Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в транспортерах и приводах машин, содержащих цепные передачи.
Известен способ восстановления работоспособности изношенной цепной передачи, заключающийся в том, что при достижении предельного износа зубьев звездочек все элементы передачи поворачивают на 180° относительно исполнительного устройства и изменяют направление вращения передачи.
Недостаток этого способа заключается в том, что его осуществление приводит к изменению положения передачи в пространстве и направления вращения, а это снижает эффективность из-за увеличения занимаемого пространства и необходимости переделки элементов крепления передачи.
Известен также способ восстановления работоспособности изношенной цепной передачи, заключающийся в том, что при достижении допустимого износа звездочки передачи поворачивают на 180° в плоскости, перпендикулярной плоскости их вращения при неизменном положении других элементов передачи, например валов и цепи.
Однако известный способ не обеспечивает восстановление работоспособности цепи, вследствие чего снижается долговечность цепной передачи.
Цель изобретения - повышение долговечности.
Цель достигается тем, что согласно способу восстановления работоспособности цепной передачи, состоящей из ведущей и ведомой звездочек, взаимодействующих между собой через охватывающую их бескоXIсл
00
w
нечную цепь, заключающемуся в том, что один из элементов передачи поворачивают на 180°, за поворачиваемый элемент принимают цепь, разъединяют замковые звенья последней, цепь выводят из зацепления со звездочками, поворачивают вокруг продольной оси, вводят в зацепление со звездочками и соединяют замковые звенья.
На фиг. 1 показана цепная передача; на фиг. 2 - то же, вид сверху; на фиг, 3 - узел I на фиг. 1 до осуществления предлагаемого способа; на фиг. 4 - то же, после осуществления способа.
Цепная передача состоит из ведущей 1 и ведомой 2 звездочек, которые соединены между собой бесконечной цепью 3, например, втулочно-роликовой, содержащей наружные и внутренние пластины 4, валики 5, втулки 6, ролики 7 и соединительное звено 8.
Передача работает следующим образом.
При вращении ведущей звездочки 1, например в направлении стрелки М, она своими зубьями увлекает в движение цепь 3, которая своими шарнирами оказывает давление Р на поверхность зубьев звездочки 2, вызывая ее вращение в том же направлении, При вращении передачи звенья цепи периодически огибают звездочки, поеора- чиваясь друг относительно друга на определенный угол, вследствие чего под действием окружного усилия и трения происходит односторонний износ зубьев звездочек на участках а-в и обращенных к ним поверхностей валиков 5, втулок 6 и роликов 7. При этом изношенные участки цилиндрических поверхностей деталей 5 и 6 располагаются с внутренней, обращенной к звездочкам, стороны цепи в пределах угла а и в направив- ним равнодействующей нагружающих шарнир сил Р, PL т.е. цепь подвергается одностороннему износу. В тоже время поверхности валика и втулки в пределах угла Р нагрузки не передают, поскольку находят- ся с внешней стороны цепи, а следовательно, не изнашиваются. Это обусловлено тем, что детали 5 и б неподбижно закреплены в пластинах цепи и не могут проворачиваться относительно пластин в процессе работы.
При достижении допустимого одностороннего износа звездочек или цепи передача теряет свою работоспособность.
Восстанавливают работоспособность изношенной передачи следующим образом.
При достижении цепью передачи предельного износа разъединяют замковые звенья 8 цепи 3 и выводят цепь из зацепления со звездочками 1, 2, например, рас
5
0
5 0
5 0 5 0 5 0
5
прямляя ее по линии б-г, отстоящей от зубьев звездочек на расстоянии Н. Затем цепь поворачивают на 180° вокруг продольной оси б-г, например, в направлении стрелки Н. После этого, уменьшая до нуля расстояние Н, цепь снова вводят в зацепление со звездочками и соединяют замковые звенья 8.
В результате этого изношенные участки поверхностей валиков 5 и втулок 6 цепи оказываются на ее наружной стороне (фиг. 4) и становятся нерабочими, а не изношенные и находящиеся а пределах угла / участки оказываются на внутренней стороне цепи и становятся рабочими, воспринимая от зубьев звездочек нагрузку. Таким образом, после осуществления способа и вращении передачи, изношенная цепь продолжает работать как новая или малоизношенная, работоспособность цепной передачи восстанавливается, а ее долговечность возрастает, так как передача продолжает работать без замены цепи, а динамические нагрузки в цепном контуре снижаются.
