Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано в качестве комплекса технических средств, преимущественно для транспорта, главным образом на водном и железодорожном транспортах, обеспечивая преобразование солнечной энергии в энергию пара.
Известна гелиоустановка, содержащая концентратор солнечных лучей, парогенератор и систему трубопроводов для подключения к паровой турбине (Патент США №: 4, 103, 493, кл. F 24 J 2/00, 1978).
Недостаток данной установки - низкие функциональные возможности.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемой гелиоустановке является гелиоустановка, содержащая поворотную тумбу с установленным на ней вогнутым параболическим зеркалом, в фокусе которого расположен парогенератор, соединенный с паровой турбиной, и систему слежения зеркала за дневным перемещением Солнца (Авторское свидетельство СССР № 1, 089.292, кл. F 03 G 7/02. 1979).
Недостатком данной гелиоустановки - прототипа является невысокая точность слежения при использовании гелиоустановки на транспортном средстве, поскольку для него характерны продольные и поперечные колебания и изменение направления движения, следовательно, изменение ориентации зеркала относительно Солнца.
Цель изобретения - расширение области применения гелиоустановки.
Указанная цель достигается тем, что гелиоустановка дополнительно содержит ванну для жидкости, расположенную на транспортном средстве, и размещенную в ванне плавающую платформу, снабженную системой центрирования положения гелиоустановки, а поворотная тумба закреплена на платформе, причем часть ванны, в которой расположена платформа, выполнена шарообазной.
На фиг.1 изображена гелиоустановка, предназначенная для транспортного средства; на фиг.2 - пример расположения гелиоустановки на судне и подключения к его силовой установке; на фиг.З - пример расположения гелиоустановки на железнодорожном транспорте.
Гелиоустановка (фиг. 1) содержит параболическое вогнутое зеркало 1, установленное на вилкообразных кронштейнах 2, опирающихся на шарнир 3 поворотной тумбы 4, которая имеет систему продольных тяг 5 слежения углового склонения, приводимых системой 6, включающей в себя два электропривода с вертикальными цепными передачами на каждую продольную тягу 5.
Поворотная тумба 4 имеет привод 7 ее поворота вокруг оси для обеспечения горизонтального слежения за Солнцем. Поворотная тумба 4 гелиоустановки
расположена на плавающей платформе 8, размещенной в ванне 9, заполненной жидкостью 10. Часть ванны 9, в которой размещена плавающая платформа 8, выполнена шарообразной.
Плавающая платформа 8 снабжена системой центрирования положения гелиоустановки, содержащую, например, секторные отсеки - емкости, равномерно расположенные по окружности, В каждый отсек может
закачиваться или откачиваться жидкость 10 насосом 11 непосредственно из ванны 9 для уравновешивания платформы 8 гелиоустановки (зеркала 1 и связанных с ним всех остальных функциональных узлов), а также
для более оперативного слежения при наклонах транспортного средства 12, на котором размещена и вмонтирована ванна 9.
Плавающая платформа 8 связана с днищем ванны 9 двойной шаровой опорой 13,
обеспечивающей удержание плавающей платформы 8 от сильных возмущающих воздействий.
Питание приводов систем б и 7, а также насоса 11 осуществляется по электрическим
кабелям 14 через разъем 15 во внешний силовой пульт рубки или кабины транспортного средства.
Энергетическая часть гелиоустановки включает в себя паровой котел 16, установленный в фокусе зеркала 1 и укрепленный на стойках-трубопроводах 17 и 18, связанных через гибкие трубопроводы 19 и 20 с магистральными трубопроводами 21 и 22 транспортного средства.
Управление гелиокомплексом производится от электронной системы, которая содержит датчики 23 положения Солнца (угол склонения и горизонт). При управлении используются широко распространенные следящие системы.
При использовании гелиокомплекса на судне (фиг.2) он монтируется на верхней палубе.
Трубопровод 20 главного пара через
трубопровод21 подключен к паровой турбине 24, которая связана с трубопроводом 25 обратного пара с насосной установкой 26, соединенной с опреснителем воды.
55
Кроме того, паровая турбина 24 имеет трубопровод 27 выброса пара.
Выход насосной установки 26 подключен к трубопроводу 22. Паровая турбина 24 связана с главной двигательной установкой 28 посредством реверс-редуктора 29, на выходе которого установлен вал 30 с винтом 31
Управление гелиоустановкой осуществляется из рубки 32 судна,
Гелиоустановка данной конструкции может устанавливаться на железнодорожном транспортном средстве (фиг.З), например на отдельной платформе 33, с которой через промежуточный узел 34 подключения энергетической части осуществляется связь с паровой турбиной 35. Железнодорожный транспортный комплекс связан с главной тяговой установкой 36 (электровоз или тепловоз).
Гелиоустановка работает следующим образом.
При движении транспортного средства происходит слежение зеркалом 1 за положением Солнца, таким образом, что котел 16 находится постоянно в фокусе зеркала 1. Солнечные лучи, концентрируясь, нагревают стенки котла 16 и находящуюся в нем циркулирующую жидкость (воду). Образовавшийся пар по трубопроводам 18, 20 и 21 поступает в паровую турбину 24 (фиг.2), отдавая свою энергию и приводя в движение механизмы турбины 24 и всего движитель- ного комплекса транспортного средства в целом.
