(54) ЭЛЕКТРИНЕСКАЯ МАШИНА С ГОРИЗОНТАЛЬНЫМ ВАЛОМ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Подшипниковый узел электрической машины с горизонтальным валом | 1980 |
|
SU866655A1 |
Подшипниковый узел электрической машины | 1979 |
|
SU792498A1 |
Подшипниковый узел | 1990 |
|
SU1749569A1 |
Подшипниковый узел электрической машины | 1978 |
|
SU792497A1 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС С БЕЗЗАЗОРНЫМ КРЕПЛЕНИЕМ РАБОЧЕГО КОЛЕСА И ТОРЦОВЫХ УПЛОТНЕНИЙ К ВАЛУ РОТОРА И СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК НАСОСА | 2011 |
|
RU2487272C1 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ (ВАРИАНТЫ) | 2004 |
|
RU2268412C1 |
СПОСОБ ОБРАБОТКИ РАДИАЛЬНО-УПОРНОГО ПОДШИПНИКА ПЕРЕД ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2011 |
|
RU2475655C1 |
Комбинированный радиальный подшипник с широким диапазоном рабочих скоростей и нагрузок (варианты) | 2016 |
|
RU2649280C1 |
МАХОВИКОВАЯ СИСТЕМА НАКОПЛЕНИЯ ЭНЕРГИИ | 2002 |
|
RU2291541C2 |
Модуль компенсации нагрузки | 2020 |
|
RU2761536C1 |
Изобретение относится к электрома1 иностроению, в частности к конструкции подшипниковых узлов средних и крупных электрических машин.
Известна конструкция подшипниK jBoro узла качения с маслосбрасывающим клапаном Ll которая применяется в подшипниковых узлах электрических машин р. Маслосбрасывающий клапан в таких узлах устанавливается на валу ротора рядом с подшипником и служит автоматическим регулятором необходимого количества смазки в подшипниковом узле.
Известна также электрическая маijKiia с горизонтальным валом, подшипниковые узлы которой выполнены ка;роликовых подшипниках качения и содержат подшипниковую крышку и кольцо из антифрикционного.материала, установленное свободно с двухсторонним осевым зазорсм между торцами неподвижной и вращающейся частей подшипникового узла 3.
Наличие колец из антифрикционного материала, свободно установленных между внутренней обоймой подшип;:шса и. подшипниковой крышкой, позво.;;яет повысить надежность, подшипниковых узлов при воздействии на них
осевых динамических нагрузок, которые имеют место в приводах насосов, углесосов, компрессоров и других производственных механизмов. Однако в этом случае невозможно применение конструкции с маслосбрасывающим клапаном, что ухудшает режим смазки подшипников. Кроме этого, в подшипниковых узлах в результате трения
10 между внутренней обоймой подшипника, плавающим кольцом и подшипниковой крышкой происходит дополнительный нагрев подшипников, что ухудшает его тепловой режим-, в результате
15 износа указанных деталей при их трении в подшипниковом узле образуются мелкие абразивные частицы. А поскольку кольцо расположено рядом с внутренней обоймой подшипника,
20 то вместе со смазкой на поверхности качения попадает и абразива, что также Снижает надежность подиипниковых узлов и электрической машины в целом.
25
Цель изобретения - повышение надежности электрической маошны.
Поставленная цель достигастся тем, что в электрич:еской машине с горизонтальным валом, под ииппкопиг5
30 узлы которой выполнены на роликовых
подшипниках качения и содержат подшипниковую крышку и кольцо из антифрикционного материала, установленное свободно с двусторонним осеBfcjM зазором между торцами неподвижной и вращающейся частей подшипникового узла, каждый подшипниковый узел дополнительно снабжен неподвижно установленным на валу маслосбрасывающим клапаном, а кольцо из антифрикционного материала размещено с указанным двусторонним зазором между торцами маслосбрасывающего клапана и подшипниковой крышки.
На фиг. 1 представлена электрическая машина с горизонтальным валом} на фиг. 2 - подшипниковый узел
Предлагаемая электрическая машина содержит корпус 1 со статором 2. Внутри статора расположен ротор 3 с горизонтальным валом 4, опорами которого служат подшипниковые узлы 5, расположенные в подшипниковых щитах 6. Каждый, подшипниковый узел 5 содержит роликовый подшипник 7 с внутренней 8 и наружной 9 обоймами. Наружная обойма подшипника запирается в подшипниковом щите подшипниковыми крышками 10 и 11, а внутренняя - маслосбрасывающим клапаном 12, установленным на валу ротора, рядом с подшипником. Наружная часть 13 маслосбрасывающего клапана размещена с возможностью вращения в кольцевой выточгйе 14 подшипниковой крышки 10. Между торцовыми поверхностями маслосбрасывающего. клапана и подшипниковой крышки с двусторонним зазором 15 установлено кольцо 16 из антифрикционного материала. Стрелками (фиг. 2) показано движение смазки при заполнении узла свежей смазкой, и удалении старой. Система смазки подшипникового узла включает масленку 17, каналы для подвода смазки 18, маслосбрасывающий клапан 12 и раструб 19 для выхода отработанной смазки.
В пусковых и рабочих режимах работы электрической машины осевые воздействия на ротор со стороны приводного механизма демпфируются в системе осевой фиксации ротора, котрая включает подшипниковую крышку 10, маслосбрасывающий клапан 12 и свободно установленное между ними кольцо 16. При этом происходит трение- и нагрев указанных деталей,. но поскольку они удалены от подшипника и имеют большую наружную охлаждаемую поверхность, то на температуру нагрева подшипников это не влияет.
Преимущество предлагаемой конструкции состоит в том, что трущиеся поверхности элементов системы демпфирования расположены в месте выхода из узла отработанной смазки. Поэтому все мелкие частицы износа трущихся поверхностей удаляются из узлов вместе с отработанной смазкой сбрасывающим клапаном и не могут попасть в подшипник и вывести тем самым его из строя. Благодаря включению маслосбрасывающего клапана в систему демпфирования осевых колебаний повышается ее эффективность и надежность. Это объясняется тем, что благодаря способности сбрасывающего клапана выгонять смазку через двухсторонний зазор, в котором находится кольцо из антифрикционного материала, этот зазор всегда заполнен консистентной смазкой, обладающей хорошими демпфирующими свойствами. Таким образом эффективность предложенного технического решения состоит в повышении надежности электрической машины.
Формула изобретения
Электрическая машина с горизонтальным валом, подшипниковые узлы которой выполнены на роликовых подшипниках качения и содержат подшипниковую крышку и кольцо из антифрикционного материала, установленное свободно с двусторонним осевым зазорсяи между торцами неподвижной и вращающейся частей подшипникового узла, отличающаяс я тем, что с целью повышения надежности, каждый подшипниковый узел дополнительно снабжен неподвижно установленным на валу маслосбрасывающим клапаном, а кольцо из антифрикционного материала размещено между торцами маслосбрасывающего клапана и подшипниковой крышки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Бейзельман Р.Д. и др. Подшипники качения. Справочник. М., Машиностроение, 1975, с. 355. 3. Авторское свидетельство СССР
заявке № 2725714/24-07,
по
Н 02 К 5/173, 31.08..79.
кл 3. Авторское свидетельство СССР
заявке № 2869469/24-07,
по
кл. Н 02 к 5/173, 03.07.80 (прототи
Авторы
Даты
1982-09-23—Публикация
1981-02-26—Подача