Изобретение относится к машиностроению, в частности к узлам фиксации гаек на вращающихся валах механизмов.
Известны узлы фиксации корончатых гаек на высокооборотных валах механизмов, содержащие шайбу с отгибаемыми лепестками, один из которых отогнут к грани гайки, а другой закреплен на неподвижном корпусе винтом.
Известен узел фиксации гайки, содержащий шайбу с тремя связанными между собой лепестками расположенными друг под другом (заявка ФРГ Ms 3637705).
Указанные аналоги недостаточно надежны при их установке на высокооборотных валах механизмов с частотой вращения вала 50-100 тыс. об/мин.
Прототипом изобретения является узел фиксации, содержащий установленную на резьбовом хвостовике вала корончатую гайку, размещенную со стороны ее опорного торца, и кольцевую шайбу, выполненную заодно с лепестком, средняя часть которого размещена в продольном пазу резьбового
хвостовика, а конец - в пазу коронки гайки. (Орлов П.И., Основы конструирования, М., Машиностроение, 1977, кн. 3, стр. 317, рис. 658 II).
Недостатком прототипа является низкая надежность стопорения гайки высотой; большей внутреннего диаметра шайбы, при установке узла фиксации на высокооборотном валу.
Целью изобретения является повышение надежности стопорения при использовании высокооборотных валов и гаек высотой, большей внутреннего диаметра шайбы.
Для этого шайба выполнена в виде разрезного кольца с концами, расстояние между которыми не менее ширины лепестка, расположенного симметрично относительно торцовых поверхностей концов шайбы и выполненного с длиной, большей внутреннего диаметра шайбы, при этом в гайке со стороны опорного конца выполнена кольцевая канавка, в которой размещена упомянутая шайба с возможностью контакта ее
сл С
-ч о. о
ю
боковой поверхности с цилиндрической поверхностью канавки гайки. Кроме того, для повышения долговечности путем обеспечения балансировки, узел фиксации снабжен зставкой, установленной в кольцевой канавке гайки между торцовыми поверхностями концов шайбы.
На фиг.1 изображен узел фиксации1 на фиг.2 и 3 - две проекции общего вида шайбы; на фиг.4 - сечение по общему виду.
Узел фиксации установлен на валу 1, хвостовик которого снабжен резьбой 2, продольным пазом 3 и буртом 4. На резьбовом хвостовике вала 1 установлены обойма 5 подшипника (не показан) и корончатая гайка 6, снабженная кольцевой канавкой 7 со стороны опорного торца и пазами 8 со стороны коронки 9. Кроме того, на вал 1 надета кольцевая шайба 10, выполненная заодно с лепестком 11 и с возможностью контакта ее боковой поверхности с цилиндрической поверхностью канавки гайки. Лепесток 11 включает участок 12, расположенный в продольном пазу 3 резьбового хвостовика, а конец 13 лепестка отогнут в паз 8 корончатой гайки 6. Шайба 10 на своем кольцевом участке 14 выполнена с двумя сквозными прорезями 15, образующими участок 16 лепестка, выходящий за пределы шайбы 10, т.е. шайба 10 выполнена в виде разрезного кольца с концами, расстояние между которыми не менее ширины лепестка 11, распо- ложенного симметрично относительно торцовых поверхностей концов шайбы, причем длина лепестка 11 превышает диаметр шайбы 10.
Узел фиксации снабжен также вставкой 17, установленной в кольцевой канавке 7 гайки между торцовыми поверхностями концов илайбы 6.
Узел фиксации работает следующим образом.
Основную удерживающую силу создает конец 13 лепестка, вложенный в паз корончатой гайки. При увеличении частоты вращения вала центробежная сила, воздействующая на конец 13 лепестка, стремится отогнуть весь лепесток в радиальном направлении по отношению к оси вращения вала и прижимает его участок 12 к резьбовой поверхности гайки, что увеличивает силу трения, препятствующую откручиваник гайки. Свободные концы разорванной кольца также стремятся разогнуться и упи раются в цилиндрическую стенку кольцевое
канавки 7. Вставка 17 обеспечивает сбалан сированность узла фиксации.
