Изобретение относится к аварийно-спасательным средствам и может быть использовано для оснащения аварийно-спасательных судов с целью обеспечения спасения группы людей, разбросанных на поверхности воды и потерявших силы.
Известно устройство (плот) для спасения людей на воде при аварии судна, содержащее надувные мягкооболочечные торообразные камеры плавучести, размещенные одна над другой, надувное днище и двухслойный мягкий тент поддерживающий надувными стойками.
Недостатками такого устройства являются низкая устойчивость без загрузки, что в условиях сильного ветра, волнения приводит к опрокидыванию при попытке спасаемых взобраться на плот, а также
непригодность для спасения разбросанных на поверхности воды людей, находящихся друг от друга на большом расстоянии, неспособных подплыть к устройству самостоятельно, т.е. устройство обуславливает пассивный принцип спасения людей.
Известно также устройство для сбора пострадавших с поверхности воды - островок плавучести, состоящее из двух спасательных надувных плотов со специальным трапом и надувных поплавков со средствами спасения, соединенных между собой тросом.
При сбрасывании плоты и спасательные комплекты располагаются на воде в виде подковы. Плоты находятся на концах этой подковы, С помощью троса пострадавшие могут добраться до плотов, взобраться на
них потрапам. а затем подтянуть спасательные комплекты, в которых находятся поисковые средства рация и другие средства жизнеобеспечения. Плоты используют также в качестве спасательной корзины при подъеме с находящимися в них людьми на борт судна.
Недостатком известного устройства является его низкая эксплуатационная эффективность. При его использовании спасаемые должны быть достаточно активными, обладать относительно большим запасом сил, чтобы добраться до одного из плотов и взобраться в одежде на него по трапу.
Известно также нэ /вное спасательное средство в виде надувного триморана с подвесным двигателем, содержащее камеры плавучести, расположенные одна параллельно другой и связанные между собой в носовой и кормовой оконечностях посредством поперечных надувных оболочек. На эти оболочки натянут тент. В кормовой части к поперечной оболочке крепится подвесной двигатель.
После обнаружения пострадавшего надувное спасательное устройство,управляемое человеком, направляется к спасаемому. Пострадавший сам или с помощью спасателя поднимается на тент.
Недостатком известного устройства являются его низкие эксплуатационные качества, которые в наибольшей степени проявляют себя в штормовых условиях, при сильном ветре и полнении. Волной или порывом ветра устройство может быть перевернуто, а спасатель окажется в ситуации спасаемого. Кроме этого, человеку, управляющему непосредственно устройством, даже при незначительном волнении трудно следить за местом нахождения пострадавшего и осуществлять соответствующие операции.
Цель изобретения - повышение эксплуатационных качеств путем улучшения управляемости средством.
Предлагаемое спасательное средство позволяет спасать обессилевших, разбросанных на акватории людей, от которых не требуется затрат сил на поиск спасательного средства, активное приближение и подъем на него.
Указанная цель достигается тем, что в надувное спасательное средство, содержащее камеры плавучести, расположенные параллельно одна другой и связанные между собой в носовой и кормовой оконечностях посредством поперечных надувных оболочек, снабжено пневмооболочками подушечного типа, слипом, а также буксирным
тросом, заключенным в чехол, при этом камеры плавучести соединены попарно посредством эластичных накладных листов, на камерах плавучести закреплены пневмооболочки подушечного типа, которые соединены между собой посредством дополнительных кормовых и носовых поперечных надувных оболочек, дополнительная кормовая поперечная надувная оболочка ус0 тановлена в верхней части, а носовая - в нижней части пневмооболочек подушечного типа. К носовой поперечной надувной оболочке под углом к днищу закреплен слип. Буксирный трос расположен по периметру
5 надувного спасательного средства между камерами плавучести и пневмооболочками подушечного типа и имеет карабин. Средство снабжено сетчатым полотном, закрепленным на дополнительной верхней
0 кормовой надувной оболочке и по периметру нижних надувных оболочек, а слип выполнен из пневмооболочек. установленных с зазором между собой.
