Система управления двигателем с блоком защиты от перегрузок Советский патент 1992 года по МПК H02H7/08 H02M7/538 

Описание патента на изобретение SU1749976A1

Вход,-.

«Г°

н0F/

1 ..

х| N Ю

ю

х| О

Похожие патенты SU1749976A1

название год авторы номер документа
Устройство для управления и защиты транзистора 1983
  • Кузьмин Владимир Лазаревич
  • Худяков Виктор Аркадьевич
  • Зернов Анатолий Павлович
  • Павлов Игорь Анатольевич
SU1141530A1
МНОГОДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД СТАНКА ДЛЯ РЕЗКИ И ЗАЧИСТКИ ПРОВОДА 1990
  • Карпус С.П.
  • Дук А.Н.
  • Бирук Я.Д.
SU1792223A1
Генераторное устройство с искробезопасным выходом 1991
  • Новиков Анатолий Александрович
  • Овсиенко Александр Павлович
SU1756590A1
Устройство защиты от перегрузок и коротких замыканий источника питания постоянного тока 1985
  • Старчиков Виктор Сергеевич
  • Быченков Виктор Павлович
  • Куценко Иван Петрович
  • Бургеев Джолдошбай Асангазиевич
  • Табалдыев Султанбек Раимбекович
SU1582183A2
СТАБИЛИЗАТОР ПОСТОЯННОГО НАПРЯЖЕНИЯ С КОМБИНИРОВАННОЙ ЗАЩИТОЙ 1993
  • Левинзон С.В.
  • Чемерисов Б.И.
RU2120658C1
Многоканальный источник питания 1980
  • Дыдырко Георгий Всеволодович
  • Гусев Александр Владимирович
  • Керцман Соломон Аронович
  • Пельтек Илья Федорович
SU935913A1
ТРАНЗИСТОРНЫЙ КЛЮЧ (ВАРИАНТЫ) 1994
  • Соловьев В.А.
  • Лозенко В.К.
  • Панарин А.Н.
RU2076441C1
Стабилизатор напряжения 2023
  • Бондарь Сергей Николаевич
RU2795284C1
Ключевой элемент переменного тока 1990
  • Уманский Виктор Семенович
SU1758639A1
Стабилизатор напряжения 2023
  • Бондарь Сергей Николаевич
RU2797324C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 749 976 A1

Реферат патента 1992 года Система управления двигателем с блоком защиты от перегрузок

Использование: управление и защита различных электроприводов в объектах народного хозяйства Сущность: устройство обеспечивает полную защиту не только двигателя и электронной части, но и управляемого объекта от поломок в случае аварийной ситуации Такая защита достигается тем, что в оконечные каскады силовых ключей 7, 14, 21 и 23 введены транзисторы 27 и 29, которые при превышении заранее заданного тока через двигатель (в случае аварии) полностью выключают оконечные каскады силовых ключей 7, 14, 21 и 23, т.е обесточивают двигатель и останавливают перемещение управляемого объекта 2 ил.

Формула изобретения SU 1 749 976 A1

Фи&1

Изобретение относится к преобразоваельной технике и может быть использовано в следящих электроприводах различных объектов техники народного хозяйства.

Известно устройство управления двига- ёл ём следящего электропривода, представляющее собой двухтактный инвертор, имеющиСГраздельные цепи управления выходным сигналом и управления величиной выходного напряжения.

Ограничение величины выходного напряжения в этом устройстве производится статически, т.е. без обратной связи. При аварийноМ о с танбве двигателя или при воз- ГЙк нЬв ении сквозных токов короткого замыкания в выходных силовых ключах двухтактного инвертора не обеспечивается защита по току выходных каскадов , что приводит к выходу из строя электронных силовых ключей двухтактного инвертора.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является устройство управления двигателем, предназначенное для управления одной из фаз шагового двигателя, В известном устройстве имеется цепь защиты по току выходных каскадов силовых ключей. Цепь защиты по току имеет обратную связь, которая ограничивает ток двигателя до заданной величины. Такое устройство защищает электронную силовую часть от выхода из строя при аварийных ситуациях.

Недостатком известных устройств является отсутствие защиты исполнительных органов (двигателя и перемещаемого им объекта) от поломок при аварийных ситуациях, так как в случае заклинивания двигаеля или наезда на упор защита не отключает полностью электронную силовую часть, а только ограничивает ток двигателя до величины, безопасной для силовых ключей. Двигатель в это время не отключается и продолжает движение в ту же сторону.

Цель изобретения - повышение надежности системы за счет управления двигателем.

Поставленная цель достигается тем, что в систему управления двигателем, содержащую первый инвертор, подключенный выходом к входу инвертора и к базе четвертого транзистора, управляющие переходы которого зашунтированы резисторами и диодами, второй инвертор, подключенный выходом к базе второго транзистора, управляющие переходы которого зашунтированы резисторами и диодами, второй транзистор, подключенный коллектором к базе третьего транзистора и к коллектору первого транзистора, четвертый транзистор, подключенный коллектором к базе первого транзистора

и к коллектору третьего транзистора, управляющие переходы которых зашунтированы резисторами и диодами, эмиттеры первого и третьего транзисторов соединены вместе

и подключены к положительному выводу источника питания4 введены дополнительно пятый транзистор, подключенный коллектором к эмиттерам второго и четвертого транзисторов, а эмиттером - к отрицательному

0 выводу источника питания, а также к стабилизатору напряжения, собранному на резисторе, конденсаторе, стабилитроне, и подстроечный резистор, подключенный между коллектором пятого транзистора и

5 отрицательным выводом источника питания, средний вывод подстроечного резистора подключен к аноду светодиода оптрона, коллектор фототранзистора оптрона соединен с базой шестого транзистора, эмиттер

0 которого через резистор соединен с положительным выводом источника напряжения и базой пятого транзистора.

