Изобретение относится к запуску двигателей внутреннего сгорания, а именно к запуску газотурбинного двигателя с использованием электрических цепей зажигания.
Цель изобретения - повышение надежности устройства в работе.
На фиг.1 представлена структурная схема устройства; на фиг 2 - структурная схема узла контроля состояния накопителей; на фиг.З - структурная схема узла стабилизации напряжения питания агрегата зажигания; на фиг.4 - структурная схема узла элементов управления, коммутации и сигнализации с подключенными к нему накопите- лями источника питания агрегата зажигания.
Устройство электрического запуска газотурбинного двигателя содрржит блок 1 запуска и регулирования, аккумуляторную батарею 2, агрегат 3 зажигания, датчик 4 частоты вращения или давления топлива и датчик 5 температуры газов зэ турбиной,
датчик 4 частоты вращения или давления топлива и датчик 5 температуры газов за турбиной подключены соответственно к второму и первому входам блока 1 запуска и регулирования, первый вывод аккумуляторной батареи 2 подключен к третьему входу блока 1 запуска и регулирования второй вывод аккумуляторной батареи 2 и первый вывод агрегата 3 зажигания подключены к шине Корпус. Кроме того устройство содержит накопители 6 источника питания агрегата зажигания, блок 7 автоматики, выполненный в виде узла 8 контроля состояния накопителей, узла 9 стабилизации на пряжения питания агрегата зажигания, узла 10 элементов управления, коммутации и сигнализации, узла 11 контроля частоты вращения или давления топлива и узла 12 контроля температуры газов за турбиной первый вход узла 10 элементов управления коммутации и сигнализации подключен к первому выводу аккумуляторной батареи 2, второй, третий, четвертый пятый и шестой
VJ
СП
о ел ю со
входы - соответственно к первому выводу аккумуляторной батареи 2, второй, третий, четвертый, пятый и шестой входы - соответственно к первому, второму, третьему, четвертому и пятому выходам блока 1 запуска и регулирования, седьмой вход - к выходу узла 11 контроля частоты вращения или давления топлива, восьмой - к выходу узла 12 контроля темепратуры газов за турбиной, девятый и десятый входы - соответственно к первому и второму выходам узла 9 стабилизации напряжения питания агрегата зажигания, одиннадцатый, двенадцатый и тринадцатый входы - соответственно к первому, второму и третьему выходам узла 8 контроля состояния накопителей, первый, второй, третий, четвертый, пятый и шестой выходы - соответственно к второму выводу агрегата 3 зажигания, входу узла 11 контроля частоты вращения или давления топлива, входу узла 12 контроля температуры газов за турбиной, входу узла 9 стабилизации напряжения питания агрегата зажигания и первому и второму входам узла 8 контроля состояния накопителей, оставшиеся выводы узла 10 элементов управления, коммутации и сигнализации подключены к выводам накопителей б источника питания агрегата зажигания.
Узел 8 контроля состояния накопителей (фиг.2) содержит формирователь 13 напряжения, первый делитель 14 напряжения, первую схему 15 сравнения, схему НС 16, схему И 17, счетчик 18, первый 19, второй 20 и третий 21 усилители, входы формирователя 13 напряжения и первого делителя 14 напряжения подключены соответственно к пятому и шестому выходам, я выходы первого 19, второго 20 и третьего 21 усилителей подключены соответственно к одиннадцатому, двенадцатому и тринадцатому входам узла 10 злементов управления, коммутации и сигнализации, выход формирователя 13 напряжения подключен к первому входу первой схемы 15 сравнения, выход которой подключен к первому входу схемы И 17 и входу схемы НЕ 16, выход которой подключен к первому усилителю 19, выход первого делителя 14 напряжения подключен к вторым входам первой схемы 15 сравнения и схемы И 17, выход последней подключен к входу счетчика 18, первый и второй выходы которого подключены к входам соответственно второго 20 иЧретьего21 усилителей.
Узел 9 стабилизации напряжения питания агрегата зажигания (фиг.З) содержит стабилизатор 22 напряжения, второй делитель 23 напряжения, источник 24 опорного напряжения, вторую схему 25 сравнения,
четвертый усилитель 26, входы стабилизатора 22 напряжения и второго делителя 23 напряжения подключены к четвертому выходу, а выходы стабилизатора 22 нэпряжения и четвертого усилителя 26 подключены соответственно к девятому и десятому входам узла 10 элементов управления, коммутации и сигнализации, выходы второго делителя 23 напряжения и источника 24
0 опорного напряжения подключены - первому и второму входам второй схемы 25 сравнения, выход которой подключен к входу четвертого усилителя 26.
