Узловое соединение строительных элементов Советский патент 1992 года по МПК E04B1/58 E04H12/08 

Описание патента на изобретение SU1775537A1

ращиванием секций высотного сооружения с помощью вертолета, признаваемым в настоящее время одним из наиболее прогрессивных. Это объясняется тем, что простой вертолета во время установки болтов стоит больших Ц1инансовых затрат. Кроме тою, затраты времени увеличиваюгсп за счет того, что во время установки вертолетом очередной секции, монтажники, по технике безопасности, не должны находиться на монтируемом сооружении.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является узловое соединение строительных элементов, в котором один из соединяемых элементов содержит опорную плиту с жестко закрепленным в ней соединительным стержнем с коническим наконечником, а другой из соединяемых элементов содержит на конце фланец, в котором имеется центральное отверстие для пропуска соединительного стержня и с внутренней стороны которого установлены контактирующие с ним подвижные упоры Центральное отверстие во фланце одною из соединительных элементов окаймлено жестко закрепленными к фланцу радиально расположенными упорами, которые чередуются с подвижными упорами. Подвижные упоры могуг выполняться в виде подпружиненных поворотных кулачков, либо в виде клино видных секторов кольца, занимающих замыкающее положение под действием собственного веса, либо в виде клиньев, которые расположены в П-образных обоймах и подпружинены.

Недостатком описанного решения является значительная трудоемкость изготовления узловых элементов соединения. Эго особенно относится к вариантам с П-образ- ными и поворотными кулачками, имеющими довольно сложный профиль. Кроме того, не исключается возможность заедания при повороте этих кулачков и клиновидных секторов, перемещающихся в неподвижных упорах как в направляющих, Это МОЖРТ иметь место при недостаточном соотношении длин этих секторов к их толщине, являющемся следствием ограниченных размеров внутреннего сечения трубчатого элемента, где размещается механизм соединения.

Целью изобретения является уменьшение трудоемкости изготовления и повышения надежности соединения.

На фиг. 1 изображено узловое соединение для поясов башни или мачты (распорки и раскосы условно не показаны), на фиг. 2 - разрез А-А на фиг, 1, на фиг. 3 -соединение на фиг. 1, в разьеме; на фиг. 4 - узел I на фиг 1, на фиг. 5 - вариант узла I

Узловое соединение состоит из трубы 1 части нижней секции сооружения и трубы 2 части пояса верхней части пояса верхней секции. К стыкуемым трубам 1 и 2 приварены соответственно торцевые фланцы 3 и 4. По оси трубы 1 к фланцу 3 жестко закреплен (приварен) соединительный стержень 5 с коническим наконечником 6, непосредственно к которому примыкает кольцевая канавка

7 по боковой поверхности стержня 5.

Во фланце 4 имеет центральное отверстие 8 диаметром несколько (на 0,6+1 мм) больше диаметра основания конического наконечника 6. На цилиндрической поверхмости отверстия 8 устроена кольцевая ка- иавка 9, по ширине превосходящая канавку 7 и заполненная разрезными пружинными кольцами 10, 11 и 12.

У нижнего из них, кольца 10, толщина

несколько меньше ширины кольцевой канавки 9. К кольцу 10 примыкают регулировочные тонкие кольца 11, толщина каждого из которых намного меньше, чем кольца 10 и не превышает величины допускаемого

люфта в соединении. Для высотного сооружения типа мачты или башни; например, эта величина составляет 0,2 Ю,7 мм. Для обеспечения пропуска соединительного стержня 5 при монтаже ширина колец 10 и 11

меньше глубины кольцевой канавки 9,

Вслед за кольцами 11. выше кольцевой канавки 7 в соединительном стержне 5, в кольцевой канавке 9 установлено дополнительное разрезное кольцо 12, поперечные

размеры которого такие же или меньше как у колец пакета, а толщина больше, чем толщина регулировочных колец 11,

Назначение кольца 10 - заполнить ка- павку 9 с некоторым гарантированным зазором, ширина которого обусловлена розгостыо толщины кольца и ширина канавки 9, и воспринимать в процессе монтажа и работы конструкции осевые условия в соединении. По технологическим соображепиям может быть не одно, а два или три кольца 10. Тогда указание с зазора относится к их суммарной толщине.

Регулировочные тонкие кольца 11 слу- жат для того, чтобы выбрать этот зазор и препятствовать раскрытию соединения при растягивающих нагрузках, приложенных в противоположных направлениях к трубам i и 2. Этих колец может быть одно (тогда обязательно наличие хотя бы одного кольца 10), два и более. В любом случае толщина пакета колец 10 и 11 или только колец 11, если кольца 10 отсутствуют, для обеспечения гарантированного заполнения канавки 7, как при монтаже, так и в процессе работы,

должна быть больше, чем ширина этой канавки.

