Подшипниковый узел Советский патент 1992 года по МПК F16C33/66 

Описание патента на изобретение SU1749569A1

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в конструкциях подшипниковых узлов электрических машин, в которых применены подшипники качения с пластичной смазкой

Известен подшипниковый узел, содержащий размещенный в корпусе и на валу подшипник качения, клапан сброса смазки, имеющий закрепленный на валу диск, а также фланцевую крышку с кольцевым центрирующим выступом, направленным к валу и размещенным между торцами наружного кольца подшипника и с зазором относительно диска клапана, а также камеру приема отработавшей смазки Недостатком такого узла является то обстоятельство, что в процессе эксплуатации электрической машины возможны отказы подшипниковых узлов при касаниях вращающегося с валом диска о торцовую поверхность неподвижного кольцевого выступа фланцевой крышки изза небольших регламентированных нормами зазоров между ними

Цель изобретения - повышение надежности подшипниковых узлов электрической машины.

Это достигается тем, что и подшипниковом узле, содержащем размещенный в корпусе и на валу подшипник качения, клапан сброса смазки, имеющий закрепленный на валу диск, а также фланцевую крышку с кольцевым центрирующим выступом, направленным к валу и размещенным между торцами наружного кольца подшипника и с зазором относительно диска клапана, а также камеру приема смазки, кольцевой выступ выполнен в виде кольца, а крышка выполнена с цилиндрическим ступенчатым отверстием для размещения кольцевого выступа с возможностью ограниченного осевого перемещении, при этом кольцевой выступ выполнен из антифрикционного материала например латуни

2

Ч)

сл а о

На фиг 1 схематически изображен предлагаемый подшипниковый узел электрической машины с клапаном для сброса пластичной смазки, продольный разрез; на фиг. 2 - вариант выполнения подшипникового узла с двумя подшипниками качения.

Стрелками показано движение смазки в подшипниковых узлах.

Подшипниковый узел (см. фиг. 1) электрической машины состоит из вала 1, подшипника качения 2, рядом с внутренним кольцом 3 которого установлен диск 4, обхватываемый фланцевой крышкой 5 с кольцевым центрирующим выступом 6, направленным к валу 1 и размещенным между торцами наружного кольца 7 подшипника 2 и диска 4. В нижней части фланцевой крышки 5 выполнена камера 8 для приема избытка и отработавшей смазки. Кольцевой выступ б выполнен в виде кольца, а крышка 5 выполнена с цилиндрическим ступенчатым отверстием 9, в котором размещен с возможностью ограниченного осевого перемещения кольцевой выступ 10. Неподвижная 11 кольцевого центрирующего выступа 6 выполнена с упором в наружное кольцо 7 подшипника 2. Подшипниковый узел {см. фиг. 2} электрической машины может содержать два подшипника качения, один из которых несет радиальную нагрузку, а другой - осевую. В этом случае диск 4 клапана для сброса смазки устанавливается на валу 1 между внутренними обоймами 3 подшипника качения Камера 8 для приема избытка и отработавшей смазки выполняется общей для двух подшипников увеличенного объема. Преимущество такого расположения клапана заключается в том, что смазывание подшипников качения выполняется дискретно, а продукты износа каждого из подшипников не оказывают отрицательного воздействия на работоспособность друг друга.

Узел электрической машины работает следующим образом.

Заполнение подшипникового узла определенным количеством пластичной смазки производится с помощью прессмасленки и направляется в подшипник качения по каналам, выполненным во фланцевой крышке 5, подшипниковом щите, внутренней крышке и далее распределяется через зазоры между сепаратором, телами качения и кольцами подшипника 2. Вытесненная из подшипника качения пластичная смазка не

скапливается в свободном обьеме, образованном поверхностями кольцевого центрирующего выступа 6 и диска 4, а выбрасывается последним под действием центробежных сил через регламентированный нормами зазор в камеру 8 для приема смазки Возможность ограниченного перемещения кольцевого выступа 10 в осевом и тангенциальном направлениях позволяет значительно снизить износ торцовых поверхностей клапана за счет проскальзывания подвижной части кольцевого выступа относительно диска, стабилизации зазора между ними, а также за счет использования в паре трения материала, обладающего антифрикционными свойствами. Кроме того, ограниченное перемещение выступа 10 приводит к повышению эффективности работы клапана и повышению надежности работы подшипникового узла в процессе

эксплуатации. Выполнение крышки с цилиндрическим ступенчатым отверстием меньшего диаметра, чем диаметр наружного кольца подшипника упрощает монтаж и демонтаж подшипникового узла в процессе

производства и эксплуатации электрической машины.