Узел 10 элементов управления, комму5 тации и сигнализации (фиг,4) содержит первый 27, второй 28 и третий 29 контакторы, первое, второе, третье, четвертое, пятое, шестое и седьмое реле 30 - 36 соответственно, реле 37 времени, первый 38, второй 39,
0 третий 40 и четвертый 41 диоды, резистор 42, кнопку 43, первую 44, вторую 45 и третью 46 сигнальные лампы, шину 47 питания, первый 4В, второй 49 и третий 50 замыкающие контакты третьего контактора 29, раз5 мыкающий контакт 51 второго контактора 28, первый 52, второй 53, третий 54 и четвертый 54 размыкающие контакты первого контактора 27, замыкающий контакт 56 реле 37 времени, размыкающий контакт 57 второго
0 реле 31, первый 58 и второй 59 размыкающие контакты третьего реле 32, первый 60 и второй 61 замыкающие контакты второго контактора 28, первый 62 и второй 63 размыкающие контакты четвертого реле 33,
5 размыкающий контакт 64 пятого реле 34, первый 65; второй 66 и третий 67 замыкающие контакты третьего реле 32, первый 68 и второй 69 замыкающие контакты седьмого реле 36, первый и второй замыкающие кон0 такты 70 и 71 шестого реле 35, первый 72 и второй 73 замыкающие контакты первого реле 30, первый 74, второй 75, третий 76 и четвертый 77 замыкающие контакты первого контактора 27, первый 78 и второй 79
5 замыкающие контакты второго реле 31, замыкающий контакт 80 четвертого реле 33, пятый выход блока 1 запуска и регулирования через третий размыкающий контакт 50 третьего контактора 29 подключен к входу
0 узла 12 контроля температуры газов за турбиной, выход которого через второе реле 31 подключен к шине Корпус, а через первый замыкающий контакт 78 второго реле 31 - к шиче 47 питания, четвертый выход блока 1
5 запуска и регулирования подключен через второй размыкающий контакт 49 третьего контактора 29 к входу узла 11 контроля частоты вращения или деления топлива, выход которого через первое реле 30 подключен к шине Корпус, а через первый замыкающий контакт 72 первого реле 30 - к шине 47 питания, первый вывод аккумуляторной батареи 2 подключен к первому выводу первого размыкающего контакт 48 третьего контактора 29, второй вывод которого подключен через кнопку 43 к шине 47 питания и первым выводам размыкающего контакта 51 и первого замыкающего контакта 60 второго контактора 28, второй вывод последнего подключен к первым выводам второго замыкающего контакта 73 первого реле 30, первого размыкающего контакта 62 четвертого реле 33 и второго замыкающего контакта 79 второго реле 31, первые выводы первого 27, второго 28 и третьего 29 контакторов третьего 32, четвертого 33, пятого 34, шестого 35 и седьмого 36 реле и реле 3.7 времени подключены к шине Корпус, второй вывод размыкающего контакта 51 второго контактора 28 подключен к второму выводу реле 37 времени и аноду первого диода 38, катод которого подключен через резистор 42 к первым выводам первого размыкающего контакта 52 и третьего размыкающего контакта 54 первого контактора 27 и второго замыкающего контакта 61 второго контактора 28, второй вывод которого подключен через второй размыкающий контакт 59 третьего реле 32 к второму входу узла 8 контроля состояния накопителей, первый вход которого подключен к шине 47 питания, которая через размыкающий контакт
57второго реле 31 подключена к первым выводам первого размыкающего контакта
58третьего реле 32, первого размыкающего контакта 65 третьего реле 32, замыкающего контакта 80 четвертого реле 33 и второго размыкающего контакта 63 четвертого реле 33, второй вывод последнего подключен к первым выводам первого замыкающего контакта 68 седьмого реле 36, первого 70 и второго 7Т замыкающих контактов шестого реле 35, второй вывод первого замыкающего контакта 68 седьмого реле 36 подключен к второму выводу седьмого реле 36 и второму выходу блока 1 запуска и регулирования, третий выход которого подключен к второму выводу третьего контактора 29, а первый - к аноду второго диода 39, катод которого подключен к второму выводу агрегата 3 зажигания и катоду третьего диода 40, анод которого подключен к первому выходу уЗла 9 стабилизации напряжения питания агрегата зажигания, второй выход которого подключен к вторым выводам четвертого реле 31 и замыкающего контакта 80 четвертого реле 33, а вход - к первому выводу первого замыкающего контакта 74 первого контактора 27, второй вывод которого подключен к второму выводу первого размыкающего
