Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к конструкции под- шипниковых узлов средних и крупных электрических машин, в которых используются подшипники качения.
Известен подшипниковый узел электрической машины, содержащий подшипниковый щит, в котором для придания жесткости выполняются радиальные ребра, связывающие стенку щита с его ступицей. На вал в месте прохода его через посадочное отверстие ступицы щита устанавливается подшипник качения, клапан, выполненный в виде центробежного диска-регулятора, а по торцам ступицы щита закрепляются крышки, в одной из которых (в наружной) выполнена в ее нижней части полость для приема избытка и отработавшей смазки.
Такие подшипниковые узлы обладают общим недостатком: полость для приема избытка и отработавшей смазки выполняется в приливе наружной крышки, а поскольку ее наружная цилиндрическая поверхность имеет форму удобную для обработки на токарном станке, то прилив полости вписывается либо в габарит крышки, либо к нему прикрепляется дополнительная камера, увеличивающая обьем полости для приема избытка и отработавшей смазки. Обслуживание таких узлов электрической машины в процессе эксплуатации крайне затруднено, так как место соединения вращающихся поVI
00
со
VI
ел
лумуфт, соединяющих концы валов электрической машины и приводного механизма, с целью соблюдения мер безопасности накрыто кожухом, препятствующему доступу к указанной полости. Это обстоятельство предполагает сопряжение с камерой специальной системы, выполненной в виде труб для транспортирования излишков и отработавшей смазки за пределы габарита защитного кожуха либо кожуха наружного вентилятора. Обладая значительным сопротивлением такая система коммуникаций забивается отработанной и состаренной смазкой и в процессе очередных пополнений консистентной смазки в подшипниковый узел последняя поступает не на выход системы сброса, а внутрь машины через щели уплотнения, распыляется напорными элементами и, оседая на токоведущих частях, снижает надежность электрической машины.
Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей и упрощение обслуживания подшипников узлов электрической машины в процессе эксплуатации.
Цель достигается тем, что в подшипниковом узле электрической машины, содержащем подшипниковый щит со ступицей и ребрами жесткости и установленный в ступице и на валу подшипник качения, а также клапан с кольцевой полостью для сброса избытка и отработавшей смазки и подшипниковые крышки, по меньшей мере, два рядом расположенных ребра жесткости соединены между собой посредством планки с образованием со ступицей полости для сброса избытка и отработавшей смазки, сообщающейся с кольцевой полостью клапана посредством выполненного в ступице радиального канала. Для удаления избытка и отработавшей смазки из подшипникового узла в периферийной зоне упомянутой полости выполнено закрытое съемной крышкой дренажное отверстие. Для удобства обслуживания подшипниковый узел снабжен дополнительной симметрично расположенной относительно вертикальной оси подшипникового узла полостью для сброса избытка и отработавшей смазки.
На фиг. 1 схематически изображен подшипниковый узел электрической машины с полостью для приема избытка и отработавшей смазки, продольный разрез; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 2 (стрелками показано движение пластичной смазки при заполнении, сбросе избытка и отработавшей смазки в приемную полость подшипникового узла).
Подшипниковый узел (фиг. 1 и 2) электрической машины состоит из щита 1 ,со ступицей 2 и ребрами 3 жесткости, установленными на валу 4 подшипника 5 качения и клапана 6 с кольцевой полостью 7 для сброса избытка и отработавшей смазки, а также
подшипниковых крышек 8, закрепленными болтами к ступице 2 подшипникового щита 1.
Щит 1 подшипникового узла (фиг, 1 и 2) представляет сварную конструкцию, состо0 ящую из фланца 9 с отверстиями для крепления к станине электрической машины, ступицы 2 с центральной расточкой под подшипник 5, соединенных с ними ребрами 3 жесткости, выполненными в виде швеллера
5 (фиг. 3), полки которого имеют в месте приварки к ступице 2 максимально необходимый размер по высоте, а в месте приварки к фланцу 9 - высоту, близкую толщине фланца 9 щита. Перемычка швеллера установлена
0 на ступице 2 перпендикулярно к ее образующей. В промежуток между ребрами 3 жесткости, ступицей 2 и фланцем 9 вварены сегменты 10. По меньшей мере два рядом расположенных ребра 3 жесткости по всей
5 высоте от ступицы 2 до фланца 9 соединены между собой посредством планки 11 с образованием со ступицей 2, ребрами 3 жесткости и фланцем 9 - полости 12 для сброса избытка и отработавшей смазки. В пере0 мычке швеллера в периферийной зоне упомянутой полости выполнено дренажное отверстие 13, закрытое съемной крышкой 14. Полость 12 выполнена сообщающейся с кольцевой полостью 7 клапана б посредст5 вом радиального канала 15, выполненного в ступице 2 подшипникового щита 1 между полками швеллера. Подшипниковый узел может быть снабжен дополнительной симметрично расположенной относительно
0 вертикальной оси подшипникового щита 1 полостью 2 для сброса избытка и отработавшей смазки, В этом случае обслуживание подшипниковых узлов в процессе эксплуатации не зависит от места установки элект5 рической машины, а имеющийся объем полости этих узлов позволяет не производить их очистку от отработавшей смазки в течение длительного времени преимущественно при замене либо отказе подшипника
0 5 качения.
