Бесшпоночное соединение деталей Советский патент 1992 года по МПК F16B17/00 F16B2/24 

Описание патента на изобретение SU1751469A2

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин.

Известно бесшпоночное соединение, в котором во втулке, охватывающей вал, выполнена эксцентричная конусная проточка, в которой размещены два клина с конусной наружной поверхностью, подпружиненные друг к другу пружиной. К конусной поверхности втулки клинья поджать: шайбе, закрепленной на втулке.

Недостатком указанного устройства является то, что при больших знакопеременных нагрузках (реверсе) происходит смещение втулки от вала, что еедет к снижению надежности соединения втулки, например с шестерней, их эвольвентного зацепления,что в конечном итоге сказывается на надежности машины, т.е на аварийных поломках машины.

Цель изобретения - повышение надежности бесшпоночного соединения за счет устранения смещения втулки относительно

вала, что приводит к снижению аварийных поломок машины.

Поставленная цель достигается тем, что бесшпоночное соединение деталей, имеющее эксцентирную выемку между валом и втулкой, в которой расположены два клина с геометрическими размерами по форме эксцентричной выемки, клинья расположены а противоположном направлении и подпружинены один к другому в расширенной части, наружная поверхность клиньев и сопрягаемая с ней внутренняя поверхность втулки выполнены конусными, сопряженные поверхности клиньев и вала выполнены конусными, причем на валу расположен буртик, контактирующий с шайбой.

Сопряженные наклонные поверхности противодействуют смещению клиньев относительно вала в сторону основания конусной поверхности вгла, а смещению в сторону вершины кошеной поверхности противодействует шайба, закрепленная поXI

сл

деД

Јь О Ю

ю

средством болтов на втулке и упирающаяся в буртик вала. Все это при знакопеременных нагрузках, возникающих при реверсе, противостоит продольному смещению втулки по валу, следовательно, достигается ус- положение втулки, ее эвольвентного зацепления с шестерней. В конечном итоге это повышает надежность соединения, а в целом всей машины.

На фиг. 1 изображено соединение, вид сбоку; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.

Устройство состоит из эксцентричной конусной проточки, выполненной во втулке 1 и клиньях 2 и 3. Втулка 1 охватывает клинья 2 и 3. Сопряженные поверхности втулки 1 и клиньев 2 и 3 выполнены конусными. Соприкасающиеся поверхности клиньев 2 и 3 и вала 4 выполнены также конусными.

Клинья 2 и 3 подпружинены друг к другу пружиной 5. К конусной поверхности втулки 1 и конусной поверхности вала 4 клинья 2 и

3поджаты торцом втулки 1. Шайба 6 поджата к буртику 7 и закреплена на втулке 1 посредством болтов 8.

Надежное закрепление втулки 1 на валу

4достигается за счет конусности сопрягаемых элементов: втулки 1, клиньев 2 и 3 и вала 4, а также шайбы 6, закрепленной на втулке 1 и упирающейся в буртик 7 вала 4.

Устройство работает следующим образов.

При чередовании знакопеременного вращения втулки 1 силы инерции, возникающие при остановке втулки 1 и вращении ее в противоположную сторону, пытаются сместить ее, так как невозможно мгновенно добиться такого угла заклинивания, чтобы

сила трения в этом случае превышала составляющую силы вдоль поверхности относительного Скольжения.

Поэтому в прототипе при остановке не происходит фиксирования втулки 1 в одном

и том же месте и она будет смещаться g сторону.

В предлагаемом устройстве устранению смещения втулки 1 в сторону вершины конусных поверхностей втулки 1, клиньев 2

и 3, вала 4 противодействует шайба 6, упирающаяся в буртик 7 вала 4.

Предлагаемое бесшпоночное соединение обеспечивает надежное соединение вала с втулкой и надежную фиксацию втулки

относительно вала и заключается в увеличении срока службы данного узла в 5,4-6,7 раз по сравнению с известным соединением.

