Способ испытаний натурных образцов рельсов на усталость Советский патент 1992 года по МПК G01N3/32 

Описание патента на изобретение SU1758493A1

Изобретение относится к методам испытаний натурных деталей из металла на усталостную прочность, в частности, образцов рельсов бесстыкового пути.

Известен способ испытаний образцов рельсов, который заключается в нагружении отрезка рельса, установленного на двух опорах, поперечной пульсирующей силой, приложенной е середине рельса. Аналогичные схемы нагружения рельсов при испытаниях на усталость в различных зонах (подошве, головке, шейке рельса) рекомендованы в справочной литературе.

Недостаток существующих способов испытаний рельсовых образцов заключается в их несоответствии реальным условиям работы, в частности, - невозможности имитации концентрации напряжений, возникающих в зоне зарождения дефекта, например, в виде поперечной трещины, а также в отсутствии продольных сил в образце, вызываемых в условиях эксплуатации колебаниями температуры, продольным неоднородным угоном пути и т.п.

Цель изобретения - повышение точности результатов испытаний воспроизведением эксплуатационного характера напряженно-деформированного состояния рельсов для имитации концентрации напряжений в зоне зарождения дефекта за счет загружения образца внецентренной продольной растягивающей силой и изменением параметра несоосности образца и силы в процессе накопления повреждения. Для реализации указанной цели предлагается способ испытаний натурных образцов рельсов на усталость. Схема нзгружения отрезка рельса, установленного на двух опорах, поперечной пульсирующей силой (Р), приложенной в его середине, а также внецентренной продольной растягивающей силой (N) показана на фиг.1.

Для создания указанного продольного усилия (N) предварительного растяжения образца рельса 1 (на фиг.2 и 3) на его концах устанавливают по две пары стыковых накладок 2, которые стягивают высокопрочными болтами 3. К концам накладок прикрепляют шарнирно-резьбовые захваты 4 и помещают испытываемый рельс 1 вовнутрь метал- лического несущего короба 5 прямоугольной формы, затем нагревают

Ш

XI

ел со

4

Ы

рельс с помощью газоплазменных горелок или электрическим током и закрепляют его указанными захватами 4 в нагретом до 50- ЮО°С состоянии. После естественного остывания рельса до комнатной температуры (20-25°С )в нем возникает продольная растягивающая сила требуемой величины (до 1000-1500 кН), которая воспринимается коробом 5, соответственно сжатым. Величина силы (N) может достаточно точно и легко контролироваться как по перепаду температур, так и по деформациям рельса 1.

Затем нагружают растянутый образец рельса поперечной пульсирующей нагрузкой (Р) и проводят его испытания на уста- лость с регистрацией его поврежденности например, площади сечения внутренней поперечной трещины в головке рельса. Изменение параметров несоосности в процессе испытаний обеспечивают путем смещения захватов относительно продольной оси образца.

Реализация предлагаемого способа позволит более точно оценивать эксплуатационный ресурс (живучесть) рельсов, в том числе бесстыкового пути, включая поврежденные скрытыми поперечными микротрещинами в головке. Тем самым будет обеспечено повышение уровня безопасности движения поездов в части, зависящей от .пути. Формула изобретения

1.Способ испытаний натурных образцов рельсов на усталость, заключающийся в том, что образец нагружают поперечной пульсирующей силой, приложенной к его середине, и определяют характеристики его поврежденности, отличающийся тем, что, с целью повышения точности за счет имитации концентрации напряжений в зоне зарождения дефекта, к образцу прикладывают внецентренную продольную растягивающую силу и изменяют параметр несоосности в процессе накопления повреждения, с учетом которого судят о характеристике поврежденности,

2.Способ по п. 1,отличающийся тем что продольную растягивающую нагрузку к образцу рельса создают предварительным нагревом образца, закреплением его в захватах в нагретом состоянии и последующим охлаждением, а внецентрен- ность растяжения обеспечивают путем смещения захватов относительно продольной оси образца.