Такие подшипниковые узлы позволяют длительное их использование в электрических машинах с механизмами, которые работают в автоматическом режиме практи5 чески во всех отдаленных районах, где ощущается нехватка обслуживающего персонала, а отказ от дополнительных коммуникационных устройств для удаления избытка и отработавшей смазки и размещение полостей подшипникового щита,
расположенных симметрично относительно вертикальной оси подшипникового щита, позволяет упростить обслуживание электрических машин.
Формула изобретения 1. Подшипниковый узел электрической машины, содержащий подшипниковый щит со ступицей и ребрами жесткости и установленный в ступице и на валу подшипник качения, а также клапан с кольцевой полостью для сброса избытка и отработавшей смазки и подшипниковые крыш.ки, отличающийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей и упрощения обслуживания, по меньшей мере два рядом расположенных ребра жесткости соединены между собой посредством планки с образованием со ступицей полости для сброса избытка и отработавшей смазки, сообщающейся с кольцевой полостью клапана посредством выполненного в ступице щита радиального канала.
2.Узел поп. 1, отличающийся тем, что в подшипниковом щите в периферийной зоне упомянутой полости выполненозакрытое съемной крышкой дренажное отверстие.
3.Узел по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что он снабжен дополнительной симметрично расположенной относительно вертикальной оси подшипникового щита
полостью для сброса избытка и отработавшей смазки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тяговый электродвигатель транспортного средства | 1987 |
|
SU1457076A1 |
Подшипниковый узел | 1990 |
|
SU1749569A1 |
Электрическая машина с горизонтальным валом | 1981 |
|
SU961051A1 |
ДВИГАТЕЛЬ | 2008 |
|
RU2372489C1 |
ПОДВАГОННЫЙ ГЕНЕРАТОР ДЛЯ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ | 1995 |
|
RU2094269C1 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1991 |
|
RU2024160C1 |
Электрическая машина | 1985 |
|
SU1367101A1 |
Электрическая машина | 1977 |
|
SU767902A1 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ | 1996 |
|
RU2122664C1 |
МОНОБЛОЧНЫЙ ЧЕРПАКОВЫЙ ЭЛЕКТРОНАСОС | 2008 |
|
RU2365789C1 |
Использование: в электрических машинах средней и большой мощности с вертикальной осью подшипникового щита. Сущность изобретения: подшипниковый узел имеет подшипниковый щит со ступицей и ребрами жесткости. В ступице и на валу установлены подшипник качения с клапанами с кольцевой полостью для сброса избытка и отработавшей смазки и подшипниковые крышки. На подшипниковом щите по меньшей мере два рядом расположенных ребра жесткости соединены между собой посредством планки. Образована со ступицей полость для сброса избытка и отработавшей смазки, сообщающаяся с кольцевой полостью клапана посредством выполненного в ступице щита радиального канала. Для эвакуации избытка и отработавшей смазки из подшипникового узла в периферийной зоне упомянутой полости выполнено закрытое съемной крышкой дренажное отверстие. Подшипниковый узел может быть снабжен дополнительной симметрично расположенной относительно вертикальной оси щита полостью. 2 з. п, ф-лы, 3 ил. СО
, У/////////////////Г//////УЛ Ъ $
-Z7Xs,.v,„,.$
/4
в
/J
фиг. 1
IS
/
tf
If
/
13
10
Комиссар Л .Г | |||
Опоры качения в тяжелых условиях эксплуатации | |||
М.: Машиностроение, 1987, с | |||
Приспособление, увеличивающее число оборотов движущихся колес паровоза | 1919 |
|
SU146A1 |
Авторы
Даты
1992-05-15—Публикация
1990-05-21—Подача