Изобретение относится к машиностроению, в частности к амортизаторам для виброизолированной установки оборудования на фундамент.
Известен амортизатор, содержащий монолитный эластичный элемент с кольцевым пазом для охвата пластины (опорной полки) опоры, которая предназначена для установки на фундамент виброизолируемо- го оборудования с помощью болтового соединения, для которого имеется центральное отверстие и тяжелая втулка.
Известный амортизатор предназначен для установки только легкого оборудования, так как с повышением нагрузки происходит смещение в эластичном элементе, что снижает его надежность.
Наиболее близким к изобретению является упругий амортизатор, используемый в подвеске моторов автомобилей, который содержит опору с отверстием, установленные в нем эластичные элементы с центральным отверстием и размещенную в последнем ограничительную втупку.
К недостаткам известного упругого амортизатора, следует отнести пониженные эксплуатационные свойства, включающие низкую податливость, а также низкие виброизолирующие качества. Такие амортизаторы обладают постоянной повышенной жесткостью, т.е. имеют определенную величину свободного хода, другими словами каждый амортизатор соответствует только одной допустимой нагрузке.
Целью изобретения является повышение эксплуатационных и виброизолирующих свойств амортизатора.
Сущность изобретения поясняется-чертежами, на которых изображен продольный разрез амортизатора
-ч
х|
сл ел
XI
На фиг. 1-13 изображены варианты исполнения эластичных элементов амортизатора с образованными в них различной формы кольцевыми каналами.
Амортизатор содержит опору 1 с отвер- стием 2, установленные в нем эластичные элементы с центральным отверстием 3 и размещенную в нем ограничительную втулку 4. Эластичные элементы выполнены в виде набора профильных, контактирующих между собой шайб 5, у которых на части поверхности выполнены вырезы б, которыми образованы кольцевые каналы 7 представляющие собой в поперечном сечении или прямоугольник, или сегмент, или ромб, или комбинацию из них.
Профильные шайбы скреплены между собой, например склеены, и установлены с зазором 8 в опоре 1 фундамента 9 монтируемого оборудования 10. В профильных шай- бах 51 имеются центрирующие выступы 11, входящие в отверстие 2.
Крепление устанавливаемого оборудования к фундаменту 9 и фиксация амортизатора осуществляется с помощью болтового соединения 12, которое включает ограничительную втулку 4 и опорную шайбу 13 на которую он опирается. Профильные шайбы 5 выполнены со сквозными отверстиями 3. В них размещены ограничительная втулка 4 и в ней болтового соединения 13.
Для обеспечения герметичности кольцевых каналов 7 (фиг. 2) выполнены ступенчатые замки 14. Для улучшения податливости каждая профильная ша ,оа 5 по месту охвата ограничительной втулки 4 имеет тороидальную выкружку 15 (фиг. 2).
На фиг. 3 и 9 один из эластичных элементов амортизатора снабжен промежуточной массой 16 в виде металлической шайбы, что увеличивает момент инерции и способствует ослаблению проходящих через амортизатор изгибных колебаний.
На фиг. 4 профильные шайбы 5 выполнены с мелкими гофрами 17, коническими поверхностями 18, замками 14. Отверстие 2 в опоре 1 и центрирующий выступ 11 выполнены коническими.
На фиг. 5 кольцевые каналы 7 имеют еще и тороидальную сферическую выкружку 19. Центрирующий выступ 11 выполнен коническим, а отверстие 2 в опоре 1 - цилиндрическим.
На фиг. 6-10 профильные шайбы 5 вы- полнены в виде матрицы и пуансона с образованием по стыкуемым поверхностям кольцевых каналов 7.
На фиг, 11-13 кольцевые каналы 7 выполнены в различных сочетаниях.
Профильные шайбы 5 соединены между собой склеиванием, вулканизацией. Для обеспечения предварительного натяга профильных шайб 5 ограничительная втулка 4 выполнена короче суммарной высоты профильных шайб 5 на величину предварительной деформации.
Виброизолированная установка и закрепления оборудования 10 на фундаменте 9 осуществляется следующим образом: в имеющееся отверстие 2 опоры 1 фундамента 9 устанавливают центрирующими высту- пами 11 профильные шайбы 5. Болтовое соединение 12с ограничительной втулкой 4, опорной шайбой 13 заводят в центральное отверстие 3 профильных шайб 5 и пропускают сквозь лапу устанавливаемого оборудования 10.
Амортизатор работает следующим образом.
Под действием силы тяжести оборудования 10 и затяжки болтового соединения 12 профильные шайбы 5 сжимаются до соприкосновения торцов ограничительной втулки 4 с опорной шайбой 13 и опорной поверхностью лапы оборудования 10.
