Изобретение отиосится к области машиностроения и может быть исиользовано, например, в дизель-генераторах, дизель-комирессорах и других скловь1х агрегатах, где требуегся обеспечить эластичное соединение валов первичного двигателя и приводимого агрегата при закрытом фланцевом соединении их кор-. пусов.
Для передачи крутящего момента с вала .первичного двигателя на вал приводимого агрегата применяются эластичные муфты, имеющие различную форму эластичного элемента. Известны, например, эластичные (п1инные) муфты, содержащие резиновый разрезной или состоящий из двух половин торообразный эластичный элемент, кренящийся к фланцам валов при помощи болтов и неразрезных ирижимных металлических колеи. Однако наличие разрезного или состоящего из двух иоловин эластичного элемента не позволяет применить такие .муфты в быстроходных силовых агрегатах с окружными скоростями на ободе эластичного элемента более 30 м/сек из-за ненадежности его креиления. Наличие неразрез,ных прижимных колец крепления эластичного элемента не позволяет .применить такие муфты для закрытых фланцевых соединений .корпусов первичного двигателя и приводимого агрегата из-за трудности монтажа.
Кроме того, в связ; с наличием центробежных сил, возникающих на торообразном эластичном элементе ири работе муфты, создаются значительные стягивающие осевые усилия на валах первичного двигателя и нриводимого агрегата, что приводит к износам их подщипников. С целью устранения указанного недостатка в ЧССР было запатентовано устройсгло иод названием «Ограничитель аксиальных
сил. Однако такое устройство значительно усложняет конструкц.ию муфты и не позволиег нснользовать ее в закрытых фланцевых соединениях. Известна также эластичная муфта, име;ощая неразрезную резинокордную оболочку, прикрепляемую к фланцу калчдой полумуфты при помощи двух полудисков, связанных между собой кольцом, входящим в их пазы. Однако toнтaл такой муфты, особенно в закрытых
фланцевых соединениях, чрезвычайно затруднен, и не устраняются стягивающие осевые усилия от центробежных сил, возннкающих на ободе оболочки.
Цель изобретения - разгрузка .валов от
осевой составляющей центробежных сил, действующих на резинокордную оболочку. Это достигается тем, что фланец одной i3 полумуфт выполнен съемиым и соединен со CTyniiцей посредством щлицов. Разъемные прпжимно крепление резинокордной оболочки, в собранном виде соединены .попарно между собой посредством планок н конических штифтов.
На фиг. 1 показана предлагаемая муфта в продольном разрезе; на фиг. 2 - конструкция сборного прижимного кольца и разрез ио креплению полуколец; на фиг. 3 - соединительная планка и разрез .по коническим отверстиям.
К корпусу 1 первичного двигателя крепится при помощи болтов 2 фланцевый щит 3 приводимого агрегата, например генератора.
Обработанные сопрягаемые поверхности А и Б обеспечивают необходимые соосность и центрирование щита 3 относительно корпуса н соответственно валов первичного двигателя и приводимого агрегата.
Неразрезная .резинокордная оболочка 4 с армированными буртами крепится с одной .стороны к полумуфте (маховику) 5 при по:мощи сборного прижимного диска 6 болтами 7, а с другой стороны - та.кими же болтами и ирижимным диском 8 к фланцу полумуфты 9. Каждый из .прижимных дисков состоит из двух иолу.дисков 10 и 11, закрепленных соединительными планками 12 и коническими штифтами 13. Диски отличаются между собой только выполнением отверстий В: в диске 6 выполнены резьбовые отверстия, в диске 6 - гладкпе.
Фланец ведомой иолумуфты 9 выполнен шлицевым и имеет возможность самоустановки по наружным шлицам ступицы 14, насаженной на вал 15 генератора и закрепленной гайкой 16.
Центрирование резинокордной оболочки но прижимным дискам и самих дисков ло полумуфтам произ.водится по поверхностям d п DСборка муфты произ.водится в такой последовательности. В неразрезную резянокордную оболочку заводятся полуднски диска 6 и соединяются в целое планками 12 и штифтами }3....
Собранным прижимным диском 6 и болтами 7 резинокордная оболочка одним буртом крепится к полумуфте 5. Затем в оболочку вводится следующая пара полудисков, и собирается ирижимиой диск 8. Болтами 7 второй бурт оболочки прикрепляется к фланцу полумуфты 9. Закрепление полудисков при помощи планок и штифтов обеспечивает плотиое беззазорное соединение их.
Кроме того, выполнение прижимных дисков из двух полудисков иоз.воляет свободно собрать и разобрать муфту через окна (лючки) в корпусе приводимого агрегата.
На вал 15 приводимого агрегата, например генератора, насаживается .ступица 14 и креиится гайкой 16. Затем производится сочленение двигателя с генератором, причем щит 5 генератора ио поверхиостям Л и заходит в соответствующие в(ггочки корпуса двигателя, а фланец полумуфты 9 находит на шлицы ступицы 14, после чег.о фланцы двигателя и генератора скрепляются болтами 2.
При работе муфты возникающие от центробежных сил стягивающие осевые усилия не воздействуют «а подшипники валов двигателя
и приводимого агрегата, так как фланец полумуфты 9 самоустанавливается по шлицам ступпцы 14.
Передача крутящего момента с вала двигателя на вал приводимого агрегата происходит
плавпо, при этом в силу высокой податливости оболочки муфты величина момента инерции вращающейся массы, например ротора генератора, не влияет на изменение собственной частоты крутильных колебаний коленчатого вала двигателя, в связи с чем амплитудызакрутки его снижаются в 1,5-2,0 раза. Это позволяет, например, в дизель-генераторах мощностью 200 кет с дизелем типа Д12 не нриме}1ять антивибратор (демпфер) крутильных колебаний.
Описываемая муфта не требует в эксплуатации проведения каких-либо Операций, связанных с центрированием соединяемых валов, и обеспечивает надежиую работу при смещеНИИ осей валов до 4,0 мм и изломе осей до 2,0 мм на 1 м.
Предмет изобретения
1. Эластичная муфта, содержащая две фланцевые нолумуфты, жестко соединенные своими ступицами соответственно с .ведущим и ведомым валами, а между собой - при по.мощи резино.кордной оболочки типа автомобильной нокрышки и .прижимных полудисков, отличающаяся тем, что, с целью разгрузки валов от осевой составляющей центробежных сил, действующих на резинокордную оболочку, фланец одной из иолумуфт выполнен съемным и соединен со ступицей посредством шлицов. 2. Муфта но п. 1, отличающаяся тем, что прижимные полудиски в собранном виде соединены по.парно между собой при помощи планок и конических штифтов.
12
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Упругая муфта | 1990 |
|
SU1754964A1 |
Упругий вал | 1990 |
|
SU1788357A1 |
Упругая муфта | 1978 |
|
SU681262A1 |
ЭЛАСТИЧНАЯ МУФТА^НДЯ | 1971 |
|
SU294028A1 |
Эластичная муфта | 1972 |
|
SU549613A1 |
КОМПЕНСАЦИОННАЯ МУФТА ТЯГОВОГО ПРИВОДА ЛОКОМОТИВА | 2012 |
|
RU2527254C2 |
Эластичная муфта | 1974 |
|
SU490967A1 |
ЭЛАСТИЧНАЯ МУФТАр.;fi •-. i'/: It Hi •, | 1972 |
|
SU352044A1 |
УПРУГАЯ МУФТА | 1970 |
|
SU280127A1 |
Высокоэластичная муфта | 1979 |
|
SU863913A2 |
Л-Л
Авторы
Даты
1970-01-01—Публикация