Кроме того, надувное спасательное
5 средство снабжено гидростабилизатором, закрепленным по нижней части слипа и выполненным в виде набора примыкающих одно к другому сопл Посредством оттяжек гидростабилизатор соединен с камерами
0 плавучести Сопла гидростабилизатора изготовлены из мягкой ткани в форме усеченных пирамид. Верхняя и одна из боковых граней сопл перпендикулярны входному и выходному отверстиям и ориентированы со5 ответственно горизонтально и вертикально. Средство снабжено также двумя тросами, один из которых выполнен с торообраз- ными элементами плавучести и прикреплен к карабину буксирного троса, а второй при0 креплен к кормовой оконечности надувного спасательного средства.
Предложенное средство, имея высокие эксплуатационные качества, обеспечивает спасение людей на воде в самых сложных
5 экстремальных условиях. Повторяя путь движения судна, т.е. имея надежную систему наведения средства на пострадавшего, оно позволяет понять из воды разбросанных по акватории людей, независимо от их
0 физического состояния. Надувное спасательное средство, таким образом, обеспечивает -- активную форму спасения обессилевших людей методом подбора. Средство в собранном виде хранится на
5 судне. Приведение его в рабочее состояние осуществляется путем заполнения газом камер плавучести, мягких оболочек подушечного типа, образующих борта, цилиндрических оболочек, образующих слип, и поперечных надувных оболочек. В
результате наполнения образуется средство для спасения людей на воде, обладающее значительной плавучестью, сетчатым днищем, слипом.
С помощью двух тросов, прикрепленных к буксирному тросу средства, конструкцию соединяют с носовой и кормовой частями судна Готовое к работе средство сбрасывают с одного из бортов судна. При буксировке средства набегающий поток воды проходит через сопла гидростабилизатора и воздействует на его грани
Сила воздействия потока зависит от угла наклона граней, их площади (для стабилизатора в целом сила зависит от суммарной площади боковых и нижних граней соответственно, т.е от количества сопл) и скорости буксировки средства. Сила воздействия потока на нижние грани сопл обеспечивает заглубление нижней части слипа, к которой закреплен гидростабилизатор, на глубину 500-1000 мм, а сила воздействия на боковые грани отводит устройство от борта судна на расстояние, ограниченное длиной кормового троса. Две другие грани сопл, перпендикулярные входному и выходному отверстиям, вместе с наклонными гранями обеспечивают средство устойчивое движение по курсу и заглубление предупреждая его ветровой снос, значительно снижая качку. Оттяжки соединяющие нижнюю часть гидростабилизатора с носовыми оконечностями камер плавучести предупреждают смятие и запорачивание сопл из мягкой ткани. Набегающий на средство поток воды, сталкиваясь со слипом, состоящим из пнев- мооболочек, огражденным пневмооболоч- ками подушечного типа, образует восходящий по слипу поток, который подхватывает плавающих на поверхности воды обессилевших людей и обеспечивает их подъем на сетчатое днище средства. Пнев- мооболочки подушечного типа, сетчатая кормовая переборка, подъем кормовой части слипа над сеткой днища предотвращают выпадение спасенных за пределы средства. Последнее выполненное из эластичных пневмооболочек, достаточно больших размеров, обеспечивает возможность его швартовки к судну даже при сильном ветре и волне, в результате чего значительно упрощается задача подъема спасенных на борт судна.
Предложенное средство, имея надежную систему управления, обладает высокими эксплуатационными качествами и обеспечивает активную форму спасения людей на воде, участие которых при правильном маневрировании судна с устройством сводится к минимуму У обессилевших людей отпадает необходимость разыскивать брошенное с судна спасательное средство, плыть к нему и подниматься на него. Спасаемым достаточно поддерживать себя на плаву и оказаться на курсе средства, что обеспечивается главным образом маневрированием судна со спасательным средст- выом, в худшем случае - в зоне, ограниченной курсами судна со средством.
0 В этом случае спасаемые при движении судна скользят по плавающему на поверхности воды дополнительному тросу с нани- занными на него тсрообразными баллонами, приближаясь к слипу спасатель5 ного средства.