Формула и з обретения

1.Подшипниковый узел, содержащий размещенный в корпусе и на валу подшипник

качения, клапан сброса смазки, имеющий закрепленный на валу диск, фланцевую крышку с кольцевым центрирующим выступом, направленным к валу и размещенным между

торцами наружного кольца подшипника и с зазором относительно диска клапана, а также камеру приема смазки, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, кольцевой выступ выполнен в виде кольца, а

крышка выполнена с цилиндрическим ступенчатым отверстием для размещения кольцевого выступа с возможностью ограниченного осевого перемещения.

2.Узел по п. 1, отличающийся тем, что кольцевой выступ выполнен из антифрикционного материала.

5

8

Похожие патенты SU1749569A1

название год авторы номер документа
Электрическая машина с горизонтальным валом 1981
  • Конохов Николай Николаевич
  • Збарский Леонид Александрович
  • Останькович Евгений Владимирович
  • Поршнев Юрий Васильевич
SU961051A1
УЗЕЛ ТОРЦЕВОГО УПЛОТНЕНИЯ ВЫХОДНОГО ВАЛА 2023
  • Михайлов Владимир Викторович
RU2810108C1
УЗЕЛ РАДИАЛЬНОГО РОЛИКОВОГО ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ 1991
  • Бородастов Н.И.
  • Кожевников В.И.
  • Бородастов Р.Н.
RU2011901C1
МАХОВИКОВОЕ УСТРОЙСТВО, В ЧАСТНОСТИ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ 1994
  • Райк Вольфганг
  • Йэкель Йоханн
RU2201541C2
КЛАПАН ОБРАТНЫЙ ОСЕСИММЕТРИЧНЫЙ С ВЕРХНИМ ФЛАНЦЕВЫМ РАЗЪЕМОМ 2012
  • Бокач Евгений Николаевич
RU2509245C2
Подшипниковый узел электрической машины 1990
  • Макагон Вячеслав Антонович
  • Гаргалык Дмитрий Пантелеевич
SU1733751A1
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА 2022
  • Безумов Андрей Арсентьевич
  • Репко Александр Валентинович
RU2822725C2
МАХОВИКОВОЕ УСТРОЙСТВО, В ЧАСТНОСТИ, ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ (ВАРИАНТЫ) 1994
  • Райк Вольфганг
  • Йэкель Йоханн
RU2241158C2
КЛАПАН ОБРАТНЫЙ ОСЕСИММЕТРИЧНЫЙ С ВЕРХНИМ РАЗЪЕМОМ 2011
  • Бокач Евгений Николаевич
RU2509246C2
Многофазный лопастной насос 2021
  • Ахияртдинов Эрик Минисалихович
RU2773263C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 749 569 A1

Реферат патента 1992 года Подшипниковый узел

Использование электромашиностроение. Сущность изобретения, подшипниковый узел содержит размещенный в корпусе и на валу подшипник качения, клапан сброса смазки, имеющий закрепленный на валу диск Фланцевая крышка выполнена с кольцевым центрирующим выступом, направленным к валу и размещенным между торцами наружного кольца подшипника и с зазором относительно диска. Кольцевой выступ выполнен в виде кольца, а крышка выполнена с цилиндрическим ступенчатым отверстием для размещения кольцевого выступа с возможностью ограниченного осевого перемещения. Кольцевой выступ может быть выполнен из антифрикционного материала 2 ил.

Формула изобретения SU 1 749 569 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1749569A1

Перель Л.Я Подшипники качения
Справочник
М., 1983, с
УСТРОЙСТВО ПАРОПЕРЕГРЕВАТЕЛЯ 1920
  • Коняев Г.Г.
SU295A1

SU 1 749 569 A1

Авторы

Макагон Вячеслав Антонович

Ясинский Иван Феликсович

Даты

1992-07-23Публикация

1990-04-23Подача