Изобретение относится к трубопроводной запорной арматуре, а именно к шиберным задвижкам, и может использоваться на трубопроеодах, транспортирующих различные жидкостные среды, в том числе электролиты, гидросмеси с абразивными материалами, например пульпу. Может использоваться в горно-добывающей, металлургической, химической, строительной и других отраслях промышленности.
Известна задвижка, содержащая корпус, в котором расположены седло с проходным сечением, установленный на штоке дисковый элемент, связанный с ним посредством оси зубчатый диск, контактирующий с двумя зубчатыми подпружиненными рейками, установленными на боковых стенках корпуса, и дисковая пружина, размещенная между запорным диском и дисковым элементом по контакту с последним.
Недостаток данной задвижки заключается в низкой надежности ее в работе, особенно в абразивных и агрессивных гидросредах, из-за возможных перекосов реек и заклинивания запорного диска.
Известна задвижка, содержащая корпус с седлом, входным и выходным патрубками, запорный диск с зубьями, кинематически связанный с приводным валом через кулису, жестко закрепленную по валу, и шток, одним концом свободно установленный на кулисе, а другим жестко прикрепленный к подвижному элементу. Поджимной элемент выполнен в виде дискового элемента, непосредственно контактирующего с поверхностью запорного диска и связанного с ним посредством оси. Имеется также пружинный элемент в виде лепестковой пластины и упоры, установленные с возможностью контакта с пружинным элементом и размещенные вне проходного канала, симметричN ivi
iOO
ife
о
но вертикальной оси запорного диска в диаметральной плоскости, перпендикулярной торцу запорного диска.
Данная задвижка не надежна из-за сложности ее конструкции. Из-за малейшей неточности изготовления элементов давление на запорный диск будет передаваться неравномерно, что приведет к его перекосу. а значит, к неплотному прилеганию к седлу. Под лепестковым пружинным элементом могут скапливаться абразивные микрочастицы, дисковая пружина перестает пружинить, а значит, хуже прижимает запорный диск к седлу.
Консольное крепление штока к дисковому элементу предопределяет действие больших тяговых усилий на все элементы кинематической цепи. Такое постоянное на- гружение элементов может привести к их поломке, что снижает надежность конструкции.
Цель изобретения - повышение надежности конструкции.
Цель достигается тем, что в задвижке, содержащей корпус с седлом, входным и выходным патрубками, запорный диск, связанный с приводным валом через кулису, закрепленную на валу, и шток, свободно установленный на кулисе, соединенный с подвижным элементом, связанным осью с запорным диском, пружинный элемент и упоры, установленные с возможностью контакта с пружинным элементом и размещенные вне проходного канала симметрично вертикальной оси запорного диска в диаметральной плоскости, перпендикулярной торцу запорного диска, согласно изобретению, поджимной элемент установлен с зазором относительно запорного диска и выполнен в виде плоской пластины, размещенной в диаметральной плоскости, перпендикулярной торцу запорного диска, при этом шток установлен на оси в центре пластины в одной плоскости с ней, наклонно, упоры размещены на поджимном элементе, а пружинные элементы выполнены в виде пластин, размещенных на стенке корпуса, напротив упоров, причем пластины одним концом закреплены на корпусе, а другой конец выполнен отогнутым в сторону отхода.
На фиг. 1 показан общий вид задвижки спереди; на фиг, 2-то же, вид сбоку.
Задвижка содержит корпус 1 с расположенным в нем седлом 2, выходным 3 и входным 4 патрубками. В верхней части корпуса 1 установлен призодной вал 5, к которому прикреплена кулиса 6. К нижнему концу кулисы 6 посредством оси 7 присоединен шток 8, который, в свою очередь, жестко
скреплен с подвижным элементом - плоской пластиной 9. Причем шток 8 прикреплен к центру пластины 9 и установлен в одной плоскости с ним, под наклоном. Плоекая поджимная пластина 9 связана с запорным диском 10 посредством оси 11. На пластине 9, вне сечения проходного сечения, расположены упоры 12 симметрично вертикальной оси запорного диска 10, в диаметральной плоскости, перпендикулярной
торцовой плоскости запорного диска 10. На
стенке корпуса 1, вне проходного сечения,
прикреплены пружинные элементы в виде
плоской пластины 13, незакрепленный конец которой выполнен отогнутым в сторону от входа. Плоские пружинные пластины 13 установлены с возможностью контакта с упорами 12.
На приводном валу 5, в месте его вывода из корпуса 1, выполнен буртик 14, а между буртиком 14 и стенкой корпуса 1 размещен уплотнительный элемент 15, изготовленный, например, из пластмассы. Для предотвращения утечек на валу 5 установлен сальник 16, а также рукоятка 17 для проворачивания вала 5, связанная с фиксатором 18. Вместо рукоятки 17 вал 5 может быть соединен и с приводом (на чертеже не показан). Для фиксации положения рукоятки 17 имеются фиксирующие отверстия 19. Работа задвижки осуществляется следующим образом.