Преимущество узла фиксации состоит t том, что конструкция шайбы позволяет вы полнить длину ее лепестка любой величинь
и тем самым использовать шайбу стопоре ния гаек с высотой, большей внутреннее .диаметра шайбы. С увеличением частоть вращения вала в узле фиксации увеличива ются силы трения между отдельными егс
элементами,
Указанные особенности в целом повы шают надежность узла фиксации при ис пользовании высокооборотных механизмог и высоких гаек. Кроме того,сбалансирован
ность узла фиксации повышает его долго вечность.
Формула изобретения
1.Узел фиксации, содержащий установленную на резьбовом хвостовике вала ко
рончатую гайку, размещенную со сторонь ее опорного торца, и кольцевую шайбу, выполненную заодно с лепестком, средняя часть которого размещена в продольном пазу резьбового хвостовика, а конец - в паз
коронки гайки, отличающийся тем что, с целью повышения надежности стопо- рения при использовании высокооборотны валов и гаек высотой, большей внутреннегс диаметра шайбы, последняя выполнена Е
виде разрезного кольца с концами, расстояние между которыми не менее ширины лепестка, расположенного симметричнс относительно торцевых поверхностей концов шайбы и выполненного длиной, большей внутреннего диаметра шайбы, при STOIV в гайке со стороны опорного торца выполнена кольцевая канавка, в которой размещена упомянутая шайба с возможностью контакта ее боковой поверхности с цилиндрической поверхностью канавки гайки.
2.Узел по п.1,отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности путем обеспечения балансировки, он снабжен вставкой, установленной в кольцевой канавке гайки между торцевыми поверхностями концов шайбы.
7 Щ 4
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УЗЕЛ ВЫСОКООБОРОТНОЙ ШЕСТЕРНИ РЕДУКТОРА ВЕТРОДВИГАТЕЛЯ | 1999 |
|
RU2150022C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТОПОРЕНИЯ | 2012 |
|
RU2501994C2 |
Корончатая гайка | 1981 |
|
SU1004675A1 |
Узел крепления деталей на валу | 1980 |
|
SU1073500A1 |
ПОДВЕСКА РЕДУКТОРА ПРИВОДА ПОДВАГОННОГО ГЕНЕРАТОРА (ВАРИАНТЫ) | 2008 |
|
RU2384440C2 |
Устройство для стопорения корончатой гайки | 1979 |
|
SU868153A1 |
Гайка самостопорящаяся | 1978 |
|
SU777272A2 |
ГАЕЧНЫЙ УЗЕЛ ЗЕМЛЯКОВА Н.В. | 2002 |
|
RU2230950C1 |
Устройство для сборки с натягом деталей типа вал-втулка | 1976 |
|
SU597544A1 |
РЕЗЬБОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ | 2018 |
|
RU2682433C1 |
Использование: в машиностроении при стопорении гаек на высокооборотных валах. Сущность изобретения: стопорная шайба выполнена разрезной с лепестком расположенным симметрично относительно ее концов. Длина лепестка больше внутреннего диаметра шайбы. Шайба установлена в кольцевой канавке гайки со стороны опорного торца. Лепесток размещен в продольном пазу резьбового хвостовика зала и пазу коронки гайки. При вращении вала под действием центробежных сил концы шайбы стремятся разогнуться и упираются в цилиндрическую поверхность канавки гайки, я.п. ф-лы, 4 ил.
Фиг. 2
фкгЗ
Риг.4
Орлов П.И | |||
Основы конструирования | |||
М.: Машиностроение, 1977, кл | |||
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Приспособление для обрезывания караваев теста | 1921 |
|
SU317A1 |
Прибор для вычерчивания эллипсов | 1923 |
|
SU658A1 |
Авторы
Даты
1992-09-07—Публикация
1990-12-25—Подача