Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для использования в железнодорожном транспорте, а также металлургии.
Известен способ 1 контактно-усталостных испытаний материалов в условиях, приближающихся к условиям эксплуатации конструкции. При таком способе возникают касательные напряжения, вызывающие поверхностные или подповерхностные трещины.
Существенным недостатком этого аналога/является отсутствие продольных напряжений,возникающих при взаимодействии колеса с рельсом.
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому является выбранный в качестве прототипа способ усталостных испытаний рельсов 2, по которому контактные напряжения вызывают с помощью ролика, посредством которого к образцу прикладывают циклическую изгибающую и продольную нагрузки, обеспечивающие перекатывание ролика по образцу рельса и создание наряду с изгибающей нагрузкой также и истирания,
К недостаткам прототипа можно отнести то, что при таком способе усталостных испытаний не обеспечиваются изменение отношения продольной и изгибающей нагрузок в интервале 0,5-0,052. характерное для эксплуатации рельсов, а также пропорциональное изменение поперечной и продольной нагрузок.
Целью изобретения является приближение условий испытания к эксплуатационным.
. Для достижения указанной цели к образцу прикладывают циклическую изгибающую нагрузку через ролик под углом 60-87°, создавая при этом контактные напряжения, равные контактным напряжениям, возникающим при эксплуатации рельсов.
Приложение нагрузки под углом позволяет создавать в образце продольные напряжения заданной величины и
i
Ј
VJ
XI W ON VI
ON
обеспечивает возможность пропорционального изменения изгибающей и растягивающей циклических нагрузок,
Действие прикладываемых нагрузок к образцу через вращающийся ролик позволяет создавать такие контактные напряжения, которые возникают при эксплуатации рельсов и пропорциональны изменяющимся циклическим приложенным нагрузкам.
По имеющимся у заявителя данным, в известных источниках информации отсутствуют признаки, сходные с признаками, которые отличают заявляемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии его критерию существенные отличия.
Для осуществления предложенного способа испытаний образцов рельсов на усталость с истиранием необходимо на испытательной машине образец расположить таким образом, чтобы он находился под уК- лом к оси приложения циклической нагрузки, в результате чего о образце при каждом цикле возникают продольные напряжения, которые вызывают его растяжение - сжатие. Выбирая условия испытания (диаметр ролика, размер образца), можно создать такие контактные напряжения, которые возникают при эксплуатации.
Выбор граничных параметров обусловлен тем, что при угле приложения нагрузки менее 60° в образце возникнут продольные напряжения, превышающие действительные значения в рельсах. При угле более 87° величина продольных напряжений настолько мала, что ее практически невозможно измерить.
На фиг. 1 показано расположение ролика и образца при минимальной нагрузке; на фиг. 2 - расположение ролика и образца при максимальной нагрузке.
По заявляемому способу в процессе испытания образцов рельсов на усталость с истиранием целесообразно изгибающую нагрузку Р прикладывать к образцу 1, расположенному на опорах 2, через вращающийся ролик 3 под углом а 60-87° к плоскости образца (фиг. 1, 2), создавая при этом заданные продольные усилия и контактные напряжения, равные контактным напряжениям, возникающим при эксплуатации рельсов. При этом продольные и контактные напряжения изменяются пропорционально изменению приложенной изгибающей нагрузке.
Изгибающее усилие прикладывается асимметрично с коэффициентом асимметрии, равным 0-0,1. В .момент минимальной нагрузки ролик 3 соприкасается с образцом 1 в точке А. При максимальной нагрузке
вследствие изгиба образца точка А переместится в точку А , а соприкосновение ролика с образцом будет наблюдаться в точке В. За каждый цикл нагружения ролик переместится на расстояние АВ в прямом и обратном направлении, вызывая износ образца, что еще более приближает испытания к условиям эксплуатации рельсов.
Заявляемый способ может быть реализован с помощью любой испытательной машины, предназначенной для испытаний на циклический сосредоточенный изгиб, используя дополнительное приспособление 2 для крепления образца 1 под заданным уг5 лом ссоси приложения нагрузки к плоскости образца и ролик 3 для передачи усилия к образцу,
Так, например, при вертикальной нагрузке колеса на рельс 150 кН в нем возни0 кает горизонтальное усилие, равное 52 кН, и контактное напряжение 1370 МПэ. Для осуществления такого соотношения между вертикальной и горизонтальной составляющими нагрузку к образцу необходимо прикла5 дывать под углом « arccos 52/150 70°.
