Способ восстановления работоспособности цепной передачи с внутренним расположением звездочек в контуре Советский патент 1992 года по МПК F16H7/06 

Описание патента на изобретение SU1758314A1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в транспортерах и приводах машин, содержащих цепные передачи.

Известен способ восстановления работоспособности изношенной цепной передачи, заключающийся в том, что при достижении предельного износа зубьев звездочек все элементы передачи поворачивают на 180° относительно исполнительного устройства и изменяют направление вращения передачи.

Недостаток этого способа заключается в том, что его осуществление приводит к изменению положения передачи в пространстве и направления вращения, а это снижает эффективность из-за увеличения занимаемого пространства и необходимости переделки элементов крепления передачи.

Известен также способ восстановления работоспособности изношенной цепной передачи, заключающийся в том, что при достижении допустимого износа звездочки передачи поворачивают на 180° в плоскости, перпендикулярной плоскости их вращения при неизменном положении других элементов передачи, например валов и цепи.

Однако известный способ не обеспечивает восстановление работоспособности цепи, вследствие чего снижается долговечность цепной передачи.

Цель изобретения - повышение долговечности.

Цель достигается тем, что согласно способу восстановления работоспособности цепной передачи, состоящей из ведущей и ведомой звездочек, взаимодействующих между собой через охватывающую их бескоXIсл

00

w

нечную цепь, заключающемуся в том, что один из элементов передачи поворачивают на 180°, за поворачиваемый элемент принимают цепь, разъединяют замковые звенья последней, цепь выводят из зацепления со звездочками, поворачивают вокруг продольной оси, вводят в зацепление со звездочками и соединяют замковые звенья.

На фиг. 1 показана цепная передача; на фиг. 2 - то же, вид сверху; на фиг, 3 - узел I на фиг. 1 до осуществления предлагаемого способа; на фиг. 4 - то же, после осуществления способа.

Цепная передача состоит из ведущей 1 и ведомой 2 звездочек, которые соединены между собой бесконечной цепью 3, например, втулочно-роликовой, содержащей наружные и внутренние пластины 4, валики 5, втулки 6, ролики 7 и соединительное звено 8.

Передача работает следующим образом.

При вращении ведущей звездочки 1, например в направлении стрелки М, она своими зубьями увлекает в движение цепь 3, которая своими шарнирами оказывает давление Р на поверхность зубьев звездочки 2, вызывая ее вращение в том же направлении, При вращении передачи звенья цепи периодически огибают звездочки, поеора- чиваясь друг относительно друга на определенный угол, вследствие чего под действием окружного усилия и трения происходит односторонний износ зубьев звездочек на участках а-в и обращенных к ним поверхностей валиков 5, втулок 6 и роликов 7. При этом изношенные участки цилиндрических поверхностей деталей 5 и 6 располагаются с внутренней, обращенной к звездочкам, стороны цепи в пределах угла а и в направив- ним равнодействующей нагружающих шарнир сил Р, PL т.е. цепь подвергается одностороннему износу. В тоже время поверхности валика и втулки в пределах угла Р нагрузки не передают, поскольку находят- ся с внешней стороны цепи, а следовательно, не изнашиваются. Это обусловлено тем, что детали 5 и б неподбижно закреплены в пластинах цепи и не могут проворачиваться относительно пластин в процессе работы.

При достижении допустимого одностороннего износа звездочек или цепи передача теряет свою работоспособность.

Восстанавливают работоспособность изношенной передачи следующим образом.

При достижении цепью передачи предельного износа разъединяют замковые звенья 8 цепи 3 и выводят цепь из зацепления со звездочками 1, 2, например, рас

5

0

5 0

5 0 5 0 5 0

5

прямляя ее по линии б-г, отстоящей от зубьев звездочек на расстоянии Н. Затем цепь поворачивают на 180° вокруг продольной оси б-г, например, в направлении стрелки Н. После этого, уменьшая до нуля расстояние Н, цепь снова вводят в зацепление со звездочками и соединяют замковые звенья 8.

В результате этого изношенные участки поверхностей валиков 5 и втулок 6 цепи оказываются на ее наружной стороне (фиг. 4) и становятся нерабочими, а не изношенные и находящиеся а пределах угла / участки оказываются на внутренней стороне цепи и становятся рабочими, воспринимая от зубьев звездочек нагрузку. Таким образом, после осуществления способа и вращении передачи, изношенная цепь продолжает работать как новая или малоизношенная, работоспособность цепной передачи восстанавливается, а ее долговечность возрастает, так как передача продолжает работать без замены цепи, а динамические нагрузки в цепном контуре снижаются.

Работа восстановленной передачи продолжается до тех пор, пока вторая сторона цепи не достигнет, аналогично первой стороне, предельного износа.

При работе передачи изнашиваются и ее звездочки, работоспособность которых можно восстановить, при необходимости, известным способом. Для этого при достижении допустимого износа зубьев звездочек с одной стороны, звездочки 1, 2 поворачивают в плоскости, перпендикулярной плоскости вращения, на 180°, например в направлении стрелок Ki, Ka (фиг. 2), что обеспечивает передачу нагрузки неизношенными сторонами зубьев.

