Синхронный двигатель для привода часовых и других подобных механизмов Советский патент 1924 года по МПК G04C15/00 

Описание патента на изобретение SU1765A1

Предлагаемое изобретение касается )таких /синхронных двигателей для привода часовых механизмов и т. п., при которых в качестве роторов применяются зубчатые полюсные колеса, приводимые в непрерывное вращение при питании статорной части двигателя однофазным или многофазным переменным током. Если в таком двигателе полюса постоянного магнита и магнитно связанного с ним электромагнита расположены так, что они действуют лишь на протяжении одного полюсного зубца, то замыкание потока силовых линий между различными полюсами происходит отчасти непосредственно, и эта часть потока не используется для производства вращающего момента. То же самое имеет место и при действии переменных полюсов, когда они работают только на одном зубце и на следующей за ним межзубцовой впадине полюсного колеса, так как в этом случае замыкание магнитного потока происходит даже непосредственно между магнитными полюсами. Если электромагниты с катушками переменного тока насажены на полюса постоянного магнита, то последние опять не обнаруживают достаточного

действия, так как таковое может проявиться лишь в порядке поочередности действия на переменные полюсы насаженного электромагнита.

Основная цель предлагаемого изобретения заключается в то.м, чтобы использовать по возможности без остатка, для получения вращающего момента, магнитное действие полюсов как постоянного магнита, так и электромагнита. Эта цель достигается тем, что из полюсов обоих магнитов, непосредственно действующих на полюсное колесо, расстояние между данным полюсом и вторым полюсом того же магнита устанавливается больше расстояния от того же первого полюса до полюса другого магнита. Вследствие этого, колебательное магнитное напряжение, создаваемое переменным током, меняется лишь между полюсами различных магнитов, и замыкание силовых линий может происходить всегда лишь через полюсное колесо, коего вращающий момент соответственно усиливается. Изобретение допускает различные формы выполнения. Так, при электромагните, укрепленном своим нейтральным местом к полюсу постоянного магнита, свободный полюс

первого может быть расположен ближе к полюсам последнего, чем эти полюса между собой; то же может иметь место и для обращенного устройства, когда электромагнит одним полюсом соединен с нейтральным местом постоянного магнита и, кроме того. электромагнит тоже г быть устроен в виде магнита для питания однофазным или многофазны: 1 током.

Коэффициент полезного действия таких двигателей, при которых электромагнит одним своим полюсом укреплен к нейтральному месту постоянного магнита, может быть еще улучшен при одновременном упрощении устройства, если составить постоянный магнит из прямых и круглых стальных стержней, служащих в то же время опорными колонками для всей конструкции двигателя.

На чертежах представлены, в виде примера, щесть форлт выполнения синхронного двигателя, устроенного согласно изобретению и предназначенного для установки внутри коробки часов. Фиг. 1 изображает вид спереди двигателя с одним полюсным колесом; фиг. 2 - вертикальный разрез по линии 2-2 на фиг. 1; фиг. 3- горизонтальный разрез по линии 3-3 на фиг. 1; фиг. 4-вид в плане соответствующего ротора; фиг. 5-8 относятся к второй конструкции, причем фиг. 5 изображает вид спереди на двигатель; фиг. 6-вертикальный разрез по линии 6-б на фиг. 5; фиг. 1-- горизонтальный разрез по линии 7-7 на фиг. 5 и фиг. 8-вид в плане соответствующего ротора; фиг. 9 и 10 относятся к третьей форме выполнения, причем фиг. 9 изображает вид спереди, а фиг. 10-разрез по линии W-Ю на фиг. 9; фиг. 11-14 относятся к четвертой форме выполнения, сходной с фиг. 1, но приспособленной для пуска в ход и работы двигателя многофазными переменными токами, причем фиг. 11 изображает передний вид; фиг. 12-вертикальный .разрез по линии 12-72 на фиг. 11; фиг. 13 - горизонтальный разрез по линии 13-13 на фиг. 1 и фиг. 14 - вид в плане соответствующего ротора. При всех этих четырех форма.х выполнения червячная и колесная передача для изменения скорости на медленное вращение часовых стрелок на чертеже не показана, во избежание его затемнения лищними деталями. Фиг. 15-20 и 21-23 дают, наконец, две формы выполнения двигателя, собранного из простых стержней.