Дополнительное кольцо 12, размещенное выше канааки 7, не является обязательным. Оно служит для предотвращения крутильных деформаций колец 11 при воздействии на них движущимся в процессе монтажа соединительным стержнем 5. Необходимость его установки определяется расчетом, а в работе соединения кольца 12 не участвует.

Для облегчения захождения колец 11 в канавку 7, в ней и на внутренних кромках колец 11. по крайней мере верхней части этих колец, выполнены фаски, соответственно, 13 и 14.

Соединение элементов осуществляют следующим образом.

При монтаже трубу 2 верхней секции насаживают отверстием 8 во фланце 4 на конический наконечник 6 соединительного стержня 5. Соосность соединения достигается скольжением кромки отверстия 8 и внутренней поверхности колец 10, 11 и 12 о боковую поверхность стержня 5. При контактировании конического наконечника с кольцами 10 и 11 последние под действием радиальных составляющих и сил давления от веса конструкции разжимаются. Кольцо 12 при опускании верхней части конструкции предотвращает изгиб колец 11. При дальнейшем опускании верхней части конструкции кольцо 10, а затем и регулировочные кольца 11 под действием сил собственной упругости входят в канавку 7 на стержне 5. В случае взаимного перекоса фланцев 3 и 4 последнее из входящих в зазор колец 11 зайдет в зазор несимметрично, настолько, сколько позволит зазор. При появлении в процессе работы растягивающих усилий зазор может возрасти. Тогда это кольцо 11 войдет в него полностью и частично - следующее за ним. Поскольку толщина пакета колец больше чем ширина канавки 7, регулировочные кольца 11 всегда в некотором избытке и заполнение канавки 7 гарантировано.

Из сказанного выше ясно, что в описанной конструкции понятия верх и низ являются условными, в том смысле, что фланец 3 с прикрепленным к нему стержнем 5 может принадлежать верхнему из соединяемых элементов, а не нижнему, как изображено на чертеже. Тогда разрезные пружинные кольца будут располагаться не под, а над коническим наконечником стержня и т.д.

Ясно также, что в качестве соединяемых элементов могут быть не только трубы, как

в описанном примере, но и швеллеры, двутавры и т.п. Причем при креплении строительного элемента с фланцем, например, к фундаменту, последний может быть снаб5 жен не ответным фланце м, как в описанном примере, а другой опорной плитой, снабженной соединительным стержнем.

Из сопоставления известного и данного соединений видно, что последнее проще в

10 изготовлении: все детали имеют только токарную обработку, тогда как в известном требуется и фрезерная. Уменьшено количество сварки. Наконец, в соединении обеспечивается надежность при монтаже и работе,

15 в то время как в прототипе возможно заедание подвижных упоров.

Формула изобретения

1. Узловое соединение строительных

0 элементов, включающее жестко прикрепленную к одному из элементов опорную плиту с соединительным стержнем, имеющим конический наконечник, и фланец с центральным отверстием, жестко прикреп5 ленный к другому элементу, отличающееся тем, что, с целью уменьшения трудоемкости изготовления и повышения надежности, оно снабжено пакетом разрезных пружинных колец, а соединительный стер0 жень в месте примыкания к коническому наконечнику и фланец другого элемента выполнены с кольцевыми канавками, причем в кольцевой канавке фланца размещен пакет колец, толщина которого больше ширины

5 кольцевой канавки соединительного стержня, а глубина канавки фланца больше ширины колец пакета.

2. Соединение по п. 1,отличающееся тем, что пакет выполнен составным,

0 однг. его часть размещена со стороны конического наконечника соединительного стержня и выполнена в виде одного или нескольких регулировочных колец, толщина каждого из которых соответствует допусти5 мому зазору между опорной плитой и фланцем, а другая часть - в виде одного или нескольких колец, суммарная толщина которых меньше ширины кольцевой канавки в соединительном стержне.

0 3, Соединение по п. 1и 2, отличающее с я тем, что оно снабжено дополнительным кольцом, установленным в пакете со стороны конического наконечника соединительного стержня.

5 4. Соединение по пп. 1-3. отличающееся тем, что кольцевая канавка в соединительном стержне и внутренние кромки регулировочных колец выполнены с фасками.

