Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в конструкциях подшипниковых узлов электрических машин, в которых применены подшипники качения с пластичной смазкой
Известен подшипниковый узел, содержащий размещенный в корпусе и на валу подшипник качения, клапан сброса смазки, имеющий закрепленный на валу диск, а также фланцевую крышку с кольцевым центрирующим выступом, направленным к валу и размещенным между торцами наружного кольца подшипника и с зазором относительно диска клапана, а также камеру приема отработавшей смазки Недостатком такого узла является то обстоятельство, что в процессе эксплуатации электрической машины возможны отказы подшипниковых узлов при касаниях вращающегося с валом диска о торцовую поверхность неподвижного кольцевого выступа фланцевой крышки изза небольших регламентированных нормами зазоров между ними
Цель изобретения - повышение надежности подшипниковых узлов электрической машины.
Это достигается тем, что и подшипниковом узле, содержащем размещенный в корпусе и на валу подшипник качения, клапан сброса смазки, имеющий закрепленный на валу диск, а также фланцевую крышку с кольцевым центрирующим выступом, направленным к валу и размещенным между торцами наружного кольца подшипника и с зазором относительно диска клапана, а также камеру приема смазки, кольцевой выступ выполнен в виде кольца, а крышка выполнена с цилиндрическим ступенчатым отверстием для размещения кольцевого выступа с возможностью ограниченного осевого перемещении, при этом кольцевой выступ выполнен из антифрикционного материала например латуни
2
Ч)
сл а о
На фиг 1 схематически изображен предлагаемый подшипниковый узел электрической машины с клапаном для сброса пластичной смазки, продольный разрез; на фиг. 2 - вариант выполнения подшипникового узла с двумя подшипниками качения.
Стрелками показано движение смазки в подшипниковых узлах.
Подшипниковый узел (см. фиг. 1) электрической машины состоит из вала 1, подшипника качения 2, рядом с внутренним кольцом 3 которого установлен диск 4, обхватываемый фланцевой крышкой 5 с кольцевым центрирующим выступом 6, направленным к валу 1 и размещенным между торцами наружного кольца 7 подшипника 2 и диска 4. В нижней части фланцевой крышки 5 выполнена камера 8 для приема избытка и отработавшей смазки. Кольцевой выступ б выполнен в виде кольца, а крышка 5 выполнена с цилиндрическим ступенчатым отверстием 9, в котором размещен с возможностью ограниченного осевого перемещения кольцевой выступ 10. Неподвижная 11 кольцевого центрирующего выступа 6 выполнена с упором в наружное кольцо 7 подшипника 2. Подшипниковый узел {см. фиг. 2} электрической машины может содержать два подшипника качения, один из которых несет радиальную нагрузку, а другой - осевую. В этом случае диск 4 клапана для сброса смазки устанавливается на валу 1 между внутренними обоймами 3 подшипника качения Камера 8 для приема избытка и отработавшей смазки выполняется общей для двух подшипников увеличенного объема. Преимущество такого расположения клапана заключается в том, что смазывание подшипников качения выполняется дискретно, а продукты износа каждого из подшипников не оказывают отрицательного воздействия на работоспособность друг друга.
Узел электрической машины работает следующим образом.
Заполнение подшипникового узла определенным количеством пластичной смазки производится с помощью прессмасленки и направляется в подшипник качения по каналам, выполненным во фланцевой крышке 5, подшипниковом щите, внутренней крышке и далее распределяется через зазоры между сепаратором, телами качения и кольцами подшипника 2. Вытесненная из подшипника качения пластичная смазка не
скапливается в свободном обьеме, образованном поверхностями кольцевого центрирующего выступа 6 и диска 4, а выбрасывается последним под действием центробежных сил через регламентированный нормами зазор в камеру 8 для приема смазки Возможность ограниченного перемещения кольцевого выступа 10 в осевом и тангенциальном направлениях позволяет значительно снизить износ торцовых поверхностей клапана за счет проскальзывания подвижной части кольцевого выступа относительно диска, стабилизации зазора между ними, а также за счет использования в паре трения материала, обладающего антифрикционными свойствами. Кроме того, ограниченное перемещение выступа 10 приводит к повышению эффективности работы клапана и повышению надежности работы подшипникового узла в процессе
эксплуатации. Выполнение крышки с цилиндрическим ступенчатым отверстием меньшего диаметра, чем диаметр наружного кольца подшипника упрощает монтаж и демонтаж подшипникового узла в процессе
производства и эксплуатации электрической машины.
Формула и з обретения
1.Подшипниковый узел, содержащий размещенный в корпусе и на валу подшипник
качения, клапан сброса смазки, имеющий закрепленный на валу диск, фланцевую крышку с кольцевым центрирующим выступом, направленным к валу и размещенным между
торцами наружного кольца подшипника и с зазором относительно диска клапана, а также камеру приема смазки, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, кольцевой выступ выполнен в виде кольца, а
крышка выполнена с цилиндрическим ступенчатым отверстием для размещения кольцевого выступа с возможностью ограниченного осевого перемещения.
2.Узел по п. 1, отличающийся тем, что кольцевой выступ выполнен из антифрикционного материала.
5
8
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Электрическая машина с горизонтальным валом | 1981 |
|
SU961051A1 |
УЗЕЛ ТОРЦЕВОГО УПЛОТНЕНИЯ ВЫХОДНОГО ВАЛА | 2023 |
|
RU2810108C1 |
УЗЕЛ РАДИАЛЬНОГО РОЛИКОВОГО ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ | 1991 |
|
RU2011901C1 |
МАХОВИКОВОЕ УСТРОЙСТВО, В ЧАСТНОСТИ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ | 1994 |
|
RU2201541C2 |
КЛАПАН ОБРАТНЫЙ ОСЕСИММЕТРИЧНЫЙ С ВЕРХНИМ ФЛАНЦЕВЫМ РАЗЪЕМОМ | 2012 |
|
RU2509245C2 |
Подшипниковый узел электрической машины | 1990 |
|
SU1733751A1 |
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА | 2022 |
|
RU2822725C2 |
МАХОВИКОВОЕ УСТРОЙСТВО, В ЧАСТНОСТИ, ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ (ВАРИАНТЫ) | 1994 |
|
RU2241158C2 |
КЛАПАН ОБРАТНЫЙ ОСЕСИММЕТРИЧНЫЙ С ВЕРХНИМ РАЗЪЕМОМ | 2011 |
|
RU2509246C2 |
Многофазный лопастной насос | 2021 |
|
RU2773263C1 |
Использование электромашиностроение. Сущность изобретения, подшипниковый узел содержит размещенный в корпусе и на валу подшипник качения, клапан сброса смазки, имеющий закрепленный на валу диск Фланцевая крышка выполнена с кольцевым центрирующим выступом, направленным к валу и размещенным между торцами наружного кольца подшипника и с зазором относительно диска. Кольцевой выступ выполнен в виде кольца, а крышка выполнена с цилиндрическим ступенчатым отверстием для размещения кольцевого выступа с возможностью ограниченного осевого перемещения. Кольцевой выступ может быть выполнен из антифрикционного материала 2 ил.
Перель Л.Я Подшипники качения | |||
Справочник | |||
М., 1983, с | |||
УСТРОЙСТВО ПАРОПЕРЕГРЕВАТЕЛЯ | 1920 |
|
SU295A1 |
Авторы
Даты
1992-07-23—Публикация
1990-04-23—Подача