На фиг. 1-4 прикрепленный к коробке часов бугель (а) служит поддержкой для постоянного согнутого в виде буквы С магнита (Ь), один из полюсов которого соединен с полюсным бащмаком (bj, а другой с нейтральным местом (е) электромагнита (е). Полюса (е-) и (е.) последнего подведены к полюсным зубцам fcj /колеса (с), образующего ротор, таким образом, что, если один из полюсов находится в сфере действия зубца, то другой полюс располагается против впадины. Наоборот, полюс (Ъ) находится непосредственно над полюсным колесом (с), так что последнее намагничивается, вследствие индукции, и соответственно этому все полюсные зубцы fcj получают одинаковую магнитную полярность. Точное положение полюсов fej и (е) у полюсных зубцов над полюсным колесом показано на фиг. 1 и 4. Когда один из этих полюсов находится точно над полюсным зубцом, другой полюс, противоположной полярности, находится в точности над межзубцовой впадиной. Вертикальный вал (d) полюсного колеса (с) поддерживается снизу в подпятнике бугеля (а) и передает свое вращение при посредстве червяка (д) от часового или иного двигателя.

Так как якорные полюса (ej и (е,,) расположены у различных полюсных зубцов, т.-е. не в области одного и того же полюсного зубца, и смежной с ним впадины, то получается такое расстояние между полюсами, при котором непосредственный переход силовых линий между ними оказывается в сильной степени затрудненным. Вместе с тем обеспечивается простота конструкции двигателя, в особенности в отнощении расположения магнитных полюсов у полюсного колеса, которое позволяет в значительной степени уменьшить магнитные сопротивления перехода между магнитными полюсами и колесом, посредством придания полюсным поверхностям достаточно больших размеров, так что этим путем обеспечивается получение лучшего коэффициента полезного действия. Магнитная сила возбуждающего механизма (Ь), примыкающего к нейтральному месту (е) электромагнита, соразмеряется таким образом, чтобы она равнялась электромагнитной силе одного колена электромагнита (е), это содействует еще большему повышению коэффициента полезного- действия предлагаемого двигателя.

При устройстве двигателя по фиг. 1-4 один из якорных полюсов приходится всегда над межзубцовой впадиной полюсного колеса и; вследствие этого, является бездействующим. Этот недостаток устранен в конструкции по фиг. 5-8. С целью полного использования полюсов электромагнита (е), при каждой полюсной перемене один из этих полюсов fej находится у полюсного колеса (с), а другой (е)- у нейтрального места fbj постоянного возбуждающего магнита (Ь), тогда как полюса fbi, /2) последнего расположены так, что при расположении одного полюса над зубом вращающегося диска (С) - другой полюс должен располагаться в промежутке между зубцами. При такой конструкции оба полюса электромагнита действуют при каждой полюсной перемене, а именно, при одной полюсной перемене через полюс (с,) и его башмак (el) к полюсному колесу (с), от него через полюсный зубец fCJ к полюсному башмаку f&J возбуждающего магнита и через его колено к нейтральному месту (Ь-), а оттуда обратно в электромагнит через его полюс (е). При другой полюсной перемене тот же ход магнитного потока идет в обратном направлении через нейтральное место (Ъ) и другое колено возбуждающего магнита, заканчивающееся полюсным башмаком (Ь). Этим достигается дальнейшее повышение отдачи двигателя, т.-е. уменьшение стоимости тока.

