Изобретение относится к судостроению, в частности к способам очистки емкостей судов после их разгрузки, например, нефтепродуктов, растительных, животных масел и других грузов
Известен способ механизированной очистки танков судов от наливных грузов, заключающийся в том, что забортную воду подают через подогреватель на моечные машины, совершают струйную мойку стенок танков, удаляют смывки в отстойник, отстаивают и сливают воду за борт, а отмытый компонент направляют по назначению.
Недостатком указанного способа являются высокие затраты на мойку, обусловленные необходимостью подачи большого количества воды, ее подогрева и длительностью мойки, связанной с невысокой химической активностью употребляемой воды.
Наиболее близким к предложенному является способ химико-механизированной мойки судовых танков, заключающийся в том, что насосами подают через подогреватель в отстойный танк на высоту 2 м забортную воду, активируют ее моющим препаратом поверхностно активного вещества, например типа МЛ, ОП, ДБ, перекачивают в другой отстойник, одновременно перемешивая моющий препарат, полученный раствор подогревают и подаютна струйные моющие машины, затем водный раствор подают на загрязненную поверхность смываемой емкости, полученные смывки зачи- стным насосом удаляют в первый отстойный танк, отстаивают, отмытый продукт удаляют и используют по назначению, а моющий раствор самотеком направляют во второй отстойный танк. Процесс осуществляют неоднократно до обеспечения требуемой чистоты поверхности емкости.
Недостатки указанного способа являются высокие затраты, связанные с применением ПАВ, невозможность их прямого слива за борт без предварительной очистки- нейтрализации и недостаточная эффективность
Цель изобретения - повышение эффективности очистки.
Указанная цель достигается тем, что согласно способу, заключающемуся в одновременном разогреве и активации забортной воды, смыве посредством этой
(Л
ч
ю с ел о
воды загрязнений со стенок емкостей и удалении смывок в отстойник с последующими их нейтрализацией и сливом, для активации и разогрева забортную воду пропускают через резервуар с двумя электродами, разделенными один от другого ионообменной мембраной на две полости для образования в раздельных частях емкости щелочной и кислой водной среды, затем щелочную водную среду используют для смыва загрязнений, а кислой водной средой проводят нейтрализацию смывок.
Активация и подогрев воды электролизом в емкости, снабженной электродами и разделенными один от другого диафрагмой, до образования в раз льных частях емкости щелочной и кислой водной среды создает возможность использования активированной воды в качестве щелочного моющего средства, при этом химически исходных компонент не изменяется, по существу оставаясь водой, одновременно изменив свои свойства, что позволяет резко активизировать водную мойку, исключая необходимость применения при мойке поверхностно активные вещества, характерную для известных способов.
Подача щелочной водной среды на загрязненную поверхность емкости (танка) и осуществление ею мойки, при этом вода, обладая щелочными свойствами, подобными водному раствору с ПАВ, более активно проникает через загрязненную поверхность и занимает положение под нею на стенке емкости, таким образом, очищая поверхность емкости при исключении использования ПАВ, снижают затраты на мойку. Направление кислой водной среды в отстойник, смешивание ее со смывками позволяет нейтрализовать щелочную водную среду в смывках, практически возвращая ее в исходное состояние простым смешиванием, при этом отмытый компонент активно деэмульгируется, сокращая отстаивание,
Предлагаемый способ очистки судовых емкостей от остатков наливных грузов осуществляют в следующей последовательности.
Первоначально забортную воду насосом 1 закачивают в резервуар (электролизер) 2, разделенный на две части диафрагмой - ионообменной мембраной 3,
в каждой из которых установлены электроды 4 (соответственно анод и катод), затем воду подвергают электролизу, при котором вокруг катода образуется щелочная водная
среда, а вокруг анода - кислотная среда и одновременно происходит разогрев воды. Щелочную воду моечным насосом 5 закачивают в моющие машинки 6 и через них под давлением, например, в виде струй подают
на загрязненную, например, мазутом поверхность емкостей (танков) 7 судна или другой емкости, и таким образом осуществляют отмывку стенок танка. Затем образованные смывки насосами 8 закачивают в
отстойник 9, куда предварительно подают полученную при электролизе кислую водную среду. Обе водные среды смешивают, нейтрализуя до исходного состояния и одновременно деэмульгируя отмытый продукт в
смывках, отстаивают и сливают за борт через трубопровод 10, а отмытый продукт удаляют по назначению.
