U-А П
Фие.1
Изобретение относится к судостроению, в частности к водометным движителям судов и плавсредств, преимущественно с плоским днищем.
Наиболее близким к изобретению является водометный движитель, содержащий центробежный насос с горизонтальным расположением оси вращения рабочего колеса, водоотводный патрубок, выполненный в улитке корпуса насоса, водоподводный патрубок с входной решеткой и выходное сопло (патент США Ms 4031844, кл. В 63 Н 11/02, 1977).
К недостаткам данной конструкции относится невозможность поворота выходного сопла относительно вертикальной оси, что ухудшает маневренность судна и повышает гидравлические потери в корпусе движителя.
Целью изобретения является повышение эксплуатационных характеристик движителя путем установки поворотного выходного сопла, с возможностью поворота на 360°, и сокращения длины водоотводного патрубка.
Эта цель достигается тем, что в водометном движителе, содержащем центробежный насос с горизонтальным расположением оси вращения рабочего колеса, водоотводный патрубок, выполненный в улитке корпуса насоса, водоподводный патрубок с входной решеткой и выходное сопло,последнее выполнено поворотным относительно вертикальной оси. а входная решетка неподвижно закреплена на концевой части указанного сопла с расположением выходного отверстия сопла в плоскости входной решетки в периферийной ее части, причем ось сопла размещена под углом к поверхности решетки, а водоотводный патрубок расположен внутри водо- подводного патрубка,
На фиг.1 показан предлагаемый движитель, продольный разрез; на фиг.2-сечение А-А на фиг,1; на фиг.З - входная часть водо- подводного патрубка,
Водометный движитель содержит центробежный насос двойного всасывания, имеющий корпус и рабочее колесо 2, которое насажено на вал 3. Вал 3 вращается в подшипниках 4, которые вставлены в крышки 5. В крышках 5 находятся водоподводные каналы. Корпус 1 со стороны водоотводного патрубка переходит в водоподводный патрубок 6, Выходное сопло 7 соединено с водоотводным патрубком с помощью кронштейнов и ступицы 8, которая насажена на вал 9. Вал 9, установленный во втулке 10 и подшипниках 11, осуществляет поворот сопла 7. Ось вала 9 совпадает с осью водоотводного патрубка. Водоподводный патрубок 6 перегорожен решеткой 12, которая неподвижно закреплена на нижнем срезе сопла 7 заподлицо с днищем судна. Водоподводный патрубок 6 установлен на днище судна.
Стрелками показан путь воды в движителе.
Водометный движитель работает следующим образом. Вращение вала приводного двигателя (не показан) передается рабочему
колесу 2. Забортная вода через входную решетку 12 засасывается в водоподводный патрубок 6, из него направляется в рабочее колесо 2 и, проходя через колесо 2, нагнетается в спиральный корпус 1. Проходя по
спирали корпуса, поток через сопло 7 выбрасывается под днище судна под некото- оым углом, создавая полезную тягу.
Разворот гяги на 360° осуществляется поворотом вала 9, на который насажено сопло 7 вместе с входной решеткой 12. Решетка 12 разделяет поток воды, выходящей из сопла, с потоком воды, входящей в водоподводный патрубок, она также предохраняет водометный движитель от попадания в него
посторонних предметов.
Технико-экономический эффект от применения предлагаемого технического решения возможен за счет увеличения маневренности судна путем установки поворотного сопла.
Кроме того, уменьшение длины водоотводного патрубка позволяет снизить гидравлические потери в водометном движителе и уменьшить массу и габариты.
Формула изобретения
Водометный движитель, содержащий центробежный насос с горизонтальным расположением оси вращения рабочего колеса, водоотводный патрубок, выполненный в
улитке корпуса насоса, водоподводный патрубок с входной решеткой и выходное сопло, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационных характеристик движителя, выходное сопло выполнено
поворотным относительно вертикальной оси, а входная решетка неподвижно закреплена на концевой части упомянутого сопла с расположением выходного отверстия сопла в плоскости входной решетки в периферийной ее части, а водоотводный патрубок расположен внутри водоподводного патрубка.
u - Д
лл
Л л л и d и
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Судно на подводном крыле | 2021 |
|
RU2770253C1 |
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 1992 |
|
RU2047540C1 |
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ КАВЕРНЕ | 2019 |
|
RU2714040C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТОКА ТЕКУЧЕЙ СРЕДЫ | 1995 |
|
RU2109171C1 |
АКТИВНОЕ ПОДВОДНОЕ КРЫЛО | 1999 |
|
RU2176609C2 |
ДВИГАТЕЛЬНО-ДВИЖИТЕЛЬНОЕ ВОДОМЕТНОЕ УСТРОЙСТВО | 2014 |
|
RU2555396C1 |
ВОДОМЕТНОЕ УСТРОЙСТВО | 2011 |
|
RU2492104C2 |
УСТРОЙСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОГРУЖЁННЫХ СУДОВ | 2014 |
|
RU2540357C1 |
НИЗКООБОРОТИСТЫЙ ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 2023 |
|
RU2800037C1 |
СУДНО С ЧАСТИЧНОЙ МАССОЙ ГЛИССИРОВАНИЯ | 2013 |
|
RU2550783C1 |
Использование: судостроение. Сущность изобретения: водометный движитель имеет корпус 1 и рабочее колесо 2, установленное на валу 3 в подшипниках, встроенных в крышки. Выходное сопло 7 соединено с патрубком с помощью кронштейнов и ступицы 8, которая насажена на вал 9,установ- ленный во втулке 10 и осуществляющий поворот сопла 7, при этом ось вала 9 совпадает с осью водоотводного патрубка. Водо- подводный патрубок 6 перегорожен решеткой 12, которая закреплена на нижнем срезе сопла 7 в днище судна. 3 ил.
::. 3
Патент США N24031844, кл | |||
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1992-10-23—Публикация
1990-04-04—Подача