Поворот цепи и звездочек может осуществляется одновременно или по мере достижения предельного износа каждым из них.

Предлагаемый способ применим для передач с любым направлением вращения, включая реверсивное. Кроме д&ухэвездоч- ных цепных передач, способ может быть использован также в многозвездочных передачах с внутренним расположением звездочек в цепном контуре и позволяет в 1,5-1,8 раза сократить расход цепей за счет повышения долговечности передачи.

Формула изобретения Способ восстановления работоспособности цепной передачи с внутренним расположением звездочек в контуре, заключающийся в том, чтЬ один из элементов передачи поворачивают на 180°, отличающийся тем, что, с целью повышения дрлговечности передачи, за поворачивав

мый элемент принимают цепь, разъединяют ют вокруг продольной оси, вводят в зацеп- замковые звенья последней, цепь выводят ление со звездочками и соединяют замко- из зацепления со звездочками, поворачива- вые звенья.

Похожие патенты SU1758314A1

название год авторы номер документа
ПЛАСТИНЧАТАЯ ЦЕПЬ 2009
  • Усов Артём Станиславович
  • Усова Елена Владимировна
RU2490530C2
ЦЕПЬ ПРИВОДНАЯ ПЛАСТИНЧАТАЯ, ИМЕЮЩАЯ ОТКРЫТЫЕ ШАРНИРЫ КАЧЕНИЯ С ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ЭЛЕМЕНТА ЗАЦЕПЛЕНИЯ 2009
  • Соколов Владимир Феликсович
  • Скрипкин Сергей Павлович
RU2472049C2
ЗВЕЗДОЧКА ДЛЯ ЦЕПНЫХ ПЕРЕДАЧ 2008
  • Серегин Александр Анатольевич
  • Усов Владимир Викторович
  • Усова Елена Владимировна
  • Ламин Владимир Александрович
  • Осиков Андрей Андреевич
RU2380597C1
Способ восстановления звездочек цепных передач 1988
  • Андронов Борис Иванович
  • Детковская Валентина Михайловна
  • Шаповалов Сергей Романович
SU1586891A1
ЦЕПЬ ПРИВОДНАЯ ПЛАСТИНЧАТАЯ, ИМЕЮЩАЯ ШАРНИРЫ КАЧЕНИЯ С ШАРЖИРОВАННЫМИ ПОВЕРХНОСТЯМИ 2009
  • Соколов Владимир Феликсович
  • Скрипкин Сергей Павлович
RU2472050C2
Устройство для восстановления шага втулочных и роликовых цепей 1980
  • Мокрицкий Иван Дмитриевич
SU912396A2
Приводная пластинчатая цепь 2019
  • Белоусов Юрий Вениаминович
  • Мамиева Ираида Асхарбековна
RU2714413C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ЗВЕЗДОЧЕК ПРИВОДНЫХ ЦЕПЕЙ 2000
  • Зайченко Ю.А.
  • Косаревский В.В.
RU2173246C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗВЕЗДОЧЕК ПРИВОДНЫХ ЦЕПЕЙ 1996
  • Зайченко Юрий Александрович
  • Косаревский Владимир Валерьевич
RU2109614C1
ПРИВОДНАЯ ЦЕПЬ С ОТКРЫТЫМИ ШАРНИРАМИ 2010
  • Усов Артём Станиславович
  • Усова Елена Владимировна
  • Осиков Андрей Андреевич
RU2423633C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 758 314 A1

Реферат патента 1992 года Способ восстановления работоспособности цепной передачи с внутренним расположением звездочек в контуре

Использование: в машиностроении, в транспортерах и приводах машин, содержащих цепные передачи. Сущность изобретения: при достижении предельного износа передачей разъединяют замковые звенья цепи, выводят цепь из зацепления со звездочками, поворачивают ее вокруг продольной оси на 180°, вводят в зацепление со звездочками и соединяют замковые звенья. В результате этого изношенные участки цепи размещаются на ее наружной стороне, а неизношенные участки становятся рабочими, что восстанавливает работоспособность передачи при одновременном возрастании ее долговечности за счет того, что повернутая цель продолжает работать как новая или малоизношенная, уменьшая динамические нагрузки в цепном контуре. 4 ил. сл с

Формула изобретения SU 1 758 314 A1

9

Hi

Ь7

teJ

ЙУ//

0feЈ/

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1758314A1

Способ передачи крутящего момента 1978
  • Астафьев Анатолий Васильевич
  • Камнев Анатолий Матвеевич
SU727927A1
кл
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1
Кораблев А.И., Решетов Д.И
Повышение несущей способности и долговечности зубчатых передач
М.: Машиностроение, 1968, с
ТЕЛЕФОННЫЙ АППАРАТ, ОТЗЫВАЮЩИЙСЯ ТОЛЬКО НА ВХОДЯЩИЕ ТОКИ 1921
  • Коваленков В.И.
SU275A1

SU 1 758 314 A1

Авторы

Тривайло Михаил Семенович

Анхель Исаак Морено Дельфрадес

Даты

1992-08-30Публикация

1989-12-22Подача