контакта 52 первого контактора 27 и первому выводу накопителей 6 источника питания агрегата зажигания, третий вывод которых подключен к второму выводу третьего раз- 5 мыкающего контакта 54 первого контактора 27, а второй через второй размыкающий контакт 53 первого контактора 27 - к шине Корпус и через последовательно соеди- ненные второй замыкающий контакт 75 пер- 10 вого контактора 27 и третий замыкающий контакт 76 первого контактора 27 - к второму выводу третьего размыкающего контакта 54 первого контактора 27, шина 47 питания через последовательно соединен- 15 ные четвертый размыкающий контакт 55 первого контактора 27, третий замыкающий контакт 67 третьего реле 32 и первую сигнальную лампу 44 подключена к шине Корпус, шина 47 питания через 0 последовательно соединенные четвертый замыкающий контакт 77 первого контактора 27 и вторую сигнальную лампу 45 подключен к шине Корпус, второй вывод замыкающего контакта 71 шестого реле 35 через 5 третью сигнальную лампу 46 подключен к шине Корпус, второй вывод первого замы- каюш,его контакта 70 седьмого реле 36 подключен к второму выводу шестого реле 35, третьему выходу узла 8 контроля состояния 0 накопителей и аноду четвертого диода 41, катод которого подключен к первому выходу узла 8 контроля состояния накопителей, второму выводу третьего реле 32, второй выход узла 8 контроля состояния накопите- 5 лей подключен к второму выводу пятого реле 34, второй вывод первого размыкающего контакта 58 третьего реле 32 через замыкающий контакт реле 37 времени подключен к вторым выводам второго контактора 28 и 0 размыкающего контакта 64 пятого реле 34, второй вывод которого подключен к второму выводу первого размыкающего контакта 62 четвертого реле 33, второй вывод второго замыкающего контакта 73 первого реле 30 5 через последовательно соединенные второй замыкающий контакт 66 третьего реле 32 и второй замыкающий контакт 69 седьмого реле 36 подключен к второму выводу первого контактора 27. На фиг.4 также 0 показаны накопители 81 и 82 источника питания агрегата зажигания.
Устройство электрического запуска газотурбинного двигателя работает следующим образом.
5 С подачей питания от аккумуляторных батарей 2 (фиг. 1} на блок 1 запуска и регулирования, оно также поступает на блок 7 автоматики - на Вх.1 узла 10 и далее (фиг.4) через размыкающий контакт 48 контактора 29 и через размыкающий контакт кнопки 43
на шину 47 питания. С последней питание через Вых.5 узла 10 подается на Вх.1 узла 8 и формирователь 13. При этом формирователь 13 формирует напряжение Ui (величина Ui выбирается из условия доста- точности запасаемой энергии в накопителях 6, при подключении их на зарядку к определенному источнику электрической энергии - аккумуляторной батарее, для обеспечения надежного электропитания агрегата зажи- гания в течение времени достаточного для надежного поджига топливовоздушной смеси и достижения определенной температуры газов за турбиной). Одновременно с этим питание поступает и на накопители б, которые заряжаются по цепи: Вх,1 узла 10, контакт 48, размыкающий контакт 51 контактора 28, диод 38, резистор 42 и далее по двум цепям: первая - размыкающий контакт 52 контактора 27, вывод узла 10 плго- совой.