Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в машинах и механизмах различного назначения для предохранения их от перегрузок и поломок, например в металлорех ущих станках, механизмах подъемно-транспортных машин, прокатных станах и т.п.
Известны различные конструкции предохранительных фрикционных муфт.
Известна, например, предохранительная фрикционная муфта повышенной точности конструкции Н.Д.Вернера. Эта муфта содержит ведущую и ведомую полумуфты, нажимной и упорный диски, между которыми с возможностью осевого перемещения установлены промежуточные фрикционные диски, Пружину, взаимодействующую с нажимным диском, механизм регулирования усилия пружины. Между нажимным и упорным дисками в гнездах переменной глубины установлены шарики
Недостаток этой муфты заключается в сложности ее изготовления, так как в процессе изготовления необходимо строго соблюдать идентичность размеров диаметра шариков и размеров гнезд в дисках. Кроме того, контакт шариков и поверхностей гнезд происходит по точкам, что приводит к высоким контактным напряжениям, быстрому износу поверхностей гнезд и, как следствие, к снижению надежности и работоспособности муфты.
Известна также предохранительная фрикционная муфта с зубчатойинтовым отжимным устройством, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, нажимной диск, установленный на ведущей полумуфте с возможностью относительного вращения и осевого перемещения, упорный диск, промежуточные фрикционные диски, установленные между упорным и нажимными дисками, пружкну, взаимодействующую с
Ј
нажимным диском, механизм регулирования усилия пружины, а также отжимное ут- сройство, включающее солнечную шестерню, а закрепленную на ведущем валу и входящую в зацепление с сателлитами, взаимодействующими с нажимным диском посредством винтовых пар.
Недостатками предохранительной муфты с зубчато-винтовым отжимным устройством являются сложность конструкции и повышенная материалоемкость из-за наличия винтовых пар. Кроме того, из-за неточностей сборки одной из винтовых пар возможна непараллельность рабочих поверхностей фрикционных дисков, что ведет к неполному контакту поверхностей трения, быстрому их износу, а следовательно, невысокой надежности муфты.
Наиболее близким техническим решением по конструктивному исполнению и достигаемому результату являетсч предохранительная фрикционная муфта, содержащая ведущую и ведомую попумуф- ты, нажимной диск, установленный на веду- ШРЙ полумуфте и подпружиненный восевом направлении упругим элементом, фрикционные диски, установленные между ведомой полумуфтой и нажимным диском с возможйостью осевого перемещения, механизм регулирования усилия упругого элемента, также отжимное устройство, выполненное в виде винтовой пары, винт которого закреплен на ведущем валу, а гайка жестко закреплена по окружности нажимного диска на его торцевой поверхности, обращенной к винту, причем нажимной диск установлен на ведущем валу с возможностью свободного относительно него вращения.
Недостаток этой муфты заключается в невысокой точности срабатывания, что объясняется значительной величиной зоны нечувствительности.
Целью изобретения является повышение эксплуатационных качеств путем повышения точности срабатывания за счет снижения зоны нечувствительности.
Поставленная цель достигается тем, что в предохранительной фрикционной муфте, содержащей ведущую и ведомую полумуфты, связанные посредством, по меньшей мере, одного фрикционного диска, подпружиненного через установленный на ведущей полумуфте нажимной диск к жестко закрепленному на ведомой полумуфте упорному диску, отжимной механизм, выполнен- ный в виде элементов винтовой несамотормозящейся пары один из которых размещен на нажимном диске, а второй на ведущей полумуфте, согласно изобретению, элементы винтовой несамотормозящейся пары выполнены с криволинейным выпуклым профилем боковых поверхностей Кроме того, с целью повышения долго- вечности, элементывинтовой
несамотормозящейся пары могут быть выполнены в виде элементов косозубого зацепления, которые расположены на косозубых шестернях, при этом второй эле- 0 мент указанной пары выполнен в виде солнечной шестерни, а первый в виде, по меньшей мере, одного сателлита.
На чертеже изображена предохранительная фрикционная муфта. 5 Предохранительная фрикционная муфта содержит ведущую 1 и ведомую 2 полумуфты. На ведомой полумуфте закреплен упорный диск 3, На ведущей полумуфте установлен нажимной диск 4, подпружинен- 0 ный упругим элементом 5. Усилие упругого элемента изменяется с.помощью механизма регулирования 6. Между нажимным и упорным дисками установлены с возможностью осевого перемещения -фрикционные 5 диски 7, Предохранительная муфта содержит также отжимное устройство, состоящее из косозубой солнечной шестерни 8, закрепленной на ведущей полумуфте и входящей в зацепление с косозубыми 0 сателлитами 9, закрепленными на нажимном диске,
Предохранительная фрикционная муфта работает следующим образом.
