч 19 К 96
Ч г-ыЬд&аб&УХЯ /
А фиг,1
8
2
15 14 W /5 95 / / / / /
16
4 12 11 Фиг.1
А-А
Фив.З
6
1
Разъемное контактное соединение | 1972 |
|
SU472424A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Богданов А.А | |||
Погружные центробежные электронасосы для добычи нефти, М.: Недра, 1968, с | |||
Регулятор для ветряного двигателя в ветроэлектрических установках | 1921 |
|
SU136A1 |
Патент США №4128735, кл | |||
Способ прикрепления барашков к рогулькам мокрых ватеров | 1922 |
|
SU174A1 |
Разъемное контактное соединение для погружного маслозаполненного электродвигателя | 1988 |
|
SU1658251A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1992-06-30—Публикация
1989-08-09—Подача