и минусовой выводы первого накопителя 81, вывод узла 10, шина Корпус - минус батареи 2, вторая - размыкающий контакт 54 контактора 27, вывод узла 10, плюсовой и минусовой выводы второго накопителя 82, шина Корпус - минус батареи 2, (Величина резистора 42 выбирается из условия ограничения броска тока заряда накопителя до допустимого значения). С момента подачи питания на накопители 81 и 82 получает питание реле 37 времени по цепи: Вх.1 узла 10. контакт 48, контакт 51, реле 37 времени, шина Корпус. Реле 37 работаете выдержкой времени (выдержка времени выбирается из условия заряда накопите- лей), оно своим замыкающим контактом 56 подает питание на контактор 28 по цепи: шина 47 питания, размыкающий контакт 57 реле 31, размыкающий контакт 58 реле 3, контакт 56, контактор 28, шина Корпус. Контактор 28 срабатывает и своим замыка- - ющмм контактом 60 самоблокируется по цепи: Вх.1и, узла 10, контакт 60, размыкающий контакт 62 реле 33, размыкающий контакт 64 реле 34, контактор 28, шм- на Корпус. При этом контактр 28 своим размыкающим контактом 52 обрывает цепь заряда накопителей 81 и 82, а замыкающим контактом 61 контактор 28 подключает накопители 81 и 82 источника энергии к узлу 8 для проверки величины заряда накопителей по цепи: плюсовые выводы накопителей 81 и 82, выводы узла 10, контакты 52 и 54 контактора 27, контакт 61 контактора 28, размыкающий контакт 59 реле 32, Вых.б узла 10, Вх.2 узла 8, схема делитель 14 напряжения. Последний формирует напряжение 1)2, пропорциональное зараженности накопителей. Напряжение Ui (фиг.2) с формирователя 13 поступает на Вх, 1, а напряжение
U2 на Вх.2 схемы 15 сравнения, в результате на выходе появляется сигнал, который подается на схему НЕ 16 и Вх.1 схемы 17 И, Если в результате сравнения Ui и Uz получится, что U2 Ui схема НЕ 16 через схему усилитель 19 на Вых.1 узла 8 выдаст сигнал, в который поступает на Bx.11 узла 8 (фиг.1) и далее на реле 32 шину Корпус. Реле 32 срабатывает и своим замыкающим контактом 65 самоГ юкиру- ется по цепи; шина 47 питания, контакт 57, контакт 65, реле 32 шина Корпус. Реле 32 своим контактом 59 обрывает цепь проверки величины заряда накопителей, а замыкающими контактами 66 и 67, соответственно, готовит цепь подачи питания на контактор 27 и подает питание на сигнальную лампу 44 по цепи: шина 47 питания, размыкающий контакт 55 контактора 27, контакт 67, лампа 44, шина Корпус. Работа лампы 44 сигнализирует оператору о достаточности заряда накопителей 81 и 82 и возможности запуска энергоагрегата.
Если же в результате сравнения Ui и U2 получится, что U 1 Ua. схема И 17 (фиг.2), при наличии на Вх.2 напряжения U2. на выходе выдаст сигнал, поступающий на вход счетчика 18, который через Вых.1 и усилитель 20 на Вых.2 узла 8 выдаст сигнал, при этом на Вых.1 узла 8 сигнал отсутствует. Сигнале Вых.2 узла 8 (фиг.1) через Вх.12 узла 10 поступает на реле 34, которое срабатывает и своим контактом 64 обрывает цепь питания контактора 28. Последний саомм контактом 51 восстанавливает цепь заряда накопителей от аккумуляторной батареи и цикл заряда повторяется аналогич- но описанному выше. По истечении времени работы рело 37 времени повторяется процесс контроля напряжения на накопителях (проверка состояния накопителей) как описано выше. Если в этом случае будет , устройство сработает аналогично описанному выше,
В случае, когда окажется, что Ui U2, то счетчик 18 (фиг.2) выдаст сигнал на Вых.2, которь,й через усилитель 21 выдаст сигнал на Вых.З. С Вых.З узла 8 (фиг.1) сигнал поступает на Вх. 13 узла 10 и далее на реле 35, а также через диод 41 и на реле 32. Сработав, реле 32 осуществляет переключения цепей коммутации согласно описанному -выше, реле 35 своим замыкающим контактом 70 самоблокируется по цепи: шина 47 питания, контакт 57, размыкающий контакт 63 реле 33, контакт 70, реле 35, шина Корпус. Вторым замыкающим контактом 71 реле 35 подает питание на сигнальную лампу 46 по цепи: шина 47 питания, контакт 57, контакт 63, контакт 71, сигнальная лампа 46, шина Корпус. При работе сигнальных ламп 44 и 46 одновременно сообщается оператору, что схема готова к запуску, но накопители 81 и 82 запасли энергии меньше расчетной для надежности поджига топливовоздушной смеси.
В дальнейшем, с нажатием на кнопку Запуск на щитке оператора (на чертеже условно не показана) сигнал с вывода Запуск блока 1 запуска и регулирования (фиг.1) поступает на блок 7 автоматики и далее через Вх.З узла 10 поступает на реле 36, которое, сработав, самоблокируется своим замыкающим контактом 68 по цепи: шина 47 питания, контакты 57, 63 и 69, реле 36, шина Корпус. Вторым замыкающим контактом 69 реле 36 готовит цепь питания контактора 27.