При вращении ведущей полумуфты 1 5 крутящий момент передается через солнечную шестерню 8, сателлиты 9 на нажимной диск 4, затем через фрикционные диски 7, упорный диск 3 на ведомую полумуфту 2. Так как солнечная шестерня и сателлиты 0 косозубые, то пропорционально величине передаваемого крутящего момента в зацеплении создается осевая сила, действующая на нажимной диск 4 и направленная против усилия упругого элемента 5. 5 При возрастании крутящего момента выше допустимой величины, осевая сила от - водит нажимной диск от дисков 7, при этом происходит их пробуксовка, что позволяет предохранять узлы и детали привода от пе- 0 регрузки и поломки
Элементы винтовой несамотормозящейся пары имеют криволинейные выпуклые профили боковых поверхностей, что позволяет повысить точность срабатывания 5 муфты за счет снижения зоны нечувствительности. Кроме того, выполнение злемен- TOS винтовой пары в виде элементов косозубого зацепления, которые расположены на косозубых сателлитах и солнечной шестерне позволяет повысить долговечность муфты путем перестановки тов с фазовым сдвигом по мере их износа
Технико-экономический эффект от изобретения заключается в повышении эксплуатационных качеств путем повышения точности срабатывания муфты
Формула изобретения 1. Предохранительная фрикционная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, связанные посредством по меньшей мере одного фрикционного диска, подпружиненного через установленный на ведущей полумуфте нажимной диск к жестко закрепленному на ведомой полумуфте упорному диску, отжимной механизм, выполненный в виде элементов винтовой несамотормозящейся пары, один из которых
размещен на нажимном диске, другой - на ведущей полумуфте, отличающаяся тем, что, с целью повышения эксплуатационных качеств путем повышения точности
срабатывания путем снижения зоны нечувствительности, элементы винтовой несамотормозящейся пары выполнены с криволинейным выпуклым профилем боковых поверхностей.
0 2 Муфта по п. 1,отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности, элементы винтовой несамотормозящейся пары выполнены в виде элементов косозу- бого зацепления, которые расположены на
5 косозубых шестернях, при этом второй элемент указанной пары выполнен в виде солнечной шестерни, а первый в виде, по меньшей мере, одного сателлита.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Предохранительная фрикционная муфта высокой чувствительности | 1976 |
|
SU572607A1 |
Фрикционная предохранительная муфта повышенной точности срабатывания | 1980 |
|
SU894240A1 |
Предохранительная фрикционная муфта А.Л.Лаврова | 1990 |
|
SU1742546A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1986 |
|
SU1518583A1 |
Предохранительная фрикционная муфта высокой чувствительности | 1976 |
|
SU600341A2 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1986 |
|
SU1479747A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1977 |
|
SU617636A1 |
Предохранительная муфта | 1979 |
|
SU844847A1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА | 1993 |
|
RU2036344C1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1976 |
|
SU693068A1 |
Использование: ограничение величины передаваемого крутящего момента: Сущность изобретения: предохранительная фрикционная муфта содержит полумуфты, связанные по меньшей мере одним фрикционным диском, распо/Го женным между упорным и нажимными дисками. Последний связан с ведущей полумуфтой элементами (Э) винтовой несамотормозящейся пары, которые выполнены с криволинейным выпуклым профилем боковых поверхностей. (Э) винтовой пары могут быть выполнены в виде Э косозубого зацепления, расположенных на сопряженных шестернях, одна из которых - солнечная. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
6 /
-vjpHrfgmfeyr тавааЯила аиц, mamaaiut vtaiAaa
ГУ
Поляков B.C., Барбзш И Д Муфты, Конструкций и расчет | |||
Л.: Машиностроение, 1973, с.286, рис.204 | |||
Есипенко Я.И., Паламаренко А.З., Афанасьев МК | |||
Муфты повышенной точностиdr- раничения нагрузки, Киев: Техника, 1972, с.18, рис.3 | |||
Предохранительная муфта | 1973 |
|
SU794270A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-08-15—Публикация
1989-10-30—Подача