Работа восстановленной передачи продолжается до тех пор, пока вторая сторона цепи не достигнет, аналогично первой стороне, предельного износа.
При работе передачи изнашиваются и ее звездочки, работоспособность которых можно восстановить, при необходимости, известным способом. Для этого при достижении допустимого износа зубьев звездочек с одной стороны, звездочки 1, 2 поворачивают в плоскости, перпендикулярной плоскости вращения, на 180°, например в направлении стрелок Ki, Ka (фиг. 2), что обеспечивает передачу нагрузки неизношенными сторонами зубьев.
Поворот цепи и звездочек может осуществляется одновременно или по мере достижения предельного износа каждым из них.
Предлагаемый способ применим для передач с любым направлением вращения, включая реверсивное. Кроме д&ухэвездоч- ных цепных передач, способ может быть использован также в многозвездочных передачах с внутренним расположением звездочек в цепном контуре и позволяет в 1,5-1,8 раза сократить расход цепей за счет повышения долговечности передачи.
Формула изобретения Способ восстановления работоспособности цепной передачи с внутренним расположением звездочек в контуре, заключающийся в том, чтЬ один из элементов передачи поворачивают на 180°, отличающийся тем, что, с целью повышения дрлговечности передачи, за поворачивав
мый элемент принимают цепь, разъединяют ют вокруг продольной оси, вводят в зацеп- замковые звенья последней, цепь выводят ление со звездочками и соединяют замко- из зацепления со звездочками, поворачива- вые звенья.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПЛАСТИНЧАТАЯ ЦЕПЬ | 2009 |
|
RU2490530C2 |
ЦЕПЬ ПРИВОДНАЯ ПЛАСТИНЧАТАЯ, ИМЕЮЩАЯ ОТКРЫТЫЕ ШАРНИРЫ КАЧЕНИЯ С ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ЭЛЕМЕНТА ЗАЦЕПЛЕНИЯ | 2009 |
|
RU2472049C2 |
ЗВЕЗДОЧКА ДЛЯ ЦЕПНЫХ ПЕРЕДАЧ | 2008 |
|
RU2380597C1 |
ЦЕПЬ ПРИВОДНАЯ ПЛАСТИНЧАТАЯ, ИМЕЮЩАЯ ШАРНИРЫ КАЧЕНИЯ С ШАРЖИРОВАННЫМИ ПОВЕРХНОСТЯМИ | 2009 |
|
RU2472050C2 |
Способ восстановления звездочек цепных передач | 1988 |
|
SU1586891A1 |
Устройство для восстановления шага втулочных и роликовых цепей | 1980 |
|
SU912396A2 |
Приводная пластинчатая цепь | 2019 |
|
RU2714413C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ЗВЕЗДОЧЕК ПРИВОДНЫХ ЦЕПЕЙ | 2000 |
|
RU2173246C1 |
ТЯГОВАЯ РАЗБОРНАЯ ЦЕПЬ | 2000 |
|
RU2188972C2 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗВЕЗДОЧЕК ПРИВОДНЫХ ЦЕПЕЙ | 1996 |
|
RU2109614C1 |
Использование: в машиностроении, в транспортерах и приводах машин, содержащих цепные передачи. Сущность изобретения: при достижении предельного износа передачей разъединяют замковые звенья цепи, выводят цепь из зацепления со звездочками, поворачивают ее вокруг продольной оси на 180°, вводят в зацепление со звездочками и соединяют замковые звенья. В результате этого изношенные участки цепи размещаются на ее наружной стороне, а неизношенные участки становятся рабочими, что восстанавливает работоспособность передачи при одновременном возрастании ее долговечности за счет того, что повернутая цель продолжает работать как новая или малоизношенная, уменьшая динамические нагрузки в цепном контуре. 4 ил. сл с
9
Hi
Ь7
teJ
ЙУ//
0feЈ/
Способ передачи крутящего момента | 1978 |
|
SU727927A1 |
кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Кораблев А.И., Решетов Д.И | |||
Повышение несущей способности и долговечности зубчатых передач | |||
М.: Машиностроение, 1968, с | |||
ТЕЛЕФОННЫЙ АППАРАТ, ОТЗЫВАЮЩИЙСЯ ТОЛЬКО НА ВХОДЯЩИЕ ТОКИ | 1921 |
|
SU275A1 |
Авторы
Даты
1992-08-30—Публикация
1989-12-22—Подача