С нажатием на кнопку Запуск начинается процесс раскрутки газовой турбины по циклограмме, заложенной в блоке 1 запуска и регулирования, С достижением частоты вращения, обеспечивающей надежный распыл топлива (или с достижением определенного давления топлива в системе топли- воподачи в камеру сгорания двигателя), сигнал датчика 4 частоты вращения (давления топлива) (фиг.1) через блок 1 запуска и регулирования поступает на блок 7 автоматики и далее через Вх.5 узла 10, размыкающий контакт 49 контактора 29, В,ых,2и узла 10 поступает на Вх. узла 11, который, обработав его соответствующим образом, на Вых. узла 11 выдает сигнал, поступающий на Вх.7 узла 10 и реле 30. Реле 30 соабатывает и своим замыкающим контактом 72 самоблокируется по цепи: шина 47 питания, контакт 72, реле 30, шина Корпус. Вторым замыкающим контактом 73 реле 30 подает питание по цепи: Вх.1 узла 10, контакт 48, контакт 60, контакты 73, 66 и 69, контактор27, шина Корпус. Контактор 27 срабатывает и своими контактами переключает накопители 81 и 82 с параллельного соединения на последовательное, а также сигнализирует оператору об поступлении на агрегат 3 зажигания стабилизированного напряжения питания от накопителей 6 источника питания. Сигнальная лампа 45 замыкающим контактом 77 контактора 27 получает питание по цепи: шина 47 питания, контакт 74, лампа 45, шина Корпус (сигнальная лампа 44 при этом гаснет). При одновременной работе сигнальных и 46 сообщается оператору, что накопители отдают энергию, но запасено ее недостаточно.
На Вых.4 узла 10 подается электропитание от накопителей 6 источника питания по цепи: Вых.4, замыкающий контакт 74
контактора 27, накопитель 81, замыкающие контакты 75 и 76 контактора 27, накопитель 82, шина Корпус, С Вых.4 узла 10 питания поступает на Вх. узла 9 и далее на 5 входы стабилизатора 22 и делителя 23. Стабилизатор 22 (фиг.З) напряжение Уз преобразует на Вых в стабилизированное напряжение Ш, которое подается на Вых.1 узла 9. Величина U4 выбирается 10 исходя из номинального напряжения питания агрегата зажигания. Делитель 23 формирует на Вх.1 схемы 25 сравнения напряжение пропорциональное напряжению Us, которое постоянно сравнивается 15 с Don вырабатываемого источником 24. Uon выбирается из значения минимального напряжения питания агрегата зажигания, обеспечивающего нормальную его работу (отвечающую требованиям технических ус- 0 ловий на агрегат зажигания). Когда 1)з 1М, то стабилизатор 22 обеспечивает напряжение питания без стабилизации, если на Вх.1 и Вх.2 схемы 25 сравнения напряжения сравняются (Кз U4 U0n), сигнал 5 поступает через усилитель на Вх.9 узла 10 и далее через диод 40, Вых.1 узла 10 поступает на агрегат 3 зажигания. До этого момента питание на агрегат 3 зажигания поступает по цепи: первый выход (вывод 0 А.З) блока 1, Вх, 10 блока 7, диоды 39, Вых.1 узла 10 блока 7, агрегат 3 зажигания. При поджиге топливовоздушной смеси и достижении температуры газов за турбиной, обеспечивающей стабильное го- 5 рение, без работы агрегата зажигания, датчик 5 температуры газов через блок 1 на Вх.6 узла 10 блока 7 выдаст сигнал, который через размыкающий контакт 50 контактора 29 и Вых;3 узла 10 подает сигнал на 0 Вх. узла 12, который обработав его соответствующим образом на Вых. узла 12, который обработав его соответствующим образом на Вых. узла 12 выдаст сигнал, поступающий через Вх.8 узла 10 на реле 5 31. Последнее, сработав, своим замыкающим контактом 78 самоблокируется по цепи: шина 47 питания, контакт 78, реле 31, шина Корпус. Замыкающим контактом 79 реле 31 подает питание на реле 33, а размы- 0 кающим контактом 57 реле 31 обрывает цепи питания реле 33, 35 и 36, а также лампы (если она работала). Реле 33, сработав, своим размыкающим контактом 62 обрывает цепь питания катушки контактора 28 Кон- 5 тактор 28 контактом 60 обрывает цепи питания катушек контакторов 27 и 28 и реле 33 Контактор 27 теряет питание уже контактами 66 (реле 32) или 69 (реле 3rj) При этом накопители 81 и 82 переключак-чтя из последовательного соединения ня параллельное контактами 52, 53 и 54 контактора 27. При работе энергоагрегата, на третьем выходе (Генератор) блока 1 появляется сигнал, который поступает на Вх.4 узла 10 блока 7 и далее на контактор 29. Он срабатывает и своимим контактами 48, 49 и 50 обрывает цепи питания схем и элементов блока 7.
