Упругая муфта Советский патент 1992 года по МПК F16D3/74 

Описание патента на изобретение SU1767248A1

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к устройствам для соеди- нения валов в условиях повышенных перекосов и смещений осей в приводах с асинхронными, дизельными двигателями, в приводах прокатных станов и т. д.

Известна эластичная муфта (авт. св. № 571638, кл. F 16 D 3/74, 1975, содержащая две полумуфты, соединенные упругой торо- образной оболочкой.

Известна упругая муфта (авт. св. № 900061, кл. F 16 D 3/74, 1980), содержащая ведущие и ведомые полумуфты с прижимными кольцами, соединенными между собой упругим элементом, в виде отдельных лепестков или торообразной резино-корд- ной оболочки, при этом одна из полумуфт выполнена подвижной, снабжена промежуточным элементом в виде втулки, а на обращенных одна к другой поверхностям ступице ведущей полумуфты и промежуточного элемента выполнены кулачки, ведущая полумуфта установлена на промежуточном элементе с возможностью поворота.

Недостатками этих муфт являются узкий скоростной диапазон устойчивой работы, ведущий к автоколебаниям, неравенству угловых скоростей полумуфт из-за резких изменений жесткости при циклическом изменении крутящего момента, а также наличие ударов кулачков, приводящих к вибрации муфты (по авт. св. № 900061, кл, F 16 D 3/74, 1980), и приводов в целом при оборотах втулки вблизи собственных резонансных частей ведущей полумуфты.

Целью изобретения являются повышение надежности и долговечности за счет обеспечения плавной регулировки жесткости, снижение вибрации, расширение скоростного диапазона устойчивой работы и выравнивание угловых скоростей полумуфт.

Указанная цель достигается тем, что в условиях повышенных перекосов и смещений осей в муфте она снабжена демпферами крутильных колебаний, промежуточным элементом, выполненным в виде диска, кулачки на диске и полумуфте в сечении, перпендикулярном оси муфты, имеют форму спирали Архимеда и расположены с радиальным зазором между витками на диске и полумуфте, а демпферы крутильных колебаний установлены между диском и ведущей полумуфтой.

Соединения подвижной полумуфты с втулкой по спирали Архимеда торцовыми поверхностями позволяет снизить нагрузку на кулачки, т. е. они выполнены на большем радиусе от оси вращения, уменьшить вибрации муфты за счет большей поверхности взаимодействия до заклинивания, уменьшить радиальные составляющие на оболочку при радиальной несоосности полумуфт, благодаря центрирующему действию спирали.

5На фиг. 1 изображена предлагаемая упругая муфта; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 2 (демпфер крутильных колебаний).

Упругая муфта содержит ведущую 1 и

0 ведомую 2 полумуфты с прижимными кольцами 3, соединенными между собой торообразной упругой резино-кордной оболочкой 4 и промежуточным элементом 5, выполненным в виде диска. Полумуфта 1 соединена с

5 промежуточным элементом 5 торцовыми поверхностями по спирали Архимеда 6, установленным на валу 7 любого двигателя с зазорами t в пределах 2-5 мм. Величина осевого смещения ц, промежуточного эле0 мента 5 по спирали Архимеда 6 полумуфты 1 ограничена полукрышками 8 с упорами 9 и 10, закрепленными болтами 11 на промежуточном элементе 5. Муфта снабжена де- мпфером крутильных колебаний,

5 расположенным во взаимно перпендикулярных плоскостях, включающими тавры 12, закрепленными на промежуточном элементе 5, пальцев 13, свободно насаженными на них тарельчатыми пружинами 14. Осевое

0 смещение пальцев 13 между упорами 9 и 10 ограничено с помощью шайб 15 и стопорными кольцами 16, а также цилиндрической пружиной 17. Упругие элементы демпфера могут быть выполнены в виде прорезных

5 или телескопических пружин.

Муфта работает следующим образом. Переменный (циркулирующий) крутящий момент двигателя в момент пуска, ос- танова, а также при смещениях

0 соединяемых валов передается полумуфте 1 вместе с полукрышками 8, после свободного равномерного проворота по спирали Архимёда до выбора зазора t между промежуточным элементом 5 и его захвата, а затем

5 также через упор 9, тарельчатые пружины 14, тавры 12 на промежуточный элемент 5 и торообразную оболочку 4 на ведомую полумуфту 2. При равномерном перемещении промежуточного элемента 5 в радиальном и

0 осевом направлении по виткам спирали Архимеда 6 полумуфты 1 достигается регулировка .крутильной жесткости торообразной оболочки 4 в диапазоне максимального угла поворота, повышение нагрузочной способ5 ности и долговечности. Тарельчатые пружины 14, передающие Крутящий момент, расположенные во взаимно перпендикулярных плоскостях, гасят колебания, вызванные пульсирующей нагрузкой двигателя или крутильными колебаниями и осуществляют

разгрузку соединяемых валов от осевых сил, вызываемых центробежными силами, действующими на упругую оболочку 4, оптимизируют параметры защиты привода. При остановке вращения двигателя цилиндриче- ские пружины 17 возвращают первоначальную форму торообразной оболочки 4 и промежуточный элемент 5 в исходное состояние, при этом вновь создается зазор t между витками спирали Архимеда 6 веду- щей полумуфты 1 и промежуточным элементом 5, подготовив муфту к последующему плавному включению.