Похожие патенты SU1758493A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ИЗЛОМОВ РЕЛЬСОВЫХ ПЛЕТЕЙ 1999
  • Шарадзе О.Х.
  • Малов Е.В.
  • Кулемин В.Н.
  • Галунин А.П.
  • Задорожный Л.И.
  • Альхимович А.А.
  • Иванов П.С.
  • Славинский З.М.
  • Шур Е.А.
  • Коган А.Я.
  • Лысюк В.С.
  • Крысанов Л.Г.
  • Виноградов В.И.
  • Долганов В.Б.
  • Уханков А.С.
  • Боронкин В.В.
  • Смирнов М.Г.
RU2153552C1
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ СВАРНЫХ ШВОВ РЕЛЬСОВ БЕССТЫКОВОГО ПУТИ И ПРИБОР ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2020
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Конаков Александр Викторович
  • Штанов Олег Викторович
  • Паладин Николай Михайлович
RU2742599C1
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ НА КОНТАКТНУЮ УСТАЛОСТЬ 2003
  • Теодорович С.Б.
  • Кулаков С.М.
RU2253112C2
МАШИНА ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ МАТЕРИАЛОВ НА ЗНАКОПЕРЕМЕННЫЙ ИЗГИБ И ПЕРЕМЕННЫЕ КОНТАКТНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ 1992
  • Кармазин Алексей Иванович
RU2091751C1
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ОБРАЗЦА НА МАЛОЦИКЛОВУЮ УСТАЛОСТЬ В УСЛОВИЯХ ПЛОСКОГО НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ 2007
  • Чаевский Михаил Иосифович
  • Бледнова Жесфина Михайловна
RU2362139C1
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ МЕТАЛЛА ТРУБЫ НА УСТАЛОСТЬ ПРИ ДВУХОСНОМ НАПРЯЖЕННОМ СОСТОЯНИИ (ВАРИАНТЫ) 1994
  • Есиев Т.С.
  • Басиев К.Д.
  • Стеклов О.И.
RU2091748C1
Способ определения скорости роста трещины усталости в вакууме 2023
  • Демкина Надежда Ивановна
  • Немцов Дмитрий Владимирович
  • Перепелица Дмитрий Дмитриевич
  • Потапов Сергей Давидович
RU2808692C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ РЕЛЬСОВЫХ ПЛЕТЕЙ БЕССТЫКОВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ 2012
  • Клюзко Владимир Анатольевич
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Штанов Олег Викторович
  • Ободовский Юрий Васильевич
  • Паладин Николай Михайлович
  • Тригубов Алексей Геннадьевич
RU2521114C1
СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ СРОКА СЛУЖБЫ РЕЛЬСОВЫХ ПЛЕТЕЙ 1999
  • Шарадзе О.Х.
  • Малов Е.В.
  • Кулемин В.Н.
  • Галунин А.П.
  • Иванов П.С.
  • Славинский З.М.
  • Шур Е.А.
  • Коган А.Я.
  • Лысюк В.С.
  • Крысанов Л.Г.
  • Гурьянов А.А.
  • Сатаев К.Н.
  • Клочко А.П.
  • Долганов В.Б.
  • Уханков А.С.
  • Боронкин В.В.
  • Смирнов М.Г.
RU2153551C1
Способ усталостных испытаний лопастей воздушного винта и установка для его осуществления 2021
  • Щербань Константин Степанович
  • Федоров Денис Сергеевич
  • Син Владимир Михайлович
RU2767594C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 758 493 A1

Реферат патента 1992 года Способ испытаний натурных образцов рельсов на усталость

Изобретение относится к методам испытаний натурных деталей из металла на усталостную прочность. Цель изобретения - повышение точности за счет имитации концентрации напряжений в зоне зарождения дефекта. Образец циклически изгибают и прикладывают внецентренную продольную растягивающую нагрузку. Параметр несоосности меняют с ростом поврежденности. 1 з.п. ф-лы. 3 ил.

Формула изобретения SU 1 758 493 A1

Г

А/

Фиг. 4

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1758493A1

Способ испытания на усталость образца рельса 1981
  • Левченко Николай Филиппович
  • Замула Константин Петрович
  • Хургин Лев Семенович
  • Романов Юрий Иванович
SU1008651A1
Школьник Л.М
Методика усталостных испытаний
М.: Металлургия
Чугунный экономайзер с вертикально-расположенными трубами с поперечными ребрами 1911
  • Р.К. Каблиц
SU1978A1
Приспособление для записи звуковых колебаний 1921
  • Вишневский Д.
  • Вишневский Л.
SU212A1

SU 1 758 493 A1

Авторы

Клинов Семен Иосифович

Сидраков Андрей Александрович

Даты

1992-08-30Публикация

1990-06-07Подача