Если на Вых.2 узла 9 блока 7 появился сигнал раньше, чем произошло срабатывание реле 31 (режим возможный при недостаточности заряда накопителей 81 и 82, о чем сигнализирует лампа 46), то этот сигнал через Вх.10 узла 10 поступает на реле 33, которое сработав, своим замыкающим контактом самоблокируется по цепи: шина 47 питания, контакт 57, контакт 80, реле 33 шина Корпус. Контактом 63 реле 33 обрывает цепи питания реле 35 и 36 и лампы 46, а контактом 62 реле 33 обрывает цепь питания контактора 28, Контактор 27 теряет питание при обесточивании реле 36 контактом 69. Гаснет лампа 45, а лампа 44, работая, сигнализирует, что накопители от агрегата зажигания отключились и началась их зарядка в течение времени работы реле 37 времени по цепям описанным выше. Реле 37 времени отработав, замыкает свой контакт 56, но контактор 28 не срабатывает, так как цепь питания его оборвана контактами 58 реле 32 и 62 реле 33. В данный момент агрегат 3 зажигания получает питание по штатной схеме от аккумуляторной батареи 2 через блок 1 и диод 39 блока 7 как описано выше. Для возвращения блока 7 в исходное положение необходимо оборвать цепь питания 47 шины от аккумуляторной батареи 2 нажав на кнопку 43, о чем сигнализирует погасание сигнальной лампы 44 и все процессы, описанные раньше, повторяются аналогичным образом.
Использование предлагаемого устройства позволяет повысить надежность запуска газотурбинного двигателя за счет стабилизации напряжения питания агрегата зажигания при наиболее эффективном значении напряжения в течении времени, достаточном для надежного поджига топлива и достижения требуемой температуры газов за турбиной в автоматическом режиме, благодаря использованию нетрадиционного источника энергии - накопителей, при этом обеспечивается выдача оператору диагностической информации о течении за- рядно-разрядных процессов накопителей в автоматическом режиме.
Формула изобретения 1. Устройство электрического запуска газотурбинного двигателя, содержащее
блок запуска и регулирования, аккумуляторную батарею, агрегат зажигания, датчик частоты вращения или давления топлива и датчик температуры газов за турбиной, датчикчастоты вращения или давления топлива и датчик температуры газов за турбиной подключены к первому и второму входам блока запуска и регулирования, первый вывод аккумуляторной батареи подключен к
0 третьему входу блока запуска и регулирования, второй вывод аккумуляторной батареи и первый вывод агрегата зажигания подключены к шине Корпус, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности.
5 она дополнительно содержит накопители источника питания агрегата зажигания, блок автоматики, выполненный в виде узла контроля состояния накопителей, узла стабилизации напряжения питания агрегата
0 зажигания, узла элементов управления, коммутации и сигнализации, узла контроля частоты вращения или давления топлива и узла кон- роля температуры газов за турбиной, первый вход узла элементов управле5 ния, коммутации и сигнализации подключен к первому выводу аккумуляторной батареи, второй, третий, четвертый, пятый и шестой входы - соответственно к первому, второму, третьему, четвертому и пятому выходам бло0 кэ запуска и регулирования седьмой еход- к выходу узла контроля частоты вращения /;ли давления топлива, восьмой - к выходу узла контроля температуры газов за турбиной, девятый и десятый входы - соответст5 венно к первому и второму выходам узла стабилизации напряжения питания агрегата зажигания, одиннадцатый, двенадцатый и тринадцатый входы - соответственно к первому, второму и третьему выходам узла
0 контроля состояния накопителей, первый, второй, третий, четвертый, пятый и шестой выходы - соответственно к второму выводу агрегата зажигания, входу узла контроля частоты вращения или давления топлива, вхо5 ду узла контроля температуры газов за турбиной, входу узла стабилизации напряжения питания агрегата зажигания и первому и второму входам узла контроля состояния накопителей, оставшиеся выво0 ды узлз элементов управления, коммутации и сигнализации подключены к выводам накопителей источника питания агрегата зажигания.