По сравнению с прототипом применение данной муфты в любых приводах с раз- личными двигателями при наличии подвижного промежуточного элемента 5, полумуфты 1 со спиралями Архимеда 6 и демпферами крутильных колебаний позволяет осуществить плавную регулировку кру- тильной жесткости торообразной оболочки 4, оптимизировать параметры виброзащиты всего привода, расширить скоростной диапазон ее устойчивого вращения к автоколебаниям, повышается равенство угло-

вых скоростей полумуфты 1 и 2, а следовательно увеличить надежность и долговечность.

Формула изобретения Упругая муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, промежуточный элемент, связанный с торцом ведущей полумуфты посредством кулачкового соединения, а с ведомой полумуфтой - посредством упругой торообразной оболочки, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности муфты за счет обеспечения плавной регулировки жесткости, снижения вибраций, расширения скоростного диапазона устойчивой работы и выравнивания угловых скоростей полумуфт, она снабжена демпферами крутильных колебаний, промежуточный элемент выполнен в виде диска, кулачки на диске и полумуфте в сечении, перпендикулярном оси муфты, имеют форму спирали Архимеда и расположены с радиальным зазором между витками на диске и полумуфте, а демпферы крутильных колебаний установлены между диском и ведущей полумуфтой.

Похожие патенты SU1767248A1

название год авторы номер документа
Гаситель крутильных колебаний 2022
  • Чирков Александр Петрович
RU2793989C1
КОМБИНИРОВАННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ СИЛОВОГО ПРИВОДА 2000
  • Дрозденко В.Ф.
  • Некрасов С.И.
  • Бородин В.Н.
  • Михно А.А.
  • Суралев В.А.
RU2162176C1
УПРУГАЯ МУФТА 2011
  • Корчагин Денис Сергеевич
  • Масленников Александр Борисович
  • Егер Владимир Андреевич
RU2489617C2
Комбинированная сцепная муфта 1974
  • Белов Евгений Константинович
  • Дорофейкин Александр Александрович
  • Никитин Евгений Александрович
  • Родионов Алексей Васильевич
  • Умаров Адиль Саидович
SU480870A1
Инерционный стенд для испытания фрикционных тормозов 1981
  • Юденко Вячеслав Яковлевич
  • Козырев Сергей Петрович
  • Стреблеченко Геннадий Иванович
  • Егоркин Вячеслав Алексеевич
SU1083087A1
Предохранительная фрикционная муфта 1989
  • Смирнов Сергей Сергеевич
  • Лекомцев Сергей Платонович
  • Прокудин Николай Алексеевич
  • Львович Константин Давыдович
SU1762018A1
ОБРАТНЫЙ ПОВОРОТНЫЙ ЗАТВОР (ВАРИАНТЫ) 2012
  • Кузьмин Юрий Константинович
  • Мурашев Андрей Иванович
RU2514452C1
ЭЛАСТИЧНАЯ Л^УФТА 1970
  • Н. И. Логинов, И. Е. Ариничев, Г. Г. Наливайко В. Г. Целищев
SU271191A1
УПРУГАЯ МУФТА 1966
SU179137A1
Упругий вал 1990
  • Хотеева Александра Михайловна
  • Лускатов Валерий Владимирович
  • Хотеенкова Лариса Павловна
SU1788357A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 767 248 A1

Реферат патента 1992 года Упругая муфта

Использование: в машиностроении, в устройствах для соединения валов в условиях повышенных перекосов и смещений осей, в приводах прокатных станов, СущЈ; ность изобретения: упругая муфта содержит ведущую 1 и ведомую 2 полумуфты, промежуточный элемент 5, связанный с торцом ведущей полумуфты 1 посредством кулачкового соединения, а с ведомой полумуфтой 2 - посредством упругой торообразной оболочки 4. Между промежуточным элементом 5 и полумуфтой 1 установлены демпферы крутильных колебаний. Кулачки на промежуточном элементе 5 и полумуфте 1 в сечении, перпендикулярном оси муфты, имеют форму спирали Архимеда и расположены с радиальным зазором между витками, 3 ил. (Л С vi о 44 ю оо

Формула изобретения SU 1 767 248 A1

Фиг 2

Редактор Л.Волкова

Составитель В.Бурый Техред М.Моргентал

Заказ 3536ТиражПодписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат Патент, г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Фиг.

Корректор О.Густи

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1767248A1

Упругая муфта 1980
  • Проничев Владислав Константинович
  • Хрящев Николай Михайлович
SU900061A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 767 248 A1

Авторы

Бурый Владимир Владимирович

Даты

1992-10-07Публикация

1990-11-02Подача