Электрическая машина с горизонтальным валом Советский патент 1982 года по МПК H02K5/173 

Описание патента на изобретение SU961051A1

(54) ЭЛЕКТРИНЕСКАЯ МАШИНА С ГОРИЗОНТАЛЬНЫМ ВАЛОМ

Похожие патенты SU961051A1

название год авторы номер документа
Подшипниковый узел электрической машины с горизонтальным валом 1980
  • Збарский Леонид Александрович
  • Конохов Николай Николаевич
  • Останькович Евгений Владимирович
  • Волох Валентин Яковлевич
  • Пархоменко Александр Павлович
  • Липовой Олег Александрович
SU866655A1
Подшипниковый узел электрической машины 1979
  • Конохов Николай Николаевич
  • Збарский Леонид Александрович
  • Поршнев Юрий Васильевич
SU792498A1
Подшипниковый узел 1990
  • Макагон Вячеслав Антонович
  • Ясинский Иван Феликсович
SU1749569A1
Подшипниковый узел электрической машины 1978
  • Конохов Николай Николаевич
  • Останькович Евгений Владимирович
  • Збарский Леонид Александрович
  • Поршнев Юрий Васильевич
  • Ширнин Иван Григорьевич
SU792497A1
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС С БЕЗЗАЗОРНЫМ КРЕПЛЕНИЕМ РАБОЧЕГО КОЛЕСА И ТОРЦОВЫХ УПЛОТНЕНИЙ К ВАЛУ РОТОРА И СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК НАСОСА 2011
  • Ряховский Олег Анатольевич
  • Обозный Юрий Сергеевич
  • Кушнарев Владимир Иванович
  • Гуськов Александр Михайлович
RU2487272C1
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ (ВАРИАНТЫ) 2004
  • Макаренко Владимир Григорьевич
  • Макаренко Михаил Григорьевич
  • Кильдяшев Сергей Петрович
RU2268412C1
СПОСОБ ОБРАБОТКИ РАДИАЛЬНО-УПОРНОГО ПОДШИПНИКА ПЕРЕД ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2011
  • Иншаков Сергей Владимирович
  • Балабанов Виктор Иванович
RU2475655C1
Комбинированный радиальный подшипник с широким диапазоном рабочих скоростей и нагрузок (варианты) 2016
  • Шестаков Александр Леонидович
  • Карипов Рамзиль Салахович
  • Карипов Денис Рамзилевич
  • Левина Галина Абрамовна
RU2649280C1
МАХОВИКОВАЯ СИСТЕМА НАКОПЛЕНИЯ ЭНЕРГИИ 2002
  • Сибли Льюис Б.
RU2291541C2
Модуль компенсации нагрузки 2020
  • Чаев Андрей Анатольевич
  • Тиабашвили Александр Тамазович
  • Игнатов Евгений Иванович
  • Думлер Олег Юрьевич
  • Глухов Валерий Анатольевич
  • Марданшин Ильшат Рафгатович
RU2761536C1

Иллюстрации к изобретению SU 961 051 A1

Реферат патента 1982 года Электрическая машина с горизонтальным валом

Формула изобретения SU 961 051 A1

Изобретение относится к электрома1 иностроению, в частности к конструкции подшипниковых узлов средних и крупных электрических машин.

Известна конструкция подшипниK jBoro узла качения с маслосбрасывающим клапаном Ll которая применяется в подшипниковых узлах электрических машин р. Маслосбрасывающий клапан в таких узлах устанавливается на валу ротора рядом с подшипником и служит автоматическим регулятором необходимого количества смазки в подшипниковом узле.

Известна также электрическая маijKiia с горизонтальным валом, подшипниковые узлы которой выполнены ка;роликовых подшипниках качения и содержат подшипниковую крышку и кольцо из антифрикционного.материала, установленное свободно с двухсторонним осевым зазорсм между торцами неподвижной и вращающейся частей подшипникового узла 3.

Наличие колец из антифрикционного материала, свободно установленных между внутренней обоймой подшип;:шса и. подшипниковой крышкой, позво.;;яет повысить надежность, подшипниковых узлов при воздействии на них

осевых динамических нагрузок, которые имеют место в приводах насосов, углесосов, компрессоров и других производственных механизмов. Однако в этом случае невозможно применение конструкции с маслосбрасывающим клапаном, что ухудшает режим смазки подшипников. Кроме этого, в подшипниковых узлах в результате трения

10 между внутренней обоймой подшипника, плавающим кольцом и подшипниковой крышкой происходит дополнительный нагрев подшипников, что ухудшает его тепловой режим-, в результате

15 износа указанных деталей при их трении в подшипниковом узле образуются мелкие абразивные частицы. А поскольку кольцо расположено рядом с внутренней обоймой подшипника,

20 то вместе со смазкой на поверхности качения попадает и абразива, что также Снижает надежность подиипниковых узлов и электрической машины в целом.