2. Устройство поп.1,отличающее5 с я тем, что, узел контроля состояния накопителей содержит формирователь напряжения, первый делитель напряжения, первую схему сравнения, схему НЕ, схему И, счетчик, первый, второй и третий усилители, вхо- ды формирователя напряжения и первого
делителя напряжения подключены соответственно к пятому и шестому выходам, а выходы первого, второго и третьего усилителей подключены соответственно к одиннадцатому, двенадцатому и тринадцатому входам узла элементов управления, коммутации и сигнализации, выход формирователя напряжения подключен к первому входу первой схемы сравнения, выход которой подключен к первому входу схемы И и входу схемы НЕ, выход которой подключен к первому усилителю, выход первого делителя напряжения подключен к вторым входам первой схемы сравнения и схемы И, выход последней подключен к входу счетчика, первый и второй выходы которого подключены к входам соответственно второго и третьего усилителей.
3. Устройство поп.1,отличающее- с я тем, что узел стабилизации напряжения питания агрегата зажигания содержит стабилизатор напряжения, второй делитель напряжения, источник опорного напряжения, вторую схему сравнения, четвертый усилитель, входы стабилизатора напряжений и второго делителя напряжения подключены к четвертому выходу, а выходы стабилизатора напряжения и четвертого усилителя подключены соответственно к девятому и десятому яходам узла элементов управления, коммутации и сигнализации, выходы второго делителя напряжения и источника опорного напряжения подключены к первому и второму входам второй схемы сравнения, выход которой подключен к входу четвертого усилителя
А. Устройство поп 1,отличающее- с я тем, тчо узел элементов управления, коммутации и сигнализации содержит первый, второй и третий контакторы, первое, второе, третье, четвертое, пятое, шестое и седьмое реле, реле времени, первый, второй, третий и четвертый диоды, резистор, кнопку, первую, вторую и третью сигнальные лампы, шину питания, первый, второй и третий размыкающие контакты третьего контактора, размыкающий контакт второго контактора, первый, второй, третий и четвертый размыкающие контакты первого контактора, замыкающий контакт реле времени, размыкающий контакт второго реле, первый и второй размыкающие контакты третьего реле, первый и второй замыкаю- щие.контакты второго контактора, первый и второй размыкающие контакты четвертого реле, размыкающий контакт пятого реле, первый, второй и третий замыкающие контакты третьего реле, первый и второй замыкающие контакты седьмого реле, первый и второй замыкающие контакты шестого реле, первый и второй замыкающие контакты первого реле, первый, второй, третий и четвертый замыкающие контакты первого контактора, первый и второй замыкающие 5 контакты второго реле, замыкающий контакт четвертого реле, пятш выход блока запуска и регулирования через третий размыкающий контакт третьего контактора подключен к входу узла контроля темпера10 туры газов за турбиной, выход которого через второе реле подключен к шине Корпус, а через первый замыкающий контакт второго реле - к шине питания, четвертый выход блока запуска и регулирования подключен
15 через второй размыкающий контакт третьего контактора к входу узла контроля частоты вращения или давления топлива, выход которого через первое реле подключен к шине Корпус, а через первый замыкающий кон0 такт первого реле - к шине питания, первый вывод аккумуляторной батареи подключен к первому выводу пер його размыкающего контакта третьего контактора, второй вывод которого подключен через кнопку к шине
5 питания и первым выводам размыкающего контакта и первого замыкающего контакта второго контактора, второй вывод последнего подключен к первым выводам второго замыкающего контакта первого реле, пер0 вого размыкающего контакта четвертого реле и второго замыкающего контакта второго реле, первые выводы первого, второго и третьего контакторов, третьего, четвертого пятого, шестого и седьмого реле и реле вре5 мени подключены к шине Корпус, второй вывод размыкающего контакта второго контактора подключен к второму выводу реле времени и аноду первого диода, катод которого подключен через резистор к первым
0 выводам первого размыкающего контакта и третьего размыкающего контакта первого контактора и второго замыкающего контакта второго контактора, второй вывод которого подключен через второй размыкающий
5 контакт третьего реле к второму входу узла контроля состояния накопителей, первый вход которого подключен к шине питания, которая через размыкающий контакт второго реле подключена к первым выводам пер0 вого размыкающего контакта третьего реле, первого замыкающего контакта третьего реле, замыкающего контакта четвертого реле и второго размыкающего контакта четвертого реле, второй вывод последнего подклю5 чен к первым выводам первого и второго замыкающих контактов шестого реле и первого замыкающего контакта седьмого реле, второй вывод последнего подключен к второму выводу седьмого реле и второму выхо- ду блока запуска и регулирования третий