При возникновении динамических пульсирующих воздействий, направленных вдоль ос болтового соединения 12, происходит попеременное пульсирующее сжатие профильных шайб 5 в зависимости от направления инерционного и упругого воздействия - вверх, вниз. Предварительная деформация профильных шайб 5 при этом уменьшается и происходит гашение вибрации установленного оборудования 10.
При возникновении поперечных воздействий, направленных перпендикулярно оси болтового соединения 12, происходит наклон оси болтового соединения в сторону, противоположную воздействию, с последу- кж1им возвратом его в исходное положение силами упругости профильных шайб 5.
Ограничительная втулка 4 ограничивает максимальные размахи оборудования относительно исходного положения.
Выполнение в амортизаторе на части поверхности профильных шайб вырезов, которыми образованы кольцевые каналы, позволит улучшить упругие свойства амортизатора, обеспечить не только значительную несущую способность, но и высокую податливость набора профильных шайб при действии статической нагрузки, обеспечит большим моменты инерции, ослабления проходящих через амортизатор изгибных колебаний и требуемые комбинации виброакустических характеристик.
Выполнение конструкции из профильных шайб делает ее легко монтируемой
Возможность изменения высоты, числа и площади кольцевых каналов, материала и количества профильных шайб непосредственно при установке оборудования или в процессе ремонта способствует повышению эксплуатационных в и виброизолирующих свойств как при малой, так и при относительно большой опорной поверхности.
Изобретение позволяет также повысить упругие свойства амортизатора путем создания давления газа в образованных полостях каналов, например введением в полости двуокиси углерода - сухого льда.
Формула изобретения Амортизатор, содержащий опору с отверстием, установленные в нем эластичные элементы с центральным отверстием и размещенную в последнем ограничительную втулку, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационных и виброизолирующих свойств, эластичные элементы выполнены в виде набора профильных, контактирующих между собой шайб, у которых на части поверхности выполнены вырезы, которыми образованы кольцевые каналы, представляющие собой в поперечном сечении ийи прямоугольник, или сегмент, или
ромб, или комбинацию из них.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АМОРТИЗАТОР ТРЕХКАСКАДНЫЙ С УПРУГОДЕМПФИРУЮЩИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ | 2017 |
|
RU2668940C2 |
ВИБРОИЗОЛИРУЮЩАЯ ОПОРА | 2009 |
|
RU2391581C1 |
Виброизолированный фундамент | 1980 |
|
SU912842A1 |
ВИБРОИЗОЛИРУЮЩАЯ ОПОРА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1993 |
|
RU2066798C1 |
СЕЙСМОСТОЙКОЕ СООРУЖЕНИЕ | 2014 |
|
RU2656442C2 |
ЦЕЛЬНОМЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ВИБРОИЗОЛЯТОР "ПУСТОТЕЛЫЙ ГОЛЫШ" (ЦВПГ) (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2012 |
|
RU2534850C2 |
ТРУБОТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2004 |
|
RU2347969C2 |
СЕЙСМОСТОЙКОЕ ЗДАНИЕ | 2014 |
|
RU2568192C1 |
СЕЙСМОСТОЙКОЕ ЗДАНИЕ КОЧЕТОВА | 2015 |
|
RU2624070C2 |
ЗВУКОИЗОЛИРУЮЩЕЕ ОГРАЖДЕНИЕ КОЧЕТОВА | 2013 |
|
RU2538858C1 |
Использование: в машиностроении, а именно для виброизолированной установки оборудования на фундамент. Сущность изобретения: амортизатор содержит опору с отверстием, установленные в нем эластичные элементы с центральным отверстием и размещенную в последнем ограничительную втулку. Эластичные элементы выполнены в виде набора профильных, контактирующих между собой шайб, у которых на части поверхности выполнены вырезы, которыми образованы кольцевые каналы, представляющие собой в поперечном сечении или прямоугольник, или сегмент, или ромб, или комбинацию из них. 13 ил.
10
4S
11
фиг. 1
Ј srjcb
ы
ILSSLLl
гю ю гг/
Н
(
177557
fpc/г 10
фиг 11
Фиг. 1
Фаг. 13
Найденко О | |||
К., Петров П | |||
П | |||
Амортизация судовых двигателей и механизмов | |||
Л., 1962 | |||
с | |||
Затвор для дверей холодильных камер | 1920 |
|
SU182A1 |
НИТРОЭФИРЫ, ОБЛАДАЮЩИЕ ПРОТИВОВОСПАЛИТЕЛЬНОЙ И/ИЛИ АНАЛЬГЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ, СПОСОБЫ ИХ ПОЛУЧЕНИЯ, ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ | 1994 |
|
RU2136653C1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-11-15—Публикация
1990-12-20—Подача