В обоих конструкциях (фиг. 1-4 и фиг. 5-8) возбуждающий магнит, а во втором примере также электромагнит, изолированный магнитно от бугеля (а) накладками или уголками (k) и винтами (/). В обоих случаях катушка переменного тока на электромагните обозначена буквой (}). Для сообщения системе большей жесткости, возбудительные полюса f&ij и f&a) (фиг. 5) соединены с полюсным башмаком (е) электромагнита подпорками (т) из немагнитного металла. Положение полюсов ,(bj и (Ь.,) над полюсными зубцами fcj видно на фиг. 5 и 8. Оба полюса электромагнита участвуют полностью в работе при каждой полюсной перемене, тогда как возбуждающий магнит во время каждой перемены тока действует поочередно одним из своих колен. Такое устройство не вызывает лишнего расхода тока, но зато оно требует применения возбуждающего магнита двойных размеров или двойной магнитной силы.

Для устранения и этого недостатка можно располагать полюсы обоих магнитов у двух полюсных колес противоположной полярности. Такая форма выполнения изображена на фиг. 9 и 10. В этом случае, возбуждающий магнит (Ь) соединен своими полюсами с полюсными башмаками (Ь) и (Ъ.,), которые, как показано на фиг. 10, расположены по бокам двух полюсных колес fcj и fc.-), образуя в то же время подшипники для вала (d) этих колес. Оба полюсных колеса укреплены на оси (d) при по.моши втулки (о) из немагнитного металла и тем самым магнитно изолированы друг от друга и в то же время удерживаются в таком расстоянии одно от другого, что между ними остается место для полюса (ej и (е„) электромагнита (е). Кроме того, оба полюсных колеса укреплены на оси (d) таки.м образом, что, когда у одного колеса один полюс стоит против полюсного зубца fcj или (с,,), у другого колеса другой полюс приходится против впадины. Благодаря такому

устройству, полюсные колеса (с) и (с-) индуцируются обоими полюсными башмаками (Ь) и (Ь.) возбуждающего магнита, получая противоположную полярность, а с другой стороны, обоими якорными полюсами fej и feoj, расположенными между полюсными зубцами магнитных колес, магнитный поток во время вращения последних замыкается через электромагнит (е) в том или другом направлении. Таким образом, при описанном устройстве как возбуждающий магнит (Ь), так и электромагнит (г) при каждой смене полюсов действуют одновременно обоими своими коленами или полюсами.

Описанные выше три формы выполнения синхронного двигателя предназначены для питания однофазным переменным током, а потому не могут сами собой приходить в действие из-за отсутствия вращающегося момента; в виду этого, они пускаются в ход при помощи известного и потому на чертеже не показанного ускорительного приспособления в комбинации с пружиной.