Похожие патенты SU1775537A1

название год авторы номер документа
СЕТЧАТАЯ БАШНЯ 2001
  • Остроумов Б.В.
RU2178494C1
УЗЛОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ СТРУКТУРНОЙ КОНСТРУКЦИИ 2015
  • Марутян Александр Суренович
RU2601631C1
УЗЛОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ СТРУКТУРНОЙ КОНСТРУКЦИИ 2015
  • Марутян Александр Суренович
  • Муртазаев Сайд-Альви Юсупович
  • Нахаев Магомед Рамзанович
  • Сайдумов Магомед Саламувич
  • Алиев Саламбек Алимбекович
  • Берсанов Резван Альвиевич
RU2599998C1
ТРУБЧАТАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОНСТРУКЦИЯ 2012
  • Бикбау Марсель Янович
  • Бикбау Ульяна Марсельевна
RU2496949C2
Узловое соединение горизонтальных и наклонных стержневых элементов пространственной конструкции 1989
  • Дронов Михаил Семенович
  • Михайлов Николай Васильевич
SU1767114A1
ГОНДОЛА ВЕТРОВОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ 2012
  • Реер Йохен
  • Зарториус Флориан
RU2596414C2
Высотное сооружение типа башни 1978
  • Барык Ярослав Сильвестрович
  • Остроумов Борис Валентинович
SU750033A1
УЗЛОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ СТЕРЖНЕЙ ПРОСТРАНСТВЕННОГО КАРКАСА 1994
  • Степанов Олег Леонидович
  • Гусев Алексей Алексеевич
RU2112843C1
УЗЛОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ СТЕРЖНЕЙ ПРОСТРАНСТВЕННОГО КАРКАСА 2013
  • Марутян Александр Суренович
RU2529353C1
УЗЛОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ 1993
  • Богомолов В.П.
  • Никифоров В.Г.
RU2054096C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 775 537 A1

Реферат патента 1992 года Узловое соединение строительных элементов

Использование: при соединении трубчатых поясов секционных решетчатых высотных сооружений, элементов других сечений в зданиях и сооружениях различного назначения: ферм к колоннам, колонн к фундаментам и т.п. Сущность изобретения; к торцу одного из соединяемых элементов жестко прикреплена опорная плита с закрепленным в ней соединительным стерж° Изобретение относится к строительству, а более конкретно к узлам автоматического соединения строительных элементов. Оно предназначено для использования при соединении трубчатых поясов секционных решетчатых высоких сооружений (вытяжные башни, башни и мачты связи и др.), но может быть применено также и при соединении элементов трубчатого двутаврового и других сечений в зданиях и сооружениях различного назначения: стропильных и подстропильных ферм к колоннам, колонн и фундаментам и т.п. нем, имеющим конический наконечник. Другой соединяемый элемент снабжен торцевым фланцем с центральным отверстием, диаметром, несколько большим наконечника. На боковой поверхности стержня у конического наконечника и в стенке отверстия выполнены, соответственно, кольцевые канавки, заполненные пакетом разрезных пружинных колец Кольца - регулировочные, тонкие, толщина - порядка допустимого зазора между фланцем и опорной плитой. Кольца имеют большую толщину Для гарантированного заполнения кольцами канавки толщина пакета больше ширины канавки. Канавка и внутренние кромки колец снабжены встречными фасками Для возможности установки соединительного стержня при монтаже в проектное положение глубина канавки заведомо больше ширины колец Деформированию колец из плоскости при воздействии на них движущимся в процессе монтажа стержнем может препятствовать дополнительное кольцо, которое расположено в канавке, но смещено вверх относительно канавки. 3 з.п.ф-лы, 5 ил Известно узловое соединение трубчатых элементов поясов секционных высотных сооружений на болтах через фланцы В этих узлах к торцам соединяемых труб приварены фланцы, а монтажное соединение выполняется болтами, установленными в совмещенные отверстия фланцев. Недостатком этого соединения является повышенная опасность ведения монтажных работ на высоте, а также большие трудозатраты при установке болтов. Известно также узловое соединение трубчатых элементов, осуществляемое на(Л С VI VI ел СП со XJ

Формула изобретения SU 1 775 537 A1

Фие.Ј

Л -А

Фиг. 2

Фаг. 5

Фиг. 4

42

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1775537A1

В.Ф.Павловский и др
Стальные башни
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Способ очистки нефти и нефтяных продуктов и уничтожения их флюоресценции 1921
  • Тычинин Б.Г.
SU31A1
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1
Р.П.Барон
Производство монтажных работ с помощью вертолета, - М.: СИ
Колосниковая решетка с чередующимися неподвижными и движущимися возвратно-поступательно колосниками 1917
  • Р.К. Каблиц
SU1984A1
Способ очистки нефти и нефтяных продуктов и уничтожения их флюоресценции 1921
  • Тычинин Б.Г.
SU31A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Узловое соединение строительных элементов 1989
  • Кагановский Леонид Овсеевич
SU1664984A1
кл
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1

SU 1 775 537 A1

Авторы

Барык Ярослав Сильвестрович

Федорец Элан Кузьмич

Даты

1992-11-15Публикация

1990-05-29Подача