Технико-экономические преимущества предлагаемого способа заключаются в том,
что исключаются затраты на применение химически активных добавок ПАВ, исключается необходимость от их очистки, при нейтрализации водных сред в отстойнике ускоряется процесс отстоя отмытого продукта.
Указанные преимущества позволяют достичь снижения затрат, при этом реализуется природоохранная функция предлагаемого способа - экологическая чистота.
Формула изобретения
Способ очистки судовых емкостей от остатков наливных грузов, заключающийся в одновременном разогреве и активации забортной воды, смыве посредством этой воды загрязнений с поверхности стенок емкостей и удаления смыва в отстойник с последующими их нейтрализацией и сливом, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности очистки, для активации и разогрева забортную воду пропускают через резервуар с двумя электродами, разделенными ионообменной мембраной на две полости для получения в этих полостях щелочной и кислой сред, и
полученную щелочную среду используют для смыва загрязнений, а кислой средой проводят нейтрализацию смывок
с
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОЧИСТКИ СУДОВЫХ ТОПЛИВНЫХ ТАНКОВ | 1999 |
|
RU2225802C2 |
Моющее антистатическое средство для очистки металлической поверхности от остатков нефтепродуктов | 1980 |
|
SU1124018A1 |
СПОСОБ МОЙКИ НАРУЖНОЙ ПОВЕРХНОСТИ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2004 |
|
RU2264312C1 |
Моющее средство для очистки поверхности от нефтепродуктов | 1975 |
|
SU618406A1 |
СПОСОБ ОЧИСТКИ ПОВЕРХНОСТИ ОТ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ | 2004 |
|
RU2262396C1 |
СПОСОБ ЛОКАЛЬНОЙ РЕАГЕНТНОЙ ОЧИСТКИ ОТРАБОТАННЫХ КОНЦЕНТРИРОВАННЫХ РАСТВОРОВ ОТ ИОНОВ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ, МАРГАНЦА | 2005 |
|
RU2299866C2 |
СПОСОБ ОЧИСТКИ ВНУТРЕННЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ЦИСТЕРН ОТ ОСТАТКОВ ОРГАНИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ И МОЮЩЕЕ СРЕДСТВО, ИСПОЛЬЗУЕМОЕ В СПОСОБЕ | 2007 |
|
RU2357811C1 |
СПОСОБ ОЧИСТКИ ТВЕРДЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ | 2006 |
|
RU2361685C2 |
Система утилизации нефтяныхОТХОдОВ МОйКи TAHKOB HA TAHKEPAX | 1979 |
|
SU839833A1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО МОЙКИ СУДОВЫХ ТАНКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ТАНКЕРОВ И ГАЗГОЛЬДЕРОВ К ТРАНСПОРТИРОВКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ | 2011 |
|
RU2468958C1 |
Использование: судостроение, в частности моющие устройства для танков наливных судов. Сущность: в одновременном разогреве и активации забортной воды в электролизере, разделенном ионообменной мембраной на две полости, получении в этих полостях кислой и щелочной водных сред и использовании щелочной среды для отмывки загрязнений со стенок танков, затем отстое и нейтрализации смывок указанной кислой водной средой. 1 ил
чхь
0
-гхжхи
г
-Х-1
v
Белоусов Л ,Н и др | |||
Технология морских перевозок грузов | |||
М,, 1978, с.321-323. |
Авторы
Даты
1992-08-07—Публикация
1988-06-01—Подача