Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин.
Известно бесшпоночное соединение, в котором во втулке, охватывающей вал, выполнена эксцентричная конусная проточка, в которой размещены два клина с конусной наружной поверхностью, подпружиненные друг к другу пружиной. К конусной поверхности втулки клинья поджать: шайбе, закрепленной на втулке.
Недостатком указанного устройства является то, что при больших знакопеременных нагрузках (реверсе) происходит смещение втулки от вала, что еедет к снижению надежности соединения втулки, например с шестерней, их эвольвентного зацепления,что в конечном итоге сказывается на надежности машины, т.е на аварийных поломках машины.
Цель изобретения - повышение надежности бесшпоночного соединения за счет устранения смещения втулки относительно
вала, что приводит к снижению аварийных поломок машины.
Поставленная цель достигается тем, что бесшпоночное соединение деталей, имеющее эксцентирную выемку между валом и втулкой, в которой расположены два клина с геометрическими размерами по форме эксцентричной выемки, клинья расположены а противоположном направлении и подпружинены один к другому в расширенной части, наружная поверхность клиньев и сопрягаемая с ней внутренняя поверхность втулки выполнены конусными, сопряженные поверхности клиньев и вала выполнены конусными, причем на валу расположен буртик, контактирующий с шайбой.
Сопряженные наклонные поверхности противодействуют смещению клиньев относительно вала в сторону основания конусной поверхности вгла, а смещению в сторону вершины кошеной поверхности противодействует шайба, закрепленная поXI
сл
деД
Јь О Ю
ю
средством болтов на втулке и упирающаяся в буртик вала. Все это при знакопеременных нагрузках, возникающих при реверсе, противостоит продольному смещению втулки по валу, следовательно, достигается ус- положение втулки, ее эвольвентного зацепления с шестерней. В конечном итоге это повышает надежность соединения, а в целом всей машины.
На фиг. 1 изображено соединение, вид сбоку; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.
Устройство состоит из эксцентричной конусной проточки, выполненной во втулке 1 и клиньях 2 и 3. Втулка 1 охватывает клинья 2 и 3. Сопряженные поверхности втулки 1 и клиньев 2 и 3 выполнены конусными. Соприкасающиеся поверхности клиньев 2 и 3 и вала 4 выполнены также конусными.
Клинья 2 и 3 подпружинены друг к другу пружиной 5. К конусной поверхности втулки 1 и конусной поверхности вала 4 клинья 2 и
3поджаты торцом втулки 1. Шайба 6 поджата к буртику 7 и закреплена на втулке 1 посредством болтов 8.
Надежное закрепление втулки 1 на валу
4достигается за счет конусности сопрягаемых элементов: втулки 1, клиньев 2 и 3 и вала 4, а также шайбы 6, закрепленной на втулке 1 и упирающейся в буртик 7 вала 4.
Устройство работает следующим образов.
При чередовании знакопеременного вращения втулки 1 силы инерции, возникающие при остановке втулки 1 и вращении ее в противоположную сторону, пытаются сместить ее, так как невозможно мгновенно добиться такого угла заклинивания, чтобы
сила трения в этом случае превышала составляющую силы вдоль поверхности относительного Скольжения.
Поэтому в прототипе при остановке не происходит фиксирования втулки 1 в одном
и том же месте и она будет смещаться g сторону.
В предлагаемом устройстве устранению смещения втулки 1 в сторону вершины конусных поверхностей втулки 1, клиньев 2
и 3, вала 4 противодействует шайба 6, упирающаяся в буртик 7 вала 4.
Предлагаемое бесшпоночное соединение обеспечивает надежное соединение вала с втулкой и надежную фиксацию втулки
относительно вала и заключается в увеличении срока службы данного узла в 5,4-6,7 раз по сравнению с известным соединением.
Формула изобретения Бесшпоночное соединение деталей по авт. св. № 821785, от л и ч а ю ще е с я тем, что, с целью повышения надежности, внутренняя поверхность клиньев и ответная поверхность вала выполнены конусными, причем угол и направление конусности соответствуют углу и направлению конусности наружной поверхности клиньев, а шайба установлена на валу в контакте с буртом, образованным конусной поверхностью вала,
vj
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Бесшпоночное соединение деталей | 1979 |
|
SU821785A2 |
БЕСШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ | 1973 |
|
SU376603A1 |
Бесшпоночное соединение | 1990 |
|
SU1730486A1 |
ГРУЗОВАЯ ЛЕБЕДКА | 1996 |
|
RU2096309C1 |
МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА | 1996 |
|
RU2093453C1 |
ПРОТЯЖНАЯ РАДИАЛЬНО-КОВОЧНАЯ МАШИНА | 1992 |
|
RU2136429C1 |
Устройство для дробления стружки | 1983 |
|
SU1138252A1 |
Бесшпоночное крепление втулки на валу | 1984 |
|
SU1199994A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРАВКИ ШЛИФОВАЛЬНОГО КРУГА | 1998 |
|
RU2155128C2 |
ПНЕВМОУСИЛИТЕЛЬ ДЛЯ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ С ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ И РЕГУЛИРУЕМЫМ УСИЛИЕМ ТОРМОЖЕНИЯ | 2000 |
|
RU2240242C2 |
Использование: в машиностроении, а именно в деталях машин. Сущность изобретения: сопряженные поверхности вала и втулки, вала и клиньев выполнены конусными и на валу выполнен буртик, контактирующий с шайбой. Сопряженные наклонные поверхности противодействуют смещению втулки относительно вала в сторону основания конусных поверхностей вала, а смещению в сторону вершин конусных поверхностей противодействует шайба, закрепленная посредством болтов на втулке и упирающаяся в буртик вала. Такое выполнение при знакопеременных нагрузках, возникающих при реверсе, противостоит продольному смещению втулки по валу и, следовательно, достигается устойчивое положение втулки, ее эвольвентного зацепления с шестерней. 2 ил. Ё
Фиг./ /I-/
Бесшпоночное соединение деталей | 1979 |
|
SU821785A2 |
кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-07-30—Публикация
1991-01-18—Подача