На фиг.1 показана принципиальная схема системы; на фиг.2 - временные диаграм5 мы работы системы.

Система содержит инвертор 1 с резистором 2 на входе, инвертор 3, резисторы 4-6, первый транзистор 7, диоды 8-13, второй транзистор 14, диоды 15 и 16 в цепи

0 коллектора первого транзистора, резисторы 17-20, третий транзистор 21, резистор 22 в цепи базы первого транзистора, четвертый транзистор 23, стабилизатор напряжения, выполненный на резисторе 24,

5 конденсаторе 25 и стабилитроне 26, пятый транзистор 27, к базе которого подключен резистор 28, шестой транзистор 29, база которого подключена к коллектору фототранзистора оптрона 30, подстроечный рези0 стор 31 и резистор 32.

Система работает следующим образом, На вход инвертора 1 поступает сигнал широтно-импульсной модуляции (ШИМ) (фиг.2).

5 Пройдя через инвертор 1, сигнал ШИМ поступает на базу транзистора, а через инвертор 3 - на базу транзистора 21. Одно из плеч мостовой схемы, собранной на транзисторах 7 и 23, например, открыто, а второе

0 плечо, собранное на транзисторах 14 и 21, закрыто. Если через двигатель М протекает номинальный ток, то падение напряжения на открытом транзисторе 27 недостаточно для включения оптрона 30. Для нормально5 го режима срабатывания защиты необходимо, чтобы ток, протекающий через резистор 24, переменный резистор 31 и светодиод оптрона 30, был меньше минимального тока, обеспечивающего начальное вращение двигателя.

При аварийной ситуации (заклинивании двигателя или появлении сквозных токов короткого замыкания) ток через транзистор 27 начинает возрастать, возрастает и падает напряжение на переходе коллектор - эмит- тбр транзистора 27, т.е. возрастает величина на аноде светодиода оптрона 30, и при заранее заданной с помощью резистора 31 величине напряжения происходит включение оптрона 30. Напряжение на коллекторе выходного транзистора оптрона 30 падает, и на выходе транзистора 29, собранного по схеме эмиттерного повторителя, напряжение тоже падает. Транзистор 27 закрывается, прекращая протекание силового тока через транзисторы 7, 13, 21 и 23, и соответственно, через двигатель М. При этом через резисторы 24 и 31 происходит увеличение тока до величин определяемых их номиналами. Стабилизатор напряжения, собран- ный на резисторе 24, конденсаторе 25 и стабилитроне 26, служит для ограничения подаваемой на оптрон 30 величины напряжения и защищает оптрон 30 от выхода из строя.

Таким образом, при возникновении аварийной ситуации двигатель обесточивается и движение его прекращается (фиг,2), Конденсатор 25 служит для ликвидации дребезга светодиода оптрона 30.

Диаграммы работы схемы управления двигателем при номинальных режимах работы и при аварийной ситуации (наезд на препятствие) показаны на фиг.2.

Использование предлагаемой системы позволяет защищать от повреждения двигатель, электронную схему и перемещаемый объект при возникновении аварийных ситуаций.

Формула изобретения

Система управления двигателем с блоком защиты от перегрузок, содержащая первый инвертор, подключенный выходом к

входу второго инвертора и к базе первого транзистора, управляющие переходы которого зашунтированы резисторами и диодами, второй инвертор подключен выходом к базе второго транзистора, управляющие переходы которого зашунтированы резисторами и диодами, второй трлнзистор подключен коллектором через резистор к базе третьего транзистора и через последовательно соединенные диоды к коллектору четвертого транзистора, первый транзистор подключен коллектором через резистор к базе четвертого транзистора и через последовательно соединенные диоды - к коллектору третьего транзистора, управляющие переходы которых зашунтированы резисторами и диодами, эмиттеры третьего и четвертого транзисторов соединены вместе и подключены к положительному выводу источника питания, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности системы управления, в блок защиты введены пятый транзистор, подключенный коллектором к эмиттерам первого и второго транзисторов, а эмиттером - к отрицательному выводу источника питания, а также к стабилизатору напряжения, выполненному на резисторе, конденсаторе и стабилитроне, и подстроечный резистор, подключенный между коллектором пятого транзистора и отрицательным выводом источника питания через стабилизатор напряжения, а средний вывод подстроечного резистора подключен к аноду светодиода введенного оптрона, коллектор фототранзистора оптрона соединен с базой введенного шестого транзистора, эмиттер которого через резистоо соединен с отрицательным выводом источника питания и базой пятого транзистора, а коллектор через резистор соединен с положительным выводом источника питания, а катод светодиода и эмиттер фототранзистора оптрона соединены с отрицательным выводом источника питания.

Фиг 2

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1749976A1

Устройство для измерения температуры прозрачного газа 1972
  • Беляков Станислав Дмитриевич
  • Ануфриев Алексей Алексеевич
SU484415A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Патент США № 4423366, кл
Способ изготовления фасонных резцов для зуборезных фрез 1921
  • Орлов А.К.
SU318A1

SU 1 749 976 A1

Авторы

Губин Юрий Григорьевич

Петровский Валерий Сергеевич

Карайченцев Вячеслав Георгиевич

Громыкин Владимир Константинович

Даты

1992-07-23Публикация

1990-05-31Подача