Формула изобретения Бесшпоночное соединение деталей по авт. св. № 821785, от л и ч а ю ще е с я тем, что, с целью повышения надежности, внутренняя поверхность клиньев и ответная поверхность вала выполнены конусными, причем угол и направление конусности соответствуют углу и направлению конусности наружной поверхности клиньев, а шайба установлена на валу в контакте с буртом, образованным конусной поверхностью вала,

vj

Похожие патенты SU1751469A2

название год авторы номер документа
Бесшпоночное соединение деталей 1979
  • Мироненко Виктор Иванович
  • Коденко Михаил Николаевич
  • Кальченко Борис Иванович
  • Амелин Николай Григорьевич
SU821785A2
БЕСШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ 1973
  • Авторы Изобретени Н. И. Вуколов, Н. Г. Олейников, В. И. Мироненко В. А. Кандауров Витель
SU376603A1
Бесшпоночное соединение 1990
  • Здоровенко Дмитрий Тимофеевич
SU1730486A1
ГРУЗОВАЯ ЛЕБЕДКА 1996
  • Потапов В.А.
  • Тимин Ю.Ф.
RU2096309C1
МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА 1996
  • Потапов В.А.
  • Тимин Ю.Ф.
RU2093453C1
ПРОТЯЖНАЯ РАДИАЛЬНО-КОВОЧНАЯ МАШИНА 1992
  • Конев Л.Г.
RU2136429C1
Устройство для дробления стружки 1983
  • Васильевых Леонид Аркадьевич
  • Жуйков Валерий Анатольевич
  • Кашин Владимир Иванович
SU1138252A1
Бесшпоночное крепление втулки на валу 1984
  • Коденко Михаил Николаевич
  • Гурковский Евгений Эдуардович
  • Мироненко Виктор Иванович
  • Борисов Анатолий Григорьевич
SU1199994A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРАВКИ ШЛИФОВАЛЬНОГО КРУГА 1998
  • Кулаков Ю.В.
  • Попович В.М.
RU2155128C2
ПНЕВМОУСИЛИТЕЛЬ ДЛЯ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ С ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ И РЕГУЛИРУЕМЫМ УСИЛИЕМ ТОРМОЖЕНИЯ 2000
  • Ришар Филипп
  • Готье Жан-Пьер
  • Лакруа Стефан
  • Прессако Пьер
  • Сакристан Фернандо
  • Симон Бакардит Хуан
  • Бертомьё Брюно
RU2240242C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 751 469 A2

Реферат патента 1992 года Бесшпоночное соединение деталей

Использование: в машиностроении, а именно в деталях машин. Сущность изобретения: сопряженные поверхности вала и втулки, вала и клиньев выполнены конусными и на валу выполнен буртик, контактирующий с шайбой. Сопряженные наклонные поверхности противодействуют смещению втулки относительно вала в сторону основания конусных поверхностей вала, а смещению в сторону вершин конусных поверхностей противодействует шайба, закрепленная посредством болтов на втулке и упирающаяся в буртик вала. Такое выполнение при знакопеременных нагрузках, возникающих при реверсе, противостоит продольному смещению втулки по валу и, следовательно, достигается устойчивое положение втулки, ее эвольвентного зацепления с шестерней. 2 ил. Ё

Формула изобретения SU 1 751 469 A2

Фиг./ /I-/

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1751469A2

Бесшпоночное соединение деталей 1979
  • Мироненко Виктор Иванович
  • Коденко Михаил Николаевич
  • Кальченко Борис Иванович
  • Амелин Николай Григорьевич
SU821785A2
кл
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 751 469 A2

Авторы

Шугаев Геннадий Алексеевич

Самородов Владимир Анатольевич

Сиротин Александр Сергеевич

Иващенко Виктор Степанович

Умерзаков Карим Тайшекович

Даты

1992-07-30Публикация

1991-01-18Подача