Так как транспортное средство, например в особенности судно, подвержено внешним возмущениям, следствием которых является килевая и бортовая качки и изменение курса, происходит отклонение фокальной оси зеркала 1 от оси на Солнце. Система датчиков 23 фиксирует это отклонение и в результате е системе управления формируются соответствующие команды на компенсацию того или иного возмущения и обеспечения совпадения фокальной оси и оси на Солнце. Так отклонение по горизонту компенсируется путем вращения тумбы 4 приводом 7, Отклонение от оси угла склонения компенсируется системой 6 приводов продольных тяг 5.
При движении судна, его колебаниях, а также при всех поворотах зеркала 1 имеет
место постоянное изменение центровки всей гелиоустановки. В этом случае Функционируют система слежения за Солнцем и система центрирования гелиоустановки. Например, при изменении положения оси зеркало 1 - Солнце, например при наклоне сверху-вниз, подается команда на уравновешивание - посредством закачки насосом 11 жидкости 10 непосредственно из ванны 9 в отсек (или часть отсеков) плавающей платформы 8 противоположных стороне наклона зеркала 1).
Работа гелиоустановки на железнодорожном транспорте аналогична работе на судне за исключением характера и причин возмущающих воздействий.
Использование гелиоустановки данной конструкции на судах и железнодорожном транспорте позволяет:
- обеспечить крейсерскую скорость транспортного средства в течение солнечной части суток без искусственного топлива;
- в течение года экономить топливо на 30-45%;
- повысить энергию посредством снижения выброса отработанных газов в атмосферу и всоса воздуха как катализатора.
Формула изобретения
Гелиоустановка, содержащая поворотную тумбу с установленным на ней вогнутым параболическим зеркалом, в фокусе которого расположен парогенератор, соединенный с паров.ой турбиной, и систему
слежения зеркала за дневным перемещением Солнца, отличающая С я тем, что, с целью повышения точности слежения при использовании гелиоустановки на транспортном средстве, гелиоустановка дополнительно Содержит ванну для жидкости, расположенную на транспортном средстве, и размещенную в ванне плавающую платформу, снабженную системой центрирования ее положения, а поворотная тумба
закреплена на платформе, причем часть ванны, в которой расположена платформа, выполнена шарообразной.
J/
26
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГЕЛИОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА | 2001 |
|
RU2199704C2 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ПРИЕМНИК СОЛНЕЧНОЙ ЭНЕРГИИ | 1998 |
|
RU2147358C1 |
КОНЦЕНТРАТОР СОЛНЕЧНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2012 |
|
RU2519530C2 |
УСТРОЙСТВО СБОРА ЛУЧИСТОЙ ЭНЕРГИИ | 1994 |
|
RU2109227C1 |
Устройство для использования солнечной энергии | 1981 |
|
SU1355137A3 |
ГЕЛИОУСТАНОВКА | 1992 |
|
RU2026515C1 |
Многозеркальная гелиоустановка с общим приводом системы ориентации | 2017 |
|
RU2661169C1 |
Энергоустановка | 1980 |
|
SU918707A1 |
ПАРАБОЛОЦИЛИНДРИЧЕСКИЙ КОНЦЕНТРАТОР СОЛНЕЧНОЙ ЭНЕРГИИ С АБСОРБЕРОМ И СИСТЕМОЙ СЛЕЖЕНИЯ ЗА СОЛНЦЕМ | 2005 |
|
RU2300058C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТЕПЛОВОЙ И ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2014 |
|
RU2554168C1 |
Использование: может быть использовано в качестве комплекса технических средств преимущественно для транспорта, главным образом, водного и железнодорожного, обеспечивая преобразование солнечной энергии в энергию пара. Сущность изобретения: гелиоустановка содержит параболическое вогнутое зеркало 1, установленное на поворотной тумбе 4, имеющей системы продольных тяг 5 слежения углово1S 21 КларёЗой турбиме гоо склонения, приводимых системой 6. Поворотная тумба 4 имеет привод 7 ее поворота вокруг оси для обеспечения горизонтального слежения за Солнцем и расположена на плавающей платформе 8, размещенной в ванне 9, заполненной жидкостью 10 и выполненной шарообразной. Плавающая платформа 8 снабжена системой центрирования положения гелиоустановки.Энергетическаячасть гелиоустановки включает в себя паровой котел 16, установленный в фокусе зеркала 1 и связанный через систему трубопроводов 17, 18, 19, 20 с магистральными трубопроводами 21 и 22 транспортного средства Управление гелиокомплексом производится от электронной системы, которая содержит датчики 23 положения Солнца (угол склонения и горизонт). 3 ил. (Л С #v KpySxe OmpySxu ч Nsl l I- и Обратныйяф 9 и подпитка водой Фаг.1
ФигЭ
35
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Патент США № 4103493, кл | |||
Пишущая машина для тюркско-арабского шрифта | 1922 |
|
SU24A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Энергетическая установка | 1982 |
|
SU1089292A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Дверной замок, автоматически запирающийся на ригель, удерживаемый в крайних своих положениях помощью серии парных, симметрично расположенных цугальт | 1914 |
|
SU1979A1 |
Авторы
Даты
1992-11-07—Публикация
1990-05-08—Подача