При воздействии ролика диаметром 40 мм и высотой 10 мм с учетом равенства контактных напряжений в рельсе и образце усилие, прилагаемое к образцу, вычисляет0 ся из соотношения
ак 0,418
где о к - контактное напряжение;. 5 Ро - прилагаемое усилие; Е - модуль Юн гаг
h и d - высота и диаметр ролика соответственно.
При о к 1370 МПа величина Р0 10,7 0 кН, а с учетом наклона полное приложенное напряжение равно Р Po/sin 70° 12 кН.
При толщине образца 15 мм и ширине
20 мм, расстояние между опорами 200 мм
стрела прогиба образца (расстояние АА) до5 стигает 2,6 мм, а перемещение ролика по
образцу - 1,35 мм.
Как показали данные опытной гтровер- ки, в результате использования заявляемого способа при данных условиях испытания 0 (приложение нагрузки 12 кН через ролик под разными углами к плоскости образца) число циклов до разрушения снижается на 25-30% (таблица) по сравнению с приложением нагрузки 10,6 кН под прямым углом к 5 плоскости образца.
Согласно данным проведенных испытаний заявляемое изобретение в сравнении с базовым объектом обладает следующими преимуществами;
а)позволяет создавать регулируемые продольные и контактные напряжения пропорционально изменяющимся изгибающим напряжениям:
б)максимально приближает усталостные испытания образцов к условиям эксплуатации рельсов;
в)позволяет определить более достоверную долговечность рельсов и повысить их надежность при эксплуатации;
г)не требует создания сложного и дорогостоящего оборудования.
Заявляемый способ испытания образцов рельсов на усталость с истиранием
0
5
представляет значительный интерес для народного хозяйства, так как позволяет повысить надежность железнодорожных рельсов при их эксплуатации.
Формула изобретения Способ испытания образцов рельсов на усталость, заключающийся в том, что циклически прикладывают к образцу через ролик изгибающую и продольную нагрузку, отличающийся тем, что, с целью приближения условий испытания к эксплуатационным, угол между осью образца рельса и направлением изгибающей нагрузки выбирают от 60° до 87°.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ НА КОНТАКТНУЮ УСТАЛОСТЬ | 2003 |
|
RU2253112C2 |
Способ испытаний натурных образцов рельсов на усталость | 1990 |
|
SU1758493A1 |
МАШИНА ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ МАТЕРИАЛОВ НА ЗНАКОПЕРЕМЕННЫЙ ИЗГИБ И ПЕРЕМЕННЫЕ КОНТАКТНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ | 1992 |
|
RU2091751C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ УСТАЛОСТИ АСФАЛЬТОБЕТОНА ПРИ ЦИКЛИЧЕСКИХ ДИНАМИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЯХ | 2005 |
|
RU2299417C2 |
Способ усталостных испытаний лопастей воздушного винта и установка для его осуществления | 2021 |
|
RU2767594C1 |
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ МЕТАЛЛА ТРУБЫ НА УСТАЛОСТЬ ПРИ ДВУХОСНОМ НАПРЯЖЕННОМ СОСТОЯНИИ (ВАРИАНТЫ) | 1994 |
|
RU2091748C1 |
Способ испытаний образца элементов авиационных конструкций и устройство для приложения нагрузки | 1990 |
|
SU1779965A1 |
ПРИЗМАТИЧЕСКИЙ ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРОЧНОСТИ МАТЕРИАЛА | 2012 |
|
RU2516599C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ НА УСТАЛОСТЬ | 1992 |
|
RU2071600C1 |
Способ испытания образца заклепочного соединения рамной конструкции на усталость | 1988 |
|
SU1670202A1 |
Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано в железнодорожном транспорте и металлургической промышленности. Целью изобретения является приближение условий испытания образцов рельсов к эксплуатационным. К образцу рельса прикладывают циклическую изгибающую нагрузку через подвижный ролик под углом 60-87°, создавая при этом контактные напряжения, равные контактным напряжениям, возникающим при эксплуатации рельсов. 2 ил.
Отношение горизонтальной и вертикальной составляющих нагрузок
59
0,515
0,500 0,342 0,052 0.035
90
Количество циклов до образования трещины, млн. циклов
Примечание
Отношение составляющих напряжений более 0.5 в рельсах не наблюдается
Сложно определить горизонтальную составляющую
Ы 2
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Школьник Л.М | |||
Методика усталостных испытаний, Справочник, М., Металлургия, 1978, с.272-279 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Машина для испытания рельсов и стыковых рельсовых накладок на износ и усталостную прочность | 1952 |
|
SU100232A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1992-10-30—Публикация
1990-02-20—Подача