Для возможности автоматического пуска в ход и работы многофазным переменным током, для каждой фазы устраивается отдельный электромагнит. Подобная форма выполнения двигателя для работы трехфазным током показана на фиг. 11 - 14. Здесь имеются три электромагнита fc,, s., е.,), в которых один полюс соединен с возбуждающим магнитом (Ь) посредCTBOiM общего мостика (е). а другие полюсы (el, е . и eVJ расположены у плоскости вращения полюсных зуоцов fcj колеса (с). Возбуждающий магнит (Ь), соединенный с мостиком fCj), скреплен, как и на фиг. 1 и 2. с поЛЮСНЫ1М башмаком (Ь); последний расположен непосредственно над полюсным колесом (с), так что колесо намагничивается вследствие индукции и, следовательно, все полюсные зубцы этого колеса имеют одинаковую магнитную полярность. Точное положение якорных полюсов по отношению к полюсным зубцам над колесом (с) видно на фиг. 11 и 14. Взаимные расстояния между этими полюсами определяются шириной лежащих между ними зубцов и впадин, увеличенной на отрезок, соответствующий углу фазного сдвига между полюсным зубцом и смежной впадиной. В остальном конструкция одинакова с показанной на фиг. 1-4. Для определения целесообразного расположения трех якорных полюсов трех фаз у полюсного колеса fcj, можно, поскольку все зубцы fcj этого колеса имеют одинаковую полярность, исходить из любого положения для одного полюса в области какого-либо зубца и смежной с ним впадины, располагая затем прочие полюса с соблюдением одинакового расстояния между ними. Точное определение их положения в области полюсного зубца и принадлежащей к нему впадины исходит, однако, из соображения, что при работе во время одного периода переменного тока мимо полюса электромагнита должн1 1 проходить точно один зубец и впадина. В виду этого, эти полюсы каждой из трех фаз должны располагаться на пути, проходимом одним зубцом с следующей за ни.м впадиной, в соответствии с протеканием трехфазной диаграммы, т.-е., например, у начала первой трети этого пути должен лежать полюс электромагнита первой фазы, у начала второй трети-полюс второй фазы и у начала третьей фазы - полюс третьей фазы. Катушку () первого электромагнита надо присоединить к первой, катушку второго - ко второй и катушку третьего - к третьей фазе. Соответственно этому, эти три катушки могут быть присоединены к трехфазной сети по методу треугольника или звезды. В последнем случае рекомендуется соединить нулевую точку синхронного двигателя с нулевой точкой источника тока. При включении трех фаз, такой трехфазный синхронный двигатель, вследствие его небольшой массы, движущейся с небольшой окружной скоростью при малых сопротивлениях трения, приходит в действие бесшумно и продолжает бесшумно же работать при регулярном действии.

Двигатель может приводиться в действие также только двумя фазами

переменного тока при форме выполнения по фиг. 1-4, если один полюс электромагнита сдвинут на фазный угол 90 и каждая из двух катушек якорных магнитов включена в одну фазу.

Многофазный синхронный двигатель можно питать при нормальном режиме однофазным током и пускать в ход при помощи одной или двух так называемых вспомогательных или искусственных фаз. С этой целью электромагниты устраиваются переставными, так что их полюса можно точно устанавливать у плоскости вращения полюсных зубцов fcj в соответствии с углом сдвига искусственной фазы по отношению к рабочей фазе. Для возможности перестановки полюсов можно, например, снабдить прорезами соединительный мостик (Ct), к которому привинчены магниты. Двигатель по фиг. 1-4 может быть пущен в ход посредством искусственной фазы, двигатель по фиг. 11 -14 - посредством двух искусственных фаз. В последнем случае, средний электромагнит (е) должен получать рабочую фазу, а из двух других (е,) и (е.,.) один - опережающую, а другой - отстаюшую искусственную фазу.

Для того, чтобы искусственные фазы получали ток лишь с целью пуска в ход на время пускового периода, в цепь должен быть включен нажимной контакт, который замыкает ток лишь в течение того времени, пока контакт остается нажатым. Такой нажимной контакт желательно вводить в цепь и при двигателях, приводимых в действие нормальным многофазным током с тем, чтобы мотор можно было пускать в ход как многофазный, а затем, при нормально. режиме работы, питать его как однофазный, так что после нарушения нормальной работы мотор не приходит сам по себе в действие и тем самым, в случае привода часового механизма, не может незаметным образом привести к неверному показанию времени.