При открытии задвижки рукояткой 17 проворачивают приводной вал 5. Кулиса 6,
закрепленная на валу 5, также начинает поворачиваться, передавая тяговое усилие на шток 8 через ось 7. И затем через шток 8 тяговое усилие передается на пластину 9. За счет того, что шток 8 установлен в центре и
под наклоном к пластине 9, упоры 12 поочередно выходят из контакта с пружинными элементами - плоскими пластинами 13, чем облегчается работа элементов кинематической цепи. Пластина 9 через ось 11 передает
тяговое усилие на запорный диск 10, который поднимается вместе с пластиной 9 и отходит от седла 2, открывая проходное отверстие 3. Жидкость пропускается через проходное сечение задвижки, При этом по0 током жидкости, натекающей на пружинные пластины 13, из-под них вымываются все абразивные частицы, сохраняя тем самым пружинные их свойства. В открытом положении задвижка фиксируется с помощью
5 фиксатора 18.
Для закрытия задвижки фиксатор 18 вынимают из фиксирующего отверстия 19. рукояткой 17 прокручивают вал 5 в обратном направлении. При этом через кулису 6, ось
7, шток 8 усилие передается на плоскую
пластину 9, опуская ее вниз вместе с запорным диском 10. В момент касания упоров 12 к плоским пружинным пластинам 13 (поочередно) происходит небольшое проворачивание запорного диска 10 по оси 11. А так как в это время диск 10 касается седла 2, то происходит счищение с седла 2 налипших абразивных микрочастиц. Упоры 12 входят в контакт с плоскими пружинными элементами 13 и осуществляют равномерный поджим поджимного элемента - пластины 9, передающей это давление на запорный диск 10 посредством оси 11, так что запорный диск 10 без перекосов примыкает к седлу 2, закрывая проходное отверстие 3.
Буртик 14 позволяет осуществлять смену сальникового устройства 16 без отключения работающего трубопровода.
Формула изобретения Задвижка, содержащая корпус с седлом, входным и выходным патрубками, запорный диск, связанный с приводным валом через кулису, закрепленную на валу,
и шток, свободно установленный на кулисе, соединенный с подвижным элементом, связанным осью с запорным диском, пружинный элемент и упоры, установленные с
возможностью контакта с пружинным элементом и размещенные вне проходного канала симметрично вертикальной оси запорного диска в диаметральной плоскости, перпендикулярной горцу запорного ди0 ска. отличающаяся тем, что поджимной элемент установлен с зазором относительно запорного диска и выполнен в виде плоской пластины, размещенной в диаметральной плоскости, перпендикуляр5 ной торцу запорного диска, при этом шток установлен на оси в центре пластины в одной плоскости с ней наклонно, упоры размещены на поджимном элементе, а пружинные элементы выполнены Р виде пла0 стин, размещенных на стенке корпуса напротив упоров, примем пластины одним концом закреплены на корпусе, а другой конец выполнен отогнутым в сторону от входа.
Физ.1
1778420
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Задвижка | 1988 |
|
SU1634914A1 |
ЗАДВИЖКА | 1996 |
|
RU2110001C1 |
ЗАДВИЖКА ШИБЕРНАЯ | 2010 |
|
RU2467235C2 |
ЗАПОРНОЕ УСТРОЙСТВО | 1993 |
|
RU2109191C1 |
ЗАДВИЖКА | 1992 |
|
RU2088827C1 |
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА | 2019 |
|
RU2730895C1 |
ПРОХОДНОЙ ЗАПОРНЫЙ КЛАПАН, САМОЗАКРЫВАЮЩИЙСЯ ПРИ ОТСУТСТВИИ ДАВЛЕНИЯ НА ЕГО ВХОДЕ | 2003 |
|
RU2258167C1 |
ШАРОВОЙ КРАН ДВУХСТОРОННЕГО ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ВЫСОКИХ ДАВЛЕНИЙ | 1999 |
|
RU2171935C2 |
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА | 2014 |
|
RU2578548C1 |
ШИБЕРНАЯ ЗАДВИЖКА | 2020 |
|
RU2765633C1 |
Использование: на трубопроводах с электролитами, пульпой. Сущность изобретения: запорный диск связан с приводным валом через кулису, закрепленную на валу. Шток свободно установлен на кулисе, соединен с поджимным элементом. Элемент связан осью с диском. Упоры контактируют с пружинным элементом и размещен вне проходного канала симметрично вертикальной оси диска в диаметральной плоскости, перпендикулярной торцу диска. Поджимной элемент установлен с зазором относительно диска и выполнен в виде плоской пластины, размещенной в диаметральной плоскости, перпендикулярной торцу диска. Шток установлен на оси в центре пластины в одной с ней плоскости наклонно. Упоры размещены на пластине. Пружинные элементы выполнены в виде пластин, размещенных на стенке корпуса напротив упоров. Другой конец пластин выполнен отогнутым в сторону от входа. 2 ил.
Фиг.2.
Задвижка | 1988 |
|
SU1634914A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-11-30—Публикация
1990-04-18—Подача