На фиг.1 изображено средство для спасения людей на воде, общий вид; на фиг.2 - то ж , вид сбоку; на фиг.З - то же, вид спереди; на фиг.4 - то же, вид сверху; на
0 фиг.5 - взаимное размещение средства и судна в режиме совместной работы.
Средство для спасения людей на воде содержит четыре камеры 1 плавучести, выполненные в виде цилиндрических водога5 зонепроницаемых баллонов из эластичного материала. Камеры размещены параллельно одна относительно другой и попарно со- единены между собой посредством накладных листов 2 (фиг.З). а сдвоенные ка0 меры между собой соединены посредством поперечных надувных оболочек 3: носовой 3.1 и кормовой 3.2 (фиг.2 и 4). Межу камерами 1 плавучести и вдоль поперечных надувных оболочек 3 заведен буксирный трос 4,
5 изолированный чехлом 5 из прочной мягкой ткани и образующий петлю (не показано) по всему периметру средства с выходом буксирного конца 4.1 по-борту устройства. К буксирному тросу крепится карабин 4.2. Че0 хол 5 на тросе предохраняет от повреждений соприкасающихся с ним поверхности оболочек. Над тросом к камерам 1 плавучести посредством накладок 6 прикреплены пневмооболочки подушечного типа 7, сое5 диненные между собой дополнительными поперечными надувными оболочками 8, одна из которых, кормовая 8.1. закреплена в верхней части пневмооболочек подушечного типа, другая, носовая 8.2, - в нижней. На
0 носовой дополнительной поперечной надувной оболочке 8.2 закреплен наклонно относительно горизонтальной плоскости слип 9, выполненный из цилиндрических пневмооболочек 10, размещенных одна относи5 тельно другой с зазором 11 Верхняя часть слипа 9 выступает за поперечную оболочку 8,2, а к нижней его части прикреплен гидростабилизатор 12 из мягкой ткани. Гидростабилизатор имеет набор примыкающих один к другому сопл 13, выполненных в виде усеченных пирамид, верхняя 13.1 и одна из боковых граней 132 которых перпендикулярны к входному и выходному отверстиям. В гидростабилиз торе эти грани соориенти- рованы соответственно горизонтально и вертикально Две другие грани 13.3 и 13.4 сопл наклонны к вхо тому и выходному отверстиям. Нижняя часть стабилизатора (фиг.2) г помощью оттяжек 14 соединена с носоп й оконечностью камер 1 плавучести. В кормовой части средства (фиг.1 и 4), за слипом, между камерами 1 плавучести на уровне их верхней части, установлено прикрепленное к оболочке 3,1 сетчатое полотно 15. В кормовой части сетчатое полотно пе- оеходит в вертикальную переборку 16. Вертикальная переборка прикреплена к поперечным оболочкам 8.1 и 3.2. Все оболочки средства снабжены шлангами 17 наполнения и предохранительными клапанами 18. Кроме этого, устройство снабжено двумя тросами 19 и 20. Трос 19, кормовой, прикреплен к кормовой оконечности средства к буксирному тросу 4 в районе поперечной оболочки 3.2, Трос 20 с нанизанными на него торообразными элементами 21 плавучести прикреплен к карабину 4.2.
Средство для спасения людей на воде работает следующим образом.