На фиг. 15-23 изображены упрощенные формы выполнения такого

синхронного двигателя с электромагнитом, один полюс которого укреплен к нейтрально.му месту постоянного магнита. Постоянный стальной .магнит составлен из прямых и круглых стальных стержней («), (щ). которые служат в то же время опорными колонками для всей конструкции мотора. Нейтральное место образуется верхней доской (), штампованной из железного листа; в нее ввернута цапфа для верхнего подшипника вертикального вала (с-,) ротора, а также верхний конец опорной колонки (s). Этой же железной доской (i) магнитно связан верхний конец железного сердечника (е) электромагнита, привинченного к ней между обоими стальными стержнями (1п). как показывает фиг. 18. К нижним концам магнитных стержней, т.-е. к их свободным полюсам, привинчены пластинчатые полюсные башмаки N и S, как показано на фиг. 18. В промежуток между ними входит полюсный выступ (е ) электромагнита (е) (фиг. 15), который свинчен с обоими полюсными башмаками N и S при посредстве наложенной на них латунной пластины (d), удерживаясь ею в правильном положении относительно плоскости башмаков. Выступ (е ) снабжен горизонтальным вырезом, в котором вращается ротор или, точнее говоря, его зубцы (с ). Благодаря применению этого выреза, уменьщается приблизительно вдвое потеря силовых линий в зазорах, по сравнению с односторонним расположением магнитных полюсов у ротора, так как последний охватывается выступом (е ) с трех сторон. Полюсные башмаки Л и S постоянных стержневых магнитов (т) могут также получить форму, подобную выступу (е ), т.-е. охватывать ротор с трех сторон. Самый ротор представлен в двух формах выполнения на фиг. 19 и 20. На фиг. 19 ротор состоит из двенадцати штампованных из листового металла и изолированных магнитно друг от друга железных секторов (с ), зажимаемых между двумя половинаТЧи роторной втулки, после тщательной проверки точности их положения

правильным шаблоном, и припаиваемых к ней. На фиг. 20 ротор состоит из круглого диска из листового металла, который снабжен средним отверстием для точно центрального укрепления на роторной втулке и радиальными вырезами, доходящими почти до этого отверстия; но при этой форме выполнения имеет место нежелательное прохождение силовых линий между железными секторами (с) у среднего отверстия.

Нижняя часть опорной колонки (s) до пластины (d) или даже вся колонка и нижняя соединительная поперечина (Ь), которая служит поддержкой для подпятника ротора и для пускового приспособления к двигателю, изготовляются, с целью магнитной изоляции, из немагнитного материала, напр., из латуни. Два центробежных маятника (р) у верхнего конца роторного вала (с) служат для синхронизирования. Червячная передача ((j) понижает число оборотов двигателя до требуемого часовым механизмом.

Для увеличения мощности двигателя, у ротора можно устроить так, чтобы несколько электромагнитов чередовались с постоянными возбуждающими полюсами чередующейся полярности. При этом наибольшее возможное число электромагнитов берется равным числу секторов ротора. Ширина полюсных башмаков .V и 5 у ротора равна при этом ширине полюсного выступа (е ), которая должна составлять одну треть ширины сектора (с ) ротора.

Фиг. 21, 22 и 23 изображают форму выполнения двигателя с двумя электромагнитами; расположенные между ними с каждой стороны постоянные возбуждающие полюсы предназначаются для достижения мощности действия двул1я магнитными стержнями /mj одной и двумя стержнями fm другой полярности. Поскольку одикаково положение магнитных полюсов у ротора в направлении вращения по отношению к секторам (с} ротора при применении нескольких электромагнитов, эти электромагниты можно питать однофазным током в параллельном или последовательном соединении. Если же из.менить это расположение соответственно сдвигу фаз употребительных многофазных систем, можно питать двигатель многофазным током.

ПРЕДМЕТ П л ТЕНТА.

(. Синхронный двигатель для привода часовых и других подобных .механизмов, характеризующийся применением постоянного согнутого в виде буквы С магнита (Ь), к одному полюсу которого прикреплен широкий башмак (Ь), расположенный над железным зубчатым диском (с), механически связанным с часовым или иным приводом (d), и намагничивающий этот диск так, что все зубцы его получают одну и ту же полярность, к другому полюсу какового постоянного магнита прикреплен двухсердечниковый электромагнит (, /), питаемый переменным током и снабженный узкими башмаками fei - е.,), размещенными над зубчатой частью диска (с) так, чтобы при положении одного башмака над зубцом, другой башмак располагался над впадиной, с целью получения между башмаками и зубцами, при изменении намагничивающего тока, постоянно действующего касательного усилия (фиг. 1, 2, 3, 4).

