Изобретение относится к торфяному производству и может быть использовано в мелиорации, сельском хозяйстве для осушения болот и торфяных месторождений в районах с устойчивым промерзанием грунта.
Известен способ строительства каналов, включающий рытье канала с одновременным созданием давления на откосы канала при помощи ледяных плит, которые устанавливают вертикально вплотную одна к другой.
Недостатками этого способа являются высокая трудоемкость, связанная с заготовкой ледяных плит, их транспортировкой и укладкой, а также технологическая сложность в осуществлении способа. Кроме того, ледяные плиты водонепроницаемы.
Прототипом является способ строительства каналов, включающий рыхление взрывом мерзлого слоя грунта по трассе канала, его выемку и дальнейшее углубление канала. В целях создания прямолинейных каналов и снижения сейсмического воздействия взрыва на окружающую среду выемки окон- туривают узкими щелевыми прорезями на полную мощность мерзлоты.
Недостатком этого способа является деформация каналов на малопроточных участках торфяных месторождений.
Цель изобретения - повышение эффективности использования ВВ при строительстве каналов взрывным способом на торфяных залежах, улучшение качества выполнения профиля строящихся взрывным способом каналов и повышение эффективности их работы.
Указанная цель достигается тем, что в способе строительства каналов на торфяных залежах в зимний период, включающем производство взрывов зарядов ВВ на выброс грунта и нарезку в залежи оконтурива- ющих щелей, перед взрывом зарядов ВВ
VJ
О OJ
ю
GJ
торфяную залежь по трассе канала предварительно промораживают на глубину 1,1- 1,5 заданной глубины каналов и на ширину, включающую ширину каналов по верху и ширину полос для обеспечения прохода ма- шин, а затем в промороженной залежи прорезают щели на глубину 0,7-0,8 заданной глубины каналов: одну зарядную по оси будущего канала, а две оконтуривающие щели с обеих сторон от осевой с интервалом 0,3- 0,4 заданной ширины каналов. Промораживание торфяной залежи производят посредством уплотнения снежного покрова.
Для производства взрывов используют шланговые заряды ВВ.
На фиг.1 изображено состояние торфяной залежи и повышение мерзлого слоя до операции предварительного промораживания; на фиг.2 - состояние торфяной залежи и положение мерзлого слоя после предварительного промораживания; на фиг.З - схема нарезки щелей в промороженной торфяной залежи; на фиг.4 - вид канала после взрыва и нормативное проектное сечение канала.
Торфяная залежь 1 сверху покрыта снежным покровом 2, а между торфяной залежью 1 и снежным покровом 2 расположен мерзлый слой торфяной залежи 3. По трассе ка- нала, по его ширине В образуют слой льда 4. В промороженной залежи 3 прорезают зарядную щель 5 и оконтуривающие щели 6. В зарядную щель 5 помещают шланговый заряд ВВ 7. После взрыва шлангового заря- да образуется профиль канала 8. Для сравнения на фиг.4 дан проектный профиль канала 9.
Способ строительства канала выполняется следующим образом, В начале зимнего периода после установления на поверхности торфяной залежи 1 снежного покрова 2 и образования мерзлого слоя торфяной залежи 3 начинают уплотнять снежный покров 2 по трассе канала на ширину В, включающую начальную ширину канала и ширину полос для прохода машин. При этом по трассам каналов образуется слой льда 4, который улучшает условия для прохода машин и способствует интенсивному теплооб мену торфяной залежи с атмосферой. В связи с этим по трассе канала зона мерзлого торфа 3 значительно увеличивается в глубину торфяной залежи 1, Промораживание торфяной залежи 1 заканчивают, когда глубина промерзания превысит в 1,1-1,5 раза заданную глубину канала. Затем в промороженной залежи прорезают три щели на глубину 0,7-0,8 заданной глубины канала. Зарядную щель 5 прорезают по оси канала, а оконтуривающие щели 6 - симметрично с обеих сторон от зарядной щели 5 с расстоянием от нее 0,3-0,4 заданной ширины канала, Шланговый заряд ВВ 7 помещают зарядную щель 5. Забойкой служит торф, экскавированный при нарезке щелей. После взрыва шлангового заряда 7 образуется профиль канала 8, Весной или летом после оттаивания доводят канал до проектного профиля 9.
Формула изобретения 1.Способ строительства каналов на торфяных залежах в зимний период, включающий производство взрывов зарядов В В на выброс грунта и нарезку в залежи оконтури- вающих щелей, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности использования В В при строительстве каналов взрывным способом на торфяных залежах, улучшения качества выполнения профиля строящихся взрывным способом каналов и повышения эффективности их работы, перед взрывом зарядов В В торфяную залежь по трассе канала предварительно промораживают на глубину 1,1-1,5 заданной глубины канала и на ширину, включающую ширину канала и ширину полос для проезда машин, а щели прорезают на 0,7-0,8 заданной глубины канала, причем оконтуривающие щели прорезают на расстоянии от оси канала в 0,3-0,4 его заданной ширины, а по оси канала прокладывают осевую щель и в нее закладывают заряды ВВ.
2.Способ по п. 1,отличающийся тем, что используют шланговые заряды ВВ.
3,Способ по п.1, отличающийся тем, что промораживание торфяной залежи ведут путем уплотнения снежного покрова.
фиг. 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ разработки месторождения сапропелей, залегающих под слоем торфа | 1988 |
|
SU1603002A1 |
Способ разработки торфа в зимний период | 1986 |
|
SU1467191A1 |
СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ ТРАНШЕЙ ВЗРЫВОМ | 1988 |
|
RU2068170C1 |
Способ добычи фрезерного торфа | 1987 |
|
SU1463924A1 |
Способ возведения основания дороги на слабых грунтах | 1990 |
|
SU1792724A1 |
СПОСОБ ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ СМЕРЗАЮЩИХСЯ СЫПУЧИХ И КУСКОВЫХ МАТЕРИАЛОВ | 2008 |
|
RU2356810C1 |
Способ осушения сильнообводненных торфяных залежей | 1987 |
|
SU1483018A1 |
Способ осушения высокообводненных торфяных залежей верхового типа | 1982 |
|
SU1082955A1 |
Способ возведения земляного полотна в зимнее время | 1991 |
|
SU1819932A1 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ ТРАНШЕИ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА В МЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ И СКВАЖИНА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2003 |
|
RU2235935C1 |
Сущность изобретения: в зимний период по трассам строящихся каналов уплотняют снежный покров. После промораживания торфяной залежи на глубину 1,1-1,5 заданной глубины канала и на ширину, включающую ширину канала и ширину полос для проезда машин, прорезают щели на 0,7-0,8 заданной глубины канала, причем оконтуривающие щели прорезают на расстоянии от оси канала в 0,ЗЧ),4 его заданной ширины. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
4656
ftve.3
Выхидна грунта
фиг. 4
Способ осушения торфяных залежей | 1980 |
|
SU894051A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Кушнарев Д.М | |||
и др | |||
Справочник по взрывным работам в мелиоративном и водохозяйственном строительстве | |||
Приспособление для установки двигателя в топках с получающими возвратно-поступательное перемещение колосниками | 1917 |
|
SU1985A1 |
Авторы
Даты
1992-11-15—Публикация
1990-10-31—Подача