25

Цель изобретения - повышение надежности электрической маошны.

Поставленная цель достигастся тем, что в электрич:еской машине с горизонтальным валом, под ииппкопиг5

30 узлы которой выполнены на роликовых

подшипниках качения и содержат подшипниковую крышку и кольцо из антифрикционного материала, установленное свободно с двусторонним осеBfcjM зазором между торцами неподвижной и вращающейся частей подшипникового узла, каждый подшипниковый узел дополнительно снабжен неподвижно установленным на валу маслосбрасывающим клапаном, а кольцо из антифрикционного материала размещено с указанным двусторонним зазором между торцами маслосбрасывающего клапана и подшипниковой крышки.

На фиг. 1 представлена электрическая машина с горизонтальным валом} на фиг. 2 - подшипниковый узел

Предлагаемая электрическая машина содержит корпус 1 со статором 2. Внутри статора расположен ротор 3 с горизонтальным валом 4, опорами которого служат подшипниковые узлы 5, расположенные в подшипниковых щитах 6. Каждый, подшипниковый узел 5 содержит роликовый подшипник 7 с внутренней 8 и наружной 9 обоймами. Наружная обойма подшипника запирается в подшипниковом щите подшипниковыми крышками 10 и 11, а внутренняя - маслосбрасывающим клапаном 12, установленным на валу ротора, рядом с подшипником. Наружная часть 13 маслосбрасывающего клапана размещена с возможностью вращения в кольцевой выточгйе 14 подшипниковой крышки 10. Между торцовыми поверхностями маслосбрасывающего. клапана и подшипниковой крышки с двусторонним зазором 15 установлено кольцо 16 из антифрикционного материала. Стрелками (фиг. 2) показано движение смазки при заполнении узла свежей смазкой, и удалении старой. Система смазки подшипникового узла включает масленку 17, каналы для подвода смазки 18, маслосбрасывающий клапан 12 и раструб 19 для выхода отработанной смазки.

В пусковых и рабочих режимах работы электрической машины осевые воздействия на ротор со стороны приводного механизма демпфируются в системе осевой фиксации ротора, котрая включает подшипниковую крышку 10, маслосбрасывающий клапан 12 и свободно установленное между ними кольцо 16. При этом происходит трение- и нагрев указанных деталей,. но поскольку они удалены от подшипника и имеют большую наружную охлаждаемую поверхность, то на температуру нагрева подшипников это не влияет.

Преимущество предлагаемой конструкции состоит в том, что трущиеся поверхности элементов системы демпфирования расположены в месте выхода из узла отработанной смазки. Поэтому все мелкие частицы износа трущихся поверхностей удаляются из узлов вместе с отработанной смазкой сбрасывающим клапаном и не могут попасть в подшипник и вывести тем самым его из строя. Благодаря включению маслосбрасывающего клапана в систему демпфирования осевых колебаний повышается ее эффективность и надежность. Это объясняется тем, что благодаря способности сбрасывающего клапана выгонять смазку через двухсторонний зазор, в котором находится кольцо из антифрикционного материала, этот зазор всегда заполнен консистентной смазкой, обладающей хорошими демпфирующими свойствами. Таким образом эффективность предложенного технического решения состоит в повышении надежности электрической машины.

Формула изобретения

Электрическая машина с горизонтальным валом, подшипниковые узлы которой выполнены на роликовых подшипниках качения и содержат подшипниковую крышку и кольцо из антифрикционного материала, установленное свободно с двусторонним осевым зазорсяи между торцами неподвижной и вращающейся частей подшипникового узла, отличающаяс я тем, что с целью повышения надежности, каждый подшипниковый узел дополнительно снабжен неподвижно установленным на валу маслосбрасывающим клапаном, а кольцо из антифрикционного материала размещено между торцами маслосбрасывающего клапана и подшипниковой крышки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Бейзельман Р.Д. и др. Подшипники качения. Справочник. М., Машиностроение, 1975, с. 355. 3. Авторское свидетельство СССР

заявке № 2725714/24-07,

по

Н 02 К 5/173, 31.08..79.

кл 3. Авторское свидетельство СССР

заявке № 2869469/24-07,

по

кл. Н 02 к 5/173, 03.07.80 (прототи

SU 961 051 A1

Авторы

Конохов Николай Николаевич

Збарский Леонид Александрович

Останькович Евгений Владимирович

Поршнев Юрий Васильевич

Даты

1982-09-23Публикация

1981-02-26Подача