2.Видоизменение охарактеризованного в п. 1 синхронного двигателя, отличающееся тем, что, во-первых, постоянный магнит имеет подковообразную форму и снабжен на концах узкими башмаками (Ь), (Ь.,), размещенными над врашающи У1ся зубчатым диском (С) так, чтобы, при положении одного башмака над зубцом, другой башмак располагался над впадиной, во-вторых, что электромагнит переменного тока () имеет прямолинейный сердечник, один конец которого прикреплен к середине постоянного магнита, а другой конец

.снабжен широким башмаком (eJ, (е). расположенным над вращающимся диском (С) (фиг. 5, 6, 7, 8).

3.Видоизменение охарактеризованного в п. 1 синхронного двигателя., отличающееся тем, что между полюсами f& и &) подковообразного постоянного магнита ) помещены два зубчатых диска (С.-С„), насаженных на общую ось (Ъ), а сердечник электромагнита переменного тока С/-/J имеет подковообразную форму (фиг. 9, 10).

4. Видоизменение охарактеризованного в п. 1 синхронного двигателя, отличающееся тем, что, во-первых, применен не один постоянный магнит, а одна или несколько пар прямолинейных постоянных магнитов (т ), (т ), одни концы которых связаны общей накладкой (г ), (г ), а другие концы снабжены башмаками Л , S, расположенными над вращающимся зубчатым диском (с-с), вовторых, применено равное числу пар магнитов число электромагнитов переменного тока с прямолинейными сердечниками (е), на которых укреплены башмаки feJ с прорезами, охватывающими зубчатую часть вращающегося диска (с-с) (фиг. 15, 16, 17, 18, 21, 22, 23).

5. Видоизменение охарактеризованного в п. 1 синхронного двигателя, отличающееся тел1. что к одному из полюсов постоянного магнита (Ь-Ь) прикреплены три электромагнита, питаемые трехфазным током, в коих свободные концы сердечников снабжены башмаками, расположенными над зубчатой частью вращающегося диска (С) со сдвигом по отношению к зубцам его на одну треть шага зубцов.

Похожие патенты SU1765A1

название год авторы номер документа
Импульсный синхронный генератор 1952
  • Мордвинов Ю.В.
SU95095A1
БЕСКОНТАКТНАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С АКСИАЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ 2010
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2436221C1
Синхронный редукторный электродвигатель 1990
  • Куракин Александр Сергеевич
  • Гайдис Эдгарас Альгирдасович
  • Чернигин Аркадий Сергеевич
SU1711299A1
МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ БЕСКОНТАКТНАЯ МАШИНА С АКСИАЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ 2010
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2437202C1
ОДНОФАЗНЫЙ БЕСКОНТАКТНЫЙ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ГЕНЕРАТОР 2009
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2393615C1
БЕСКОНТАКТНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С АКСИАЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ 2010
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2437201C1
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С МНОГОПАКЕТНЫМ ИНДУКТОРОМ 2009
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2382475C1
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ПОЛЮСНЫМ ЗУБЧАТЫМ ИНДУКТОРОМ 2009
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2392723C1
СИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С МАГНИТНОЙ РЕДУКЦИЕЙ 2008
  • Афанасьев Анатолий Юрьевич
  • Давыдов Николай Владимирович
RU2375806C1
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2009
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2407135C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 765 A1

Реферат патента 1924 года Синхронный двигатель для привода часовых и других подобных механизмов

Формула изобретения SU 1 765 A1

Тппо-гпггография «Красный Печатник, Ленинград. Международный,

фиг.2.

фип4 Гт

фиг. 7

фиг. Б.

фиг. J.

в /

фиг. Э.

.tSD

Ь

Сг

10

SU 1 765 A1

Авторы

Р. Михль

Даты

1924-09-15Публикация

1924-06-25Подача