выход которого подключен к второму выводу третьего контактора, а первый - к аноду второго диода, катод которого подключен к второму выводу агрегата зажигания и катоду третьего диода, анод которого подключен к первому выходу узла стабилизации напряжения питания агрегата зажигания, второй выход которого подключен к вторым выводам четвертого реле, второго замыкающего контакта второго реле и замыкающего кон- такта четвёртого реле, а вход - к первому выводу первого замыкающего контакта первого контактора, второй вывод которого подключен к второму выводу первого размыкающего контакта первого контактора и первому выводу накопителей йбтТЗЧнШа питания агрегата зажигания, третий выводы которых подключен к второму выводу третьего размыкающего контакта первого контактора, а второй через второй размы- кающий- контакт первого контактора - к шине Корпус и через последовательно соединенные второй замыкающий контакт первого контактора и третий замыкающий контакт первого контактора - к второму ВУВЬДУ третьего размыкающего контакта первого контактора, шина питания через последовательно соединенные четвертый размыкающий контакт первого контактора, третий замыкающий кон- такт третьего реле и первую сигнальную лампу подключена к шине корпус, шина питания через последовательно соединенные четвертый замыкающий контакт первого контактора и вторую сигнальную лампу подключен к шине Корпус, второй вывод второго замыкающего контакта шестого реле чере третью сигнальную лампу подключен к шине Корпус, второй вывод первого замыкающего контакта шестого реле подключен к второму выводу шестого реле, третьему выходу узла контроля состояния накопителей и аноду четвертого диода, катод которого подключен к первому выходу узла контроля состояния накопителей, второму выводу третьего реле и второму выводу первого замыкающего контакта третьего реле, второй выход узла контроля состояния накопителей подключен к второму выводу первого замыкающего контакта третьего реле, второй выход узла контроля состояния накопителей подключен к второму выводу пятого реле, второй вывод первого размыкающего контакт третьего реле через замыкающий контакт оеле времени поключен к вторым выводам второго контактора и размыкающего контакта пятого реле, второй вывод которого подключен к второму выводу первого размыкающего контакта четвертого реле, второй вывод второго замыкающего контакта первого реле через последовательно соединенные второй замыкающий контакт третьего реле и второй замыкающий контакт седьмого реле подключен к второму выводу первого контактора.
Bx.5 Ш Зх.1 Вых.1 8х.2ВЫВхМ
Вь/х.2 Вых.З
Вх.7
tf ни2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ запуска турбокомпрессора транспортного двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления | 1989 |
|
SU1758255A1 |
Кинопроекционная установка и устройство поджига ксеноновой лампы | 1990 |
|
SU1795408A1 |
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ГАРАНТИРОВАННОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ МОБИЛЬНОГО КОМПЛЕКСА | 2006 |
|
RU2318282C1 |
Система вторичного электропитания | 1990 |
|
SU1802897A3 |
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ КОМПЛЕКСА КОРАБЕЛЬНОЙ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ АППАРАТУРЫ | 1998 |
|
RU2124260C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЖИГАНИЯ И ПИТАНИЯ ГАЗОРАЗРЯДНЫХ ЛАМП НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ | 1992 |
|
RU2030131C1 |
Устройство для управления асинхронным двигателем с фазным ротором | 1990 |
|
SU1815779A1 |
Устройство для тревожной сигнализации | 1978 |
|
SU765842A1 |
ЩИТ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПИТАНИЕМ | 2008 |
|
RU2406201C2 |
Устройство управления трехфазным асинохронным электродвигателем криогенной системы с защитой от обрыва фазы | 1989 |
|
SU1791893A1 |
Изобретение относится к запуску двигателей внутреннего сгорания, а именно к запуску газотурбинного двигателя (ГТД) с использованием электрических цепей зажигания, и позволяет повысить надежность запуска ГТД. Устройство обеспечивает выдачу напряжения на агрегат 3 зажигания при запуске ГТД независимо от разряжен- ности аккумуляторной батареи 2 и условий запуска с помощи датчика 4 частоты вращения или давления топлива, датчика 5 температуры газов, блока 1 запуска и регулирования, блока 7 автоматики, при этом используется накопление энергии в накопителях 6 энергии. Такое выполнение устройства обеспечивает повышение его надежности 3 з.п.ф-лы, 4 ил. (Л
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Ножницы для прорезания петель | 1925 |
|
SU4018A1 |
Авторы
Даты
1992-08-23—Публикация
1989-08-07—Подача