Средство хранится на судне-спасателе 22 в сложенном состоянии. При переходе судна 22 к месту аварии устройство приводят в рабочее состояние. Для этого заполняют газом (воздухом) оболочки 1,7, 10, 3 и 8. Затем к буксирному тросу 23 судна, закрепленному в носовой его части, присоединяют с помощью карабина 4.2 буксирный конец средства. Также в носовой части судна к борту на высоте, обеспечивающей плавание троса на поверхности воды, присоединяют дополнительный трос 20 с торообразными элементами плавучести. Кормовой трос 19 прикрепляют к корме судна. В районе бедствия готовое к работе устройство сбрасывают с борта судна, при движении которого поток воды проходит через сопла 13 гидростабилизатора 12 и воздействует на наклонные грани, При воздействии потока на боковые грани 13,3 устройство отходит от борта судна на расстояние, ограниченное кормовым тросом 19. При воздействии потока на нижние грани 13.4 происходит заглубление слипа. Поток воды, проходящий через сопла 13, обеспечивает устойчивость движения средстве по курсу судна. При подходе средства к спасаемому последний подхватывается потоком воды, восходящим по слипу 9, между оболочками подушечного типа, и поднимается на сетчатое полотно
средства. Дополнительная поперечная носовая надувная оболочка 8 2, оболочки подушечного типа 7, вертикальная переборка 16 предохраняет спасаемых от выпадания
за пределы средства. С помощью троса 20 с поплавками люди, не попавшие на слип, могут самостоятельно перемещаться в направлении средства. Система управления средством с судна создает благоприятные
условия для проведения спасательной операции. С борта судна можно визуально наблюдать за поведением людей на воде, а меняя курс судна, можно добиться размещения средства с подветренной стороны.
При подъеме части или всех спасенных людей средство, связанное с судном, подтягивают к его борту и обеспечивают подъем людей на борт.
Формула изобретения
1. Надувное спасательное средство, содержащее камеры плавучести расположенные параллельно одна другой и связанные между собой в носовой и кормовой оконечностях посредством поперечных надувных оболочек, отличающееся тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств путем улучшения управляемости средства, оно снабжено пнепмооболочками
подушечного типа, слипом, выполненным из пневмооболочек, установленных с зазором между собой гидростабилизатором, выполненным в виде набора сопл, примыкающих одна к другой, и закрепленным на
нижней части упомянутого слипа, а также буксирным тросом, заключенным в чехол, при этом упомянутые камеры плавучести соединены попарно посредством эластичных накладных листов, а пневмооболочки подушечного типа закреплены на упомянутых камерах плавучести и соединены между собой посредством дополнительных кормовых и носовых поперечных надувных оболочек, при этом кормовая поперечная
надувная оболочки установлена в верхней части пневмооболочек подушечного типа, а носовая, на которой под углом к днищу закреплен упомянутый слип, установлена в нижней части пневмооболочек подушечного типа, причем буксирный трос расположен по периметру надувного спасательного средства между камерами плавучести и пневмооболочками подушечного типа и снабжен карабином, при этом надувное спасательное средство снабжено сетчатым полотном, закрепленным на верхней кормовой надувной оболочке и по периметру нижних надувных оболочек с образовани- ем днищевого настила и кормовой переборки.
2. Средство по п.1.отличающееся тем, что оно снабжено двумя тросами, один из которых выполнен с торообразными пла- вучестями и прикреплен к карабину буксирного троса, а другой прикреплен к кормовой оконечности надувного спасательного средства.
Использование: аварийно-спасательные средства для спасения группы людей, разбросанных по воде. Сущность изобретения: спасательное средство содержит надувные камеры плавучести, расположенные одна параллельно другой и связанные между собой в носовой и кормовой частях посредством поперечных оболочек. На камерах плавучести закреплены пневмоо- болочки подушечного типа, соединенные между собой посредством дополнительных поперечных оболочек. К носовой из них под углом к днищу прикреплен слип из пневмо- оболочек, установленных с зазором между собой. К нижней части слипа прикреплен гидростабилизатор из набора примыкающих одно к другому сопл. При подходе судна к месту аварии заполняют газом оболочки и сбрасывают устройство с борта. При движении буксируемого устройства поток воды проходит через сопла, воздействуя на устройство, ограниченное в перемещении от судна тросом, а спасаемый подхватывается потоком воды, восходящим по слипу. Положительный эффект: спасение обессилевших, разбросанных на воде людей. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
8
yir ll
w
jjj ( «j А Л
10 1C/ s
.
фиг.1
//
Фиг.2
1752653 U А/ 9/0 //(б
Фиг.5
/а ш к.г af a tz
Редактор А.Козориз
Составитель В.Алексеев
Техред М.Моргентал,Корректор С.Юско
(7
НАДУВНОЕ СПАСАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО | 1970 |
|
SU421577A1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1992-08-07—Публикация
1990-05-14—Подача